Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 14:26, курсовая работа
Цель: показать специфику изображения влюблённого человека в прозе М.Горького, А.Куприна, И.Бунина.
Задачи:
1. определить степень изученности прозы в литературе рубежа XIX– нач.XX веков.
2. выявить специфику изображения влюблённого человека в прозе серебряного века.
3. показать основные способы изображения влюблённого человека в прозе М.Горького, А.Куприна, И.Бунина.
Введение
Глава 1. Специфика русской прозы рубежа XIX– нач.XX веков………….….4
1.1. Образ как литературная категория…………………………….……........4
1.1.1. Образ человека в литературе………………………………………….6
1.1.2. Роль быта в прозе рубежа XIX– нач.XX веков………………………8
1.2. Основные тенденции в русской прозе рубежа веков…………………...10
1.3. Творчество М.Горького, А.Куприна, И Бунина в контексте русской литературы Серебряного века……………..........................................................12
Глава 2. Образ влюблённого человека в русской прозе рубежа веков………17
2.1. Образ влюблённого человека в творчестве М.Горького………………..17
2.2. Тема любви в прозе А.Куприна……………………………………..……19
2.3. Философия любви в цикле И. А. Бунина «Темные аллеи»………...…...21
Заключение
Список используемых источников
Ларра, ведущей образ первой легенды, представлен читателю в наихудшем свете. Непомерная гордыня, огромное себялюбие, крайний индивидуализм, оправдывающий любую жесткость, - все это вызывает в людях только ужас и гнев. Сын орла и земной женщины, он, посчитав себе воплощением силы и воли, ставит своё «я» выше окружающих его людей, чем обрекали себя на вечное одиночество, презрение и нелюбовь. Поэтому долгожданная свобода и бессмертие являющееся для него странным и неизбежным наказанием.
В рассказе Ларре противопоставлен герой второй легенды, выражающий высшую степень любви к людям. Гордость Данко – это сила его духа, уверенность в себе. Он, пожертвовав своей жизнью ради освобождения людей, заслуживает истинное бессмертие за подвиг, совершенный во имя жизни и счастья народа.
Одним из менее заметных, но не менее значимых образов является образ повествования. Именно это образ человека, странствующего по Руси, встречающего на своем пути самых разных людей, заключает в себе важнейшие средства выражения авторской позиции. Именно глазами автобиографического героя видит читатель Изергиль. Её портрет сразу же выявляет очень значимое противоречие. О прекрасной и чувственной любви должна была бы рассказывать юная девушка, а перед нами же предстает глубокая старуха. Изергиль уверена в том, что ее жизнь, исполненная любви, прошла совсем иначе, чем жизнь Ларры. Она не может даже представить ничего общего с ним, но взгляд повествователя находит эту общность, парадоксально сближая их портреты.
Отношение автора к отверженному Ларре, на мой взгляд, однозначно. Осуждая жизненную позицию этого героя, Горький показывает к какому результату приводит человека индивидуалистическая мораль. В образе же Данко писатель воплощает свой идеал сильной личности, способной на самопожертвование.
Во всех своих образах (эпизодических и главных) Горький видит проявление народного характера рубежа веков, пытается исследовать его слабые и сильные стороны, выражая свою позицию не прямо, а косвенно, с помощью самых разных художественных средств. В «Старухе Изергиль» связь с традициями романтизма явственно ощущается в резком противопоставлении двух героев, в использовании романтических образов тьмы и света ( сопоставление теней Ларры и Данко в легенде о Данко), в гиперболизированном изображении героев ( «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира»). Изображение красочных пейзажей имеет огромную художественную ценность. Оно не только передает читателю незабываемые впечатления, но и как бы сближает «быль» и «сказку».
Своеобразие жанра (рассказ в рассказе), играющее в этом произведении большую идейно-художественную роль, позволяет писателю установить связь между легендарными, рассказанными Изергиль, и реальной действительностью.
Особое место в рассказе занимают элементы детализированного описания Изергиль, как-то: «тусклые глаза, «потрескавшиеся губы, «сморщенный нос, загнутый, словно нос совы», «черные ямы щек, «прядь пепельно-седых волос». Они повествуют о нелегкой жизни главной героини задолго до того, как она рассказывает свою историю. Довольно легко определяется смысл названия данного произведения. Дело в том, что образ старухи Изергиль максимально приближен к образу «человека, живущего среди людей». Только она наделена правом и возможностью в доступной форме выражать собственный взгляд на жизнь. Поэтому именно её сознание, характер, подчас таинственные противоречия оказываются основным предметом изображения, откуда можно сделать вывод, что рассказ написан ради создания образа, именем которого и названо произведение.
Подводя
черту под всем вышесказанным, хочу
поделиться и своими впечатлениями
о прочитанном произведении. Могу
сказать, что проблемы, затронутые в
рассказе, сильно меня взволновали, заставили
глубоко задуматься над смыслом
жизни, а многочисленные образы «свободных»
людей натолкнули на мысль, что свобода
– это такое же неопределенное и безграничное
понятие, как жизнь. [18, 50]
2.2. Тема
любви в прозе А.Куприна.
Произведения заветной для Александра Ивановича Куприна темы - это произведения на тему любви. В творчестве писателя она нашла воплощение во множестве человеческих судеб и переживаний. Между тем далеко не одним интересом к психологическим процессам рождён этот богатый мир. Тема любви позволила писателю утвердить свои гуманистические идеалы: нравственно-эстетическую ценность земного бытия, способность и устремлённость человека к высоким и самоотверженным чувствам, а с другой стороны - обнаружить во внутреннем мире личности мрачную печать противоречий эпохи. Несомненно, Куприн шёл в направлении, проложенном русским и мировым искусством - к постижению глубин человеческой души с её богатыми природными возможностями и болезненными процессами, вызванными социальным несовершенством мира. Претворена в его творчестве и другая закономерность большой литературы: в любом его произведении всё, начиная с отбора материала и кончая деталями образного воплощения, выражает общую концепцию жизни. Авторское истолкование великого дара любви тоже нельзя воспринимать изолированно от других принципиально важных представлений Куприна. Только с позиций целостной системы его взглядов будет понятна преданность писателя теме, смысл её развития в творчестве. Любовь в произведениях Куприна предстает как великая и естественная, всепобеждающая власть над человеком. Именно высшая, самой природой обусловленная степень ее влияния на личность позволяет художнику поставить это чувство рядом с самым дорогим для него даром творчества. Причем, почти равно поэтичным, очищающим и формирующим душу началом наделяется, как свидетельствовал сам Куприн. И "нежное, целомудренное благоухание "любви, и "трепет, опьянение" чистой страсти. Молодого Куприна не менее привлекал и внутренний склад личности, способной задуматься над своей судьбой, смыслом бытия, красотой окружающего. Прощанием с "погибшей силой", быстро промелькнувшей весной и печалью воспоминаний овеяна исповедь купринских героев. Автор не отказывает им в способности к "волшебной сказке" любви. Но она разрушается в "тусклой и равнодушной жизни", вытесняется сугубо чувственными наслаждениями, против которых "бессильны и честь, и воля, и рассудок". Свой идеал сильного гармоничного характера и торжествующей любви писатель обрести здесь не мог. Любовь... Трудно назвать писателя или поэта, который в своих творениях не отдал бы дань этому изумительному чувству. Но из-под пера А. Куприна выходили особые рассказы и повести о любви. Любовь как всепоглощающее чувство, любовь безысходная, любовь трагическая... Со сколькими перипетиями любви встречаемся мы в его произведениях! Они заставляют задумываться, размышлять о сущности этого волшебного состояния души, а может, и проверить свои чувства. Как не хватает порой нам, современным молодым людям, доброго советчика, мудрого помощника, который помог бы разобраться в истинности того чувства, которое мы иногда принимаем за любовь, а потом испытываем глубокое разочарование. Возможно, и поэтому многие юные современники принимают за любовь совсем не то, о чем вдохновенно писал А.И.Куприн. С особым чувством Куприн всегда писал и размышлял о любви, полагая, что в ней скрыта самая волнующая тайна человека. Он был убежден, что «никаким афоризмом этого предмета не исчерпать», что «любовь – это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в голосе, не в красках, не в походке, не в творчестве выражается индивидуальность. А в любви. Ибо вся вышеперечисленная бутафория только и служит что оперением любви». [5, 34]
"Олеся"
- одно из тех произведений, в
которых наиболее полно
Незабываем образ героини повести. Олеся красива, умна, обаятельна, бескорыстна, она поразительно отзывчива на всякую мысль, всякое движение души любимого человека. Вместе с тем у нее сильный характер, она тверда в своих решениях, бескомпромиссна в поступках.
Куприн окутывает тайной процесс формирования характера Олеси и даже самое происхождение девушки. Мы ничего не знаем о ее отце, матери. Ее воспитала темная, неграмотная бабка, о которой известно только, что раньше она жила среди людей и затем была изгнана ими. Никакого одухотворяющего влияния на Олесю она оказать не могла. А девушка получилась такой замечательной потому,- убеждает читателя Куприн,- что выросла в густых лесах, не зная разлагающего влияния цивилизации.
Олесе противопоставлен интеллигент Иван Тимофеевич - житель большого города. Его нельзя назвать дурным человеком, но, как говорит, гадая ему, Олеся: "Человек вы хотя и добрый, но только слабый... Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, а подчиняетесь".
Куприн
последовательно разоблачает
Неизмеримо интереснее во всех отношениях образ самой Олеси, один из самых пленительных и человечных в богатой галерее женщин, созданных Куприным.
Писатель сознательно избегает излишней обстоятельности в описании внешнего облика "полесской дикарки", обосновывая это тем, что "оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать". Он ограничивается упоминанием о "больших блестящих темных глазах" Олеси, "которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности", да о "своевольном изгибе ее губ". Но бегло и вскользь намеченные портретные черты обретают большую силу художественной выразительности оттого, что живут на всем протяжении повествования, передавая малейшие оттенки чувств и мыслей Олеси. Вспомним, как в минуту любовного свидания с Иваном Тимофеевичем Олеся протягивает ему свои "раскрытые чистым дыханием, влажные милые губы", вспомним ее глаза, которые, при расставании с любимым полны "крупных невылившихся слез", а затем обратимся к заключительным страницам повести, когда у избитой невежественными деревенскими женщинами Олеси "темные глаза блестят неестественно ярко, сухие губы нервно вздрагивают". Как много здесь сказано в немногих словах о чувствах гордой и чистой девушки сначала в радостный, а затем в трагический момент ее жизни.
Прекрасная, как сама природа Полесья, Олеся словно бы вышла из песни или сказки,- и Куприн тонко подчеркивает это, соединяя ее облик со сказочными образами.
А
как по-особому выразительны последние,
заключительные строки произведения.
В хате, покинутой Олесей и ее бабкой, господствует
"тот печальный, грязный беспорядок,
который всегда остается после поспешного
выезда", но над кучами сора и тряпок
возвышается прикрепленная на угол оконной
рамы нитка бус, как "память об Олесе
и об ее нежной, великодушной любви".
Любви, ее поэтичности и посвящены самые
лучшие, самые проникновенные страницы
повести Куприна. [2, 20]
2.3. Философия
любви в цикле И. А. Бунина «Темные аллеи».
Сборник
«Темные аллеи» стал воплощением
многолетних размышлений
Обнаженное женское тело нередко предстает в рассказах Бунина. Но и тут он умеет найти единственно верные выражения, чтобы не допускаться до обычного натурализма. И женщина предстает прекрасной как богиня, хотя автор далек от того, чтобы закрывать глаза на недостатки и чересчур романтизировать обнаруженную натуру.
Образ женщины — вот та притягательная сила, которая постоянно влечет Бунина. Он создает галерею таких образов, в каждом рассказе — свой. Простая девушка из деревни в рассказе «Таня» так же прекрасна, как яркая испанка из «Камарга». Обращается, писатель и к судьбам падших женщин, они для него не менее интересны, чем дамы, соблюдающие приличия. Любовь уравнивает всех. Проститутки не вызывают отвращения, и наоборот, поведение некоторых женщин из «приличных» семей приводит в недоумение. Социальный статус перестает иметь значение, когда в дело вступают чувства.
Удивительно, что действие рассказа может длиться очень короткое время. В нескольких рассказах Бунин просто описывает случайно увиденных в вагоне поезда женщин. И это не менее интересно, чем если бы происходило какое-то действие. Образы яркие, сразу впечатываются в память. Это характерно для Бунина. Он всегда умеет подобрать нужные слова, и ни одно не будет лишним.
Все образы восхищают, кажется, что автор влюблен в каждый из них. Возможно, что он воплотил на бумаге реально существующие личности. Все чувства, которые испытывают эти женщины, имеют право на существование. Пусть это будет первая робкая любовь, страсть к недостойному человеку, чувство мести, вожделение, поклонение. И решительно все равно, крестьянка ты, проститутка или дама. Главное — ты женщина.
Мужские образы в рассказах Бунина несколько затемнены, размыты, характеры не слишком определенны. Это и не важно. Гораздо нужнее для писателя разобраться, какие чувства испытывают эти мужчины, что толкает их к женщинам, почему они любят их. Читателю не обязательно знать, каков тот или иной мужчина, как выглядит, какие у него достоинства и недостатки. Он участвует в рассказе постольку, поскольку любовь — это чувство двоих.
Бунин влюблен в любовь. Для него это самое прекрасное чувство на земле, не сравнимое ни с чем другим. И все же любовь рушит судьбы. Писатель не уставал повторять, что всякая сильная любовь избегает брака. Земное чувство есть лишь короткая вспышка в жизни человека, и Бунин пытается сохранить эти чудесные мгновения в своих рассказах. Еще до появления «Темных аллей» он пишет: «Блаженные часы проходят, и надо, необходимо... хоть что-нибудь сохранить, то есть противопоставить смерти, отцветанию шиповника». Последний образ взят из стихотворения Н. Огарёва «Обыкновенная повесть». Оттуда же пришло и название «Темные аллеи».
Бунин стремится в своих рассказах остановить мгновение, продлить цветение шиповника, ведь опадение цветов неизбежно.
В сборнике «Темные аллеи» вы не встретите ни одного рассказа, где любовь завершилась бы браком. Влюбленных разлучают либо родные, либо обстоятельства, либо смерть. Создается впечатление, что смерть для Бунина предпочтительнее, чем долгая семейная жизнь бок о бок. Он показывает нам любовь на ее пике, но никогда - при угасании, поскольку угасания и не бывает в его рассказах. Лишь мгновенное исчезновение яркого пламени волею обстоятельств.
«Темные аллеи» хочется назвать именно «философией любви». Лучшего определения не подберешь. Бунин подчинил это философии все свое творчество.
Книга «Темные аллеи» стала неотъемлемой частью не только русской, но и мировой литературы, посвященной вечной, нестареющей теме любви.
В самом деле, Бунин фокусом своих произведений делает как раз особые, редкие моменты человеческой жизни (вспышку любовного чувства, несчастье, катастрофу, смерть), когда в сознании героя происходит взрыв повседневности, «солнечный удар», слом привычного и у него рождается «второе» зрение, он открывает для себя всю красоту мира и свое «полное присутствие» в нем, осуществляя тем самым свое человеческое предназначение, свое не алиби в бытии (выражение М. Бахтина).
Информация о работе Образ влюблённого человека в прозе рубежа XIX– нач.XX веков