Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 23:55, контрольная работа
Настоящая работа представляет собой комплексный сравнительный анализ двух произведений великих писателей и общественных деятелей XIX века - «Палаты №6» А. П. Чехова и «Красного цветка» В. М. Гаршина. Есть что-то, что их объединяет, и в то же время в этих двух рассказах можно найти немало различного. Цель данной работы - выявить это общее и различное на основе полиаспектного изучения обоих текстов. Уже после первого прочтения текстов можно понять, что самое главное объединяет эти рассказы. Это, безусловно, тема безумия, сумасшествия. К этому мы еще вернемся по ходу работы конкретно над анализируемыми произведениями. Но дело в том, что к этой теме обращались и писатели более ранних эпох, и более поздних, и современники Чехова и Гаршина. Нам стало интересно, чем же эта тема так привлекает мыслящую интеллигенцию?
Настоящая
работа представляет собой комплексный
сравнительный анализ двух произведений
великих писателей и общественных
деятелей XIX века - «Палаты №6» А. П. Чехова
и «Красного цветка» В. М. Гаршина. Есть
что-то, что их объединяет, и в то же время
в этих двух рассказах можно найти немало
различного. Цель данной работы - выявить
это общее и различное на основе полиаспектного
изучения обоих текстов. Уже после первого
прочтения текстов можно понять, что самое
главное объединяет эти рассказы. Это,
безусловно, тема безумия, сумасшествия.
К этому мы еще вернемся по ходу работы
конкретно над анализируемыми произведениями.
Но дело в том, что к этой теме обращались
и писатели более ранних эпох, и более
поздних, и современники Чехова и Гаршина.
Нам стало интересно, чем же эта тема так
привлекает мыслящую интеллигенцию? На
самом деле, уже с периода средневековья
отмечается особый интерес к безумию -
юродству. Юродство - явление исключительное
для России. Хотя в эпоху Петра I юродство
искоренили на государственном уровне,
особое отношение к блаженным сохранилось
до сих пор. Юродивым приписывается обладание
способностью предсказывать грядущие
события, видеть, то недоступно взгляду
обычного человека. Данное явление находит
отражение в литературе и искусстве каждой
эпохи, вплоть до наших дней (вспомним
недавний фильм П. Лунгина «Остров»).
Юродство, блаженство - это одна сторона
сумасшествия, причем довольно «положительная».
Исторически ее можно рассматривать от
Ивана-Дурака (в сказках все заканчивается
всегда хорошо) до последователей Ч. Лаброзо,
считающих, что гениальность и помешательство
- это одно и тоже.
Тема
безумия - одна из сквозных тем в литературе.
Она всегда вызывала к себе интерес не
только в силу непонятности феномена безумия,
но и в силу того, что была постоянным и
необходимым фактором литературного процесса,
актуализируясь переходные эпохи и стимулируя
разработку новых литературных форм. «Эволюция
темы безумия в литературе первой половины
XIXв. обусловлена изменением аспектов
ее рассмотрения, вызванным, с одной стороны,
процессом десакрализации безумия в результате
развития научной психиатрии, с другой
стороны - переходом от романтизма к реализму.
В романтической концепции бытия безумие
занимает важное место, что обусловлено
спецификой восприятия романтиками мира,
человека, истинного знания.» В творчестве
Пушкина, Гоголя, Достоевского мы видим
уже только страх перед безумием. Именно
эта сторона сумасшествия впоследствии
отражается в творчестве писателей конца
XIX - начала XX веков.
Реформы, войны, революционное движение,
но вместе с тем рассвет литературы, науки
и техники - вот что характерно для рассматриваемого
периода времени. Наука о душевных болезнях
уходит далеко от религиозно-мистического
понимания и это сказывается на литературе.
Главное место занимает человек с его
чувствами, мыслями, переживаниями. Авторы
задаются вопросом, что же происходит
с разумом сумасшедшего человека. Пытаются
найти грань между разумом и безумием,
как Гаршин, который сам страдал и погиб
от душевной болезни. Андреев передает
читателю мысли безумца. Характерен реализм
в раскрытии темы сумасшествия. «Мелкий
бес» Сологуба написан для того, что бы
вызывать отвращение к герою-сумасшедшему,
а также всем остальным персонажам - жителям
города, безумным в своем мещанстве и глупости.
Здесь же хотелось бы сказать несколько слов о том, что представляется нам несколько удивительным. Это касается жанра выбранных произведений. Мы безоговорочно считаем, что это рассказы. Однако в теоретико-литературных работах мы не нашли однозначного определения этого жанра. Известно, что рассказ следует отличать от новеллы, повести и скетча. «Всем известно, чем по крайней мере рассказ является точно: или прозой повествовательной, определяемой как «короче, чем новелла» или, по словам первого глубокого исследователя малой формы Эдгара Алана По, - «не длиннее того, что можно прочитать за один присест». (Пономарева А. И. «Теория рассказа»). Руководствуясь этим пространным определением, мы относим наши тексты к жанру рассказа.
Сравнительный анализ будет проводиться на нескольких уровнях. Итак, первый уровень-
идейно-тематический. «Во второй половине XIX века порой особенно обнажено выступают принципы понимания человека и связь этих принципов с современными политическими, историческими, психологическими, этическими воззрениями». Эти слова Лидии Гинзбург помогают нам представить ситуацию в стране в данное время. Действительно, именно в этот переходный период происходит глубокое переосмысление человека как явления социального. Такие писатели, как Чехов, Гаршин и их единомышленники выступили против привычного порядка в литературе, против глубоких и длинных сентенций ни о чем (как им казалось), против попыток исправить мир с помощью литературы. Они вступили в литературу в эпоху исторического кризиса и понимали, что одной литературе не удастся справиться с ним. Б. Эйхенбаум так пишет о Чехове: «Он занялся самым очередным и необходимым - постановкой диагноза». Если продолжить эту мысль, можно сказать, что Гаршин этот диагноз поставил. Но не стоит так сближать идеи этих двух писателей. Два произведения, взятые для анализа, показывают, что в чем-то они различались. Основная идея «Палаты №6» - показать тонкую грань между сумасшествием и здоровьем и нежелание человека сопротивляться общественному злу. Доктор Рагин - сначала он философ, мыслитель, «лежебок», по определению Громова. Он думает, читает, беседует с Михаилом Аверьянычем, но при этом не знает жизни. Познакомившись с Громовым, он начинает по-другому смотреть на какие-то вещи. То, что сначала он отрицал (боль, страдание, холод), предстает перед ним в самом неприглядном свете. И как ни странно, указывает ему на эту сторону жизни именно больной, сумасшедший Громов, который уже давно видит это социальное зло, но в условиях палаты №6 не может сделать ничего. Поэтому и рассказывает о своих мыслях Рагину, чтобы тот, на воле, смог бы попытаться побороться. До этого Рагин общался с людьми, которые действительно не знали страданий и боли (чиновники, мещане). А если встречал людей, которые знают, что это такое непонаслышке, находил один ответ: «мы все помрем, без болезней не проживешь, стремитесь к уразумению». Но после того, как он понял, в чем истинно состоит жизнь, ему стало дурно, он увидел ее несовершенство. Так и не сумев приспособиться к обстоятельствам, он, слабый по сути своей человек, попал в «заколдованный круг», выбраться из которого не суждено никому. Но сошел ли он с ума на самом деле? Или это только клеймо действительно мыслящего человека, который не смог побороться со злом? Хочется склониться ко второму варианту, тогда еще есть шанс, что хоть кто-то из мыслителей избежит такой же участи. Таким образом, в Чеховской «Палате №6» раскрывается скорее социальная проблематика. Это социально-направленное произведение, имеющее целью обнажить самые нелицеприятные стороны нашего общества.
Гаршин же поднимает в своем произведении общечеловеческую проблему борьбы со всемирным злом. Его герой, больной-шизофреник, пытается уничтожить вселенское зло. Он видит это зло в трех цветках мака в больничном саду. Красный цветок - олицетворение Зла. Гаршин, как мы видим, считает, что зло, если и можно побороть, то только путем самопожертвования. Вот различие между взглядами Чехова и Гаршина: Чехов ставит проблему - Гаршин предлагает путь ее решения. Для Гаршина не так уж и важно, в чем это зло заключается, для него важно, как от него можно избавиться. «Но безнадежный меланхолик по всему складу своего духовного и физического существа, Гаршин не верил ни в торжество добра, ни в то, что победа над злом может доставить душевное равновесие, а тем более счастье». Многие критики даже писали, что «Гаршин изобразил борьбу не со злом, а с иллюзией или метафорой зла, показав героическое безумие своего персонажа». Это похоже на правду, потому что в отличие от чеховских героев, герой Гаршина - действительно безумец.
Сюжетный уровень. На уровне сюжета эти два произведения несхожи практически ничем. Но создается такое ощущение, что в «Красном цветке» описываются события, предшествующие описанным в «Палате №6». Главный герой «Красного цветка» практически объединяет в себе Громова и Рагина одновременно. Особенно это заметно в первое время его нахождения в больнице. История его попадания сюда напоминает историю Рагина, а поведение на второй день - Громова (разговор с врачом).
Сюжет «Палаты №6» предполагает описание больницы и палаты с душевнобольными; предысторию двух главных героев; их беседы, в результате которых они находят общий язык, сами не замечая этого; их постепенное сближение друг с другом и одновременное отдаление Рагина от тех, кто его окружал раньше (Михаила Аверьяныча, Хоботова и Дарьюшки); поездку Рагина с Михаилом Аверьянычем «в отпуск»; отставку Рагина и назначение Хоботова главным доктором; жизнь Рагина в нищете в квартире мещанки Беловой; наконец, попадание его в больницу и скоропостижную смерть.
Сюжет «Красного цветка»: герой попадает в больницу, сначала описывается он сам, а потом уже здание больницы, дальше - экзекуция в ванной комнате, первая ночь в качестве больного, утренний разговор с доктором, прогулка, во время которой он замечает маки и в конце которой срывает один из них, ужин, бессонная ночь, через три дня он сорвал и второй цветок, окончательно ослаб, но все-таки сбежал из больницы и сорвал последний цветок мака, после чего спокойно умер.
Таким образом, Гаршин и Чехов выражали в принципе схожие мысли с помощью разного построения произведения. Гаршин берет всего один эпизод из жизни обычного больного и показывает, как он себя ведет в одной конкретной ситуации. При этом его герой типичен за счет отсутствия имени. Неважно, как его зовут, главное - он борется со злом. Но, как оказывается, в одиночку сложно победить зло. А Чехов рассказывает всю историю жизни своих больных. И доказывает нам, что на самом деле они не больные, а вполне здоровые люди. Он показал, что их идеи возникли не на пустом месте, а под влиянием определенных обстоятельств. И подробное описание судьбы обоих главных героев дает нам ясное представление о том, как складывались их характеры. Громов повидал лиха на своем веку, Рагин же никогда не был бит, не знал нужды. Последний не посмел ослушаться родителей, когда стоял перед самым важным выбром в своей жизни, что свидетельствует о слабом характере. Слабый же характер и у Ивана Дмитрича: когда умер отец, ему пришлось давать грошовые уроки и нищенствовать. «Такой жизни не выдержал Иван Дмитрич; пал он духом, захирел и, бросив университет, уехал домой». Но у него это происходит от отчаяния и крайней степени нищеты. У Ивана Дмитрича также дана история болезни для того, чтобы читателю четко представлять себе, что он не так уж серьезно болен психически, ему скорее тяжело психологически от осознания неправильности собственных действий и судебной системы вообще. У Гаршина не дается ни история болезни, ни какие-то факты биографии. Мы можем только догадываться, чем он занимался до прибытия в больницу. «Я знаю, знаю. Я был уже здесь с вами в прошлом году. Мы осматривали больницу. Я все знаю, и меня будет трудно обмануть, - сказал больной». Эти строки приоткрывают завесу загадочности в профессии героя. Возможно, он какой-то госслужащий. Но ни для автора, ни для героя (теперь уже), ни для читателя это неважно на самом деле. Важно, что когда-то он был здоров, занимался каким-то важным делом, а теперь он прибыл в эту же больницу в качестве больного и он ДЕЙСТВИТЕЛЬНО болен. В его воспаленном мозгу случаются прояснения, когда он начинает задумываться, зачем он здесь, зачем вообще их всех собрали и заперли в этой «тюрьме»? Ведь все эти люди беспомощны, слабы, они ничего не понимают в этой жизни (сравним со слабохарактерными Громовым и Рагиным в «Палате №6»).
Интересна также такая параллель: описание двора больницы практически совпадает у двух авторов. Те же кусты репейника, крапивы, сирени, тот же больничный забор, та же стена находящегося рядом с больницей здания (в одном случае - мертвецкой, в другом - тюрьмы). НО разница в подаче авторами этого описания. Гаршин в начале дает «вид изнутри», в конце - «вид снаружи», то есть сад и то, что за пределами ограды. Чехов же, наоборот в самом начале, буквально с первых строк описывает то, что видит посетитель этой больницы, то есть «вид снаружи», а в конце Рагин видит тот же вид на двор, но уже из палаты. Этот вид пугает его, а особенно его пугает лунный свет, льющийся через решетки. Этот страшный свет подталкивает его к тому, чтобы попроситься в сад, выйти на волю хоть ненадолго. Тот же самый свет в «Красном цветке» помогает герою погрузиться в глубокий тяжелый сон в его первую ночь в больнице. По сути для читателя это свет означает в обоих случаях одно и то же: мы видим, что герои не больны, они могут думать, оценивать ситуацию. Но герой Гаршина становится «небезумцем» только на одно мгновение, а Чеховский доктор не болен вообще, его несправедливо посадили в эту больницу.
Но раз уж мы заговорили об образе-символе лунного света, то перейдем сразу на образно-символический уровень. В этих произведениях, как мы понимаем, не один общий символический образ. Во-первых, это лунный свет. Несколько раз он повторяется у Чехова в конце его рассказа. По классификации Ерановой Ю. И., это мерцающий символ. Лунный свет в произведениях Чехова символизирует смерть. Становится понятно, чего именно боялся Рагин в последнюю свою ночь в ненавистной ему больнице и от чего он хотел сбежать. Гаршин дает это символ почти в самом начале, чтобы мы смогли предугадать, что случится с героем в конце. Но у Гаршина этот символ смерти дается в светлом, обнадеживающем свете. Лицо героя при таком освещении не кажется нам безумным. Автор пишет: «Лунный свет падал сквозь решетку окна внутрь, на пол, и освещал часть постели и измученное, бледное лицо больного с закрытыми глазами; теперь в нем не было ничего безумного». Герой как будто ждет этой смерти, но глаза его закрыты - он просит ее подождать, у него есть незаконченное дело на этой земле. Он еще сам не знает, какое, но чувствует, что оно имеет мировое значение.
Второй символ, объединяющий не только эти два произведения, но и дома сумасшедших вообще, - решетки на окнах. Они символизируют несвободу, в которой пребывают герои не по собственной воле. Тень решетки на полу палаты № 6 усиливает ощущение беспросветности положения доктора Ратина; зато, когда смерть разрывает сети, опутавшие его разум и волю, “стадо оленей, необыкновенно красивых и грациозных”, проносится перед глазами умирающего, олицетворяя прорыв в иную реальность. В «Красном цветке» же решетки на окнах символизируют, кроме всего прочего, еще и препятствие на пути героя к последнему цветку. Самое сложное на его пути ночью - это толстый прут железной решетки, который нужно было отогнуть, чтобы выбраться в сад.
Символическую роль также играют растения. Но здесь начинаются серьезные различия. Рассказ Чехова начинается с «крапивы и репейника», которые напоминают нам колючую проволоку и тем самым заставляют представить в нашем воображении тюрьму, а не больницу для душевнобольных. Гаршин же не скупится на описание разнообразных цветов в больничном саду. «Посредине, на небольшой искусственной горке, был разведен самый красивый цветник во всем саду; яркие цветы росли по краям верхней площадки, а в центре ее красовалась большая, крупная и редкая, желтая с красными крапинками далия. Она составляла центр и всего сада, возвышаясь над ним, и можно было заметить, что многие больные придавали ей какое-то таинственное значение. Новому больному она казалась тоже чем-то не совсем обыкновенным, каким-то палладиумом сада и здания. Все дорожки были также обсажены руками больных. Тут были всевозможные цветы, встречающиеся в малороссийских садиках: высокие розы, яркие петунии, кусты высокого табаку с небольшими розовыми цветами, мята, бархатцы, настурции и мак. Тут же, недалеко от крыльца, росли три кустика мака какой-то особенной породы; он был гораздо меньше обыкновенного и отличался от него необыкновенною яркостью алого цвета». Всевозможные растения так и кишат в этом Эдеме. Красивые и пахучие, высокие и низкорослые, крупные и мелкие, они создают ощущение не больничного сада, а оранжереи искусного цветовода. А самое интересное - то, что их выращивают сами больные. Здесь уже нет и намека на то, что это тюрьма или даже больница для душевнобольных. Это просто сказка. И среди всего этого волшебства выделяется неестественно красным цветом цветок мака. Светлый тон, которым описывает сад Гаршин, не предвещает беды. Да и нельзя сказать, что итог рассказа - это беда. Поэтому почти все произведение окрашено в позитивные тона, действие по большей части происходит в саду, на природе и нет ощущения безысходности и замкнутости пространства, как в «Палате №6».
Информация о работе "Палата №6" А.П.Чехова и "Красный цветок" В.М.Гаршина: сравнительный анализ