Мысль семейная в романе - эпопее «Война и мир»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 19:21, реферат

Краткое описание

В 60-е годы семья – в центре внимания Толстого. «Писатель, - отмечает Н.Н.Гусев, - несчастливый и неспокойный в семейной жизни, никогда не мог бы создать произведение, столь грандиозное по размеру и проникнутое таким мирным, спокойным, жизнерадостным настроением». «Война и мир», - утверждает другой биограф Толстого, - создана в семье, она вышла из семьи. Семья ничем, казалось бы, не способствовала творчеству, а вместе с тем именно она порождала его». Прототипами центральных героев были люди, составляющие ближайшее родственное и семейно-родовое окружение Льва Николаевича.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 531.00 Кб (Скачать файл)

Третье поколение Болконских - Николенька, сын Андрея; маленьким мальчиком видим мы его в эпилоге романа, но уже тогда он внимательно слушает Пьера, в нем происходит какая-то особая, независимая, сложная и сильная работа чувства и мысли. Он очень любит отца и Пьера, и, убедившись, что отец одобрил бы революционные взгляды Пьера, сказал себе: «Отец! Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен...»

 

Для героев романа неоценима  важны их «фамильная» общность и  приобщенность к семейному преданию, традициям отцов и дедов. Когда французы вот-вот должны были подойти к Богучарову, княжна Марья ощущала себя «обязанною думать за себя мыслями своего отца и брата»: «…что бы они сделали теперь, то самое она чувствовала необходимым сделать». Подобные же заботы овладевают Николаем Ростовым в тяжелую для его семьи пору: он не отказывается от обязательства уплаты долгов, так как память об отце для него священна.

В кризисных ситуациях  герои романа готовы не только поступиться  своим родовым имуществом, как, например, в ситуации с подводами Ростовых, но и подвергнуть опасности самих себя и близких людей. Как суровую необходимость Болконские воспринимают службу в армии князя Андрея, Ростовы – уход на войну Пети. Участвуя в петербургской оппозиции правительству, Пьер сознательно идет навстречу серьезнейшим испытаниям для себя и семьи.

В мирный быт Болконских и Ростовых вовлечен широкий круг внесемейных связей. Поездки к  соседям, прием гостей, долгое пребывание в домах родственников и друзей, выезды в свет – все это органично  входит в «обыденность» семьи Ростовых.

В домашней жизни толстовских  героев находится место и обсуждению «общих» проблем, нравственно философским  раздумьям, спорам на военные и политические темы. Можно вспомнить и рассуждения  о войне в доме Ростовых, и философическую беседу Пьера с Андреем Болконским в Богучарове.  Неприметно и естественно возникает в Лысых Горах под конец романа спор о современной России, о ее дальнейших путях развития.

 

Атмосфера семейного мира в эпилоге романа

Наиболее ярко атмосфера  семейного мира представлена в эпилоге романа Толстого. «Ростовская» стихия единения (какие бы кризисные ситуации ни подвергали испытаниям жизнь детей Ильи Андреевича) здесь заметно упрочивается: семьи Николая и Пьера гармонически спрягают «болконско-безуховскую» духовность и ростовскую безыскусственную доброту. И «ростовская порода», будучи обогащена опытом Болконских и Безухова, в эпилоге как бы преодолевает свою былую узость и беззащитность: Николай как глава новой семьи Ростовых гораздо жизнеспособнее и практичнее, чем его отец Илья Андреевич.

Ростовскую традицию свободно-личностного единения людей наследует и вновь сложившиеся семьи. Взаимоотношения мужа и жены в романе не регламентированы ни обычаем и привычным этикетом, ни вновь вводимыми правилами. Они естественно устанавливаются каждый раз заново. Каждый член семьи свободно и полно проявляет в ней свою личность.

Наташа появляется в эпилоге в новой для себя роли - роли жены и матери. Своё отношение к «новой» Наташе Л.Толстой выразил мыслями старой графини, которая «материнским чутьём» понимала, что «все порывы Наташи имели началом только потребность иметь семью, иметь мужа, как она, не столько шутя, сколько взаправду, кричала в Отрадном». Графиня Ростова «удивлялась удивлению людей, не понимавших Наташи, и повторяла, что она всегда знала, что Наташа будет примерною женою и матерью».

Знал это  и автор, создавший Наташу и наделивший её лучшими в его глазах качествами женщины. В Наташе Л.Толстой, если перейти  на высокопарный язык, воспел благородную  женщину той эпохи, какой он себе её представлял.

В материнстве Толстой  видит высшее призвание и назначение женщины. И его Наташа - идеальное  воплощение женственности - в зрелом возрасте остается верной сама себе. Все  природные богатства ее натуры, вся  полнота ее жизнелюбивого существа уходят в материнство и семью. Как жена и мать, Наташа по-прежнему прекрасна. “Она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую подвижную Наташу”. Черты её лица “имели выражение спокойной мягкости и ясности”. Непрестанно горевший прежде “огонь оживления” зажигался в ней теперь только тогда, когда “возвращался муж, когда выздоравливал ребёнок, или когда она с графиней Марьей вспоминала о князе Андрее”, и “очень редко, когда что-нибудь случайно вовлекало её в пение”. Но когда в её “развившемся красивом теле” зажигался прежний огонь, она “бывала ещё более привлекательна, чем прежде”.

Одухотворенная чувственность  Наташи торжествует в семейной жизни  с Пьером. Отношения между ними глубоко человечны и чисты. Пьер не может не ценить в Наташе ее чуткую женскую интуицию, с которой она угадывает малейшие его желания, и любуется непосредственной чистотою ее чувств. Пьеру как воздух нужна Наташа с ее обостренным чувством правды и фальши, настоящего и мнимого, живого и мертвого. Через общение с нею очищается и обновляется его душа: "После семи лет супружества Пьер чувствовал радостное, твердое сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому, что он видел себя отраженным в своей жене. В себе он чувствовал все хорошее и дурное смешанным и затемнявшим одно другое. Но на жене его отражалось только то, что было истинно хорошо: все не совсем хорошее было откинуто. И отражение это произошло не путем логической мысли, а другим - таинственным, непосредственным отражением". Разговаривая, они “с необыкновенной ясностью и быстротой”, на лету схватывают мысли друг друга, из чего мы делаем вывод о полном духовном их единстве, что так важно для Толстого.

На последних  страницах романа на долю героини-любимицы выпадает доля стать воплощением идеи автора о сущности и назначении брака, основах семейной жизни, назначении женщины в семье. Душевное состояние Наташи и вся её жизнь в этот период воплощают заветный идеал Л.Толстого: “цель супружества — семья”.

Но, главное, для  Л.Толстого, что Наташа — та самая жизнь, в какой всё, что ни делается, всё к лучшему, и в которой никому не ведомо, что ждёт его завтра. Финалом книги становится простая, незамысловатая мысль: сама жизнь со всеми её беспокойствами и тревогами и есть смысл жизни, в ней итог всего и в ней ничего нельзя предвидеть и предсказать, она же и есть та искомая героями Льва Толстого истина. В «Войне и мире» опоэтизирована повседневная жизнь с ее стабильным укладом: героям Толстого необходимо существовать в некой устойчивой реальности, им близкой и родной, жить в своем доме, в своей «крепости». Только в семье человек способен понять самого себя и все то, что он видел и испытал. "Война и мир" - это гимн Толстого духовным основам семейственности как высшей форме единения между людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1. В.Е.Хализев, С.И.Кормилов. Роман Л.Н.Толстого «Война и Мир». Москва. 1993.

2. В.Я.Линков. Мир и человек в творчестве Л.Толстого и И.Бунина.

3. "Литература". Издательский дом «Первое сентября». № 44/2003.

4. Александр Архангельский. Герои «Войны и мира». 2002.

5. Е.А.Маймин. Лев Толстой. Путь писателя. Москва. 1984.

6. Н.Г.Долинина. По страницам "Войны и мира". Заметки о романе Л.Н. Толстого «Война и мир». 1999.

7. Ю.В.Лебедев. Литература. Учебное пособие для учащихся 10 класса средней школы в двух частях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

  • Введение

 

  • Курагины

 

  • Ростовы

 

  • Болконские 

 

  • Атмосфера семейного мира в эпилоге романа

 

  • Список используемой литературы:

 

 


Информация о работе Мысль семейная в романе - эпопее «Война и мир»