Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 08:17, реферат
Просматривая список литературы, заданной на лето, я решил поставить не совсем посильную для себя задачу: попробовать приобщиться к поэзии.
Я, как человек современный, весьма занят. Среди моих занятий и увлечений для поэзии места не оставалось. Именно поэтому я и решил раздвинуть эти рамки. Не знаю почему, но начал я именно с творчества Осипа Эмильевича Мандельштама.
Введение...........................................................................................................................3
1. Молодые годы..............................................................................................................4
2. Поэт и Петербург…………………………………………………………………….7
3. Скитания и ссылки………………………………………………………………....12
Заключение…………………………………………………………………………….22
Список литературы……………………………………………………………………23
«Петербург
в творчестве Осипа Эмильевича Мандельштама»
Усов Роман
МОУ Гимназия № 12, 11 класс, Калининский
район, г. Новосибирск
Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной
Контактный телефон
Г. Новосибирск
Содержание.
Введение......................
1. Молодые
годы..........................
2. Поэт
и Петербург………………………………………………………
3. Скитания
и ссылки………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение.
Просматривая список литературы, заданной на лето, я решил поставить не совсем посильную для себя задачу: попробовать приобщиться к поэзии.
Я, как человек современный, весьма занят. Среди моих занятий и увлечений для поэзии места не оставалось. Именно поэтому я и решил раздвинуть эти рамки. Не знаю почему, но начал я именно с творчества Осипа Эмильевича Мандельштама. Первое стихотворение, которое я прочёл - называлось «Адмиралтейство». Меня восхитило то, что в этом стихотворении, есть нечто царапающее, задевающее за живое. Что побуждало Мандельштама к написанию таких ярких и эмоциональных строк?
Задавшись целью поближе познакомиться с творчеством поэта, я взял в библиотеке несколько сборников его стихов и, в ходе чтения, нашёл много произведений, посвященных Петербургу. Сам город, «знакомый до слёз», всегда вызывал у меня неподдельный интерес. Я подумал, что «разговор с поэтом» обогатит мои знания о Петербурге и разбудит во мне интерес к поэзии.
Что же связывало Мандельштама с этим городом? Для ответа на этот вопрос я начал изучать биографию поэта, и, конечно же, передо мной открылись интересные факты из его жизни и творчества.
В ходе написания реферата я проделал довольно ёмкую исследовательскую работу, используя при этом и биографию поэта, и сборники его стихотворений, дополнительную литературу и мнения многих критиков, чтобы ответить на поставленный вопрос.
Молодые
годы.
Осип Эмильевич Мандельштам родился 3 (15) января 1891 года в Варшаве в семье мелкого коммерсанта. Отец его, Эмилий Вениаминович, потомок испанских евреев, выросший в патриархальной семье, самоучкой постигал европейскую культуру – Гете, Шиллера, Шекспира. Мать, Флора Осиповна, в девичестве Вербловская, любила Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Достоевского. Мандельштамы хотели дать детям настоящее образование, и вскоре семья перебирается в Павловск близ Петербурга, а затем в Петербург, в Коломну – старинный район ремесленников и разночинцев, с узкими каналами, торговыми рядами, лавочками, соборами и мостами…
«Мы часто переезжали с квартиры на квартиру, жили и в Максимилиановском переулке, где в конце стреловидного Вознесенского виднелся скачущий Николай, и на Офицерской, поблизости от «Жизни за царя», над цветочным магазином Эйлерса». Последний из этих адресов – Офицерская, 17, угол Прачешного переулка. Мандельштамы снимали квартиру на втором этаже.
В «Шуме времени» мы находим первые детские впечатления о Коломне. «Мы ходили гулять по Большой Морской в пустынной ее части, где красная лютеранская кирка и торцовая набережная Мойки. Так незаметно подходили мы к Крюкову каналу, голландскому Петербургу эллингов и нептуновых арок с морскими эмблемами, к казармам гвардейского экипажа».
В этом районе располагались учреждения военного и морского ведомств – интендантские склады, флотский экипаж, Ново-Адмиралтейская судоверфь. «Помню спуск броненосца «Ослябя», как чудовищная морская гусеница выползла на воду, и подъемные краны, и ребра эллинга».
За Мойкой начиналась аристократическая Адмиралтейская часть, «Весь массив Петербурга, гранитные и торцовые кварталы, все это нежное сердце города, с разливом площадей, с кудрявыми садами, островами памятников, кариатидами Эрмитажа, таинственной Миллионной, где не было никогда прохожих и среди мраморов затесалась всего одна мелочная лавочка, особенно же арку Главного штаба, Сенатскую площадь и голландский Петербург я считал чем-то священным и праздничным… Я бредил конногвардейскими латами и римскими шлемами кавалергардов, серебряными трубами Преображенского оркестра, и после майского парада любимым моим удовольствием был конногвардейский праздник на Благовещенье… Обычная жизнь города была бедна и однообразна. Ежедневно часам к пяти происходило гулянье на Большой Морской – от Гороховой до арки Генерального штаба. Все, что было в городе праздного и вылощенного, медленно двигалось туда и обратно по тротуарам, раскланиваясь: звяк шпор, французская и английская речь, живая выставка английского магазина и жокей-клуба. Сюда же бонны и гувернантки… приводили детей: вздохнуть и сравнить с Елисейскими полями». На занятия музыкой маленького Осипа водили к Покрову.
В 1900 году Осип поступает в Тенишевское училище, а семья переезжает на Литейный проспект. С сентября 1900 года училище находилось на Моховой.
Вячеслав Николаевич Тенишев, получивший техническое образование в Швейцарии, был разносторонне одаренным человеком и удачливым предпринимателем. Составив крупное состояние, он ликвидировал дела и обратился к научным занятиям.
Образцовому устройству училища вполне соответствовал и состав педагогов. Первым директором был прославленный педагог А.Я. Острогорский, русскую словесность преподавал В.В. Гиппиус – поэт, автор стихотворных книг и исследований о Пушкине. Гиппиус был и первым критиком стихов юного Мандельштама, печатавшихся в журнале училища.
В эту пору Мандельштам читает Герцена и Блока, смотрит Ибсена у Комиссаржевской, посещает концерты в Дворянском собрании и, конечно, пишет стихи.
В
первые годы после окончания Тенишевского
Мандельштам много времени
В эти годы Мандельштам сближается с петербургской литературной средой. В 1909 году он впервые появляется у Вячеслава Иванова на Таврической. Квартира Иванова помещалась в круглой башенной надстройке, На «Башне» собирались поэты, артисты, художники, ученые. Бывали Блок, Белый, Сологуб, Ремизов, Кузмин. Читали и обсуждали стихи. Иннокентий Федорович Анненский, Вячеслав Иванов и Андрей Белый читали лекции для молодых поэтов.
На «Башне» Мандельштам впервые встретился с Ахматовой. «Тогда он был худощавым мальчиком с ландышем в петлице, с высоко закинутой головой, с ресницами в полщеки», – пишет Ахматова. Дружба этих двух поэтов была едва ли не самым большим подарком судьбы им обоим.
В
августе 1910 года состоялся литературный
дебют Мандельштама: в девятом номере
«Аполлона» были напечатаны пять его стихотворений,
в том числе «Silentium»:
Она еще не родилась,
Она и музыка и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая
связь.
Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что
от рождения чиста!
Останься пеной, Афродита,
И, слово, в музыку вернись,
И, сердце, сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!
В русской поэзии зазвучал новый голос:
На стекла вечности уже легло
Мое
дыхание, мое тепло.
Запечатлеется на нем узор,
Неузнаваемый
с недавних пор.
Пускай мгновения стекает муть –
Узора
милого не зачеркнуть!
* * *
Поэт и Петербург.
В 1911 году оформляется объединение «Цех поэтов». В него вошли Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Лозинский, Зенкевич. «Цех» собирался три раза в месяц. По свидетельству Ахматовой, в «Цехе поэтов» Мандельштам «очень скоро стал первой скрипкой». Ахматова говорила после одного из собраний: «Сидят человек десять-двенадцать, читают стихи, то хорошие, то заурядные, внимание рассеивается, слушаешь по обязанности, и вдруг, будто лебедь взлетает над всеми – читает Осип Эмильевич!»
В 1913 году выходит первая книга Мандельштама «Камень». Этой книгой двадцатидвухлетний Мандельштам заявил себя зрелым поэтом: в ней нет вещей, нуждающихся в скидке на возраст автора. Почти одновременно с выходом «Камня» в журнале акмеистов «Гиперборей» были напечатаны «Петербургские строфы». Петербургская тема в русской поэзии неотделима от имени Пушкина, и здесь необходимо сказать о пушкинском влиянии на Мандельштама. Ахматова пишет, что «к Пушкину у Мандельштама было какое-то небывалое, почти грозное отношение». Как русский поэт, тем более, как поэт петербургский, Мандельштам не мог не испытывать мощного силового поля пушкинской поэзии. Однако «грозное отношение» и особое целомудрие, запрещавшее ему упоминать имя Пушкина «всуе» (оно лишь дважды упомянуто в стихах Мандельштама), связаны также и с биографическими причинами. Детство Мандельштама прошло в Коломне, где была первая петербургская квартира Пушкина после Лицея. Здесь молодой Пушкин бывал у Никиты Всеволожского на заседаниях «Зеленой лампы», в Большом театре, в церкви Покрова, упомянутой им в поэме «Домик в Коломне». Тенишевское училище с его гуманистической системой воспитания, с незаурядными педагогами и поэтическими вечерами было для Мандельштама в большой степени тем, чем был Лицей для Пушкина, здесь он впервые почувствовал себя поэтом. С детства ему, жителю Павловска, было близко и Царское Село, позже он бывал в Царском у Гумилева и Ахматовой. Параллели мы находим и в раннем осознании своего таланта, и в единодушном признании его первенства друзьями-поэтами, и в прирожденном остроумии. Современники отмечали даже внешнее сходство молодого Мандельштама с Пушкиным. В стихах и прозе Мандельштама встречается множество свидетельств глубокого постижения поэзии Пушкина и его судьбы. Лишь учитывая все это, можно представить, что значила для него петербургская тема.
Искусство
десятых годов заново открывало Петербург.
Поэты, каждый по-своему, творили миф о
Петербурге. И вот, рядом со «страшным
миром» Блока («Ночь, улица, фонарь, аптека»),
«Петербургом» Белого, возникают неторопливые
строфы Мандельштама:
Информация о работе Петербург в творчестве Осипа Эмильевича Мандельштама