Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 11:35, реферат
Данная тема выбрана неслучайно. Владимир Семенович – интереснейшая фигура в отечественной культуре XX века. Талантливый поэт, автор и исполнитель песен, яркий актер, он оказывал на людей огромное эмоциональное воздействие. Необычность его судьбы усиливала его впечатление.
Стихи В.С. Высоцкого – порождение той переходной эпохи, когда «старая» поэзия уже сошла со сцены, а новая еще не оформилась, не обрела своего языка.
I. Введение…………………………………………………………...2-3
II. Основная часть………………………………………………….4-24
1. Непримиримый конфликт с социальной системой………..4-13
2. Отражение эпохи в песнях………………………………....14-24
а) Дворовые песни………………………………………….14-16
б) Песни о дружбе………………………………………….16-17
в) Песни о горах…………………………………………….17-21
г) Песни о войне…………………………………………….21-24
III. Заключение…………………………………………………….25-27
IV. Приложение…………………………………………………....28-29
V. Список использованной литературы…………………………..…30
Враз Козла найдут, приведут и бьют –
По рогам ему и промеж ему…
Не противился он, серенький насилию со злом,
А сносил побои весело и гордо.
Сам Медведь сказал: «Ребята я горжусь Козлом –
Героическая личность, козья морда!».
Номенклатурного Медведя ведь семьдесят лет нельзя было критиковать ни в коем случае. Для того всегда использовался «начальничек» пониже, на которого все можно списать и свалить. Ну и Козел-передовик тоже был нужен в системе агитации и пропаганды, чтоб было кем «гордиться»! Тут и появляется «стахановец, гагаповец, загладовец», организует ему показатели «Гертруду» (на героев ведь был план по ведомствам и территориям), подержат лет пять-десять в почетном выборном органе, а там и забудут.
Жизнь Козла – выдвиженца нелегка, и по сравнению со свободной безответственностью «рядового труженика». И уж если Козел доберется до серьезной власти, то вам покажет «козью морду» - припомнит все унижения. На пути к высшей власти звереет он окончательно:
Он с волком жил – и по-волчьи взвыл, -
И рычит теперь по-медвежьему.
Так примерно можно эту сюжетную метафору истолковать, но есть в ней, еще один смысл – более широкий, более философичный. Песню можно прочесть еще как притчу о взаимоотношении «верхов» и «низов», власти и народа. Сильные мира сего очень склонны прикрываться народолюбием, нахваливать народ, доводя его тем временем до полного бесправия и изнеможения.
Берегли Козла как наследника, -
Вышло даже в лесу запрещение
С территории заповедника
Отпускать Козла отпущения.
Горький каламбур: Козла отпущения никуда не отпускают. Ни за границу, куда смертным выезжать было заказано. Ни за пределы места прописки. Да что там – не до жиру: лишь бы «территория» еще и зоной не оказалась с колючей проволокой!
Но времена меняются, «верхи», не имея возможности править, по-старому дают послабление, и, «низы» уже смелеют настолько, что начинают требовать социальной справедливости, равенства.
Эй вы, бурые, кричит, эй вы, пегие!
Отниму у вас рацион волков
И медвежие привилегии
Высоцкий не «вышел из народа», он всегда внутри этого народа жил, душой чувствовал его настроения. Поэтому ему не нужно было народ идеализировать. Если социальные вопросы не находят реального решения, в народе может пробудиться темная разрушительная стихия. Жестокость правления обернется жестокостью бунта
Он с волками жил – по-волчьи взвыл –
И рычит теперь по-медвежьему.
Это звучит, как предупреждение, как предостережение от поверхностной эйфории. Ведь недаром сегодня ответственно мыслящие и знающие народную жизнь люди вспоминают пушкинские слова: «Не приведи бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный».
Правдивость и острота реакции на волновавшие всех вопросы, в песнях Высоцкого звучат набатом, пробуждая гражданское сознание.
Большой резонанс в народе имел факт насильного отправления на пенсию в октябре 1964 года Никиты Сергеевича Хрущева. И Высоцкий пишет песню «Жил был дурачина-простофиля». В ней мы видим его гражданскую позицию на это событие, смелую и весьма дерзкую по тем временам.
Но был добрый этот самый простофиля
Захотел издать закон про изобилие.
Только стул подобных не терпел,
Как тряхнет и, ясно, тот не усидел.
И очнулся, добрый малый простофиля,
У себя на сеновале в чем родили.
Песня «Отберите орден у Насера» была посвящена событию вручения Звезды Героя Советского Союза президенту Египта Насеру и маршалу Египта Амеру (май 19864 г) все тем же нашим советским лидером Н.С.Хрущевым. Подобное беззастенчивое разбазаривание знаков национальной гордости вызвало у простых советских людей, к которым относился и Высоцкий, чувство глубокого недоумения и горечи.
Потеряю истинную веру –
Больно мне за наш СССР
Отберите орден у Насеру –
Не подходит к ордену Насер!
Далее, уже через политический портрет этого «доброго простофили»
Можно даже крыть с трибуны матом,
Раздавать подарки вкривь и вкось,
Называть Насера нашим братом
Но давать Героя – это брось!
Владимир Семенович заканчивает песню, выражая неоспоримое мнение 200-миллионного советского народа.
Почему нет золота в стране?
Раздарили, гады, раздарили!
Лучше бы давали на войне, -
А Насеры после б нас простили.
Песня слишком смелая по тем временам, за исполнение которой (да за одно обращение «гады») к автору могли бы применить самые устрашающие меры. Но Н.С.Хрущева с поста сместили, и песня оказалась, как нельзя к месту, одной из посредниц разоблачения культа личности.
Некой видимостью чувства боязни к власти придержавшим продиктовано написание Высоцким песен «китайского цикла»: «В Пекине очень мрачная погода (1963 г.).» Мао-Цзедун – большой шалун (1964 г.), «Возле города Пекина (1965 г.), «Как-то раз цитаты Мао прочитав (1965 г.). Эта видимость, вуаль, является следствием объяснимого пожелания быть привлеченным к ответственности не за «аморалку», а по политическим мотивам.
Мы сами знаем, где у нас чего,
Так наш ЦК писал в письме открытом, -
Мы одобряем линию его!
Но уже в 1966 году мы читаем у Высоцкого горькие размышления о новом правительстве.
И если б наша власть была
Для нас для всех понятная…
А нынче жизнь проклятая.
Эпоха всеобщего «одобрямса» успешно продолжалась и при новом Генсеке Л.И.Брежневе. А голос Высоцкого все громче вырывался, выплескивался в наши умы и души:
Подымайте руки,
В урны суйте
Бюллетени, даже не читав,
Помереть от скуки
Голосуйте,
Только, чур, меня не приплюсуйте,
Я не разделяю ваш устав!
Назревающая реабилитация Иосифа Сталина главными партийными идеологами брежневского руководства в 1968 году послужила темой для создания «Баньки по белому». В ней уже Высоцкий (в отличие песни о человеке и мангустах) ведет речь о видных политических деятелях без намеков и символов, хотя тоже с философическим уклоном. Этот уклон оригинален тем, что нетривиальные мысли вкладываются – и при том весьма естественно – в уста «простых персонажей». Рассказчик с профилем Сталина, наколкой «на левой груди» исповедуется нам:
Застучали мне мысли под темечком,
Получилось – я зря им клеймен, -
И хлещу я березовым веничком
По наследию мрачных времен.
Вроде бы оценка «вождя всех времен и народов» не очень уж радикальна. Но за сдержанностью ее – глубина работающей «под темечком» мысли, понимание того, что «наследие мрачных времен» очень крепко сидит во всей нашей социальной системе, что вывести его гораздо труднее, чем наколку с профилем.
Гораздо позднее, уже персонаж песни «Летела жизнь» (1978 год) – в полном единстве с автором – оценивает Сталина и его соратников с поистине вселенским сарказмом:
А те, кто нас на подвиги подбили
Давно лежат и корчатся в гробу, -
Их всех свезли туда в автомобиле,
А самый главный вылетел в трубу.
2. Отражение эпохи в песнях.
а) Дворовые песни.
Но начнём с самого начала. Первые свои песни Володя писал для своих близких друзей в жанре «городского романса». Эти песни являлись отражением того времени, ведь 40-50 годы – это время сталинских репрессий, время войны и разрухи, голода и холода, нищеты, но всё-таки большой веры в настоящее и лучшее будущее. Дань и память сталинским репрессиям Высоцкий отдаст позже в песне «Банька по-белому», а пока большое количество заключённых и освободившихся из тюрем не могли не создать свой собственный песенный жанр – «Блатная песня», которого и придерживался в своих первых песнях Володя Высоцкий. Они были написаны по услышанным рассказам бывших заключённых, да и просто огромный талант поэта позволил ему где-то домыслить, где-то представить, как могло всё быть, как есть на самом деле. Героями этих песен были люди, так или иначе нарушавшие закон: домушники, щипочи, рецидивисты, шулера. Эти песни написаны с юношеским задором и огромным юмором. В песнях Высоцкий не превозносил блатную жизнь, не восхищался ей, а просто показал, что она существует, что её породила сама система. За блатной оболочкой прослеживаются темы дружбы и продажности, любви, сострадания к этим людям, зачастую маленькие факты автобиографии:
«Я рос как вся дворовая шпана
Мы пили водку, пели песни ночью…»
или
«Я вырос в Ленинградскую блокаду,
Но я тогда не пил и не гулял
Я видел, как горят огнём Бадаевские склады
В очередях за хлебушком стоял»
Эти первые песни исполнялись в узком кругу друзей, вечером на кухне, но благодаря началу магнитофонной эры быстро вышли за его пределы и разлетелись по всей стране. Они и проложили дорогу тогда ещё молодому, но очень талантливому поэту.
Эти песни были бесхитростны, и была в них одна, но пламенная страсть: извечное стремление человека к правде, его любовь к друзьям, к женщине, к близким людям. Потом, конечно, все это немного изменилось, усложнилось, но суть осталась.
Первую свою запись Владимир Высоцкий сделал во Франции. Поражало и необычайно красивое, музыкальное сопровождение. Еще бы! Два лучших гитариста Франции помогли записать эту пластинку!
Одна из первых песен была написана в Санкт-Петербурге в 1961 году. Сюжетом послужила реальная картина, взятая из жизни. Высоцкий ехал в автобусе и случайно увидел впереди себя человека, у которого была распахнута рубаха и на груди ярко вырисовывалась татуировка. Внизу было написано: «Люба, я тебя не забуду!» Так и появилась песня «Татуировка». Только вместо Любы Высоцкий для рифмы поставил «Валя»:
Не делили мы тебя и не ласкали,
А что любили - так это позади,
-Я ношу в душе твой светлый образ, Валя,
А Леша выколол твой образ на груди.
В песнях Высоцкого было извечное стремление человека к свободе, надежда на то, что его будут помнить, любить и ждать. Вспомним хотя бы песню «За меня невеста отрыдает честно...» Это - о друзьях!
За меня невеста отрыдает честно,
За меня ребята отдадут долги,
За меня другие отпоют все песни,
И, быть может, выпьют, за меня враги.
Поэт задыхается в четырех стенах:
Мне нельзя на волю - не имею права,
-Можно лишь - от двери до стены.
Мне нельзя налево, мне нельзя направо
-Можно только неба кусок, можно только сны.
Владимир Высоцкий жил для своих друзей и старался писать для них, даже ушедших из жизни.
«Я не считаю, что мои первые песни были блатными, хотя я много писал о тюрьмах и заключенных. Мы, дети военных лет, выросли все во дворах. И, конечно, эта тема мимо нас пройти не могла, просто для меня в тот период это был наиболее понятный вид страдания - человек, лишенный свободы, своих близких и друзей. Возможно, из-за этого я так много об этом писал, а вовсе не только о тюрьмах. Эти песни принесли мне большую пользу в смысле поиска формы, поиска простого языка в песенном изложении в поисках ударного слова, строчки» - рассказывал Владимир Высоцкий.
Творчество Высоцкого сложно, неоднозначно и многогранно.
б) Песни о дружбе.
Отражение эпохи, в которой жил В.С.Высоцкий, мы замечаем и в песнях, и в стихах о дружбе.
Вообще тема дружбы занимает важное место в творчестве поэта. В этих произведениях отражается близкое окружение Высоцкого, его друзья, знакомые. Автор ценит дружескую преданность и верность. Настоящим другом и братом может считаться лишь тот, кто прошел с тобой сквозь все преграды и испытания и не бросил:
Если ж он не скулил, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но шел
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но держал,
Если шел он с тобой, как в бой,
На вершине стоял - хмельной,
Значит, как на себя самого
Положись на него!
Сам Высоцкий, как никто другой, умел дружить и верил в настоящую дружбу и в правила честной игры. Он любил общаться с людьми, они всегда его интересовали и этим он сам был интересен им. В своих отношениях с людьми Владимир Высоцкий умел держаться как-то по-особому, непринужденно и просто, поэтому уже при первом знакомстве, каждый мог считать себя его давним близким другом. Он был очень обаятельным человеком, что вызывало у окружающих большую симпатию. Высоцкий с удивительной щедростью раздавал друзьям и случайным знакомым вещи и деньги. Если у него появлялись хорошие вещи, он непременно дарил что-нибудь близким и следил, чтобы они обязательно это носили.
По-доброму, относясь к людям, Высоцкий мог весело шутить над недостатками людей, их убожеством мыслей и желаний («Разговор у телевизора»). Но смех этот рождал слезы и глубокие раздумья о бедности и несовершенстве нашей жизни
Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу!
Может кто-то когда-то поставит свечу
Мне за голый мой нерв, на котором кричу,
И веселый манер, на котором шучу.
Вот таким остался Высоцкий в памяти тех, кто имел счастье его видеть и слышать - свободным, веселым, трагическим, совестью времени и на все времена.
в) Песни о горах.
Следующий этап творчества В.С. Высоцкого наступает с момента поступления в Московский театр драмы и комедии на Таганке под руководством Юрия Любимова, где поэт проработал до самой смерти. Играя в театре, Высоцкий начинает писать песни для спектаклей, а так же для кинофильмов. Очень часто песни созданные им оказывались как бы на несколько размеров больше самого спектакля или фильма. И каждый раз у этих песен начиналась своя жизнь. Они сразу же шли к людям, шли, будто бы минуя сцену и экран.
Информация о работе Отражение эпохи в творчестве В.С. Высоцкого