Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 18:20, реферат
Понятие «система» играет важную роль в философии, науке, технике, практической деятельности. Системный подход как общенаучный методологический принцип предписывает в научных исследованиях осуществлять конструирование и исследование сложноорганизованных природных или социальных объектов, рассматривая их в качестве систем различных типов и видов. Система (греч. systema — составленное из частей, соединенное) — «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство» (Философский словарь / [под ред. И.Т. Фролова]. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1991. С. 408.).
Технология отличается от методики именно своей алгоритмичностью и нацеленностью на определенный диагностируемый результат. При этом педагогическая технология учитывает и допускает в определенных пределах творчество педагогов и воспитанников. Есть и другие подходы к различению рассматриваемых понятий. Методика в большей степени раскрывает систему деятельности педагога на уроке или во внеклассной воспитательной работе (что и в какой последовательности излагать, какие средства использовать, как организовать различные этапы урока и т. п.). Технология наряду с деятельностью педагога описывает деятельность самих учащихся. Кроме того, методики имеют мягкий, рекомендательный характер, а технологии более жестко предписывают определенную последовательность действий учащихся и педагога, отступление от которой может препятствовать достижению запланированных результатов. Технологии предоставляют возможность их воспроизводить, методики же воспроизвести намного труднее — они в большей степени основаны на интуиции, традиции, личностных качествах педагога. Технология всегда научно обоснована, базируется на определенных философских, психологических или педагогических теориях, которые не зависят от личности педагога.
Остается дискуссионным вопрос о том, какое из рассматриваемых понятий шире по объему. На этот вопрос нельзя ответить однозначно. В рамках технологии учитель может использовать локальные авторские методики и, наоборот, в рамках авторской методики может использовать элементы известных технологий.
Сущность технологического подхода к обучению. Классификация педагогических технологий
Технологический подход к обучению является важнейшим конкретно-научным методологическим подходом в современной педагогической науке и практике. Он выступает концентрированным выражением внедрения достижений педагогической науки в практику, обобщения и систематизации обширного опыта педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов, результатов психолого-педагогических исследований; важнейшим показателем высокого профессионализма в педагогической деятельности. Технологический подход открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов образовательной действительности.
Существуют разные основания для классификации педагогических технологий:
по уровню применения, по философской основе, по ведущему фактору психического развития, по концепции усвоения, по организационным формам, по подходу к ребенку, по преобладающему методу, по категории обучающихся, по характеру содержания и структуры, по направлению модернизации существующей традиционной системы (Г.К. Селевко, Г.Д. Левитес и др.);
по степени обобщенности; по степени проявления учащимися субьектности, активности, самостоятельности в деятельности, в создании условий для своего развития (С.С. Кашлев);
по типу организации и управления познавательной деятельностью (В. П. Беспалько).
Приведем примеры наиболее значимых для педагога-практика классификаций.
По уровню применения выделяют общепедагогические, частнометодические и локальные технологии.
Педагогические технологии по уровню применения | |||
Общепедагогическая технология характеризует целостный педагогический процесс (педагогическую систему) в данном регионе, учебном заведении |
Частнометодическая (предметная или воспитательная) технология характеризует совокупность целей, содержания, методов и средств деятельности педагога и учащихся в рамках одного предмета или направления воспитания |
Локальная (узкопредметная, модульная) технология характеризует отдельные части учебно-воспитательного процесса, процесс решения отдельных дидактических или воспитательных задач | |
По степени обобщенности выделяют макротехнологии и микротехнологии Педагогические технологии по степени обобщенности | |||
Макротехнологии определяют философию, стратегию педагогического процесса (технологии развивающего обучения, информационные технологии и др.) |
Микротехнологии определяют тактику
педагогического |
По характеру содержания и структуры технологии
бывают: обучающие и воспитывающие, светские
и религиозные, общеобразовательные и
профессиональноориентированные
| Монотехнологии |
Весь учебно-воспитательный процесс строится на какой-либо одной доминирующей, приоритетной идее или концепции |
Пполитехнологии (комплексные) |
Используются элементы разных монотехнологий |
Проникающие технологии |
Их элементы наиболее часто включаются в другие технологии и при этом играют роль катализаторов |
По степени проявления учащимися субьектности, активности, самостоятельности в деятельности, в создании условий для своего развития педагогические технологии можно классифицировать на репродуктивные (личностно отчужденные) и продуктивные (личностно ориентированные).
Педагогические технологии по степени проявления учащимися субьектности, активности, самостоятельности в деятельности | |
Репродуктивные (личностно отчужденные) технологии — основной целью этих технологий выступает сообщение учащимся «готовых» знаний и формирование на их основе умений и навыков; они реализуют предметно ориентированную модель образования. Преобладающими методами обучения являются объяснительно-иллюстративные методы |
Продуктивные (личностно ориентиро-ванные) технологии нацелены на создание оптимальных условий развития личности учащегося. Посредством этих технологий реализуется универсальная (способностная) модель образования. В процессе применения продуктивных технологий доминируют проблемно-поисковые, активные методы обучения |
В основу классификации по типу организации и управления познавательной деятельностью положен характер взаимодействия учителя с учеником. Это взаимодействие, согласно В.П. Беспалько, может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся); цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем); рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным); ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание указанных признаков определяет разные виды технологий (систем обучения).
Классическое лекционное обучение |
Разомкнутое, рассеянное, ручное |
Обучение с помощью аудиовизуал |
Разомкнутое, рассеянное, автоматизированное |
Система «консультант» |
Разомкнутое, направленное, автоматизированное |
Обучение с помощью учебной книги |
Разомкнутое, направленное, автоматизированное |
Система «малых групп» |
Цикличное, рассеянное, ручное |
Компьютерное обучение |
Цикличное, рассеянное, автоматизированное |
Система «репетитор» |
Цикличное, направленное, ручное |
«Программное обучение» |
Цикличное, направленное, автоматизированное |
Одной из общепринятых является классификация по направлению модернизации существующей традиционной системы обучения и воспитания.
Группы педагогических технологий |
Примеры технологий данной группы |
1. Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса |
Педагогика сотрудничества (Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова и другие); гуманно-личностная технология Ш.А. Амонаш-вили; технология витагенного образования (А.С. Белкин) |
2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся |
Игровые технологии; интерактивные технологии; технология проблемного обучения; технология обучения на основе схемных и знаковых моделей (опорных сигналов) В.Ф. Шаталова; технологии кооперативного обучения, проектного обучения |
3. Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления учебным процессом |
Технология программированного обучения; технологии дифференцированного обучения; технологии индивидуализации обучения; технология перспективно-опережающего обучения (С. Н. Лысенкова); технологии на основе коллективных способов обучения; технологии групповой деятельности; информационные и компьютерные технологии |
4. Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала |
Технология укрупнения дидактических единиц (П.М. Эр-дниев), «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов); «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов); технологии модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, М.А. Чошанов), интегральная образовательная технология В.В. Гузеева |
5. Природосообразные технологии, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка (альтернативные технологии) |
Педагогика свободы Л. Н. Толстого; вальдорфская педагогика (Р. Штейнер); технология саморазвития (М. Мон-тессори); технология Дальтон-план; технология «свободного труда» (С. Френе); «школа-парк» (М.А. Балабан) |
6. Технологии авторских школ |
Школа адаптирующей педагогики (Е.А Ямбург, Б.А. Брой-де); «Школа самоопределения» (А. Н. Тубельский); агрошкола (А. А. Католиков) |
При всем многообразии педагогических технологий в каждой из них можно выделить определенные классификационные характеристики (по Г.К. Селевко): уровень применения; философская основа; целевые установки и ориентации; основной фактор развития личности; научная концепция усвоения знаний; позиция ребенка в педагогическом процессе; особенности содержания образования; преобладающий метод обучения или воспитания; формы педагогического процесса; категория учащихся, на которых рассчитана технология; управление педагогическим процессом (диагностика, планирование и т. п.). Анализируя педагогическую технологию, следует также обратить внимание на ее программно-методическое обеспечение: учебные планы й программы, учебно-методические пособия, дидактические материалы, наглядные пособия и технические средства обучения, диагностический инструментарий.
Критерии технологичности педагогического процесса и эффективности педагогических технологий
Оценка эффективности
Критерии технологичности педагогического процесса |
Характеристика критерии |
I. Концептуальность |
Опора на научную (философскую, психологическую, дидактическую, социально-педагогическую) концепцию, включающую обоснование образовательных целей. Например, программированное обучение базируется на бихевиористской теории, развивающее обучение — на теории учебной деятельности и содержательного обобщения, интегральная технология — на идее укрупнения дидактических единиц |
2. Системность |
Технология должна обладать всеми признаками системы: целостностью, взаимосвязью всех частей, логикой процесса |
3. Управляемость |
Предполагает возможность |
4. Эффективность |
Педагогическая технология должна быть эффективной по результатам, оптимальной по затратам, гарантирующей достижение определенного образовательного стандарта |
5. Воспроизводимость |
Означает возможность повторног |
Кроме того, педагогические технологии должны отвечать таким требованиям, как соответствие целям и задачам, принципам и содержанию педагогического процесса; соответствие возрастным, гендерным особенностям, потребностям и интересам участников педагогического процесса, уровню их развития, обученности и воспитанности; соответствие специфике педагогической ситуации; сообразность индивидуальности педагога и др.
В педагогике определены критерии эффективности педагогических технологий: органическая взаимосвязь всех компонентов, наличие рефлексивного компонента технологии; соответствие логики реализации технологии структуре деятельности; высокий уровень результативности технологии в ходе ее использования в массовой практике; организация взаимодействия педагога и учащихся, в ходе которого происходят существенные изменения состояния учащихся (в мотивации, ЗУНах, чувствах и т. п.); возможности технологии создавать условия для творческой деятельностиучащихся и педагога, их самоактуализации и саморазвития; успешность деятельности педагога и учащихся в процессе реализации технологии; позитивная оценка технологии учащимися, коллегами, родителями.
Эффективность применения технологий,
как показывает практика, зависит
от ряда условий: полное описание технологии;
наличие необходимых
Принципы отбора педагогом педагогических технологий. Моделирование системы педагогических технологий
Многообразие педагогических технологий ставит учителя перед проблемой выбора педагогических технологий. В педагогической теории сформулированы принципы, руководствуясь которыми педагог может осуществить отбор технологий для их практического применения:
соответствие технологии тенденциям развития общества и сферы образования;
целевая направленность, возможности данной технологии в разрешении имеющихся противоречий педагогической практики;
соответствие технологии возрасту учащихся, уровню их обученности и воспитанности;
направленность технологии на организацию деятельности учащихся (деятельностный подход);
содержательная специфика
ресурсная обеспеченность применения технологии, ее соответствие другим педагогическим средствам (культуросообразность);
адекватность технологии личным ценностным предпочтениям, индивидуальности педагога; его возможность и готовность овладеть технологией;
Информация о работе Понятие «педагогическая система». Виды педагогических систем