Образ действительности в цикле Сергея Александровича Есенина «Москва кабацкая»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 18:26, научная работа

Краткое описание

Методы исследования: метод анализа и сопоставления текстов
Задачи работы:
Изучить литературу, связанную с созданием и публикацией цикла.
Провести наблюдение над текстом, выявить тематические группы стихов внутри цикла, проследив, из каких элементов создается образ действительности.
Конкретизировать представление о лирическом образе мира в цикле
« Москва кабацкая».

Вложенные файлы: 1 файл

готовая работа.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

 

…Наша жизнь  пронеслась без следа...

 

 

Он приходит к убеждению, что это не конец жизни, но завершение определенного жизненного этапа – « былой жизни»:

 

Расскажу, как  текла былая

Наша жизнь, что былой не была...

 

…Расскажу про  тебя, дорогую,

 Что когда-то  я звал дорогой.

 

 

 

 

 

Мечты поэта — вернуться к истокам, к родным просторам, любимым с детства:

 

Я хотел  бы опять в ту местность,

Чтоб  под шум молодой лебеды

Утонуть навсегда в неизвестность 

И мечтать  по-мальчишески — в дым.

 

 

Мечты о будущем  неотделимы от попыток оценить свой жизненный путь:

 

Наша  жизнь пронеслась без следа.                 Может, завтра совсем по-другому

Может, завтра больничная койка                Я уйду, исцелённый навек,

Упокоит меня навсегда.                          Слушать песни дождей и черёмух,

                                                                 Чем здоровый живёт человек.

 

   В стихотворении «Мне грустно на тебя смотреть» нагнетается настроение грусти. Поэт не в силах скрыть печали при мысли о наступившей осени жизни:

 

Мне грустно на тебя смотреть,

Какая боль, какая  жалость!

Знать только ивовая медь

Нам в сентябре с тобой осталась.

 

 

Герой осознает, что прежде радовавшие дороги ведут, к ошибкам  он убеждается, что растратил себя не только на любовь:

 

Ведь и себя я не сберег

Для тихой жизни, для улыбок.

Так мало пройдено дорог,

Так много  сделано ошибок.

 

 

    В стихотворении  «Ты прохладой меня не мучай»  тема осеннего угасания становится  еще мучительнее: душа окрашивается  в желтый осенний цвет и видится скелетом:

 

…Одержимый  тяжелой падучей,

Я душой стал как желтый скелет.

 

 

 

Размышляя о жизни, поэт приходит к горькому выводу, что  мальчишеские мечты о славе, богатстве  и любви развеялись как дым. Трезвый  самоанализ – первый шаг по пути преодоления отчаяния:

 

Мне пока горевать еще рано,

Ну, а если есть грусть – не беда!

 

 

И забывается осень, и  чудится даже, что молодая лебеда по курганам

« золотей твоих кос». Отходит сегодняшний день, сегодняшние  заботы и горести, которые заменятся  новыми надеждами и мечтами, без  которых не может жить человек:

 

И мечтать  о другом, о новом,

Непонятным  земле и траве,

Что не выразить сердцу словом

И не знает  назвать человек.

 

3.Любовная лирика.

По мере того как лирика Сергея Есенина становится все более  драматичной и личностной, впитывая в себя драматизм эпохи и его собственной судьбы, выражая душевную борьбу и идейные метания, поэт стремится выйти за пределы обособленных, разрозненных стихотворений к более широкому контексту, к связному лирическому повествованию, чтобы передать не эмоциональное «мгновение», а историю души, развитие чувства, духовную эволюцию…

 

Первое стихотворение  «Заметался пожар голубой» открывается  метафорой любви – голубого пожара.

 

Ради любви герой  не только отрекается от прошлого, но готов  забыть «родимые дали» и отказаться от поэтического призванья:

 

 Я б навеки  пошел за тобой

Хоть в свои, хоть в чужие дали…

 

    ... Я б на веки забыл кабаки

И стихи бы писать забросил,

Только б  тонкой касаться руки

И волос твоих  цветом в осень.

 

Стихотворение «Дорогая, сядем рядом» выражает основную поэтическую мысль С.А.Есенина о том, что в любви спасенье человека:

 

 Это золото  осеннее,

Эта прядь  волос белесых-

Все явилось  как спасенье

Беспокойного  повесы.

 

В стихотворении «Ты  такая ж простая как все» простой, и милый облик любимой теперь преобразуется в строгий иконный лик богоматери и одной из ста тысяч женщин России:

 

…Твой иконный и строгий лик

По часовням весел в рязанях.

 

 

И в этом же стихотворении  любовь пробуждает творческое вдохновение:

 

…А теперь вдруг растут слова

Самых нежных и кротких песен.

 

В стихотворении «Вечер черные брови насопил» чувствуется трагичность, и ощущение потери автор даже не исключает такого финала:

 

 …Может, завтра больничная койка

Успокоит меня навсегда.

 

Но этот вариант лишь упомянут, история же чудесного исцеления занимает большую часть стихотворения:

 

Позабуду я  мрачные силы,

Что терзали  меня, губя.

Облик ласковый! Облик милый!

Лишь одну не забуду тебя.

 

Совершенно другая интонационная  окрашенность у стихотворения «Пой же, пой…»

 

Нарочито грубые образы животного мира  - « горькая правда земли» - и любовь -  «зараза» и «чума». Как же иначе, если

 

Я искал в  этой женщине счастья,

А нечаянно гибель нашёл.

 

 

2.3. Тематическая группа №2. «Загадочный мир»

 

По нашему мнению «Загадочный мир» в цикле «Москва кабацкая» подразумевает под собой:

 

1.Воспоминания из детства.

 

Воспоминания из детства.

 

 

    Исцеления,  очищения  и возрождения души  лирический герой ищет в единении  с природой, в воспоминаниях детства.

 

Мечты поэта — вернуться к истокам, к родным просторам, любимым с детства:

 

Я хотел  бы опять в ту местность

Чтоб  под шум молодой лебеды

Утонуть навсегда в неизвестность,        

И мечтать  по-мальчишески — в дым.

Но  мечтать о другом, о новом,

Непонятном  земле и траве,

Что не выразить сердцу словом

И не знает назвать человек. 

 

 

В стихотворении «Дорогая, сядем рядом» у поэта возникает  воспоминание о деревенском детстве, чувство сопричастности всему живому и слияния с миром природы:

Я хотел, чтоб сердце глуше 

Вспоминало  сад и лето,

Где под музыку лягушек

Я растил себя поэтом

 

 

 

Там теперь такая  ж осень…

Клен и липы в окна комнат,

Ветки лапами забросив

Ищут тех, которых  помнят.

 

Навсегда сохранил Сергей  Есенин светлые и  волнующие  воспоминания о  днях,  проведенных  под отчим кровом (стихотворение  «Эта улица мне знакома»):

... А сейчас, как глаза закрою,                              Держат липы в зеленых лапах.    

  Вижу только родительский дом.                       Птичий гомон и щебетню.

Вижу  сад в голубых накрапах,

Тихо  август прилег ко плетню.                  Я любил этот дом деревянный...

 

 

 

2.4. Тематическая группа №3. «Мир природы ».

 

По нашему мнению «Мир природы» в цикле «Москва кабацкая» подразумевает под собой:

 

1.Родина

2.Животные.

 

 

1.Родина.

 

   Россия, Русь, родина, родимый край, родная сторона  и страна, отчий дом – самые дорогие слова для С.А.Есенина, которые встречаются чуть ли не в каждом его произведении. «Чувство родины – основное в моем творчестве», - признавался поэт, и действительно патриотическая тема – главная и самая задушевная в его поэзии.

Облик Руси в творчестве С.А.Есенина не всегда оставался  неизменным, особенно в послереволюционные года.

С.Есенин не понимал, «что случилось, что сталось в стране», и мучился этим непониманием. Разочаровавшись  в результатах революции, которая  принесла деревенской России (как казалось ему) не благоденствие, а разорение.

 

 

 

 

 В стихотворении  «Мир таинственный мир мой  древний» наступление города  на деревню воспринималась поэтом  как гибель всего природного  и живого:

 

…Вот сдавили  за шею деревню 

Каменные руки шоссе.

 

Так испуганно  в снежную выбель

Заметалась  звенящяя жуть.

Здравствуй  ты, моя черная гибель

Я на встречу  к тебе выхожу!

 

2.Животные.

 

Животный мир у С.А.Есенина  – часть природы, живой одушевленной, разумной. Его звери не басенные аллегории, не олицетворение человеческих пороков и добродетелей. Это «меньшие наши братья», у которых свои думы и заботы, свои горести и радости.

 

Никто из поэтов до Есенина  не писал о животных с такой  нежностью и состраданием, с такой  искренностью и драматизмом.

 

Жить не так как все — повод для общества  отвернуться и осудить. За что? За неуместное в современном мире отношение к живому:

 

Для зверей приятель я хороший,

Каждый стих мой душу зверя лечит.

 

Таким образом, анализ  стихотворений цикла «Москва  кабацкая» позволяет сделать следующие выводы:

 

  1. В современном литературоведении цикл «Москва кабацкая» освещён недостаточно полно.

 

  1. Выявлены следующие тематические группы: любовь, философия, природа и тема Родины. Тематическое многообразие позволяет говорить о всестороннем освещении жизни.

 

  1. Можно утверждать, что название цикла связано с особым периодом в жизни С.Есенина, с отношением к жизни, и в меньшей степени — с содержанием цикла.

Информация о работе Образ действительности в цикле Сергея Александровича Есенина «Москва кабацкая»