Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 14:26, курсовая работа
Цель: показать специфику изображения влюблённого человека в прозе М.Горького, А.Куприна, И.Бунина.
Задачи:
1. определить степень изученности прозы в литературе рубежа XIX– нач.XX веков.
2. выявить специфику изображения влюблённого человека в прозе серебряного века.
3. показать основные способы изображения влюблённого человека в прозе М.Горького, А.Куприна, И.Бунина.
Введение
Глава 1. Специфика русской прозы рубежа XIX– нач.XX веков………….….4
1.1. Образ как литературная категория…………………………….……........4
1.1.1. Образ человека в литературе………………………………………….6
1.1.2. Роль быта в прозе рубежа XIX– нач.XX веков………………………8
1.2. Основные тенденции в русской прозе рубежа веков…………………...10
1.3. Творчество М.Горького, А.Куприна, И Бунина в контексте русской литературы Серебряного века……………..........................................................12
Глава 2. Образ влюблённого человека в русской прозе рубежа веков………17
2.1. Образ влюблённого человека в творчестве М.Горького………………..17
2.2. Тема любви в прозе А.Куприна……………………………………..……19
2.3. Философия любви в цикле И. А. Бунина «Темные аллеи»………...…...21
Заключение
Список используемых источников
Костанайский
государственный педагогический институт
Факультет
очного обучения
Кафедра
русского языка и литературы
Найдёнова
Елизавета Владимировна
Образ влюблённого
человека в прозе рубежа XIX– нач.XX
веков.
Курсовая
работа
Научный руководитель
Пчёлкина Т.Р.
кандидат филологических наук
доцент
Костанай
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Специфика русской прозы рубежа XIX– нач.XX веков………….….4
1.1. Образ
как литературная категория…………
1.1.1. Образ человека в литературе………………………………………….6
1.1.2. Роль быта в прозе рубежа XIX– нач.XX веков………………………8
1.2. Основные тенденции в русской прозе рубежа веков…………………...10
1.3. Творчество
М.Горького, А.Куприна, И Бунина
в контексте русской
Глава 2. Образ влюблённого человека в русской прозе рубежа веков………17
2.1. Образ влюблённого человека в творчестве М.Горького………………..17
2.2. Тема любви в прозе А.Куприна……………………………………..……19
2.3. Философия любви в цикле И. А. Бунина «Темные аллеи»………...…...21
Заключение
Список используемых
источников
ВВЕДЕНИЕ
В данном исследовании используется понятие "образ", под которым мы разумеем наиболее яркое и полное, схематичное описание рассматриваемого события, человека, объекта. Образное описание, как правило, не содержит оценки (хорошо или плохо), а создается с нейтральных позиций, чтобы кратко и наиболее полно охарактеризовать исследуемое. Анализ каждого образа, поиск взаимосвязей между разными образами производятся из посыла приоткрыть невидимые грани, понять глубинную суть процессов.
К концу века тенденция усилилась и в начале ХХ века стала превалировать. В течение двух первых десятилетий выходят произведения писателей разных направлений, в которых чувственная сторона любви реабилитируется. В этот период страна была захвачена радикальными идеями свободы. Соответственно, появление литературных произведений с ярко выраженной эротической линией являлось частью этого общего стремления к освобождению.
«Свобода любви» стала на рубеже веков символом свободы личной, даже интимной жизни.
Актуальность заключается в том, что тема влюблённого человека в литературе рубежа XIX– нач.XX веков нуждается в переосмыслении, так как в современном литературоведении она раскрыта недостаточно полно. Изучение этой темы через творчество М.Горького, А.Куприна, И.Бунина восполнит этот пробел.
Цель: показать специфику изображения влюблённого человека в прозе М.Горького, А.Куприна, И.Бунина.
Задачи:
Объект: проза М.Горького, А.Куприна, И.Бунина.
Предмет: образ влюблённого человека.
Методы исследования: аналитический, сравнительный, историко-литературный. Раскрытие подобной темы, неизбежно обусловлено особенностями исторического подхода, который предполагает рассмотрение литературного явления в контексте общего хода литературного процесса, в ряду других литературных явлений, и установление связей между ними.
Практическую
значимость представляет возможность
использования результатов данного исследования
в различных курсах гуманитарных специальностей.
Глава 1. Специфика русской прозы рубежа XIX– нач.XX веков.
1.1. Образ
как литературная категория.
В самом общем смысле образ – это чувственное представление определенной идеи. Образами именуются эмпирические воспринимаемые и подлинно чувственные в литературном произведении объекты. Это образы зрительные (картины природы) и слуховые (шум ветра, шелест камышей). Обонятельные (запахи духов, ароматы трав) и вкусовые (вкус молока, печенья). Образы осязательные (прикосновения) и кинетические (имеющие отношение к движению). С помощью образов писатели обозначают в произведениях картину мира и человека; обнаруживают движение, динамику действия. Образом также является некое целостное образование; воплощенная в предмете, явлении или человеке мысль.
Художественным становится не всякий образ. Художественность образа заключается в его особом – эстетическом – предназначении. Он запечатлевает красоту природы, животного мира, человека, межличностных отношений; открывает тайное совершенство бытия. Художественный образ призывается свидетельствовать о прекрасном, которое служит всеобщему Благу и утверждает мировую гармонию.
В
аспекте структуры
В аспекте литературы, как вида искусства, художественный образ - это центральная категория (а также символ) литературного творчества. Он выступает универсальной формой освоения жизни и одновременно методом ее постижения. В художественных образах осмысляется общественная деятельность, конкретно-исторические катаклизмы, человеческие чувства и характеры, духовные устремления. В этом аспекте художественный образ не просто заменяет обозначаемое им явление или обобщает его характерные черты. Он повествует о реальных фактах бытия; познает их во всем многообразии; проявляет их сущность. Художественным образом прочерчиваются модели бытия, вербализуются неосознанные интуиции и прозрения. Он становится гносеологичным; прокладывает дорогу к истине, первообразу (в этом смысле мы и говорим об образе чего-либо: мира, солнца, души, Бога).
Иначе
говоря, художественный образ - это
обобщенная картина человеческой жизни,
преображенная в свете
Художественный
образ располагает особыми
1) типичность,
2) органичность (живость),
3) ценностная ориентация,
4) недосказанность.
Типичность возникает на почве тесной связи художественного образа с жизнью и предполагает адекватность отражения бытия. Художественный образ становится типом в том случае, если обобщает характерные, а не случайные черты; если моделирует подлинный, а не надуманный оттиск реальной действительности.
Благодаря типичности литературных образов художники делают не только глубокие обобщения, но и далеко идущие выводы; трезво оценивают историческую ситуацию; даже заглядывают в будущее.
Органичность образа определяется естественностью его воплощения, простотой выражения и необходимостью включения в общую образную систему. Образ тогда становится органичным, когда он стоит на своем месте и используется по назначению; когда мерцает заданными ему смыслами; когда с его помощью начинает функционировать сложнейший организм литературного творения. Органика образа заключается в его живости, эмоциональности, прочувствованности, интимности.
Ценностную ориентацию навязывает художественному образу мировоззрение автора и аксиологическая функция произведения. Поскольку художник доказывает свою правоту, как правило, образами, ни один из них не остается не ангажированным. Практически каждый что-то утверждает или отрицает; и оказывается не данным, а заданным или ценностно-ориентированным.
Художественный образ может иметь разную философскую или религиозную «подкладку». И почти всегда она способствует построению ценностных структур произведения; служит передаче смысла. Благодаря ценностной ориентации художественный образ приобретает особую остроту, динамичность, дидактизм.
Недосказанность
- это сгущенный лиризм или лаконизм
художественного образа. Недосказанность
возникает в атмосфере
Художественная реальность литературного творения, как правило, редко выражает себя в одном, единственном художественном образе. Традиционно она возникает из многозначного образования; целой системы. В этой системе многие образы отличаются друг от друга и обнаруживают принадлежность к определенному типу, разновидности. Тип образа определяется его происхождением, функциональным предназначением и структурой.
На уровне происхождения различают две большие группы художественных образов: авторские и традиционные.
Авторские образы, как это видно из самого названия, рождаются в творческой лаборатории автора «на потребу дня», «здесь и сейчас». Они вырастают из субъективного видения мира художником, из его личностной оценки изображаемых событий, явлений или фактов. Авторские образы конкретны, эмоциональны и индивидуальны. Они близки читателю своей реальной, человеческой природой. Любой может сказать: «Да, я видел (пережил, «прочувствовал») нечто подобное». В то же время авторские образы онтологичны (то есть имеют тесную связь с бытием, вырастают из него), типичны и потому всегда актуальны. С одной стороны, эти образы воплощают историю государств и народов, осмысляют общественно-политические катаклизмы (как, например, горьковский буревестник, который предсказывает и одновременно призывает революцию). А с другой - создают галерею неподражаемых художественных типов, которые остаются в памяти человечества как реальные модели бытия.
Вековые образы или, как называла их идеалистическая критика, — мировые, «общечеловеческие», «вечные» образы. Под ними подразумеваются образы искусства, которые в восприятии последующего читателя или зрителя утеряли первоначально присущее им бытовое или историческое значение и из социальных категорий превратились в психологические категории. Таковы напр. Дон-Кихот и Гамлет, которые для Тургенева, как он это говорил в своей речи о них, перестали быть ламанчским рыцарем или датским принцем, а стали вечным выражением изначально присущих человеку стремлений преодолеть свою земную сущность и, презрев все земное, унестись в высь (Дон-Кихот) или способности сомневаться и искать (Гамлет). Таковы Тартюф или Хлестаков, при восприятии которых читатель меньше всего помнит о том, что один представляет французское католическое духовенство XVII в., а другой — русское мелкое чиновничество 30-х гг.; для читателя один — выражение лицемерия и святошества, тогда как другой — лживости и хвастовства.
Вековые образы противопоставлялись так называемым «эпохальным» образам, которые были выражением настроений определенной исторической полосы или идеалов общественного движения; например Онегин и Печорин как образы так назыв. «лишних людей» (см.) или Базаров как образ нигилиста (см.). Терминами «Онегины», «Базаровы» характеризуют только русских интеллигентов определенной эпохи. Ни об одной группе русской интеллигенции примерно периода 1905, а тем более после Октября, нельзя сказать — «Базаровы», но можно сказать «Гамлеты» и «Дон-Кихоты», «Тартюфы» и «Хлестаковы» об иных наших современниках. Справедливо будет назвать «Гамлетами» тех многих безвольных интеллигентов у нас, и в особенности на Западе, которые теперь без конца колеблются между материализмом и идеализмом, метафизикой, мистикой, которые все откладывают и никак не решаются мстить капитализму за преступления, совершаемые им каждодневно в отношении всего человечества. Точно так же справедливо будет Тартюфами назвать подхалимствующих, примазавшихся карьеристов, а Хлестаковыми — лживых и хвастливых реформистских вождей.
Информация о работе Образ влюблённого человека в прозе рубежа XIX– нач.XX веков