Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 18:26, научная работа
Методы исследования: метод анализа и сопоставления текстов
Задачи работы:
Изучить литературу, связанную с созданием и публикацией цикла.
Провести наблюдение над текстом, выявить тематические группы стихов внутри цикла, проследив, из каких элементов создается образ действительности.
Конкретизировать представление о лирическом образе мира в цикле
« Москва кабацкая».
…Наша жизнь пронеслась без следа...
Он приходит к убеждению, что это не конец жизни, но завершение определенного жизненного этапа – « былой жизни»:
Расскажу, как текла былая
Наша жизнь, что былой не была...
…Расскажу про тебя, дорогую,
Что когда-то я звал дорогой.
Мечты поэта — вернуться к истокам, к родным просторам, любимым с детства:
Я хотел бы опять в ту местность,
Чтоб под шум молодой лебеды
Утонуть навсегда в неизвестность
И мечтать по-мальчишески — в дым.
Мечты о будущем неотделимы от попыток оценить свой жизненный путь:
Наша жизнь пронеслась без следа. Может, завтра совсем по-другому
Может, завтра больничная койка Я уйду, исцелённый навек,
Упокоит меня навсегда. Слушать песни дождей и черёмух,
В стихотворении «Мне грустно на тебя смотреть» нагнетается настроение грусти. Поэт не в силах скрыть печали при мысли о наступившей осени жизни:
Мне грустно на тебя смотреть,
Какая боль, какая жалость!
Знать только ивовая медь
Нам в сентябре с тобой осталась.
Герой осознает, что прежде радовавшие дороги ведут, к ошибкам он убеждается, что растратил себя не только на любовь:
Ведь и себя я не сберег
Для тихой жизни, для улыбок.
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок.
В стихотворении
«Ты прохладой меня не мучай»
тема осеннего угасания
…Одержимый тяжелой падучей,
Я душой стал как желтый скелет.
Размышляя о жизни, поэт приходит к горькому выводу, что мальчишеские мечты о славе, богатстве и любви развеялись как дым. Трезвый самоанализ – первый шаг по пути преодоления отчаяния:
Мне пока горевать еще рано,
Ну, а если есть грусть – не беда!
И забывается осень, и чудится даже, что молодая лебеда по курганам
« золотей твоих кос». Отходит сегодняшний день, сегодняшние заботы и горести, которые заменятся новыми надеждами и мечтами, без которых не может жить человек:
И мечтать о другом, о новом,
Непонятным земле и траве,
Что не выразить сердцу словом
И не знает назвать человек.
3.Любовная лирика.
По мере того как лирика Сергея Есенина становится все более драматичной и личностной, впитывая в себя драматизм эпохи и его собственной судьбы, выражая душевную борьбу и идейные метания, поэт стремится выйти за пределы обособленных, разрозненных стихотворений к более широкому контексту, к связному лирическому повествованию, чтобы передать не эмоциональное «мгновение», а историю души, развитие чувства, духовную эволюцию…
Первое стихотворение «Заметался пожар голубой» открывается метафорой любви – голубого пожара.
Ради любви герой не только отрекается от прошлого, но готов забыть «родимые дали» и отказаться от поэтического призванья:
Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали…
... Я б на веки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил,
Только б тонкой касаться руки
И волос твоих цветом в осень.
Стихотворение «Дорогая, сядем рядом» выражает основную поэтическую мысль С.А.Есенина о том, что в любви спасенье человека:
Это золото осеннее,
Эта прядь волос белесых-
Все явилось как спасенье
Беспокойного повесы.
В стихотворении «Ты такая ж простая как все» простой, и милый облик любимой теперь преобразуется в строгий иконный лик богоматери и одной из ста тысяч женщин России:
…Твой иконный и строгий лик
По часовням весел в рязанях.
И в этом же стихотворении любовь пробуждает творческое вдохновение:
…А теперь вдруг растут слова
Самых нежных и кротких песен.
В стихотворении «Вечер черные брови насопил» чувствуется трагичность, и ощущение потери автор даже не исключает такого финала:
…Может, завтра больничная койка
Успокоит меня навсегда.
Но этот вариант лишь упомянут, история же чудесного исцеления занимает большую часть стихотворения:
Позабуду я мрачные силы,
Что терзали меня, губя.
Облик ласковый! Облик милый!
Лишь одну не забуду тебя.
Совершенно другая интонационная окрашенность у стихотворения «Пой же, пой…»
Нарочито грубые образы животного мира - « горькая правда земли» - и любовь - «зараза» и «чума». Как же иначе, если
Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашёл.
2.3. Тематическая группа №2. «Загадочный мир»
По нашему мнению «Загадочный мир» в цикле «Москва кабацкая» подразумевает под собой:
1.Воспоминания из детства.
Воспоминания из детства.
Исцеления,
очищения и возрождения души
лирический герой ищет в
Мечты поэта — вернуться к истокам, к родным просторам, любимым с детства:
Я хотел бы опять в ту местность
Чтоб под шум молодой лебеды
Утонуть навсегда в неизвестность,
И мечтать по-мальчишески — в дым.
Но мечтать о другом, о новом,
Непонятном земле и траве,
Что не выразить сердцу словом
И не знает назвать человек.
В стихотворении «Дорогая, сядем рядом» у поэта возникает воспоминание о деревенском детстве, чувство сопричастности всему живому и слияния с миром природы:
Я хотел, чтоб сердце глуше
Вспоминало сад и лето,
Где под музыку лягушек
Я растил себя поэтом
Там теперь такая ж осень…
Клен и липы в окна комнат,
Ветки лапами забросив
Ищут тех, которых помнят.
Навсегда сохранил Сергей Есенин светлые и волнующие воспоминания о днях, проведенных под отчим кровом (стихотворение «Эта улица мне знакома»):
... А сейчас, как глаза
закрою,
Вижу только родительский дом.
Вижу сад в голубых накрапах,
Тихо август прилег ко плетню. Я любил этот дом деревянный...
2.4. Тематическая группа №3. «Мир природы ».
По нашему мнению «Мир природы» в цикле «Москва кабацкая» подразумевает под собой:
1.Родина
2.Животные.
1.Родина.
Россия, Русь, родина, родимый край, родная сторона и страна, отчий дом – самые дорогие слова для С.А.Есенина, которые встречаются чуть ли не в каждом его произведении. «Чувство родины – основное в моем творчестве», - признавался поэт, и действительно патриотическая тема – главная и самая задушевная в его поэзии.
Облик Руси в творчестве С.А.Есенина не всегда оставался неизменным, особенно в послереволюционные года.
С.Есенин не понимал, «что случилось, что сталось в стране», и мучился этим непониманием. Разочаровавшись в результатах революции, которая принесла деревенской России (как казалось ему) не благоденствие, а разорение.
В стихотворении
«Мир таинственный мир мой
древний» наступление города
на деревню воспринималась
…Вот сдавили за шею деревню
Каменные руки шоссе.
Так испуганно в снежную выбель
Заметалась звенящяя жуть.
Здравствуй ты, моя черная гибель
Я на встречу к тебе выхожу!
2.Животные.
Животный мир у С.А.Есенина – часть природы, живой одушевленной, разумной. Его звери не басенные аллегории, не олицетворение человеческих пороков и добродетелей. Это «меньшие наши братья», у которых свои думы и заботы, свои горести и радости.
Никто из поэтов до Есенина не писал о животных с такой нежностью и состраданием, с такой искренностью и драматизмом.
Жить не так как все — повод для общества отвернуться и осудить. За что? За неуместное в современном мире отношение к живому:
Для зверей приятель я хороший,
Каждый стих мой душу зверя лечит.
Таким образом, анализ стихотворений цикла «Москва кабацкая» позволяет сделать следующие выводы:
Информация о работе Образ действительности в цикле Сергея Александровича Есенина «Москва кабацкая»