Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 00:54, реферат
«Начало русского летописания принято связывать с учреждением в Киеве митрополии. Одним из наиболее ранних памятников исторической и политической мысли является русская летопись. Источником исторической осведомленности русских летописцев во многом служили переводные византийские хроники, сборники отрывков из трудов античных мыслителей и оригинальные памятники (к которым относится былевой эпос, сказания, песни, предания, рассказы о деяниях и событиях русской истории). Летописцев волновал широкий круг философских, политических и социальных проблем: соотношение земного и небесного миров; борьба со злом и врагами родной земли; история человечества и история своей земли, ее место во всемирной истории; взаимоотношения человека и общества. В числе общих вопросов широко представлена и политическая проблематика: характер верховной власти и формы ее осуществления; взаимоотношения Великого князя с князьями-вассалами, наследниками и подданными
Договор 944 года
И те русские, которые отправляются отсюда, пусть берут от нас все необходимое: пищу на дорогу и что необходимо ладьям [...] Если же русские придут не для торговли, то пусть не берут месячины. Пусть накажет князь своим послам и приходящим сюда русским, чтобы не творили бесчинств в селах и в стране нашей. И, когда придут, пусть живут у церкви святого Мамонта, и тогда пошлем мы, цари, чтобы переписали имена ваши, и пусть возьмут месячину - послы посольскую, а купцы месячину, сперва те, кто от города Киева, затем из Чернигова, и из Переяславля, и из прочих городов. Да входят они в город через одни только ворота в сопровождении царева мужа без оружия, человек по 50...
Олега с мужами его водили присягать
по закону русскому, и клялись те своим
оружием и Перуном, своим богом, и Волосом,
богом скота, и утвердили мир.» (http://x-uni.com/referat/
«Что касается эпизода с лодками… «Карамзин относит этот эпизод к числу легендарных: "Может быть, он (Олег) велел воинам тащить суда берегом в гавань, чтобы приступить к стенам городским; а баснословие, вымыслив действие парусов на сухом пути, обратило трудное, но возможное дело в чудесное и невероятное".»
Однако
историки более позднего времени признают
достоверность этого эпизода. Д.С. Лихачев
пишет: "В условиях речного судоходства
на севере Руси - корабли и ладьи, поставленные
на колеса, были явлением обычным. "Волочение"
судов на колесах или катках происходило
на Руси (...) в местах водоразделов рек
(...). Киевский летописец рассказывает
о движении кораблей Олега посуху, как
о чем-то удивительном. Это и понятно -
"волоков" близ Киева не было. Однако
для "новгородца" Олега и его новгородской
дружины в этом не было ничего необычного".»
(http://www.animacity.ru/node/
Так это было или иначе, но устрашенные византийцы признали себя побежденными и согласились выплатить Олегу дань, какую он пожелает.
«С честью и великой славой возвратился Олег в Киев. Князь прозван "вещим" за его проницательность , т.е. волшебником, это прозвище дали ему язычники, но и ему не удается уйти от своей судьбы.
Олег княжил долгие годы. Однажды он призвал к себе волхвов-прорицателей и спросил: "От чего суждено мне умереть?" И волхвы ответили: "Примешь ты, князь, смерть от своего любимого коня". Опечалился Олег и сказал: "Если так, то никогда больше не сяду на него". Он приказал увести коня, кормить его и беречь, а себе взял другого.
Прошло немалое время. Как-то раз вспомнил Олег своего старого коня и спросил, где он сейчас и здоров ли. Ответили князю: "Уже три года прошло, как умер твой конь".
Тогда воскликнул Олег: "Солгали волхвы: конь, от которого они сулили мне смерть, умер, а я жив!" Он захотел увидеть кости своего коня и поехал в чистое поле, где лежали они в траве, омытые дождями и выбеленые солнцем.
Князь тронул ногой конский череп и сказал, усмехнувшись: "От этого ли черепа смерть мне принять?" Но тут из конского черепа выползла ядовитая змея - и ужалила Олега в ногу. И от змеиного яда умер Олег. По словам летописца, "оплакивали его все люди плачем великим".
Предание о его смерти имеет законченный сюжет, который раскрывается в лаконичном драматическом повествовании. Поведение Олега — гордыня язычника, не знающего смирения. Змея, укусившая Олега, в христианском коде может интерпретироваться как орудие дьявола, завладевшего душой князя - «невегласа» - после его смерти. В предании ярко выражена мысль о силе судьбы, избежать которой никто из смертных, и даже "вещий" князь, не в силах.»
Похоронили
Олега в Киеве на горе Щековица. Впрочем,
в другой летописи записано, что в 912 г.
Олег совершил поездку в Ладогу, где он
и умер, и был похоронен. Север и Юг не смогли
поделить героя, но большинство историков
полагают, что все-таки Олег умер на Юге.
» (http://www.bibliofond.ru/
«Дата смерти Олега, как и все летописные даты русской истории до конца X века , носит условный характер. Историк А. А. Шахматов отметил, что 912 год является также годом смерти византийского императора Льва VI — антагониста Олега; возможно, летописец, знавший, что Олег и Лев были современниками, приурочил окончание их правлений к одной и той же дате (аналогичное подозрительное совпадение — 945 — и между датами смерти Игоря и свержения с престола его современника, византийского императора Романа I).
Учитывая к тому же, что новгородская традиция относит смерть Олега к 922 году (см. выше), дата 912 становится ещё более сомнительной. Продолжительность княжения Олега и Игоря составляет по 33 года, что вызывает подозрение в былинном источнике этих сведений.
Польский
историк XVIII века Х. Ф. Фризе выдвигал версию,
что у Вещего Олега был сын, Олег Моравский,
который после смерти отца был вынужден
покинуть Русь в результате борьбы с князем
Игорем. Родственник Рюриковичей Олег
Моравский стал последним князем Моравии
в 940 году, согласно сочинениям польских
и чешских писателей XVI—XVII века, однако
его родственная связь с Вещим Олегом
является лишь предположением Фризе.»
(http://www.liveinternet.ru/
« Пересказывая в своей "Истории государства Российского" летописное сказание об Олеге, Н.М. Карамзин говорит, что рассказ о его смерти - "народная басня" (то есть легенда), "достойная замечания по своей древности".
Эта легенда вдохновила Пушкина на создание знаменитой "Песни о Вещем Олеге". А. С. Пушкин рассказывает о нем как о былинном богатыре. Олег много совершал походов, много сражался, но судьба берегла его. Пушкин любил и знал русскую историю, "предания веков".
…Пирует с дружиною вещий Олег
При звоне веселом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана...
Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они...
«А где мой товарищ? — промолвил Олег, —
Скажите, где конь мой ретивый?
Здоров ли? все так же ль легок его бег?
Все тот же ль он бурный, игривый?»
И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.
Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.
Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости,
И видят — на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.
Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокой!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!
Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
Если сравнить два произведения (ПВЛ и стихотворение), то видно совершенно разное отношение к смерти Олега: ПВЛ заканчивается народной скорбью, похоронами (здесь и проявляется отношение народа к Олегу). Смерть же просто принимается: «Змея ужалила его в ногу. Он разболелся и умер».
У Пушкина смерть – рок судьбы, змея – символ загробного, грешного мира.
…«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий
на светлом челе…. (http://referat7.ru/refs/
(http://referatzone.com/load/
В общем, легендарного князя Олега можно назвать первым русским деятелем общенационального масштаба. О князе Олеге было сложено много песен, легенд и преданий. Народ воспевал его мудрость, умение предсказывать будущее, его талант великолепного военачальника, умного, бесстрашного и находчивого.
Действия Олега Вещего - сплошная череда героических подвигов, которая закончилась беспримерными историческими событиями в истории Руси:
и тем, что вещий князь прибил щит победителя над воротами Царьграда, и тем что именно во время его правления получила хождение русская азбука.
После его смерти процесс дальнейшего формирования Державы Рюриковичей сделался уже необратимым. О бесспорных заслугах в этом деле Вещего Олега, думается, лучше всего сказал Н.М. Карамзин: "Мудростью Правителя цветут государства образованные; но только сильная рука Героя основывает великие Империи и служит им надежною опорою в их опасной новости. Древняя Россия славится не одним Героем: никто из них не мог сравняться с Олегом в завоеваниях, которые утвердили ее бытие могущественное".
Сильно сказано! И главное - правильно! Вот только где же эти герои в наши дни?