Понятие «педагогическая система». Виды педагогических систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 18:20, реферат

Краткое описание

Понятие «система» играет важную роль в философии, науке, технике, практической деятельности. Системный подход как общенаучный методологический принцип предписывает в научных исследованиях осуществлять конструирование и исследование сложноорганизованных природных или социальных объектов, рассматривая их в качестве систем различных типов и видов. Система (греч. systema — составленное из частей, соединенное) — «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство» (Философский словарь / [под ред. И.Т. Фролова]. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1991. С. 408.).

Вложенные файлы: 1 файл

Сивашинская часть2.doc

— 696.50 Кб (Скачать файл)

В практике средней общеобразовательной  школы, а внешняя дифференциация обучения — как жесткая (селективная) или гибкая (элективная)

Внутренняя дифференциация обучения

Одноуровневая дифференциация

Осуществляется путем разработки и применения разнообразных форм и методов обучения, которые приводят школьников с разнымииндивидуально-психологическими особенностями к единому уровню овладения программным материалом. Это традиционный вид внутренней дифференциации, при реализации которого учащиеся с высоким уровнем успеваемости успешно усваивают программный учебный материал, учащиеся со средним уровнем успеваемости усваивают его частично, а учащиеся с низким уровнем успеваемости могут не усвоить его вовсе

Многоуровневая дифференциация

Учащиеся, занимаясь по одной школьной программе, имеют возможность усваивать ее на разных образовательных уровнях (но не ниже уровня обязательных программных требований). При ее организации в школе педагог должен решать проблему разработки обязательного образовательного стандарта (ядра) и вариативной части coдержания образования

Внешняя дифференциация обучения

Селективная (жесткая)

Реализуется через создание профильных классов или классов с углубленным изучением предметов

Элективная (гибкая)

Предполагает свободный выбор  предметов на основе базового учебного образования (факультативные занятия)


Идеи дифференцированного обучения реализуются в разных педагогических системах и технологиях. Поэтому технология дифференцированного обучения является включенной и проникающей. Рассмотрим в качестве примера технологии уровневой дифференциации (разноуровневого обучения) и индивидуализации обучения, которые опираются на теоретическую концепцию полного усвоения знаний.

Для разноуровневого обучения характерна такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разных уровнях, но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. В соответствии с этим школа с уровневой дифференциацией функционирует путем деления учащихся на подвижные и относительно однородные по составу группы, каждая из которых овладевает программным материалом по различным предметам на разных уровнях: либо на базовом (соответствующем образовательному стандарту), либо на повышенном, либо на углубленном.

Виды дифференциации в школе  с уровневой дифференциацией

Классы однородного состава

Комплектуются с начального этапа  обучения в школе на основе диагностики динамических характеристик

личности и уровня

овладения общеучебными учениями

Внутриклассная дифференциация

Обычно в среднем звене проводится посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях (базовом и вариативном) математике и русскому языку

(зачисление в группы производится на добровольной основе с учетом познавательных интересов учащихся; в дальнейшем однородные группы могут стать классами с углубленным изучением отдельных предметов)

Профильное обучение

Восновнойшколе и старших классах организуется на основе психолого-педагогической диагностики, экспертной оценки, рекомендаций учителей и родителей, а также самоопределения школьников


Таким образом, данная технология обучения гарантирует в качестве результата усвоение базовых знаний всеми учащимися  и одновременно предоставляет возможности каждому ученику реализовать свои склонности и способности на повышенном или углубленном уровне изучения того или иного предмета.

Адаптивная технология обучения, разработанная и внедренная в учебный процесс А.С. Границкой, является примером технологии индивидуализации обучения. Цели данной технологии — максимально возможная адаптация учебного процесса к индивидуальным особенностям учащихся; обучение приемам самостоятельной работы, приемам исследовательской деятельности, самоконтроля; формирование и совершенствование умений самостоятельной работы, умений добывать знания; развитие интеллектуальных способностей школьника, его мышления в целом. Сущность адаптивной технологии обучения заключается в одновременной работе учителя по управлению самостоятельной работой всех учащихся, обучению отдельных учащихся, осуществлению учета индивидуальных особенностей и возможностей учащихся, максимальному включению всех в индивидуальную самостоятельную работу.

Адаптивная система обучения (АСО) внедряется в учебный процесс  постепенно и поэтапно.

Этапы введения в учебный  процесс адаптивной системы обучения

1 этап

Изменяется структура урока. После  объяснения нового материала, на которое отводится незначительная часть времени (5—7 минут), учитель задает учащимся дифференцированное домашнее задание с комментарием особенностей его выполнения и просит выполнить его в классе. Учитель в это время проверяет домашнее задание, которое выподнялось к данному уроку. Таким образом, педагог работает индивидуально с отдельными учениками и одновременно наблюдает за работой всего класс. В конце урока он обходит всех учащихся, оценивая вслух высокие результаты работы. Основная задача учителя на этом этапе состоит в том, чтобы научить всевозможным приемам самостоятельной работы. При этом для индивидуальной работы учащихся он готовит многоуровневые задания по объему и степени сложности. Ученик имеет право выбора задания. Кроме того, учащимся предоставляется возможность на следующем уроке продолжать свою деятельность. Помимо обучения (объяснений, демонстраций, работы в индивидуальном режиме и т. д.), учитель осуществляет включенный в самостоятельную работу контроль и работает с учащимися индивидуально, «отключая» их по очереди от самостоятельной работы. На таком уроке учащиеся могут работать в трех режимах: совместно с учителем, индивидуально, самостоятельно под его руководством

2 этап

Организуется взаимоконтроль учащихся. Учащиеся обмениваются тетрадями с сидящими рядом или слушают друг друга. При этом они опираются на имеющиеся у них инструкции по проверке и учету ошибок. Материалы для самостоятельной работы сопровождаются пояснениями, образцами. Этим, в частности, обеспечивается надежность системы взаимоконтроля.

На данном этапе дети работают в  группах: статических парах (сидящие  за одной партой), динамических (группа из сидящих за соседними партами) и вариационных (включает 4 человека, каждый работает то с одним, то с другим). Каждый из учеников исполняет разные роли: участника, помощника, консультанта, арбитра и т. п.

3 этап

Предусматривает особленную самостоятельную работу учашихся и переход к самоконтролю. Для такой работы создаются многоуровневые программы обучения, в которые включены задания с нарастающей степенью сложности, рассчитанные на определенный период времени. Кроме того, осуществляется переход к непрерывному управлению при помощи сетевого графика самоучета Сетевой план является моделью учебного процесса, позволяющей каждому ученику видеть наглядно все, что он должен выполнить за две недели, за месяц, за четверть. График самручета помогает осуществлять контроль результатов всех видов самостоятельной работы


 

Анализ опыта создания воспитательных систем

В истории педагогики были и в  настоящее время существуют разнообразные  воспитательные системы, отличающиеся друг от друга видом, местонахождением, временем существования, теоретической  концепцией (педагогической философией), путями внедрения и т. д.

Рассмотрим процесс развития гуманистической  воспитательной системы школы на примере средней школы № 825 г. Москвы (авторская школа В.А. Караковского). В 1977 году с приходом в школу нового директора В.А. Караковского здесь началось создание гуманистической воспитательной системы. Воспитательная система школы базировалась на следующих теоретических положениях:

Главная тенденция развития школы  — это преобразование ее из школы обучающей в школу воспитывающую. Для этого в школе необходимо создать управляемую и самосовершенствующуюся воспитательную систему, адекватную конкретным социально-педагогическим условиям ее существования.

Целью, а также субъектом и  критерием эффективности такой  воспитательной системы школы является образованная, творческая, социально ответственная личность.

Ядром воспитательной системы является школьный коллектив как единство первичных коллективов детей  и взрослых.

Создание и развитие воспитательной системы предполагает реализацию идеи интеграции педагогических взаимодействий. Это осуществляется через создание воспитательных комплексов, центров, ключевых дел, ситуаций, которые оказывают целостное педагогическое воздействие на интеллектуальную, духовно-нравственную и эмоционально-волевую сферу ребенка.

Школьная воспитательная система  как процесс управляемый включает педагогическое руководство, самоуправление, саморегуляцию и проходит в своем развитии ряд основных стадий.

Указанные теоретические положения  реализовывались в школе в несколько этапов.

Этапы становления воспитательной системы школы В. А. Караковского

1этап

(1977—1981 гг.)

Проводилась диагностика уровня развития педагогического и ученического коллективов, их деятельности, а также  взаимоотношений школы с социумом. Уточнялась концепция воспитательной системы школы, определялись перспективы ее развития. Первое, на что были направлены усилия В. А. Караковского, — это создание коллектива единомышленников. По его мнению, учительский коллектив должен быть нравственным идеалом для коллектива ученического. Постепенно общий стиль взаимоотношений педагогов и учащихся стал регулироваться разветвленной системой норм. Были созданы программные документы, например, «Заповеди воспитателя», «Нравственные принципы школьника». Основной итог данного этапа — формирование нового педагогического мышления и утверждение идеи о необходимости дальнейшего развития воспитательной системы, а практический результат — включение учашихся в совместную творческую деятельность с использованием методики коммунарского воспитания

Пэтап (1981—1986 гг.)

Это этап стабилизации воспитательной системы, в ходе которого оформ-ц  лялись ее структурные компоненты, создавались органы самоуправления. Стиль отношений внутри педагогического коллектива стали определять демократизация, сотрудничество и сотворчество. Преобладающей становится коллективная творческая деятельность учащихся и учителей

Шэтап (1986—1988 гг.)

Этот этап был посвящен разрешению появившихся на втором этапе противоречий между учебной и внеучебной деятельностью. Для этого потребовалось изменить системообразующие (ведущие) виды деятельности

IV этап (с 1991 г.)

Основным содержанием этапа  стала отработка перспективных направлений дальнейшего развития системы в связи с начавшимися коренными преобразованиями в обществе и образовательной сфере. Педагогическим коллективом были внесены коррективы во все структурные компоненты системы от цели до результатов. Например, в основу содержания юспитательной работы были положены общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля


В воспитательной системе школы  В. А. Караковского ведущей технологией  воспитания является технология социального  творчества. Она используется, например, при проведении так называемых коммунарских сборов и ключевых воспитательных (общешкольных) дел. Во время весенних каникул проводится трехдневный коммунарский сбор, в котором принимают участие старшеклассники, учителя и выпускники прошлых лет. Взрослые и дети образуют что-то вроде коммуны и проводят время, участвуя в разнообразных видах творческой деятельности (труде, игре, общении и др.). Сбор выполняет в общей системе воспитания ряд важных функций. Во-первых, он является личностной ценностью для большинства детей и взрослых. Во-вторых, сбор—- сильное средство единения, создания чувства «мы». В-третьих, это школа актива, так как предполагает интенсивную организаторскую работу. Коммунарский сбор, кроме того, имеет и развивающее, и психокоррекционное, и психотерапевтическое значение.

Обычно раз в месяц в школе  проводятся ключевые общешкольные дела, которые охватывают и уроки, и внеурочную деятельность. Это комплексные дела, вносящие организационную упорядоченность в жизнедеятельность школьного коллектива (например, туристко-краеведческий месячник, посвященный Москве; Пушкинский месяц (октябрь); семейный праздник Новый год и др.). Годовой цикл школьных ключевых дел позволяет реализовать воспитание «крупными дозами» (В. А. Караковский).

Идея соединения обучения и воспитания в единый процесс реализуется в воспитательной системе школы через разнообразные методы, приемы, формы работы. Здесь, в частности, практикуются групповые формы работы, общественные смотры знаний, межвозрастные уроки, интегративные уроки, уроки творчества, создание ситуаций выбора, деловые и ролевые игры, «мозговая атака», брифинги, дидактический театр, интервью с исторической личностью, пятиминутки рефлексии, конкурс шпаргалок, практикум доброты и многое другое.

Большое внимание в школе уделяется  развитию и работе самоуправления. Существуют постоянные и временные органы самоуправления: большой совет (собирается два-четыре раза в год); советы дел, дежурные командиры классов и т. п. Стратегия педагогического коллектива состоит в том, чтобы решать общие проблемы совместно с учащимися. Наряду с деловыми отношениями в школе сложились неформальные межличностные отношения. Директор и педагоги считают, что по типу отношений школа должна быть ближе к семье, чем к парламенту.

Воспитательная система школы  В. А. Караковского не только саморегулирующаяся, но и научно управляемая. Школа сотрудничает с учеными. В.А. Караковский — доктор педагогических наук. Самостоятельную исследовательскую работу ведут и другие учителя школы.

Воспитательную систему  сельской школы-комплекса рассмотрим на примере Сахновской школы Черкасской области (Украина). В основе этой воспитательной системы лежит авторская концепция, разработанная в 1980-е годы директоров школы А.А. Захаренко. Воспитательная система сельской школы-комплекса А. Л. Захаренко: концептуальные положения

Средовой подход. Цель воспитания в Сахновской школе — подготовка грамотного, творческого, интеллигентного труженика села — определяется с учетом особенностей и потребностей среды. События школы становятся событиями села, и наоборот. Краеведческий музей и другие воспитательные центры школы становятся социально значимыми центрами села

Создание воспитательных центров. Школьное здание с кабинетами, лабораториями  и рекреациями; музыкальная, спортивная, хореографическая, художественная школы  и студии; школьный двор с дорожками, клумбами, фонтаном, скамейками для отдыха; краеведческий музей, отражающий историю, культуру, быт села; школьная обсерватория с телескопом; школьная теплица; центры здоровья (зимний и летний бассейны, туевая роща, стадион); воспитательные центры создавались усилиями педагогов, учащихся и родителей

Созидательный социально значимый и творческий труд является системообразующей деятельностью в Сахновской школе. Все в школе и вокруг нее сделано руками не только взрослых, но и детей. Личность самого директора (он закончил физико-математический факультет) оказала большое влияние на увлечение многих ребят техникой. С помощью А.А. Захаренко учащиеся построили фонтан, изготовили серию ЭВМ, создали парк картингов, построили спортивный самолет и т. п.

Организация эмоциональной жизни  детей. Жизнь детейв школе и вне ее должка быть насыщена игрой, юмором, романтикой, произведениями искусства, музыкой т д. Учащиеся при этом должны быть не только слушателями и зрителями, но и самыми активными участниками, создателями красоты. Средствами эмоционального воздействия на детей выступают также мастерство остроумия, экспромта, шутки


Постепенно в Сахновской школе  пришли к выводу, что необходимо иметь постоянную информацию о воспитанности каждого ученика и по этим данным судить о состоянии и эффективности воспитательной системы школы. В школе была разработана методика изучения и коррекции развития учащихся. Воспитательная система школы, по убеждению А.А. Захаренко, может развиваться за счет новых идей. Поиск интересных идей и их осуществление—это атмосфера школы. Единоначалие директора в школе дополнялось разными формами самоуправления детей, педагогов, родителей.

Информация о работе Понятие «педагогическая система». Виды педагогических систем