Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 15:20, реферат
Есть множество произведений, как в стихах, так и в прозе, где главным героем является человек реальный, часто знаменитый. Биография как будто окрашивается автором в различные цвета, кто-то может вывернуть наизнанку все жизненные невзгоды и радости, а кто-то наоборот облачить жизнь в прекрасную сказку. Например, известная актриса Алла Демидова, изучающая творчество и жизненный путь Ахматовой, всегда хорошо отзывается об этой поэтессе. Но в таких книгах, как «Голубое сало» Сорокина или «Антиахматова», не самые лестные отзывы и далеко не идеальная картина жизни Анны Андреевны. В свою очередь сама Ахматова пишет о своём друге и коллеге Блоке. О них и других людях пишут очерки, стихи и рассказы Одоевцева и Адамович
Введение . . . . . . . . . . . . . 3
I. Понятие художественный образ . . . . . . 5
II. Интерпретация лирического произведения . . . 8
III. Анализ лирических произведений . . . . . . 10
Заключение . . . . . . 18
Список используемой литературы . . . . . . 19
Дистанционный тур краевого форума «Молодежь и наука»
Образ В.И. Сурикова в стихотворениях
красноярских поэтов
(литература)
исследовательская работа
Оглавление
Введение . . . . . . . . . . . . . 3
II. Интерпретация лирического произведения . . . 8
Заключение
Список используемой литературы . . . . . . 19
Приложение
Как он умел загнать эпоху в тесную картину,
Увлечь людей во временную даль,
С самозабвеньем вглядываясь в лица,
Есть множество произведений, как в стихах, так и в прозе, где главным героем является человек реальный, часто знаменитый. Биография как будто окрашивается автором в различные цвета, кто-то может вывернуть наизнанку все жизненные невзгоды и радости, а кто-то наоборот облачить жизнь в прекрасную сказку. Например, известная актриса Алла Демидова, изучающая творчество и жизненный путь Ахматовой, всегда хорошо отзывается об этой поэтессе. Но в таких книгах, как «Голубое сало» Сорокина или «Антиахматова», не самые лестные отзывы и далеко не идеальная картина жизни Анны Андреевны. В свою очередь сама Ахматова пишет о своём друге и коллеге Блоке. О них и других людях пишут очерки, стихи и рассказы Одоевцева и Адамович. Также создан целый сборник из воспоминаний современников о Чехове – это десятки историй, случаев, множество мнений и фактов из жизни Антона Павловича.
Тема работы: «Образ В.И. Сурикова в творчестве сибирских поэтов».
Выбор этот актуален и не случаен, так как 2008 год для нашего края, а может и для всей России знаменателен – 160 лет со дня рождения великого художника. Эта дата очень важна и ценна для всех нас, так как В. И.Суриков и его талант по праву можно назвать КРАСНОЯРСКИМ.
Проблема исследования
Художественный анализ стихотворений красноярских поэтов, посвятивших свои произведения жизни и творчеству великого живописца. Эта проблема кажется интересной, так как в современном литературоведении остаётся неизученной, но значимой с точки зрения повышенного интереса к творчеству региональных авторов.
Произведений о великом художнике XIX столетия, Василии Ивановиче Сурикове не так уж много, а их критического анализа практически не встречается, особенно анализа лирических текстов.
Одной из главных, по-настоящему раскрывающих жизнь и душу художника, является книга Натальи Петровны Кончаловской «Дар бесценный». И может быть, впервые в русской литературе жизнь и творчество живописца-деда доводится воспеть поэтессе-внучке, на этот раз воплотившей в художественной прозе как внутренний, так и внешний образ героя. Автор, как бы раскрывая читателю двери мастерской, показывает сложнейший процесс рождения картины неотрывно от жизни и быта крупнейшего русского мастера кисти. Именно на факты из этой книги послужили опорой при анализе стихов.
В работе были использованы стихотворения Виктора Журавлёва«Домик Сурикова», Анатолия Третьякова «Усадьба Сурикова», «Толпа на площади соборной» и «Суриков в Красноярске» Зория Яхнина, «Мальчик» К.Л. Лисовского.
Цель: раскрыть образ В. И. Сурикова, его творчество через художественное восприятие, проанализировать стихотворения сибирских поэтов, писавших о великом мастере холста и кисти, сопоставить художественный образ с конкретными биографическими фактами.
Задачи:
Анализ художественного
Методы исследования
Методы работы определялись в соответствии с целью и задачами работы. В ходе исследования была изучена специальная литература, проведен ее анализ, исследованы поэтические тексты.
Данная работа имеет прежде всего практическую значимость, так как материалы были использованы на уроках литературы, истории края, при проведении в школе «Суриковских дней», были помещены в школьную газету «Читаленок».
Часть I
В уме своем я создал мир иной
И образов иных существованье;
Я цепью их связал между собой,
Я дал им вид, но не дал им названья;
Так в стихотворении «Русская мелодия» юный М. Ю. Лермонтов воссоздаст таинственный процесс рождения художественного образа. Какие же грани смысла вбирает в себя это понятие?
Образ – это одно из основных понятий литературы, определяющее природу, форму и функцию художественно-литературного творчества. Основной в художественном творчестве способ восприятия и отражения действительности, специфическая для искусства форма познания жизни и выражения этого познания; цель и итог поиска, а затем и выявления, выделения, подчеркивания художественными приемами тех черт того или иного явления, которые наиболее полно раскрывают его эстетическую, нравственную, общественно значимую сущность. В образе сочетаются и объективность реальности, и субъективность ее восприятия художником, и особенности воплощения его в произведении.[7]
Образ (др.-греч. eidos — облик, вид) — фундаментальная категория как для теории искусства в целом, так и для поэтики в частности. Однозначного толкования этого понятия наукой не выработано. Наиболее четкую и лаконичную формулировку дал А. А. Потебня,[3] рассмотрев художественный образ как «воспроизведенное представление». Другими исследователями образ определяется как форма художественного мышления и самого бытия художественного произведения, как способ освоения и преобразования действительности. Вместе с тем все сходятся в том, что образ — это любое явление, творчески воссозданное в произведении. Он воспроизводит, истолковывает и осваивает жизнь путем создания эстетически воздействующих объектов.
Теория образа восходит еще к Аристотелю, развита Гегелем, Кантом, а также последующими философами и эстетиками. В России теорию образа разрабатывали В.Г.Белинский, Н. Чернышевский и другие литературоведы.
Сравнивая искусство и науку, В. Г. Белинский видел важнейшее отличие в том, что ученый «доказывает», а художник «показывает», «и оба убеждают: только один логическими доводами, другой — картинами». Мысль критика находит свое развитие в суждении И. А. Гончарова. В критических заметках «Лучше поздно, чем никогда» писатель замечает, что проявление ума в искусстве — «это умение создать образ»: «Одним умом в десяти томах не скажешь того, что сказано десятком лиц в каком-нибудь «Ревизоре».[3]
Характерная особенность
Термином «образ» обозначают иногда тот или иной троп в произведении (образ свободы — «звезда пленительного счастья» у А. Пушкина), а также того или иного литературного героя (образы жен декабристов Е. Трубецкой и М. Волконской в дилогии Н. Некрасова «Русские женщины»).[2]
В центре художественного
образа стоит изображение
Художественный образ обобщает действительность (раскрывает в единичном закономерное, вечное), акцентирует внимание на тех сторонах жизни, которые особенно важны для автора, является своеобразным способом оценки действительности.
Творя образ, художник воссоздает цветовую палитру и освещение, звуковой фон и зрительные впечатления, передает запахи и ощущения, воспроизводит всякого рода образные ассоциации. Известный религиозный философ, культуролог, публицист А. А. Мейер [3] (1875—1939) определил образ как сочетание многих данных, утверждая, что «единство образа есть единство во множественности». По его мнению, «единство во множественности, если оно органично, предполагает, что каждая из составных частей целого пронизывается смыслом и ценностью целого. Целое должно жить в каждой части, а каждая часть должна жить целым». Целостный единый образ должен охватываться в восприятии сразу со всем своим содержанием «без таких переходов от части к части, при которых одна часть вытеснялась бы в сознании другою».
Художественный образ не может быть воспринят без активного участия воображения читателя, ибо он находится на пересечении обозначенного словом и подразумеваемого. Образ обретает свою жизнь только в сознании читателя, который достраивает его через детали и подробности, описывающие явление. Образ нагляден, он стремится сохранить чувственную целостность и неповторимость воссозданного явления. Однако он может как облегчать, так и затруднять восприятие предмета, преображать вещь, объяснять неизвестное известным или известное неизвестным, превращать явление в нечто иное: сложное в простое, простое в сложное
При постижении образа важен как текст, так и подтекст произведения. Именно эту особенность читательского восприятия имел в виду А. А. Потебня, утверждая, что «поэтический образ каждый раз, когда воспринимается и оживляется понимающим, говорит ему нечто иное и большее, чем то, что в нем непосредственно заключено».
Можно ли систематизировать представления о художественных образах? Стройной классификации образов не существует. Но тем не менее возможны их группировки по ряду признаков (разумеется, речь не идет о четкой дифференциации).
Обращаясь к системе персонажей того или иного произведения, мы можем рассматривать образы с учетом разной степени их смысловой обобщенности. При этом будут выделены образы индивидуальные, т. е. оригинальные, неповторимые, подобно образу Наташи Ростовой или князя Андрея из «Войны и мира» Л. Н. Толстого; характерные, т. е. раскрывающие закономерности общественно-исторической жизни, запечатлевающие нравы, обычаи, распространенные в определенную эпоху, в данной среде (Дикой и Тихон Кабанов из «Грозы» А. Н. Островского); типические, т. е. вбирающие существенные особенности эпохи и перерастающие ее границы, раскрывающие вечные свойства человеческой натуры подобно образу Евгения Базарова из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Информация о работе Образ В.И. Сурикова в стихотворениях красноярских поэтов