Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 18:20, реферат
Понятие «система» играет важную роль в философии, науке, технике, практической деятельности. Системный подход как общенаучный методологический принцип предписывает в научных исследованиях осуществлять конструирование и исследование сложноорганизованных природных или социальных объектов, рассматривая их в качестве систем различных типов и видов. Система (греч. systema — составленное из частей, соединенное) — «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство» (Философский словарь / [под ред. И.Т. Фролова]. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1991. С. 408.).
«вписанность» технологии в программу развития учебного учреждения.
Источниками отбора технологий могут быть: педагогическая литература, наблюдение за работой (посещение уроков и т. п.) носителей технологий, изучение их опыта, изучение педагогических технологий в рамках предметных методических объединений, системы повышения квалификации, тренинговых курсов и др.
Освоению педагогом технологий обучения и воспитания предшествует этап моделирования системы педагогических технологий. Моделирование системы педагогических технологий в данном контексте есть создание информационной модели системы технологий, включающей описание целевых ориентации, средств их достижения, характерных особенностей педагогических технологий (концептуальные; основы, какой образовательный эффект обеспечивают, анализ отечественного и зарубежного опыта применения технологий, источники информации об этих технологиях, возможность интеграции технологий в дидактическую систему учителя, соответствие принципам отбора педагогических технологий и т. п.). Моделируя систему педагогических технологий, педагог сосредоточивает внимание на более предпочтительных для конкретных условий образовательного учреждения технологиях, в частности, соотносит цели образовательного учреждения с целевыми установками педагогических технологий.
Личностно ориентированный подход в педагогике. Технологии личностно ориентированного обучения
Теория личностно
Главную особенность личностно ориентированного подхода в педагогике составляет признание ученика основной действующей фигурой обучения и воспитания. В личностно ориентированном образовательном процессе индивид овладевает не только опытом применения знаний, способами решения познавательных и практических задач, творческим опытом, но и опытом «быть личностью». В наиболее общем виде цель личностно ориентированного образования — создание условий, способствующих тому, чтобы при освоении любого компонента содержания образов вания развивалась сфера личностных функций индивида (В.В. Сериков); развитии индивидуальности ученика (И.С. Якиманская). Таким образом, личностно ориентированное обучение — тип обучения, целью которого является развитие сферы личностных функций ученика (избирательности, рефлексии, смыслоопределения самореализации, социальной ответственности и др.), его индивидуальности.
В педагогике сформулированы принципы обучения, которые характерны для личностно ориентированных технологий обучения.
Принцип |
Что предписывает | |
Субъектности |
Рассматривать ученика не как объект воздействий со стороны учителя, а как субъекта учебно-познавательной деятельности, собственной жизнедеятельности и культуры в целом; не заменять, а использовать, адаптировать и насыщать новым смыслом личностный (субъектный) опыт ученика в процессе обучения и воспитания | |
Личностного целепола- гания |
Создавать условия для самоопределения учащихся по отношению к изучаемому материалу, своим результатам обучения, в ходе которого учащиеся принимают ответственность за достижение целей обучения, приобретают умения целеполагания | |
Выбора индивидуальной образовательной траектории |
Создавать условия для реализации учащимися своего права выбирать смысл, цели содержание, темп, методы, средства, формы, критерии, оценки обучения; создавать собственные обязательные продукты, получая соответствующее развитие | |
Метапредметных основ образовательного процесса |
Выходить за рамки своей учебной дисциплины, изучая с учащимися фундаментальные образовательные объекты (закон, формула, экология и др.); способствовать тому, чтобы они овладевали способами мышления и деятельности | |
Продуктивности обучения |
Рассматривать создание учащимися разнообразных когнитивных, творческих, оргдеятельностных продуктов, отличающихся от общепринятых образцов, как ценность образовательного процесса | |
Первичности образовательной продукции учащихся |
Создавать условия для того, чтобы личностное содержание образования (идеи, версии, гипотезы, интерпретации и т п.) опережало изучение общепринятых научных и культурных образцов | |
Развивающего характера обучения |
Осуществлять обучение в зоне ближайшего развития ученика; создавать условия для овладения учениками не только системой знаний и умений, но и способами мышления и деятельности | |
Вариативности |
Обеспечивать разнообразие содержания, методов и форм организации обучения и воспитания | |
Сотрудничества |
Формировать учащегося как субъекта учебно-познавательной деятельности путем включения его в совместную деятельность с другими участниками учебного процесса, для которой характерны: четкое осознание единства целей, разграничение функций сотрудничающих сторон, взаимная помощь в реализации целей, взаимное делегирование полномочий | |
Системно-ситуационного управления учебно-познавательной деятельностью |
Проектировать учебно-воспитательный процесс как последовательность ситуаций, в которых учащиеся ставят проблему, ищут ее решение, создают свой образовательный продукт, находятся в творческом поиске, соотносят свои результаты с аналогами; осуществлять постоянную обратную связь, рефлексию индивидуальной, групповой и коллективной учебно-познавательной деятельности, оперативную коррекцию педагогической деятельности | |
Образовательной рефлексии |
Осуществлять рефлексивную деятельность: осознавать себя в образовательном процессе, то есть смыслы, способы и результаты своей деятельности, обнаруживать затруднения и проблемы и т. д. | |
Психотерапевтического характера взаимодействия |
Создавать положительный эмоциональный фон в ходе обучения и воспитания; вовлекать учащихся в диалог, дискуссию, смысло-творчество, которые способствуют социализации личности, формированию умений представить свою позицию, воспринимать позицию партнера и т. п. |
Для осуществления технологий личностно ориентированного обучения необходим педагог с соответствующими личностно-профессиональными качествами (по Е.В. Бон-даревской): с ценностным отношением к ребенку, культуре, творчеству; проявляющий заботу об экологии детства, сохранении физического и духовного здоровья детей, развитии и поддержке индивидуальности каждого ребенка; с умениями создавать, постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду; придавать личностно-смысловую направленность содержанию и технологиям обучения и т. д. Сравним традиционный и личностно ориентированный уроки по целям и содержанию образования, по методам организации, осуществления, мотивации, стимулирования и контроля учебно-познавательной деятельности (по Н.И. Запрудскому)
Компоненты урока |
Традиционныйурок |
Личностно ориентированный урок |
Цели
|
Формулирует и предъявляет учитель. Цели определяются учителем через изучаемое содержание или деятельность учителя |
Учащиеся участвуют в Цели определяются учителем посредством планирования ситуаций, в которых создаются условия для развития умений целеполагания и других качеств личности школьника |
Содержание образования |
Содержание учебного предмета, то есть совокупность знаний и умений, предусмотренных учебной программой |
Знания являются средством развития опыта и самоопределения в разных сферах жизнедеятельности, формирования базовой культуры личности. Этот опыт и компоненты базовой культуры и являются содержанием образования. При этом усваиваются и сами предметные знания |
Методы мотивации и |
Преобладает внешняя мотивация: убеждение в важности и значимости знаний. Используются чаще всего традиционные методы: предъявление требований, упражнения в выполнении, поощрение, порицание, соревнование и т. п. |
Преобладает внутренняя мотивация, в основе которой — познавательные и коммуникативные потребности учащихся. Учителем создаются ситуации, мотивирующие учебную деятельность школьников. Сама деятельность становится мотивом для ее продолжения. Активно используется опора на жизненный опыт учащихся, отказ от отметок, самооценка, рефлексия деятельности |
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности |
Преобладают объяснительно-иллюстративные методы в рамках стандартного по структуре (комбинированного) урока |
Используется вся совокупность известных методов. Урок организуется как последовательность образовательных ситуаций развивающего типа, в которых учащиеся осуществляют полный цикл деятельности от целеполагания до рефлексии |
Методы контролями самоконтроля |
Преобладают традиционные методы юнтроля: индивидуальный или фронтальный опрос в начале урока, письменная контрольная работа по завершении темы. Контроль эпизодичен, его содержание и нередко сроки неизвестны учащимся. Может применяться поурочный балл и рейтинговая система |
Преобладают диагностическая и
коррекционная функции - |
Педагогика сотрудничества: концептуальные основы, дидактический активизирующий и развивающие комплексы
Свои основные идеи учителя-новаторы впервые изложили в совместно разработанном документе под названием «Педагогика сотрудничества», который был оггубликован в «Учительской газете» 19 октября 1986 года. Педагогика сотрудничества - направление в образовательной теории и практике, основанное на уважении личности ученика и предполагающее равное партнерство ученика и учителя в учебном процессе, создание учителем оптимальных условий для развития ученика. Педагогика сотрудничества представлена авторскими дидактическими идеями и технологиями обучения и воспитания, разработанными педагогами-новаторами.
Сотрудничество — стержневое понятие гуманно-личностных технологий. Оно трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей на основе взаимопонимания, проникновения в духовный мир друг друга, совместного анализа хода и результатов этой деятельности (по Г.К. Селевко). Раскроем концептуальные идеи педагогики сотрудничества.
Гуманно-личностный подход к ученику
|
Личностная направленность учебно-воспитательного процесса школы, признание личности как цели образования. Гуманизация и демократизация педагогических отношений; отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в обучении и воспитании. Осознание необходимости и важности формирования положительной Я-концепции у субъектов педагогического процесса |
Содержание обучения как средство развития личности |
Содержание обучения не является самодовлеющей целью школы; особый упор делается на формирование обобщенных знаний, умений, навыков, способов мышления. Важными принципами обучения являются вариативность, дифференциация и интеграция. Используется положительная стимуляция учебно-познавательной деятельности учащихся. Авторские дидактические идеи педагогов-новаторов («опорные сигналы» В.Ф. Шаталова, «опережающее обучение» С.Н. Лысенковой, «развитие творческих и исполнительских способностей учащихся» И.П. Волкова, «литература как человековедение» Е.Н. Ильина и др.) и усовершенствованные ими методы и формы учебно-воспитательного процесса составили дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотрудничества |
Превращение «школы знания» в «школу воспитания» |
Концепция воспитания основывается на идеях: актуализации личности ученика; формирования общечеловеческих ценностей; развития способностей детей; сочетания коллективного и постановки «трудной цели»; возрождения национальных и культурных традиций |
Педагогизация окружа- ющей среды
|
Школа занимает ведущее положение среди других институтов воспитания. Результаты воспитания определяются совместными действиями школы, семьи и социального окружения. Компетентное управление школой, сотрудничество с родителями и другими институтами социализации, деятельность которых должна быть организована с позиций педагогической целесообразности |
Рассмотрим, как реализовались идеи педагогики сотрудничества в технологиях обучения учителей-новаторов Е. Н. Ильина, С. Н. Лысенковой.
Основной особенностью авторской методики преподавания литературы Е.Н. Ильина является реализация на уроке принципа обучающего воспитания. Он убежден, что результаты урока измеряются не только учебными показателями, но и морально-этическим душевным настроем ученика, самой его готовностью и в жизни быть таким, как в классе. Личностный подход как принцип педагогики Е. Н. Ильин выразил формулой: «любить — понимать — принимать — сострадать — помогать». Урок литературы строится по законам искусства, так как его основой выступает художественный анализ художественного произведения, при этом срабатывает «закон трех О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем». В технологии Е.Н. Ильина урок литературы не только учебное занятие, но совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе духовном равенстве и межличностном общении; сотворчество писателя и учителя; одноактный спектакль с несколькими явлениями; жизнь, аргументы, факты и открытия.
По убеждению Е.Н. Ильина, каждое художественное произведение, включенное в учебную программу, содержит большое количество нравственных проблем. Поэтому ведущим методом обучения является метод постановки вопросов-проблем нравственного характера. Используя логику «деталь» — «вопрос» — «проблема» педагог создает проблемную ситуацию на уроке. При этом важно, чтобы вопрос был личностно значимым (жгучим, злободневным) для современных учащихся, обращенным к конкретному ученику класса, а разрешение проблемы, содержащейся в вопросе, требовало бы тщательного изучения литературного произведения, учебника, дополнительной, справочной литературы или других источников. Другой стороной технологии Е.Н. Ильина является изучение учащихся. Это помогает учителю понять, что необходимо каждому из них для дальнейшего нравственного развития, а затем «устроить неожиданную встречу с литературным двойником».
Разрешение вопросов-проблем Е.
Центральная идея Е.Н. Ильина о воспитании в процессе обучения может быть использована в преподавании и других учебных предметов.
Технологию обучения, разработанную учителем начальных классов средней школы № 587 г. Москвы С.Н Лысенковой, характеризуют как перспективно опережающее обучение на основе «управления с помощью сигналов» (опорных схем) и «комментированного управления». Целевые ориентации этой технологии: достижение высоких показателей в обученности (знаниях, умениях и навыках) всех учащихся в соответствии с образовательными стандартами; успешное обучение развитие и воспитание каждого ученика (развитие интеллектуальных способностей, мыслительных приемов, воспитание организованности, самостоятельности, ответственности, дисциплинированности, других нравственных качеств детей, гуманных взаимоотношений между ними и т. д.).
Информация о работе Понятие «педагогическая система». Виды педагогических систем