Основные мотивы лирики А.С. Пушкина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 17:51, биография

Краткое описание

Обличение самодержавия и крепостничества в оде «Вольность» и стихотворении «Деревня» отражало понимание Пушкиным свободы как личной независимости, свободы взглядов, свободы крестьян от крепостничества. Настроения лучшей части дворянской молодежи, охваченной революционным романтизмом, выразил поэт в дружеском послании П.Я. Чаадаеву — участнику войны 1812 г., члену «Союза благоденствия» — организации будущих декабристов, философу.

Вложенные файлы: 1 файл

Основные мотивы лирики А.docx

— 36.60 Кб (Скачать файл)

В стихотворениях «Стансы» (1826), «Клеветникам России» (1831), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836) Пушкин выражает свои политические идеалы, проявляет сыновью любовь к отечеству и стремление служить его интересам на поэтическом поприще.

Тема дружбы опирается  на лирические произведения, обращенные к лицеистам. «Священный союз» лицейских  друзей для Пушкина свят и непоколебим. Стихотворения в честь лицейских годовщин (19 октября), послания к товарищам-лицеистам - основа лирических стихотворений о дружбе: «19 октября» (1825), «И. И. Пущину» (1826), «Чем чаще празднует лицей...» (1830).

Относятся к этой теме стихотворения, обращенные к декабристам, с многими из которых Пушкин был в дружеских отношениях, - «Во глубине сибирских руд...» (1827), «Арион» (1827) и послание «К Чаадаеву» (1818) - другу и учителю, оказавшему серьезное влияние на формирование взглядов молодого Пушкина.

Особняком стоят  лирические произведения, обращенные к няне, доброту и теплые отношения  к которой поэт пронес через всю  жизнь. К ним относится стихотворение  «Зимний вечер» (1825).

Любовная лирика Пушкина полна светлых и нежных чувств к женщинам. Тема любви, раскрывающая широкую палитру человеческих чувств, отражена в стихотворениях «Погасло дневное светило...» (1820), «Я пережил свои желанья...» (1821), «Сожженное письмо» (1825), «Желание славы» (1825), «Храни меня, мой талисман...» (1825), «К-» (1825), «Под небом голубым страны своей родной...» (1826), «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» (1829), «Явас любил: любовь еще, быть может...» (1829), «Что в имени тебе моем?..» (1830), «Мадонна» (1830), «Для берегов отчизны дальней...» (1830).

Тема назначения поэта и его поэзии главенствует в творчестве Пушкина. Мотив высокого предназначения поэзии, ее особой роли в обществе слышен в стихотворениях «К Н. Я. Плюсковой» (1818), «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Осень» (1833), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836).

Место поэта в  современном мире определено Пушкиным в стихотворении «Разговор книгопродавца  с поэтом» (1824).

Поэт как высший судья своих произведений - важный мотив темы предназначения поэта  и его поэзии. Пушкин рассуждает о свободе поэтического творчества, о сложных взаимоотношениях поэта  с властью, с народом, с чернью.

Эти мысли отражены в стихотворениях «Свободы сеятель  пустынный...» (1823), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), (Из Пиндемонти) (1836), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836).

Философская лирика Пушкина отражает осмысление поэтом вечных тем человеческого существования: размышления о жизни и смерти, о взаимоотношении добра и  зла. Эти мысли звучат в таких  произведениях, как «Я пережил свои желанья...» (1821), «Бывало в сладком  ослепленье...» (1823), «Дар напрасный, дар  случайный...» (1828), «Анчар» (1828), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (1829), «Бесы» (1830), «Элегия» (1830), «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» (1830), «Не дай мне Бог сойти с ума...» (1833), «...Вновь я посетил...» (1835).

Вычленение тем  и мотивов в поэтическом творчестве Пушкина отнюдь не нарушает его гармоничности. Все темы и мотивы существуют в  органическом единстве, создавая богатый  художественный мир, имя которому - лирика Пушкина.

Анализ стихотворения  «Деревня»

Стихотворение написано в 1819 г., в нем отражены конкретные впечатления от поездки Пушкина  в Михайловское между 10 и 15 июля 1819 г. Пейзане точно воспроизводит  окрестности Михайловского: «темный  сад», «луг, уставленный душистыми  скирдами»:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные  хаты,

На влажных берегах  бродящие стада...

«Деревня» как художественное произведение вобрало в себя традиции русской и западноевропейской просветительской литературы и современные идеи декабризма.

Верность Пушкина  взглядам просветителей и многих участников декабристского движения отразилась в идее «просвященной монархии», способной преобразить общество:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Однако, продолжая  традицию классицизма XVIII века, произведение отличает преодоление условностей. «Деревня» - это рассказ о реальной деревне, о подлинных страданиях крестьян, которым поэт выражает сочувствие. Это создает ту реалистическую основу, которая отличала Пушкина от его  предшественников. Бесспорное влияние  радищевского «Путешествия из Петербурга в Москву», полемика с державинским посланием «Евгению. Жизнь Званская», с его идиллическими картинами сельской жизни, обогатили пушкинскую лирику, дали толчок к новым открытиям.

Гражданственность и свободолюбивый пафос придали  особый эмоциональный настрой стихотворению. Все это нашло отражение в  композиционном строе и в выборе изобразительных средств.

Композиция «Деревни»  не только двухчастная, но и двуплановая. Особенность построения произведения отразилась на его жанровой структуре, в нем сочетаются элегия и сатира. Первая элегическая часть (кончая стихом «В душевной зреют глубине...») была напечатана, а вторая распространялась в списках.

Стихотворение построено  на антитезе (противопоставлении), что  ярко выражено в начале второй части  и подчеркнуто союзом «но»: «Но  мысль ужасная здесь душу омрачает...»  С этих строк начинается обличение  «барства дикого», которое контрастирует  с картинами сельской природы, изображенными  в начале.

В произведении, даже в первой части, сильно выражен социальный мотив. «Пустынный уголок», «приют спокойствия, трудов и вдохновенья» поэтом противопоставлен «порочному дворцу Цирцей».

Отстаивая цельность  и единство поэтического текста пушкинского  стихотворения, Е. А. Маймин пишет: «Вторая часть «Деревни» и продолжает первую и противостоит ей по мысли и характеру картин. Элегия у Пушкина незаметно переходит в сатиру, сливается с ней. Вторая часть - это элегия, пронизанная высокими гражданскими чувствами, раздумья, родившиеся в «уединении величавом», и это сатира, которая вызвана к жизни и неповторимо-личным взглядом на вещи, и пафосом общественного, гражданского служения».

Интонационный строй  отражает своеобразие композиции и  идейного содержания, сочетая в себе раздумья и гневный голос поэта-гражданина. Ораторские интонации подчеркиваются в стихотворении риторическими  фигурами:

О, если б голос  мой умел сердца тревожить!

Почто в груди  моей горит бесплодный жар...

И не дан мне судьбой  витийства грозный дар?


Информация о работе Основные мотивы лирики А.С. Пушкина