Портрет Дориана Грея

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 08:12, курсовая работа

Краткое описание

«Для меня красота – это чудо из чудес. Только ограниченные люди не судят по внешности. Настоящая тайна мира заключается в видимом, а не невидимом» . Этот парадокс Уайльда выражает центральную идею всего творчества писателя. Он был сторонником так называемого “чистого” искусства или “искусства ради искусства”. Он считал, что искусство целиком формирует человека и что не оно подражает жизни, а жизнь – искусству. Люди, говорил Уайльд, подражают любимым литературным героям, и распознавать красоту человек научается лишь благодаря художникам, которые открывают или создают ее в своих картинах. Эти темы поднимаются писателем в романе «Портрет Дориана Грея» как элементы антитезы: искусство противостоит жизни, полной грехов и пороков.
Цель работы – исследовать проблему свободы искусства в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проследить генезис эстетических идей писателя и отражение принципов эстетизма в «Портрете Дориана Грея».
2. Рассмотреть тему искусства и мотив грехопадения на основе фабулы и системы образов романа.
При написании работы мы пользовались статьями и исследовательскими материалами таких литературоведов, как Валова О. М., Соколянский М., Тумбина О. В. и др.

Содержание

Введение 4
1. Роман «Портрет Дориана Грея» как воплощение эстетических идей О. Уайльда 6
1.1. Эстетизм в творчестве О.Уайльда 6
1.2. Отражение эстетических принципов О.Уайльда в романе «Портрет Дориана Грея» 10
2. Тема искусства свободного и несвободного в романе «Портрет Дориана Грея» 14
2.1. Тема искусства в романе 14
2.2. Искусство против порока 18
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 68.54 Кб (Скачать файл)

  Заглавный герой в ответ на вопрос герцогини Монмутской, помогла ли ему философия лорда Генри найти счастье, говорит, что «никогда не искал счастья», искал лишь наслаждений, но находил их «слишком часто». В другой беседе Грей признается своему учителю, что «был бы рад поменяться с любым человеком на свете» и что убитый человек счастливее его. Он тяготится своей «чудесной жизнью», признается он один раз, что «так жить больше не хочет» и даже упрекает лорда Генри за то, что он однажды «отравил» ученика книгой. Его друг протестует: «А “отравить” вас книгой я никак не мог. Этого не бывает. Искусство не влияет на деятельность человека, – напротив, оно парализует желание действовать. Оно совершенно нейтрально. Так называемые безнравственные книги – это те, которые показывают миру его пороки, вот и все».

  Растворение  эстетизма в новом гедонизме  также характерно лишь для  тирад и реплик лорда Генри.  Вспомним, к примеру, гимн Красоте  из второй главы. «Красота –  один из видов Гения, она  еще выше гения… она имеет  высшее право на власть и  делает царями тех, кто ею обладает…». Идея   “вседозволенности”, свойственной Красоте, подвергается в романе испытанию и в конечном счете опровергается. Лорду Генри кажется, что если бы идеи нового гедонизма овладели каждым человеком, то «мир ощутил бы вновь… мощный порыв к радости». У Дориана Грея, впитавшего эти мысли, оказывается много подражателей, но судьбы их – автор лишь сообщает о них, а не изображает в подробностях – никак не назовешь «порывом к радости». Итак, всеобщего возврата к «идеалам эллинизма» отнюдь не происходит.

  Сам  Дориан Грей, ощутив вседозволенность, оказывается способным на самое  тяжкое преступление. Одно из  его преступлений, убийство Безила Холлуорда, которое подробно описывается в романе, не вызывает разночтений: оно является преступлением как в морально-этическом, так и в юридическом смысле.

  Лорд  Генри, заявляющий, что преступления  – «удел низших классов», не  принимает убийства, аргументируя  свою позицию в свойственной  ему парадоксальной манере: «Убийство  – всегда промах. Никогда не  следует делать того, о чем  нельзя поболтать с людьми  после обеда», а на вопрос Дориана  («Что бы вы сказали, если  б я признался, что это я  убил Бэзила?») лорд Генри отвечает  еще одним афоризмом: «Всякое  преступление вульгарно, точно  так же как  всякая вульгарность – преступление». Верный себе, Уайльд не впадает в морализаторство, но явное преступление не находит в его романе оправдания даже в координатах идеологии нового гедонизма.

Своим бессмертным романом Оскар Уайльд заявляет, что жизнь, управляемая одной лишь чувственностью, анархична и саморазрушительна. Дориан Грей – это лабораторный опыт. Результат отрицательный. По таким правилам жизнь прожить невозможно. Платой за попустительство самому себе становится расправа героя со своим портретом; этим действием, в некотором смысле обратным тому, чего он желал, Дориан раскрывает свое лучшее «я», хотя бы только в смерти. Уайльдовский персонаж приходит  к той точке, где сходятся противоположности. Непреднамеренное убийство делает Дориана первым мучеником эстетизма. Текст романа говорит нам: красиво плыви по поверхности – и некрасиво сгинешь в глубинах. Автор, прославляя эстетизм, сам предъявляет ему обвинение. «Портрет Дориана Грея» замкнут, обращен на себя в самом что ни на есть хитроумном смысле, как и его центральный образ.

  Дориан  восходит – или опускается  – от жизни к искусству и  от него обратно к жизни.  Всякое событие, как и всякий  персонаж книги, имеет скрытую  эстетическую составляющую, которой  это событие, этот персонаж  и мерится в конечном итоге. Безил Холлуорд завершает портрет Дориана именно в тот  момент, когда лорд Генри начинает охотиться за душой молодого человека. Хотя Уайльд в предисловии к роману утверждает: «Раскрыть людям себя и скрыть художника – вот к чему стремится искусство», Холлуорд боится, что портрет слишком откровенно обнаруживает его любовь к Дориану, а Дориан позднее, в свою очередь, боится, что он слишком откровенно обнаруживает его сущность.

Уже после появления журнальной публикации романа в «Липпинкотс Мэгезин» он вызвал грубую критику, а выход романа отдельным изданием породил целую волну резких и явно несправедливых нападок. Общество взывало к цензуре, суду и полиции. Писатель отвечал своим критикам через газеты со свойственными ему остроумием и невозмутимостью. Книге приписывалось самое тяжкое обвинение во времена воинствующего пуританизма – безнравственность. В ответ Уайльд писал: «Узнав из столь авторитетного источника, что это безнравственная книга, которую правительство тори должно изъять и запретить, несчастная публика, несомненно, сейчас же бросится ее читать. Но, увы! Она обнаружит, что это роман с моралью. А мораль такова: всякая чрезмерность, как и всякое самоотречение, несет в себе наказание. Художник Безил Холлуорд, боготворящий, как и большинство художников, физическую красоту, гибнет от руки того, в душе которого взрастил он чудовищную и нелепую гордыню. Дориан Грей, живущий лишь чувственностью и наслаждением, пытается убить свою совесть и одновременно убивает себя. Лорд Генри Уоттон, стремясь всегда  оставаться созерцателем жизни, обнаруживает, однако, что тот, кто уходит от битвы, зачастую бывает ранен глубже, чем тот, кто участвует в ней. Да, в «Дориане Грее» содержится страшная мораль, которую не смогут разглядеть люди извращенного ума, она откроется только тем, чьи помыслы чисты. Является ли это художественной ошибкой? Боюсь, что так. Но это единственная ошибка в этой книге».

Заключительные  фразы статьи вообще вызывают дрожь  ужаса и удовольствия одновременно: «Каждый человек видит в Дориане  Грее свои собственные грехи. В чем  состоят грехи Дориана Грея, не знает никто. Тот, кто находит  их, имеет в виду свои собственные».

Итак, эстет  Оскар Уайльд, провозглашая независимость  искусства от морали, вместе с тем  утверждает своим произведением: нельзя безнаказанно перечеркивать нормы  человеческой жизни. Потеря моральных  устоев ведет человека к гибели. В этом – гуманистический смысл романа.

Таким образом, антитеза «искусство – грехопадение» в романе доказывает излюбленный тезис Уайльда о том, что искусство выше жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Учитывая  все вышесказанное, попробуем подвести итоги нашего исследования:

Роман, безусловно, несет определенную надсмысловую нагрузку, касающуюся выражения идейно-художественных принципов автора (своеобразный манифест эстетизма).

На протяжении романа и в кульминационной части, в диалогах героев, в сюжетных поворотах без труда угадывается авторская позиция по отношению к основополагающим категориям эстетизма.

Кульминация романа возвращает все на свои места  – погибает и натурщик, и творец, а Красота остается неизменной, поддерживая  тем самым идею эстетизма о  ценности искусства как такового и преимущества искусства над жизнью.

Итак, эстет  Оскар Уайльд, провозглашая независимость  искусства от морали, вместе с тем  утверждает своим произведением: нельзя безнаказанно перечеркивать нормы  человеческой жизни. Потеря моральных  устоев ведет человека к гибели. В этом – гуманистический смысл романа. «Портрет Дориана Грея» можно толковать по-разному, но не признавать его безусловную неординарность и художественное совершенство – невозможно.

Не смотря на то, что роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» был написан в конце XIX века, до сих пор исследователи так и не пришли к единому мнению по поводу того к какому литературному направлению можно причислить роман. Его творчество до сих пор пытаются охарактеризовать, прибегая к самым разным названиям: символизм, эстетизм, импрессионизм, неоромантизм, модернизм – и даже находят в некоторых произведениях Уайльда связь с постмодернизмом. До сих пор остается открытым вопрос и о жанре «Портрета Дориана Грея», который рассматривают и как нравственно-философскую притчу, и как социально-психологический роман, и как символический роман, и как роман творения, и даже как критическое эссе, воплощенное в художественную форму.

Критики, споря по отдельным вопросам относительно художественных позиций Оскара Уайльда, приходят к общему выводу о романе: это произведение новое, сложное  и жизнеспособное.

Свидетельством  этого является многолетняя жизнь  романа, в котором каждое новое  поколение читателей находит  то, что созвучно данному времени, что волнует душу, обогащает ум, дает наслаждение, так как творчество великого английского писателя Оскара Уайльда – это настоящее искусство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Акройд, П. Последнее завещание Оскара Уайльда / П. Акройд. – М., 1993
  2. Аникин, Г. В. Михальская Н. Г. История зарубежной литературы для студентов пед. Институтов по спец. №2103 «Ин. яз.» / Г. В. Аникин, Н. Г. Михальская. – М.: Высшая школа, 1985. – С. 254-257, С. 278-281.
  3. Бэлза, С. О. Роман жизни Оскара / С. О. Бэлза // Уайльд О. Избранное: Пер. с англ. / Сост. и вступ. ст. с. Прим А. Зверева. – М.: Правда, 1989. – С. 5-26.
  4. Валова, О. М. Оскар Уайльд в русской критике / О. М. Валова // Английская литература в контексте мирового процесса. – Киров, 1996.
  5. Гражданская, З. Т. Зарубежная литература XX века (1871-1917): Учебник для студентов филол. фак. пед. ин-тов / З. Т. Гражданская. – М.: Просвещение, 1979.
  6. Жак де Ланглад. Оскар Уайльд, или Правда масок / Жак де Ланглад. – М., 1999.
  7. История английской литературы / Под ред. М. Н. Черневича. – М., 1983. – Т.3
  8. Квятковский, А. П. Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская. – М.: Сов. энцикл., 1966
  9. Кривина, Т. М. Что знал о красоте Оскар Уайльд / Т. М.  Кривина // Зар. лит. – 2006. – №7. – С. 13 –14.
  10. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. – М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. – Т. 1. А—П.
  11. Порфирьева, Т. А. О. Уайльд и традиции неоромантизма / Т. А. Порфирьева // Актуальные проблемы зарубежной литературы XX века. – М., 1989.
  12. Соколянский, М. Г. Оскар Уайльд: очерк творчества / М. Г. Соколянский. – Киев; Одесса, 1990.
  13. Тишунина, Н. В. Английский символизм: эстетический бунт против современности. Живопись прерафаэлитов и проза Уайльда / Н. В. Тишунина // Западноевропейский символизм и русская литература последней трети XIX – начала XX века. – СПб, 1994.
  14. Тумбина, О. В. Контраст и парадокс в повествовательной прозе Оскара Уайльда: К характеристике творческого метода писателя / О. В. Тумбина. – АКД. – СПб.
  15. Тяжелые времена и большие надежды (герой английской литературы). Библиографические эссе. – М., 1996.
  16. Уайльд, О. Избранные произведения. Вступ. ст. А. Аникста / О. Уайльд. – М., 1960. Т.1-2.
  17. Уайльд, О. Избранное.  Вступ. ст. С. Бэлзы / О. Уайльд. – М., 1989.
  18. Уайльд, О. Письма / О. Уайльд. – М., 1997.
  19. Чебракова, М. А. Исследование общих характеристик, структур и загадок текстов сказок Оскара Уайльда / М. А. Чебракова. – СПб, 2004.
  20. Эллман, Ричард. Оскар Уайльд: биография / Эллман Ричард. – М., 2000.

1 Тяжелые времена и большие надежды (герой английской литературы). Библиографические эссе. – М, 1996. – С.34.

2 Там же. – С. 41

3 Валова, О. М. Оскар Уайльд в русской критике / О. М. Валова  // Английская литература в контексте мирового процесса. – Киров, 1996. – С. 164.

4 Тумбина, О. В. Контраст и парадокс в повествовательной прозе Оскара Уайльда: К характеристике творческого метода писателя / О. В. Тумбина. – СПб. – С. 210.

5 Тишунина, Н. В. Английский символизм: эстетический бунт против современности. Живопись прерафаэлитов и проза Уайльда / Н. В. Тишунина // Западноевропейский символизм и русская литература последней трети XIX - начала XX века. - СПб, 1994. - С.83

6 Порфирьева, Т. А. О. Уайльд и традиции неоромантизма / Т. А. Порфирьева //  Актуальные проблемы зарубежной литературы XX века. - М., 1989. - С.121


Информация о работе Портрет Дориана Грея