Поэтичный мир Анны Ахматовой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 18:36, курсовая работа

Краткое описание

Анна Ахматова - русская поэтесса, снискавшая славу еще до начала первой мировой войны, как будто была избрана самой судьбой испытать неосознанную и просто унаследованную от прошлого ее современниками систему ценностей сперва под действием той волны энтузиазма, которая захлестнула массы в предвкушении грядущего коммунистического рая, а затем в условиях безумного репрессивного режима - сталинского тоталитарного государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. БИОГРАФИЧЕСКИЙ ПУТЬ АННЫ АХМАТОВОЙ
1.1 Краткие биографические сведения
1.2 Особенности творчества А. Ахматовой
2.ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИЧЕСКОГО СЛОВА АННЫ АХМАТОВОЙ
2.1 Любовная лирика Ахматовой
2.2 «Вещи и лица» в поэзии Ахматовой
2.3 Особенности языка Ахматовой
3.ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА А. АХМАТОВОЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 53.25 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ПУТЬ АННЫ АХМАТОВОЙ

1.1 Краткие биографические  сведения

1.2 Особенности  творчества А. Ахматовой

2.ОСОБЕННОСТИ  ПОЭТИЧЕСКОГО СЛОВА АННЫ АХМАТОВОЙ

2.1 Любовная лирика  Ахматовой

2.2 «Вещи и  лица» в поэзии Ахматовой

2.3 Особенности  языка Ахматовой

3.ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА  А. АХМАТОВОЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Анна  Ахматова - русская поэтесса, снискавшая славу еще до начала первой мировой  войны, как будто была избрана  самой судьбой испытать неосознанную и просто унаследованную от прошлого ее современниками систему ценностей  сперва под действием той волны  энтузиазма, которая захлестнула  массы в предвкушении грядущего  коммунистического рая, а затем  в условиях безумного репрессивного  режима - сталинского тоталитарного  государства.  

Как и  некоторые другие поэты ее поколения, Анна Ахматова оказалась в положении, когда сочинение стихов ставило  под угрозу само ее существование. Вопросы, в иное время представляющие собой  лишь тему для интеллектуальных раздумий, стали вопросами жизни и смерти. Писать или не писать - и то и другое решение в равной степени могло  обернуться для нее или, хуже того, для ее сына тюрьмой и гибелью, ибо уже превратилось из факта  личной жизни в акт политический. То, что вопреки всякой логике поэт пришел к пониманию, что в такое время у него нет иного выбора - он должен продолжать заниматься своим ремеслом даже против собственной воли, а также то, что это величайшее испытание еще раз подтвердило жизнеспасительную силу поэтического слова, может служить ответом тем, кто ставит под сомнение роль литературы.  

Жизнь и творчество Анны Ахматовой отражает рост ее понимания и самопознания. Если бы на какой-то миг она потеряла способность превращать сырье своей  жизни в поэтическую биографию, то оказалась бы сломленной хаотичностью и трагедийностью происходившего с ней. Триумфальное шествие в конце жизни по Европе - Таормина и Оксфорд - было для Ахматовой не столько личной победой, сколько признанием внутренней правоты поэта, которую отстаивала она и другие. И почести, которыми осыпали ее на Сицилии и в Англии, воспринимались ею не только как личные - они воздавались и тем, кто не дожил до этого, как Мандельштам и Гумилев. Она принимала их как поэт, познавший, что на самом деле значит быть русским поэтом в эпоху, которую она называла «Настоящим Двадцатым Веком». 

Актуальность  темы курсовой работы заключается в  том, что голос Ахматовой, как  поэта долго не был слышен, хотя поэт не прерывал своей деятельности. Творчество крупнейшего русского поэта XX века А. Ахматовой в полном объеме лишь недавно пришло к читателю. Теперь мы можем представить творческий путь Ахматовой без купюр и  изъятий, по-настоящему ощутить драматизм, напряженность ее исканий в литературе. 

Целью курсовой работы является рассмотреть  и проанализировать особенности  поэтического мира Анны Ахматовой. 

В ходе работы следует выполнить ряд  задач: 

- рассмотреть  краткий биографический путь  автора; 

- проанализировать  особенности творчества поэтессы; 

- отметить  значение творчества Анны Ахматовой. 

Объектом  курсовой работы является творчество Анны Ахматовой. 

Предметом курсовой работы является анализ поэтического мира А.Ахматовой. 

В работе использовались учебные пособия  по литературе, теории литературы, материалы  печатных СМИ, а также собственные  разработки автора. 

Курсовая  работа состоит из трех глав, заключения-вывода и списка используемой литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. 1. БИОГРАФИЧЕСКИЙ  ПУТЬ АННЫ АХМАТОВОЙ 

1.1 Краткие  биографические сведения 
 

Ахматова  Анна Андреевна (настоящая фамилия - Горенко) родилась в семье морского инженера, капитана 2-го ранга в отставке на ст. Большой Фонтан под Одессой. Через год после рождения дочери семья переехала в Царское Село. Здесь Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии, но каждое лето проводила под Севастополем. 

Она не раз отмечала, что в том же году появились на свет Чарли Чаплин и  Габриэла Мистраль, «Крейцерова соната» Толстого и Эйфелева башня в Париже… Анна была третьей из шести детей в семье отставного флотского инженер-механика, человека консервативного, впоследствии - члена «Союза русского народа». Мать ее, судя по всему, была человеком более демократичного склада - в молодости она даже входила в организацию «Народная воля». Вероятно, именно от своих родителей дочь унаследовала в равной мере и свободолюбие, и приверженность старой России. 

В 1905 г. после развода родителей Ахматова с матерью переехала в Евпаторию. В 1906 - 1907 гг. она училась в выпускном классе Киево-Фундуклеевской гимназии, в 1908 - 1910 гг. - на юридическом отделении Киевских высших женских курсов. 25 апреля 1910 г. «за Днепром в деревенской церкви» она обвенчалась с Н.С. Гумилевым, с которым познакомилась в 1903 г. В 1907 г. он опубликовал ее стихотворение «На руке его много блестящих колец...» в издававшемся им в Париже журнале «Сириус». На стилистику ранних поэтических опытов Ахматовой оказало заметное влияние знакомство с прозой К. Гамсуна, с поэзией В.Я. Брюсова и А.А. Блока. 

В начале прошедшего века публиковать свои стихотворения  для барышни-дворянки считалось  делом весьма сомнительным. Дабы не компрометировать доброе имя семьи, юная Аня Горенко, недавняя выпускница гимназии, была вынуждена подбирать  себе псевдоним. Поскольку прабабушкой  со стороны матери была татарская  княжна Ахматова (что, согласно семейному  преданию, являлась прямым потомком самого Чингисхана), «ее фамилию, - как писала впоследствии Анна Андреевна, - не сообразив, что собираюсь быть русским поэтом, я сделала своим литературным именем». А ведь начинающей поэтессе ничего не стоило бы обратить свой взор и на бабушку-гречанку со стороны отца - ей, так любившей родное Причерноморье. Однако выбор пал именно на это имя, «татарское, дремучее...». 
 

В 1962 году Ахматовой была присуждена Международная  поэтическая премия «Этна-Таормина» - в связи с 50-летием поэтической  деятельности и выходом в Италии сборника избранных произведений Ахматовой. Процедура вручения премии проходила  в старинном сицилийском городе Таормина, а в Риме в советском  посольстве был дан прием в  ее честь. 

В том  же году Оксфордский университет  принял решение присвоить Анне Андреевне  Ахматовой степень почетного  доктора литературы. В 1964 году Ахматова побывала в Лондоне, где состоялась торжественная церемония ее облачения  в докторскую мантию[11, c.121].  

Последние годы жизни ее окружают многочисленные друзья, поклонники, ученики, среди  которых много молодежи - достаточно упомянуть лишь Иосифа Бродского, поэта, будущего лауреата Нобелевской премии. Ее авторитет непререкаем, афоризмы и остроты расходятся не хуже, чем  афоризмы и остроты ее подруги - блистательной  Фаины Раневской…[7, c.22] 

Творчество  Ахматовой как крупнейшее явление  культуры XX в. получило мировое признание. 5 марта 1966 г. Ахматова умерла в поселке  Домодедово, 10 марта после отпевания  в Никольском Морском соборе прах ее был погребен на кладбище в поселке  Комарове под Ленинградом. 

Уже после  ее смерти, в 1987, во время Перестройки, был опубликован трагический  и религиозный цикл «Реквием», написанный в 1935 -- 1943 (дополнен 1957 -- 1961). 

1.2 Особенности  творчества А. Ахматовой 
 

Творчество  Ахматовой принято делить всего  на два периода - ранний (1910 - 1930-е  гг.) и поздний (1940 - 1960-е). Непроходимой границы между ними нет, а водоразделом служит вынужденная «пауза»: после выхода в свет в 1922 г. ее сборника «Anno Domini MCMXXI» Ахматову не печатали вплоть до конца 30-х гг. Разница между «ранней» и «поздней» Ахматовой видна как на содержательном уровне (ранняя Ахматова - камерный поэт, поздняя испытывает все большее тяготение к общественно-исторической тематике), так и на стилистическом: для первого периода характерна предметность, слово, не перестроенное метафорой, но резко преображенное контекстом. В поздних стихах Ахматовой господствуют переносные значения, слово в них становится подчеркнуто символическим. Но, разумеется, эти изменения не уничтожили цельности ее стиля. 

Когда-то Шопенгауэр негодовал на женскую  болтливость и даже предлагал  распространить на иные сферы жизни  библейское изречение: «taceat mulier in ecclesia»  - «женщина в собрании да молчит». Что бы сказал Шопенгауэр, если бы он прочел стихи Ахматовой? Говорят, что Анна Ахматова - один из самых молчаливых поэтов, и это так, несмотря на женственность. Слова ее скупы, сдержанны, целомудренно-строги, и кажется, что они только условные знаки, начертанные при входе в святилище. 

Строгая поэзия Ахматовой поражает «ревнителя художественного слова», которому многоцветная современность дарит столь щедро  благозвучное многословие. Гибкий и  тонкий ритм в стихах Ахматовой подобен  натянутому луку, из которого летит  стрела. Напряженное и сосредоточенное  чувство заключено в простую, точную и гармоническую форму.  

Поэзия  Ахматовой - поэзия силы, ее господствующая интонация - интонация волевая. 

Хотеть  быть со своими - свойственно всякому, но между хотеть и быть пролегала бездна. А ей было не привыкать: 

«Над  сколькими безднами пела...»[5, c.12] 

Она была прирожденная повелительница, и ее «хочу» в действительности означало: «могу», «воплощу»[2, c.32]. 

Ахматова  была несравненным по поэтическому своеобразию  художником любви. Ее новаторство первоначально  проявилось именно в этой традиционно  вечной теме. Все отмечали «загадочность» ее лирики; при всем том, что ее стихи  казались страничками писем или  оборванными дневниковыми записями, крайнее немногословие, скупость речи оставляли впечатление немоты или перехвата голоса. «Ахматова в своих стихах не декламирует. Она просто говорит, еле слышно, безо всяких жестов и поз. Или молится почти про себя. В этой лучезарно-ясной атмосфере, которую создают ее книги, всякая декламация показалась бы неестественной фальшью», - писал ее близкий друг К.И. Чуковский. 

Но новая  критика подвергала их травле: за пессимизм, за религиозность, за индивидуализм  и так далее. С середины 20-х  годов ее почти перестали печатать. Наступила тягостная пора, когда  она и сама почти перестала  писать стихи, занимаясь лишь переводами, а также «пушкинскими штудиями», результатом которых стало несколько литературоведческих работ о великом русском поэте. 

Рассмотрим  особенности лирики Анны Ахматовой  более подробно. 
 

2. ОСОБЕННОСТИ  ПОЭТИЧЕСКОГО СЛОВА АННЫ АХМАТОВОЙ 

2.1 Любовная  лирика Ахматовой 
 

Уже расставшись  с Ахматовой, Н. Гумилев в ноябре 1918 года писал: «Ахматова захватила чуть ли не всю сферу женских переживаний, и каждой современной поэтессе, чтобы найти себя, надо пройти через ее творчество». Ахматова воспринимает мир сквозь призму любви, и любовь в ее поэзии предстает во множестве оттенков чувств и настроений. Хрестоматийным стало определение ахматовской лирики как энциклопедии любви, «пятого времени года». 

Современники, читатели первых стихотворных сборников  поэтессы, нередко (и неправомерно) отождествляли Ахматову-человека с  лирической героиней ее стихов. Лирическая героиня Ахматовой предстает  то в образе канатной плясуньи, то крестьянки, то неверной жены, утверждающей свое право  на любовь, то бражницы и блудницы... По воспоминаниям И. Одоевцевой, Гумилев не раз высказывал обиду, что из-за ранних стихов его жены (например, из-за стихотворения «Муж хлестал меня узорчатым...») ему досталась репутация едва ли не садиста и деспота: 

Муж хлестал  меня узорчатым,  

Вдвое сложенным  ремнем.  

Для тебя в окошке створчатом  

Я всю ночь сижу с огнем... 

Рассветает. И  над кузницей  

Подымается дымок. 

Ах, со мной, печальной  узницей,

Ты опять побыть не мог... 

Как мне скрыть вас, стоны звонкие!  

В сердце темный, душный хмель,  

А лучи ложатся  тонкие 

На несмятую постель[2, c.43]. 

1911 

Лирическая  героиня Ахматовой - это чаще всего  героиня любви несбывшейся, безнадежной. Любовь в лирике Ахматовой предстает  как «поединок роковой», она почти  никогда не изображается безмятежной, идиллической, а, наоборот - в драматические  моменты: в моменты разрыва, разлуки, утраты чувства и первого бурного  ослепления страстью. Обычно ее стихи - начало драмы или ее кульминация, что дало основание М. Цветаевой  назвать музу Ахматовой «Музой Плача». Один из часто встречающихся мотивов  в поэзии Ахматовой - мотив смерти: похороны, могила, смерть сероглазого  короля, умирание природы и т.д. Например, в стихотворении «Песня последней  встречи»: 

Информация о работе Поэтичный мир Анны Ахматовой