Особенность труда Данте «Божественная комедия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 13:29, реферат

Краткое описание

В конце мая 1265 года во Флоренции, донна Бела Алигьери родила мальчика, которому дали имя Дуранте, сокращенно Данте: последнее так и осталось за ним. Его предки принадлежали к партии
гвельфов, а отцу и деду пришлось два раза вытерпеть изгнание вместе со своей партией. Молодой Данте вращался в художественной, музыкальной и литературной среде. Но ему пришлось вкусить и войну, сражался с Ареццо при Кампальдино, где он дрался верхом в первых рядах флорентийских войск, участвуя в осаде Капраны. Впрочем, он отдался и политической деятельности и принимал личное участие в общественных делах (занимал должность приора). Между Черными и Белыми начинается война, идущая с переменным успехом, но, в конце концов, побеждают Черные, а Данте выступал на стороне Белых.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………..3-6

2. Глава 1. Литературные истоки «Комедии»..…………………….7-8

3. Глава 2. Жанровая особенность «Божественной комедии» в освещении исследователей……………………………………….....9-11

4. Заключение……………………………………………………….….12

5. Список использованной литературы…………………….………...13

Вложенные файлы: 1 файл

ДАНТЕ - реферат. Киса.DOC

— 86.50 Кб (Скачать файл)

                         Скажи о том, что я сказал  тебе!3

 

      Но возможно это  истина будет принята за ложь:

                      

                      Мы истину, похожую на ложь,

                      Должны хранить сомкнутыми устами,

                      Иначе срам безвинно наживешь.4

 

      Мы видим, что корни поэмы уходят в глубь веков, они разнообразны и на первый взгляд не совместимы (наличие языческих и католических мотивов), но при этом они все  оказали сильное влияние и благодаря им «Комедия» стала «божественной».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1 Асоян А. А. Указ. соч. – С. 105.

2 Асоян А. А. Там же. -  С. 105-106.

3 Данте А. Указ. соч. – С. 443.

4 Данте А. Там же. – С. – 88.

Глава 2. Жанровая особенность «Божественной комедии» в освещении исследователей.

 

   Вопрос жанровой  принадлежности «Комедии» один  из самых сложных и наиболее дискуссионных, большинство исследователей придерживаются  нескольких направлений, но мы не встретили не одного ученого, который  был бы предельно точен в данном аспекте, некоторые говорят о беспризорности поэмы.

    Данте в  письме к Кан Гранде делла Скала заявлял: «Смысл этого произведения, не прост, более того оно может быть названо многосмысленным, то есть имеющим много смыслов».1 Нам кажется, это можно отнести и к жанру произведения.

    Одно из  самых распространенных мнений, что «Комедия» - это эпос, а сравнение с Гомером стало обычным. « Гомер был первым, Данте вторым эпическим поэтом, творение которого представляет ясную и понятную связь с познаниями, чувствами и религией того века, когда он жил, и с веками последующими», - пишет Шелли.2 Иногда Вергилия с «Энеидой» связывают с «Комедией» Алигьери, пишут о том, что первые два столетия произведение называлась «Дантеидой», но большинство ученых обходят Вергилия стороной, он учитель и наставник Данте, можно смело сказать, что ученик превзошел учителя. Виктор Гюго называет Гомера и Данте «двумя соперничествующимя гениями»3 . Ад Гомера и Данте продуманней, чем у Вергилия, где вместо царства мертвых простой дом с разными потаенными ходами и, по мнению А. А. Катенина, « в рассказе <это> очень холодно и почти смешно»4 Данте точно и четко определил место своего Ада, во внутренности земного шара занимает он огромный конус, вниз обращенный и сходящийся в точку в самой сердцевине земли. Надо сказать несколько слов о языке «Комедии», характерной чертой являются бессказуемые конструкции, речь героев приобретает эпически торжественное  звучание, произведение написано силлабическим одинадцатисложником, о котором Данте говорил, что он самый длинный и наиболее величавый в итальянском стихосложении, он не воспроизводится средствами русского языка.

 


1 Асоян А. А. Данте и русская литература. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та.-1989.-С.34.

2 Цит. по Пинский Л. Реализм эпохи Возрождения. - М.: Изд-во Худож. лит-ры.-1967.- С.187.

3  Цит. по Асоян А. А. Там же. - С. 23.

4  Цит. по Асоян А. А. Там же. - С. 22.   

Значит, язык говорит  да за эпос, но на каждую тезу в этом размышлении приходится антитеза. Для  эпоса характерна статичность героев, они не изменяются во время повествования, порой наделены одной яркой чертой, можно говорить об их схематичности и статичности (Ахиллес –сильный, Одиссей – хитрый), но этого нет у Данте. Перед нами  встает ряд ярких образов, которые не утратили рассудка и индивидуальности, нам дается психологическая характеристика людей, причем она обычно очень маленькая по объему, но очень насыщенная по содержанию. Например, эпизод встречи с вором Ванни Фуччи:

                     «Жить по-скотски, а по-людски  не мог,

                      Да мулом был и впрямь; я  – Ванни Фуччи,

                      Зверь из Пистойи, лучшей из берлог».1


                       «По окончанье речи, вскинув руки

                         И выпятив два кукиша, злодей

                         Воскликнул так: «На, Боже, обе штуки!»2

  Здесь даже можно  подставить под вопрос поговорку, что горбатого могила исправит, Фуччи как был богохульником, так и остался, а, на мой взгляд, еще более озлобился, но ему нельзя отказать в смелости и силе.

       Вопрос  о справедливости названия «Комедии»  комедией уже решен в научной литературе (Елина Н. Г.), она правомерно названа так, ее конец радостен, а во времена средневековья комедией считалось произведение, которое имеет радостный конец, а трагедией – грустный. С современной точки зрения я бы вряд ли назвала ее даже трагикомедией, в комедии подразумевается смех, веселье, а шедевр Данте должен вызывать другие эмоции.

        По мнению группы ученых, с  точки зрения жанра «Божественная  комедия» – это « видение»  и вряд ли стоит придумывать  другое обозначение. Но «видение»  – жанр, развивающийся на протяжении всего средневековья, отличается большой емкостью, кроме религиозных видений, были видения – памфлеты, видения – аллегории, видения сказочного, приключенческого типа и видения описательные.3 Для великого русского поэта Майкова жанр видений ассоциировался с «Комедией», она во многом освобождала сознание от логики.

 


1 Данте А. Указ. соч. – С. 123.

2 Данте А. Там же. - С. 124.

3 Елина Н. Г. О художественном своеобразии «Божественной комедии» // Данте и всемирная литература. – М.: Наука. – 1967.-С.87.

Данте впитал самое лучшее из средневековья, а жанр видений  был обширен и ограничен одновременно, не предусматривал внутреннего движения. Для этого был эпос. Гений Данте  никогда не мог уместиться в жесткие рамки того или иного жанра. 

    Западные и  русские романтики рассматривали  Алигьери как своего предтечу, поэма Данте – огромная метафора: ад – не только место, но  и состояние душевных мук. Надеждин  Н. П. писал в своей диссертации,  что в поэме « представляется  полный и цельный отпечаток всего романтического мира. <…> В ней творческий гений разоблачил человеческую природу от телесного покрова. <…> Это действительная биография человеческого духа…». Кто заключал диссертант, посвящен в таинство «Божественной комедии», тот может сказать о себе, что он открыл вход во внутренние святилище романтической поэзии.

       Жанр  «Комедии» С. П. Шевырев определял  как лиро-символическую поэму  и подчеркивал, что это свой  собственный тип поэмы, сочетании  поэзии и религии (Данте называли  великим философом и богословом). Языческая мифология утратила свой первоначальный смысл, Вергилий уже не тот, который был во времена Древнего Рима: «Нет, это Вергилий средневековый, облаченный в новое звание мистика, это Вергилий – маг о котором  сохранилось и теперь устное предание в простом народе Италии… это Вергилий заклинатель, который знается с подземным миром, сходил в Ад еще до пришествия Спасителя». Сочетание религии и поэзии очень важно для романтиков, для них великий художник – великий мифотворец. «Данте один из творцов «вечных мифов», ибо его поэма, «взятая всесторонние, не есть отдельное произведение одной своеобразной эпохи, одной особой ступени культуры, но есть нечто значительное, что обуславливает ее общенациональностью, которую обуславливается ее универсальным характером… обуславливается, в конце концов, формой, которая представляет собой не специальный, но общий тип созерцания универсума.»

 Данте не всегда  приносил земное в жертву ради  небесного, а вера, надежда, любовь  – это три столпа его мира, он сохраняет веру в возможности человека:

                            «Скажи, мир жил бы скудно,

                               Не будь согражданином человек?» 

                               «Да, - молвил я, - что доказать  нетрудно».

Художественный мир  «Комедии» - результат сложной взаимосвязи религиозных, этических и исторических понятий.

 

 

Заключение

 

     Вопрос о жаровой  принадлежности «Комедии» черезвычайно  сложен, каждое новое мнение еще  одна ступень в той лестнице, которая, надеюсь, в будущем  приведет нас к пониманию этой проблемы. Надеждин Н. П. более цельно охарактеризовал «Божественную Комедию»: «Дантовское творение было и осталось единственным: ему принадлежит собственная форма, которой не может дать никакого названия эстетическая технология»1.

    Произведение предстает перед нами величественным готическим собором, оно вобрало в себя все лучшее эпохи , предшествующей жизни автора, новшества его времени, оно же опередило развитие литературного процесса на много веков вперед. Дом Бога никогда не ограничен рамками человеческой фантазии. Немало важную роль здесь играет откровение ниспосланное свыше. Поэтому «Божественная Комедия» не сковано канонами, средневековый тип превращается в личность, а попутно Данте открывает поэзию человеческих страстей и характеров.

     Прототипом главного  героя имеют честь быть и  гомеровский Одиссей, и вергилиевский  Эней, одновременно с этим центральный  персонаж, основа для огромного  количества более поздних образов,  даже шекспировский Гамлет за  свою короткую жизнь проходит  все круги Ада, встречая на своем пути и ложь, и гордость, и братоубийство, и жалкую человеческую сущность.

     Последняя часть «Комедии»  оставляет нам надежду на приобретение  райских благ, если не в земной  сущности, то в Раю. Не хотелось  бы утверждать, что произведение Данте нужно приравнивать к универсальному путеводителю для желающих быть причисленных к лику святых, но возможно одной из задач автор и имел стремление показать человечеству насколько глубоко оно погрязло в болоте греха и насколько еще долог путь к спасению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 1 Асоян А. А. Указ. соч. – С. 29.

 

Список используемой литературы:

 

Источники:

  1. Данте А. Божественная комедия. Новая жизнь. Стихотворения, написанные в изгнании. Пир./Пер. с итал. - М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998. – 960с.

 

Литература:

  1. Акелькина Е. А. Данте и Достоевский//Проблемы метода и жанра. - Томск: Изд-во Томского ун-та.-1983.- С.240-251.
  2. Асоян А. А. Данте и русская литература. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989.- 172с.
  3. Генон Р. Эзотеризм Данте//Философские науки. -№8, 1991.-С. 132-171.
  4. Данте и всемирная литература. - М.:Наука,1967.-260с.
  5. Краткая Литературная Энциклопедия №2,8.- М: Изд-во «Советская энциклопедия».- 1964, 1975.
  6. Пинский Л. Реализм эпохи Возрождения. – М.: Изд-во Худож. лит-ры, 1967.- 367с.
  7. Сахаров в. И. Данте и Улисс // Литературная учеба. -№6, 1978.-С.199-202.
  8. Филиппова А. Данте Алигьере// Средние спец. Образование. -№4, 1990.- С. 36-39.
  9. Якушкина Т. В. Восприятие Данте и Петрарки в итальянской литературе XVIb.//Вестник ЛГУ. сер. 2, 1990, вып.3.-С. 54-59.



Информация о работе Особенность труда Данте «Божественная комедия»