Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 21:51, реферат
Цель исследования – проанализировать судьбу потерянного поколения.
Актуальность работы обусловлена постоянной нестабильностью в окружающем нас мире, с одной стороны, и естественным стремлением человека к мирной жизни, с другой.
Тема «Человек и война» на протяжении многих десятилетий интересует писателей и привлекает внимание читателей не случайно. ХХ век стал самым трагическим в истории человечества, причем «творцом» трагедии оказался сам человек. Обращаясь к теме войны, исследуя вопросы, связанные с поведением человека на войне, писатели пытались осветить проблему духовно-нравственных исканий и определить систему нравственных ценностей общества, в котором агрессия становилась нормой.
Объектом исследования в нашей работе является роман Эриха Марии Ремарка «Триумфальная арка».
Цель исследования – проанализировать судьбу потерянного поколения.
Актуальность работы обусловлена постоянной нестабильностью в окружающем нас мире, с одной стороны, и естественным стремлением человека к мирной жизни, с другой.
Войны заканчиваются, и результат их всегда трагичен: войны – это разрушение материальных ценностей, но самое страшное – это разрушение цельности личности и в итоге появление «потерянного поколения». Осмысление писателями войны, ее итогов, важно как для современников, так и для потомков. Как не потерять себя, выжить, сохранить человеческое достоинство и продолжать жить, находя для этого физические и душевные силы – это вопросы, актуальные во все времена. Этим и объясняется наш интерес к заявленной теме.
Потерянное поколение – люди, чья жизнь совпала с переломными моментами в жизни страны, это те, кому выпала участь жить в эпоху войн и перемен, которые навсегда поменяли представление о жизни и её ценности.
Это понятие возникло в период между двумя войнами (Первой и Второй мировой). Судьба потерянного поколения стала основной темой для творчества таких писателей, как Эрнест Хемингуэй, Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Томас Вулф, Джон О'Хара, и конечно же, Эрих Мария Ремарк. Потерянное поколение — это молодые люди, призванные на фронт в возрасте 18 лет, часто ещё не окончившие школу, но в силу обстоятельств получившие задание - убивать. После войны такие люди часто не могли адаптироваться к мирной жизни, спивались, заканчивали жизнь самоубийством, некоторые сходили с ума, только малая часть людей этого поколения, остро ощущая всю бессмысленность, жестокость, грязь жизни, всё-таки пыталась как-то жить. Хотя и жить уже было незачем. Потерянное поколение также называют «неучтёнными жертвами войны». Вернувшись с фронта, эти люди не могли снова жить нормальной жизнью. После пережитых ужасов войны всё остальное казалось им мелочным и не достойным внимания.
Большинству представителей поколения, выросшего без войны, сложно, практически невозможно почувствовать и понять, что испытывают молодые люди, столкнувшиеся с одним из самых страшных проявлений жестокой простоты жизни: ее конечности. Когда в один момент человек из здорового и полного сил превращается в калеку, а из живого обладателя планов и мечтаний — в безжизненное кровавое месиво.
О том, что жизнь может закончиться внезапно, знают все. Но знать и понимать — разные вещи, ведь самое главное заблуждение молодости — это уверенность в том, что всё впереди, а запас времени и сил неограничен. Нам, к счастью, незнакомо чувство смиренного отупения, рожденное безусловным пониманием того, что жизнь может закончиться в любое мгновение.
Вся литература безумного ХХ столетия, на долю которого выпало две мировые войны, — это творчество, пронизанное болью, отчаянием и одиночеством. Для историков – это события, победы и поражения, для писателя – это судьба человека, которому выпало жить в нелегкое время, и другой жизни у него не будет.
Самые известные романы об
этом печальном поколении, были написаны
Эрихом Марией Ремарком. Ныне это один
из наиболее известных и читаемых немецких
писателей. Он родился 22 июня 1898 года в
Оснабрюке, Германия и был вторым из пяти
детей книжного переплётчика Петера Франца
Ремарка и Анны Марии Ремарк. В юности
Ремарк увлекался творчеством Цвейга,
Томаса Манна, Достоевского, Пруста и Гёте.
В 1904 году поступил в церковную школу,
а в 1915 — в католическую учительскую семинарию.
В 1916 году был призван в армию, 17 июня 1917 года направлен на Западный фронт. 31 июля 1917 года был ранен в левую ногу, правую руку и шею и провёл остаток войны в военном госпитале в Германии.
После смерти матери в 1918 году сменил своё второе имя в её честь.
В период с 1919 сначала работает учителем, а в конце 1920 года сменяет множество профессий, в том числе работает продавцом надгробных памятников и воскресным органистом в часовне при госпитале для душевнобольных. События, впоследствии лёгшие в основу «Чёрного обелиска».
В 1921 году начинает работать редактором в журнале Echo Continental, в это же время, как свидетельствует одно из его писем, берёт псевдоним Erich Maria Remarque.
В октябре 1925 года женился на Ильзе Ютте Замбона, бывшей танцовщице. Ютта в течение многих лет страдала от чахотки. Она стала прообразом для нескольких героинь произведений Ремарка, в том числе и Пат из «Трёх товарищей». Брак продлился чуть более 4 лет, после чего они развелись. Впрочем, в 1938 году Ремарк снова заключил с Юттой брак — чтобы помочь ей выбраться из Германии и получить возможность жить в Швейцарии, где в то время жил он сам, а позже они вместе уехали в США. Официально развод был оформлен лишь в 1957 году. Писатель до конца жизни выплачивал Ютте денежное пособие, а также завещал ей 50 тысяч долларов.
С ноября 1927 по февраль 1928 года публикуется его роман «Станция на горизонте» в журнале Sport im Bild, в котором он в то время работал.
В 1929 году опубликовал наиболее известное из его произведений - «На западном фронте без перемен», описывающее жестокость войны с точки зрения 20-летнего солдата. Затем последовали ещё несколько антивоенных сочинений; простым, эмоциональным языком в них реалистично описывалась война и послевоенный период. За этот роман его в 1931 году номинировали на Нобелевскую премию, но при рассмотрении Нобелевский комитет это предложение отклонил.
На основе романа был снят одноимённый фильм, вышедший в 1930 году. Прибыль от фильма и книги позволила заработать Ремарку приличное состояние, заметную часть которого он потратил на покупку картин Сезанна, Ван Гога, Гогена и Ренуара.
В 1933 году нацисты запретили и сожгли произведения Ремарка. Сожжение книг студенты-нацисты сопровождали речёвкой «Нет — писакам, предающим героев мировой войны. Да здравствует воспитание молодёжи в духе подлинного историзма! Я предаю огню сочинения Эриха Марии Ремарка».После этого Ремарк оставил Германию и поселился в Швейцарии.
Существует легенда: нацисты объявили, что Ремарк якобы является потомком французских евреев и его настоящая фамилия Крамер (слово Ремарк, записанное наоборот). Этот «факт» до сих пор приводится в некоторых биографиях, несмотря на полное отсутствие каких-либо подтверждающих его свидетельств. Согласно данным, полученным из музея писателя в Оснабрюке, немецкое происхождение и католическое вероисповедание Ремарка никогда не вызывали сомнений. Пропагандистская кампания против Ремарка основывалась на изменении им правописания своей фамилии с Remark на Remarque. Этот факт использовался для утверждений, что человек, меняющий немецкое правописание на французское, не может являться настоящим немцем.
В 1937 году писатель познакомился с Марлен Дитрих, с которой у него завязался бурный и мучительный роман.
В 1939 году Ремарк отправился в США, где в 1947 году получил американское гражданство.
Его старшая сестра Эльфрида Шольц, оставшаяся в Германии, была арестована за антивоенные и антигитлеровские высказывания в 1943 году. На суде она была признана виновной и 16 декабря была казнена (гильотинирована). Существуют свидетельства, что судья ей объявил: «Ваш брат, к несчастью, скрылся от нас, но вам не уйти». Ей Ремарк посвятил свой роман «Искра жизни», вышедший в 1952 году. 25 лет спустя её именем назвали улицу в её родном городе Оснабрюке.
В 1951 году Ремарк познакомился с голливудской актрисой Полетт Годар, бывшей женой Чарли Чаплина, которая помогла ему прийти в себя после связи с Дитрих, излечила от депрессии и вообще, как говорил сам Ремарк, «действовала на него положительно». Благодаря улучшению душевного здоровья писатель смог закончить роман «Искра жизни» и продолжать творческую деятельность до конца жизни. В 1957 году Ремарк наконец развелся с Юттой, а в 1958 году он и Полетт поженились. В тот же год Ремарк вернулся в Швейцарию, где и прожил остаток жизни. Они оставались вместе с Полетт вплоть до его смерти. Ремарк сыграл роль Польмана в одноименной кинопостановке (A Time to Live and a Time to Die, США, 1958) по собственному роману «Время жить и время умирать».
В 1964 году делегация из родного города писателя вручила ему почётную медаль. Три года спустя, в 1967 году, немецкий посол в Швейцарии вручил ему орден ФРГ (ирония заключается в том, что несмотря на присвоение этих наград, немецкое гражданство ему так и не вернули). В 1968 году, к семидесятилетнему юбилею писателя, город Аскона (в котором он жил) сделал его своим почётным гражданином.
Умер Ремарк 25 сентября 1970 года в возрасте 72 лет в городе Локарно, и похоронен на швейцарском кладбище Ронко в кантоне Тичино. Полетт Годар, скончавшаяся двадцать лет спустя, похоронена рядом с ним.
Ремарк в романах предрекает печальную судьбу потерянному поколению. «До чего же теперешние молодые люди странные. Прошлое вы ненавидите, настоящее презираете, а будущее вам безразлично. Вряд ли это приведет к хорошему концу». Он описывает положение, в котором оказались эти люди. Возвратившись, многие из них нашли воронки вместо своих прежних домов, большинство потеряло родных и друзей. В послевоенной Германии царит разруха, бедность, безработица, нестабильность, нервозная атмосфера. Но строгая объективность повествования пронизана глубоким лиризмом. «Я понял, что нет такого места, которое было бы настолько хорошим, чтобы ради него стоило бросаться жизнью. И таких людей, ради которых это стоило бы делать, тоже почти нет. До самых простых истин доходишь иногда окольными путями». Это не искусственный литературный прием, а необходимое выражение подлинного отношения художника к тому, о чем он пишет. Невозможность сохранить контроль над самым ценным, что есть у человека — собственной жизнью, — порождает необходимость смены мировоззрения, поиска новых ценностей. Вот почему почти в каждом своем произведении Ремарк учит читателя особому смирению, призывает «плыть по течению», не сопротивляясь, но и не превращаясь в легкую, гонимую волнами щепку. Каждая его строка — песнь умению сохранить себя в любых обстоятельствах, способность сберечь наивную веру в лучшее, помогающую пережить любой ужас и преодолеть любые лишения. «Жить — значит жить для других. Все мы питаемся друг от друга. Пусть хоть иногда теплится огонек доброты... Не надо отказываться от нее. Доброта придает человеку силы, если ему трудно живется».
Герои Ремарка – эмигранты, по злой воле судьбы вынужденные покинуть родину - благородные, прямые, ироничные, честные и необычайно мужественные люди, всегда готовые пожертвовать собой ради других. Для них важны не деньги или «неясные» общественные идеалы, а лишь непреходящие ценности — любовь, дружба, товарищество. Ценить то, что есть сейчас, любить настолько, словно сегодня — последний день любви, дружить так, будто ежесекундно клясться в верности… Только человек, сохранивший яркую восторженность юности, мог писать о глубоком так искренне и просто, как это делал Эрих Мария Ремарк. Именно герои Ремарка, сохранявшие свое человеческое достоинство, несмотря на экономические и общественные кризисы, на фоне которых, по воле автора, прорисовывались линии их судеб, помогали многим из читателей, вопреки всем жизненным трудностям, оставаться самими собой. В записи душевных состояний, во внутренних монологах своих лирических героев Ремарк создает страстную приподнятость суровой жизни в эмиграции. В произведениях посвященных эмигрантам Ремарк открывают перед нами правдивые картины неотвратимой действительности. Мы видим живых людей, слышим их речь, следим за их судьбами, мыслями, ощущениями, сочувствуем их бедам и страданиям. В какие бы жизненные ситуации автор ни помещал своих героев, какими бы характерами и профессиями он их ни наделял, в каждой книге он раскрывает читателям свои мысли о войне, страданиях, любви, дружбе и чести, заставляет думать и чувствовать. Призывает помнить о том, что «и это пройдет.
Да, в произведениях Ремарка можно найти исторически достоверное отражение событий военной и послевоенной Германии, точно подмеченные и тщательно «прорисованные» черты европейского и американского общества, а также детально описанные переживания людей, вынужденных по тем или иным причинам покинуть свою родину. В книгах писателя есть и философия, и сентиментальность, и даже социальная аналитика. И все-таки главная его тема — это сама жизнь. Жизнь, которую он разделил со своими современниками. Жизнь, которая может окончиться внезапно, и потому не стоит откладывать ее на потом.
Если не понимать причин, побудивших Ремарка взяться за перо, его произведения можно счесть излишне высокопарными, сентиментальными, насыщенными «наигранными» подробностями. Именно так восприняли читатели первый роман немецкого прозаика «Приют грез». Лишь спустя несколько лет и критики, и читающая публика рассмотрели в произведениях автора острую наблюдательность непосредственного участника событий. Рассмотрели за кажущейся высокопарностью — страдание, а за сентиментальными рассуждениями о любви — восторженную упоенность чувствами, эмоции человека, который точно знает, о чем пишет.
Сам переживший несколько бурных и страстных романов, Ремарк писал о любви как о сильном, одухотворяющем, но не вечном чувстве. Невозможность удержать любовь в сердце, а любимого человека рядом — одна из главных идей его любовной темы.
Роман «Триумфальная арка» Эрих Мария Ремарк начал писать в 1938 году. Параллельно шла работа над другими книгами и их экранизациями. В это же время Ремарк переезжает в Нью-Йорк. В Америке писатель чувствует себя не очень комфортно, несмотря на успех в обществе и внимание красивейших и известнейших женщин. Его раздражает показная мишура Голливуда, гипертрофированное тщеславие американских звезд. К тому же его недолюбливает местное сообщество эмигрантов во главе с Томасом Манном. Работа над романом продолжается несколько лет. Ремарк хлопочет о получении гражданства США. Его принимают в Вашингтоне, он вращается в кругах театра и кино. В это время в Германии нацисты казнят сестру Эриха — Эльфриду Ремарк. Гибель сестры настолько потрясает писателя, что сразу по окончании «Триумфальной арки» он приступает к написанию романа о концлагере, который посвящает памяти Эльфриды. «Триумфальная Арка» начинает выходить в журнале «Кольес» в 1945 году. Буквально сразу после выхода первого номера в Германии уходит из жизни мачеха Ремарка, покончив с собой. Вскоре «Триумфальная арка» был издан в виде книги, ее печатает нью-йоркское издательство «Эплтон-Сенчури». На немецком языке роман выходит в мае 1946 года в Цюрихе. Через два года «Триумфальную арку» экранизируют, а вскоре после выхода фильма на экраны Ремарк решает вернуться в Европу.