Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 11:35, реферат
Данная тема выбрана неслучайно. Владимир Семенович – интереснейшая фигура в отечественной культуре XX века. Талантливый поэт, автор и исполнитель песен, яркий актер, он оказывал на людей огромное эмоциональное воздействие. Необычность его судьбы усиливала его впечатление.
Стихи В.С. Высоцкого – порождение той переходной эпохи, когда «старая» поэзия уже сошла со сцены, а новая еще не оформилась, не обрела своего языка.
I. Введение…………………………………………………………...2-3
II. Основная часть………………………………………………….4-24
1. Непримиримый конфликт с социальной системой………..4-13
2. Отражение эпохи в песнях………………………………....14-24
а) Дворовые песни………………………………………….14-16
б) Песни о дружбе………………………………………….16-17
в) Песни о горах…………………………………………….17-21
г) Песни о войне…………………………………………….21-24
III. Заключение…………………………………………………….25-27
IV. Приложение…………………………………………………....28-29
V. Список использованной литературы…………………………..…30
Одними из таких песен являются песни, написанные к кинофильму «Вертикаль». Был такой вроде бы не плохой фильм. Был и прошёл. А песни написанные Владимиром Высоцким для этого фильма, остались. Для альпинистов они стали как бы гимном. Строчки из этих песен выбивали на могилах погибших альпинистов их друзья.
Если друг оказался вдруг
И не друг и не враг, а так
Если сразу не разберёшь
Плох он или хорош…
Эти песни пронизаны героизмом тех людей, которые занимаются этим опасным видом спорта. Но опять таки это только оболочка, за которой видна главная тема - дружба, взаимовыручка, мужество идти до конца и ни когда не сдаваться. Эта тема присуща всему творчеству Высоцкого. Для своих песен он всегда выбирает ситуации, когда люди рискуют жизнью, когда они «вдоль обрыва, по над пропастью, по самому по краю». Высоцкий на своих выступлениях часто говорил, что ему нравится писать, когда что-то происходит, маленькие происшествия из жизни и не любит писать, когда люди сидят, едят, смотрят телевизор, т.е. ни чего не делают. Хотя и это он часто высмеивал в своих шуточных песнях.
После «Вертикали» в народ ушли такие замечательные песни: «Скалолазка», «Песня о друге», «Прощание с горами». Песни, которые давали толчок к покорению новых жизненных вершин.
Так оставьте ненужные споры –
Я себе уже всё доказал:
Лучше гор могут быть только горы
На которых ещё не бывал.
Мотив мужества - сквозной в его песнях. Лишь тот может называться настоящим человеком, кто мужественно, честно и достойно, не отступая, сумеет пройти путь до конца, каким бы трудным он не был. И если ты ощущаешь кратковременность своего пребывания на земле, то нужно жить на пределе человеческих сил:
Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее,
Умоляю вас вскачь не лететь.
Что за кони мне попались привередливые.
Коль пожить не успею, так хоть бы допеть.
Я коней напою, я куплет допою,
Хоть мгновенье еще постою - на краю-у-у...
Так он пел о себе, пророча свою судьбу, и так же пел об альпинистах, летчиках, моряках людях мужественных профессий, вкладывая в понятие «мужество» не только волю «пройти четыре четверти пути» по канату («Канатоходец»):
Посмотрите! Вот он без страховки идет!
Чуть правее наклон - упадет, пропадет!
Чуть левее наклон - все равно не спасти!
Но - замрите! Ему остается пройти
Не больше четверти пути…
В песнях об альпинистах Высоцкий рассуждает, о верности друзьям, необходимости сохранить честь и достоинство человека, настоящего мужчины:
Надеемся только на крепость рук,
На руки друга и вбитый крюк
И молимся, чтобы страховка не подвела
(«Вершина»)
Пожалуй, именно в горах человек подвергается наибольшей опасности и риску. Именно там испытывается его дух и тело. Нельзя выразить ощущения альпинистов лучше, чем это сделал Владимир Высоцкий. Автор сам необычайно любил горы. Они стали для него живыми существами, олицетворением вечности и силы:
Горы спят, вдыхая облака,
Выдыхая снежные лавины.
Но они с тебя не сводят глаз,
Будто тебе покой обещан,
Предостерегая каждый раз
Камнепадом и оскалом трещин.
Горы дали Высоцкому то, что требовал его характер - риск, величайшее наслаждение от покорения вершины:
Мы рубим ступени... Ни шагу назад!
И от напряжения колени дрожат,
И сердце к вершине готово бежать из груди
Весь мир на ладони - ты счастлив и нем
И только немного завидуешь тем,
Другим - у которых вершина еще впереди.
(«Вершина»)
И Высоцкий утверждал, что для него «лучше гор могут быть только горы». Тема всех песен Владимира Высоцкого - жизнь - А так как жизнь всегда отождествляется с Землей, поэт говорит следующее:
Нет! Звенит она, стоны глуша,
Изо всех своих ран, из отдушины,
Ведь Земля - это наша душа,
-Сапогами не вытоптать душу!
Кто поверил, что Землю сожгли?!
Нет, она затаилась на время...
Стихи и песни Высоцкого рьяно и самозабвенно служили решению злободневных социальных и художественных задач, вместе с тем они достигали глубин человеческой нравственности и поднимали оттуда на поверхность для раздумий и волнений те вопросы, которые издревле считаются общечеловеческими, вечными. Трудно назвать хоть какую-нибудь из фундаментальных ценностей и праценностей человека, которая не нашла бы достойного, чистого выражения в песнях Высоцкого.
г) Песни о войне.
Огромное значение в творчестве Владимира Высоцкого занимают песни, написанные на тему о войне. Почему поэт, человек, который по своему возрасту явно не мог принимать участие в войне, всё-таки пишет о ней, более того – не может не писать? Поэт считал, что пусть война давно закончилась, но в памяти народа должна остаться вечная память о погибших в боях за Отечество.
Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче гранитные плиты.
Здесь нет ни одной
Все судьбы в единую слиты.
У братских могил нет
Сюда ходят люди по крепче.
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче?..
Песни Володи Высоцкого о войне – это, прежде всего, песни очень настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, злых и добрых одновременно. Таким людям можно доверить и собственную жизнь и Родину. Такие не подведут. И опять таки это возможность для актёра примерить и сыграть новые роли, побывать на месте того человека из тех времён и окунуться в события тех лет. Высоцкому это удалось. Удалось на славу.
Наши мёртвые нас не оставят в беде,
Наши павшие – как часовые.
Отражается небо в лесу, как в воде,
И деревья стоят голубые
На концертах ветераны войны плакали, дарили ему цветы и подарки. В своих письмах участники тех военных событий спрашивали Высоцкого, где он воевал, с кем был в одном полку. Они принимали молодого парня, не принимавшего участия в боях за своего, за однополчанина. Для поэта это была самая большая награда. Высоцкого очень трогали эти письма, и он часто говорил: «Лучше получать письма, где тебя принимают за своего, однополчанина, чем письма, где тебя считают товарищем по камере». И он благодарил людей новыми песнями, новыми ролями в театре и кино.
В военных песнях Высоцкий ставит себя на место командира, приговоренного к расстрелу, сапера, совершающего подвиг или обычного новобранца. Автор настолько ярко описывает события, что у слушателя невольно создается картина происходящего:
Два провода голых, зубами скрипя, защищаю,
Восхода не видел, но понял: вот-вот взойдет!
(«Черные Бушлаты»)
Высоцкий глубоко прочувствовал жестокость и трагичность войны. И поэтому появились такие строки:
На братских могилах не ставят крестов
Но разве от этого легче?!
(«Братские могилы»)
На этот раз мне не вернуться,
Я ухожу - придет другой.
Мы не успели, не успели, не успели оглянуться,
А сыновья уходят в бой.
(«Сыновья уходят в бой»)
Тема войны у Высоцкого - это, прежде всего тема памяти о павших. Ни в одной роли, ни в одной своей песне он не стенает и не всхлипывает над солдатской могилой. У него гибель на войне - это запредельное усилие отстоять правду, добро. В песнях Высоцкого смерть уходит не на покой - смертью оживают:
Наши мертвые нас не оставят в беде,
Наши павшие - как часовые.
О войне Высоцкий писал правдивые стихи и правдиво играл. На удивление конкретно, материально, пластично, так, как будто знал на ощупь, кожей. В его стихах сражаются летчики, моряки, десантники, пехотинцы. В эти стихотворения вкраплены реалии, специфические для разных родов войск, характерные словечки и выражения. Брошенные поля спелых хлебов, окопы, пустынные деревни, горные ущелья, безымянные высотки, небо, госпитальная палата - «топография» смертельных схваток в этих песнях. Их сюжет - это сюжеты солдатской жизни: марш, подготовка к бою, сражение, погребение павших, ожидание писем. В песнях о войне есть и тема дома - верного, любящего, и дома предавшего, изменившего. Песни Высоцкого о войне не «воспоминания, посвященные «минувшим дням». Это нечто, живущее в человеке сегодня, как боль, глухая, но готовая в любой момент вспыхнуть. Песнями о Войне Владимир Семенович выполнял свой долг поэта. - Я не воевал, - скажет он чуть застенчиво перед самой первой песней о войне, - но война - такая громадная беда, покрывшая нашу страну. Надо петь, надо...
И он пел. Его песни написаны с ясным осознанием чувства долга перед теми, которых нет и которые погибли ради нас. «Штрафные батальоны», «Высота», «Братские могилы», «Падали звезды», «Павшие бойцы» - песни сродни осмысливанию и написанию очевидцами и участниками Великой Отечественной. «Будто всю войну прошагал!». Эти прозвучали в кинофильме «Вертикаль», «Сыновья уходят в бой», «Война под крышами», «Точка отсчета».
Война - это та ситуация, которая требует от человека напряжения всех духовных и физических сил, которая требует мужества.
Удивительное проникновение в дух военной поры у человека, который знает войну по воспоминаниям раннего детства, да по рассказам отца, прошедшего всю войну «от звонка до звонка», да по книгам:
Если, путь, прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем, -
Значит, нужные ты книги в детстве читал!
Своей военной тематикой Володя Высоцкий как бы извинялся за то, что не имел возможности принимать участия в боях.
Я кругом и навечно виноват перед теми
С кем сегодня встречаться почёл бы за честь
Но хотя мы живыми до конца долетели
Жмёт нас память и мучает совесть
У кого, у кого она есть
Можно рассказать о войне всю правду. Показать все её ужасы и весь её трагизм, но ни у кого не получится докопаться и показать её с таких неожиданных сторон, как мог это сделать Владимир Семёнович Высоцкий.
Заключение.
В заключении хочется сказать, что интерес к творчеству Высоцкого, к сожалению, ослаб; даже те, кто переписывал заезженные низкокачественные кассеты и с боем прорывался на концерты в 70-х, ныне редко включают его записи. Молодежь же, как ни грустно, не интересуется Высоцким практически совсем. Вот и бывшая жена поэта, мать его сыновей Людмила Абрамова недавно сказала, что если бы сегодня Владимир Семенович был жив, то не имел бы такой популярности, как в 70 - 80-е годы. Что же случилось? Почему мы научились обходиться без его песен, еще вчера не смолкавших в каждом доме? Попробуем разобраться.
ВО-ПЕРВЫХ, интерес к Высоцкому снизили, изрядно "перекормив" им в начале перестройки. Передачи и статьи о нем тогда постоянно сменяли одна другую. В спешке творчество великого барда, как мне кажется, упростили, сделав акцент на гражданственность и социальность его поэзии и оставив в тени образность, лиризм и т. п. Согласитесь - многими Высоцкий воспринимается больше как гражданин, нежели как поэт. А ведь был именно Поэт - только звучащий, как требовало время. Рифмованной публицистики, как у Евгения Евтушенко, у него не найти - только образы, интонации, "второе дно". Это легко обнаружить, прослушав хоть пару песен. Но, увы, молодое поколение их не слушает, заучив, что Высоцкий - это "социум, трибун, совесть эпохи", а кому это сегодня интересно?! Получилось, как в стихотворении "Памятник":
Саван сдернули - как я обужен,
-
Нате смерьте! -
Неужели такой я вам нужен
После смерти?!
Некоторые считают, что Высоцкий перестал быть современным, оставшись для нынешнего слушателя не более чем хроникером той эпохи - эпохи "товарищей ученых", убирающих картошку, и микрофонов, усиливавших ложь. Отнюдь! Достаточно перелистать страницы любого сборника, дабы понять, что это не так. Девять десятых того, что жгло и беспокоило его тогда, актуально и сейчас. Давайте хотя бы бегло пробежимся по памятным строкам:
Им снова объяснил администратор:
"Я вас прошу, уйдите, дорогие!
Те, кто едят, -
Ведь это ж делегаты,
А вы, прошу прощенья,
Кто такие?"
Разве не про нас? Или вот:
На судне бунт, над нами чайки
реют!
Вчера из-за дублонов золотых
Двух негодяев вздернули на реях,
Но мало - нужно было четверых.
И, наконец, жесткий, трагически предугаданный портрет нашего нынешнего времени:
Пожары над страной
Все выше, жарче, веселей...
... Еще не видел свет
Подобного аллюра -
Копыта били дробь,
Трезвонила капель.
Помешанная на крови
Слепая пуля-дура
Прозрела, поумнела вдруг -
И чаще била в цель.
Информация о работе Отражение эпохи в творчестве В.С. Высоцкого