Портрет Дориана Грея

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 08:12, курсовая работа

Краткое описание

«Для меня красота – это чудо из чудес. Только ограниченные люди не судят по внешности. Настоящая тайна мира заключается в видимом, а не невидимом» . Этот парадокс Уайльда выражает центральную идею всего творчества писателя. Он был сторонником так называемого “чистого” искусства или “искусства ради искусства”. Он считал, что искусство целиком формирует человека и что не оно подражает жизни, а жизнь – искусству. Люди, говорил Уайльд, подражают любимым литературным героям, и распознавать красоту человек научается лишь благодаря художникам, которые открывают или создают ее в своих картинах. Эти темы поднимаются писателем в романе «Портрет Дориана Грея» как элементы антитезы: искусство противостоит жизни, полной грехов и пороков.
Цель работы – исследовать проблему свободы искусства в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проследить генезис эстетических идей писателя и отражение принципов эстетизма в «Портрете Дориана Грея».
2. Рассмотреть тему искусства и мотив грехопадения на основе фабулы и системы образов романа.
При написании работы мы пользовались статьями и исследовательскими материалами таких литературоведов, как Валова О. М., Соколянский М., Тумбина О. В. и др.

Содержание

Введение 4
1. Роман «Портрет Дориана Грея» как воплощение эстетических идей О. Уайльда 6
1.1. Эстетизм в творчестве О.Уайльда 6
1.2. Отражение эстетических принципов О.Уайльда в романе «Портрет Дориана Грея» 10
2. Тема искусства свободного и несвободного в романе «Портрет Дориана Грея» 14
2.1. Тема искусства в романе 14
2.2. Искусство против порока 18
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 68.54 Кб (Скачать файл)

Эта новая  жизнь была двойной. В обществе Грей – блестящий денди, кумир молодежи. Жадный до новых, необычайных ощущений, вечный юноша, меблировал свой дом с  пышностью, собрал коллекцию гобеленов  и редчайших парфюмов, драгоценных  камней и экзотических музыкальных  инструментов. Простор романа замкнут  в границах комнат, шкатулок, флаконов. Нет описаний природы, это мертвая  красота Дориана Грея.

Дориану вскоре стало мало изысканных вещей  и одинокой жизни. От светских салонов  он перешел к грязным притонам, опиумным курильням, за ним потянулись темные сплетни. Первый, кому Дориан открыл тайну портрета, был Безил. Он показал этот портрет как насмешку, брошенную в ответ на попытки художника вразумить юношу. Безила устрашает настоящее лицо Дориана, бывший некогда прекрасным портрет теперь изображает сластолюбивого старика, изуродованного пороками и злодеяниями. Но и сам Грей не может не ужасаться этому зрелищу, он начинает винить Безила в своих пороках и поведении, в порыве ярости Дориан убил художника кинжалом, от трупа он избавился, растворив его в азотной кислоте.

Слишком поздно Дориана начинают терзать  муки совести, он начинает завидовать всем людям, чья совесть чиста и непорочна, в конце концов, он решает, что портрет является его собственной совестью и решает от него избавиться и тем самым облегчить свои душевные муки. С тем же кинжалом, которым ранее лишил жизни Безила, Дориан бросается на ужасный портрет. Проснувшиеся от крика слуги обнаружили труп уродливого старика рядом с портретом прекрасного юноши, выяснить, что это труп Дориана Грея удалось только по кольцам на пальцах…

Такова  история грехопадения Дориана Грея. Кто же виноват в том, что молодой, прекрасный юноша смог опуститься на дно порока? Лорд Уоттон, который  соблазнил Дориана предаться  с головой наслаждения жизни, или, может, бедный художник Холлуорд, который нарисовал портрет Грея, образец совершенной красоты, двойник души юного красавца, и тем самым заставил Дориана завидовать вечной молодости произведения искусства? А может все дело в том, что Дориан изначально не был совершенством и поэтому легко поддался искушению?

Последовательная  и неизбежная деградация Дориана  Грея – результат гедонизма, в  который его так умело втянул лорд Генри Уоттон.

Лорд  Генри философствует: провозглашает проповедь в защиту жизни, юности и физической совершенности человека, которая одновременно является льстивой одой красоте Дориана. «Новый гедонизм – вот что необходимо нашему веку, а вы, Дориан, могли бы стать олицетворенным символом».

Гедонизм (гр. – удовольствие) – философско-этическая теория, разновидность антропологического натурализма, в некоторой степени внеисторический разум и асоциальный взгляд на человека, что упрощает мотивы ее поведения. Гедонизм утверждает, что наивысшим благом жизни есть удовольствие, оно же является и единственным критерием моральности. И это, в свою очередь, оправдывает морально-этический релятивизм. У каждого, мол, своя мораль! Отсюда открывается прямая дорога к проповеди и морализму и крайнего индивидуализма, как оно, по сути, и было в кругу Оскара Уайльда.

Лорд  Генри сыплет блестящими парадоксами, в его высказываниях мы видим  настолько присущие Уайльду знаменитые афористически оформленные неожиданные  мысли, направленные на попытку осмысления природы добра и зла, природы  любви, природы красоты и дружбы, природы творчества.

После разговоров с лордом Генри Дориан осознал быстротечность времени, те опасности, которые несут годы для красоты. И герой высказал желание сохранить вечную молодость, предоставив своему портрету нести на себе печать времени и страстей. Произошло противоестественное разделение человека и его совести, и это разделение не могло не сказаться на поведении героя.

Освобождённый от совести Дориан постепенно утрачивает всё лучшее, что заложено в нём.

Смирившись  с тем, что его портрет будет  меняться вместо него, герой одновременно поверил в свою безнаказанность, решил рассматривать произведение искусства как нечто подчиненное  его желаниям. На самом деле Дориан становится рабом своего портрета. Он не смеет надолго покидать свой дом, так как опасается, что кто-нибудь может увидеть портрет и разгадать  его тайну. Вначале он следит за изменениями  своего лица на портрете, но затем начинает бояться собственного изображения.

Влияние Генри Уоттона на Дориана Грея было весьма сложным. Лорд Генри прекрасно  знал, что порок уничтожает красоту, накладывает на лицо человека страшный след. Вот почему он неоднократно говорил  Дориану о необходимости сохранить  свою душу, подчёркивая мысль о  том, что для наслаждения жизнью нужно душевное спокойствие, которое  даёт только чистая совесть. Герой помнит об этих словах, и какие-то отголоски  утраченной совести слышатся в речах  Дориана и много позже, когда  он потерял большинство своих  лучших качеств. И вот тут внешность  играет роковую роль в судьбе героя. Никто не верит в его раскаяние, так как просто невозможно допустить  мысль о его порочности. Это  вытекает из того, что порочный человек не может сохранить свою красоту. Время от времени у лорда Генри возникают какие-то сомнения, он постоянно “проверяет” своего друга, но эти проверки оказываются совершенно бессмысленными, ибо Генри Уоттон не видит портрета.

А между  тем он хотел, чтобы Дориан Грей сделал искусством собственную жизнь, исходя из принципа неразрывного единства красоты  и нравственности.

Парадоксально то, к чему приходит главный герой. Он, стремящийся к красоте и  приятному времяпровождению, вынужден тайком развлекаться в грязных притонах, искать успокоения в опиуме, наслаждаться любовью продажных женщин. Это  злая насмешка над тем идеалом, который  рисовал Дориану Грею лорд Генри.

Осознав гибель своей души, герой сумел  долгое время сохранять внешнее  спокойствие. Он ведёт двойную жизнь, но в этом неповинны ни лорд Генри, ни Безил Холлуорд. Виновен во всём лишь сам герой, и его наказание в романе было совершенно неизбежно.

Развязка  романа закономерна с точки зрения эстетики Оскара Уайльда. Пытаясь разрушить чары страшного портрета, (метафорически – избавиться от страшных мук совести), Дориан Грей пытается уничтожить портрет, на котором молодой, полный сил невинный юноша за годы развязного разврата и погони за удовольствиями превратился в неприятного порочного старика, как бы компенсировав своим старением морально-нравственную нагрузку, выпавшую на долю “оригинала”.

Но когда Дориан поднимает нож на портрет, мёртвым падает он сам, приняв принадлежащее ему безобразие, а прекрасное произведение искусства обретает первоначальную красоту и гармонию. Жизнь Дориана Грея кончилась, но искусство выше жизни, ибо только ему принадлежит вечность, – такова позиция писателя.

Автор показывает, насколько неестественен и опасен дисбаланс внутренней и внешней  красоты в человеке, в его делах  и поступках, в отношении к  жизни и к окружающим его людям.

Ставшему  жестоким и нечутким Дориану Грею (метафорически – тип Красоты, которая осознала себя красотой и  вследствие этого лишилась невинности) Оскар Уайльд противопоставляет  таких персонажей, как художник Холлуорд, Сибилла Вэйн, ее брата-матроса. Образная структура этих простых и искренних, чистых душой людей, способных на большое чувство, подчеркивает чудовищную греховность Дориана.

Пытаясь спрятать следы своих преступлений и убивая художника Холлуорда, Дориан Грей символизирует тип Падшей Красоты, уничтожающей своего Создателя в надежде избежать возмездия, что отсылает нас к древнейшим сюжетам литературы. Это библейский сюжет искушения, и погоня за вечной молодостью, и продажа души дьяволу, и мотив неизбежной расплаты за грехи.

Исход кульминации  романа заставляет нас вспомнить  и более поздние произведения («Шагреневая кожа» О.Бальзака, «Фауст»  Гете), по-разному эксплуатирующие  подобные сюжеты. Автором подчеркивается  неизбежность расплаты за столь чудесно  приобретенную, но так чудовищно  и преступно растраченную вечную молодость.

Образом Дориана Грея, человека с незаурядным  художественным темпераментом, Уайльд убеждает в реальности заложенного в романе конфликта – между искусством и жизнью, искусством и природой, искусством и моралью.

Согласившись  на ужасный по своей сути опыт, Дориан Грей отдается погоне за наслаждениями, не руководствуясь моральными принципами. Не только собственные недостатки, пороки, нехорошие поступки, а и  преступления искажают душу Дориана. Но, ни образ жизни, ни те изменения, которые  происходят с ним, никак не отражаются на внешности реального Грея. Он остается юным и красивым, а его  портрет отображает сущность его  распущенной натуры, старение не только тела, а и души. Символика романа очень сложная. С одной стороны, воссоздавая истину на портрете, а не на лице живого человека, писатель иллюстрирует свой принцип, согласно которому искусство реальнее жизни и жизнь подражает искусству, а не наоборот.

Рассмотрим  далее образ лорда Уоттона.

В «Портрете  Дориана Грея» наиболее полно  выражается эстетизм Уайльда. Поступки и высказывания героев романа подчинены  тому, чтобы как можно ярче осветить мысли и взгляды писателя. Не потому ли критики неоднократно подчеркивали: лорд Генри Уоттон – двойник Уайльда. В самом деле, на протяжении всего романа этот герой высказывает самые скрытые мысли писателя. Перед читателем возникает салонный апостол наслаждения и роскоши, которым был сам автор.

Лорд  Генри, эстет во всем, исповедует философию  гедонизма, философию наслаждения жизнью, которая была присуща древним грекам. Человек должен жить полнокровной жизнью, а не быть аскетом. Отсюда его постулат о том, что человек должен все подвергнуть испытанию в жизни, ощутить и понять по собственному опыту. Но парадокс: Лорд Генри бездействует сам, а лишь распространяет теории и созерцает со стороны, как они действуют на людей. На протяжении всего романа он остается пассивным наблюдателем. Лорд Генри ощущает эмоции и наслаждение от того, как его идеи влияют на людей и к каким следствиям приводят. Дориан Грей для него лишь экспериментальная лаборатория, его действующий двойник, который приводит в движение все намерения. Т.е. два персонажа объединены между собой, как форма и содержание.

Большое значение Лорд Генри придает красоте, понимая ее как средство власти над другими. Это утонченный эстет, который любит красоту и отталкивает безобразное в жизни. Это стремление не замечать ничего, кроме красоты, делает его не просто равнодушным ко всему другому, а и циничным. У лорда Генри холодная душа человека, который не имеет идеалов. Пробуждая в Дориане желание наслаждаться жизнью любой ценой, он совсем не задумывается над возможными последствиями такого поведения как для самого юноши, так и для других людей.

Именно  лорд Генри учил, что жить стоит  только ради наслаждений, что стремление «проявить во всей полноте свою сущность»  равносильно подвигу, а совесть  – это всего лишь «официальное название трусости». Правда, сам лорд Генри ни в чём дурном не замечен. Согласно его убеждениям, не следует совершать ничего такого, о чём нельзя было бы поговорить после обеда, но мудрости этого наблюдения многие не замечают.

«Портрет  Дориана Грея»  – это роман о красоте внешней и внутренней, об их соотношении в человеке. Является ли лорд Генри нравственным человеком? Бэзил Холуорд ответил на этот вопрос явно положительно: «Удивительный ты человек! Никогда не говоришь ничего нравственного – и никогда не делаешь ничего безнравственного. Твой цинизм – только поза».

Все слова  и все действия лорда Генри  по отношению к Дориану Грею последовательны  и преследуют определённую цель.

Лорд  Генри вовсе не намерен развращать главного героя, потому как это уничтожит  прекрасный облик Дориана. Напротив, он намерен сделать всё, чтобы  сохранить красоту своего друга. Первое, что делает лорд Генри, – пытается убедить Дориана в ценности молодости и красоты. И эта попытка увенчалась полным успехом.

Но даже не будучи безнравственным в собственных  поступках, можно развращать других людей. Рассуждения Генри Уоттона  заставили Дориана пожелать вечной молодости.

Таким образом, жизненное кредо, прокламируемое Генри  Уоттоном проходит причудливое испытание  на судьбе Дориана Грея. В первых главах романа душа и ум главного героя  растревожены проникновением новых  представлений о жизненном предназначении красоты, в последней главе Дориан гибнет. В заданных границах он проходит весь цикл испытания, и вдумчивому читателю можно попытаться дать ответ на вопрос о том, доказала ли жизнь Дориана Грея за этот период состоятельность идиологемы лорда Генри Уоттона или нет.

В лорде  Генри, особенно в начале романа, можно  разглядеть некоторые демонические черты, которые были свойственны  героям произведений английских романтиков. Это и «смуглое романтическое лицо», «усталое выражение лица», разочарованность лорда Генри, его скептицизм, ирония, «завораживающий» голос. В первую встречу с Генри Уоттоном Дориан очень явственно почувствовал музыку в движеньях его рук, в его голосе и в его словах, музыку, которая была «сладостнее звуков лютни и виолы». Примечательно, что в рамках самого произведения лорд Генри не совершает никаких поступков, по которым мы могли бы судить о нем; все, что мы о нем знаем, мы узнаем из его собственных слов о себе и изредка из отзывов о нем других персонажей. Образу лорда Генри, на первый взгляд, даже присуща некая загадочность, которую лорд Генри сам намеренно подчеркивает.

И впервые  повстречав лорда Генри, Дориан ощутил страх перед этим человеком, может  быть подсознательно, чувствуя в нем  какое-то зло, какую-то угрозу для своей  жизни. Не случайно, каждый раз, когда  Дориан хочет вернуться к праведной  жизни, первым делом он решает не видеться больше с Генри Уоттоном. Лорд Генри  производит впечатление человека, знающего все и обо всем, сама его фамилия, в какой-то степени, говорит о  том знании, которым он обладает.

«Цель жизни  – самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность – вот для  чего мы живем», – внушает лорд Генри своему юному другу. Однако дальнейшая жизнь Дориана является вовсе не раскрытием сущности того человека, портрет которого написал художник Бэзил Холлуорд, а переформированием его души, отразившимся в конечном счете и на холсте. Это переформирование и приводит к той утрате целостности, косвенные признаки которой подмечает даже сам “идеолог”, находя, что Дориан в отдельные моменты становится «сам не свой».

Информация о работе Портрет Дориана Грея