Принципы и приёмы изучения стихотворной сказки на уроках литературного чтения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей курсовой – определить эффективные приемы изучения стихотворной сказки на уроках литературного чтения, способствующие развитию читательской самостоятельности младших школьников.
Для достижения поставленной нами цели нужно решить некоторые задачи:
Изучить категорию жанра в рамках литературоведения;
Определить признаки, характеризующие стихотворную сказку как жанр;
Рассмотреть подходящие принципы для изучения стихотворной сказки на уроках литературного чтения

Содержание

Введение………………………....................................................................…3-4
Глава 1. Стихотворная сказка как литературный жанр
1.1. Жанр как литературоведческая категория……………………………5-10
1.2. Жанрообразующие признаки стихотворной сказки………...……...11-19
1.3. Эволюция жанра стихотворной сказки в России……………...........20-25
Глава 2. Принципы и приёмы изучения стихотворной сказки на уроках литературного чтения
Принципы анализа стихотворной сказки…………………………...26-38
Приёмы изучения стихотворной сказки………………………..........39-48
Заключение…………………………………………………………………….49
Список использованной литературы……………………………………..50-51

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЛИТЕРАТУРА.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

– На какие две группы делятся все известные вам сказки? (Сказки бывают народные и авторские.) Чем авторская сказка отличается от народной? (Авторы народных сказок неизвестны, сказки передаются из поколения в поколение с возможными изменениями. У авторской сказки есть сочинитель, автор, который раскрывает свой замысел, делает сказку неповторимой). Какие вы знаете авторские сказки?

– Среди авторов, писавших сказки, есть знакомый вам с раннего детства. Догадайтесь, о ком идет речь, по ключевым словам из известного его произведения: дуб зеленый, цепь, кот, песнь, сказка, чудеса, леший, русалка. Сможете ли вы восстановить строки? Кому они принадлежат?

Читают текст по цепочке.

– Текст разделен на части. Посмотрите начало частей, отмеченных голубым цветом. Чему посвящены эти части? (Отношениям старика и старухи. Старик каждый раз возвращается к старухе, выполнив ее очередную просьбу, и каждый раз сталкивается со все возрастающим недовольством.) Найдите начало частей, отмеченных желтым цветом. Чему посвящено их содержание? Есть ли сходство между ними? (Они знакомят нас с другой сюжетной линией – взаимоотношениями старика и волшебного мира в лице золотой рыбки. Старик обращается к рыбке с просьбами. Море выражает все большее возмущение, но рыбка неизменно выполняет просьбы старика – все, кроме последней.)

– Сказка строится как сказка-цепочка или как докучная сказка? (Как сказка-цепочка.) Чередование голубых и желтых зон создает впечатление цепочки,  а  замеченные  отличия  внутри  звеньев  цепочки  (меняются просьбы – меняется реакция моря), замеченное нарастание катастрофичности (старуха делается все более наглой в своих требованиях, а море все больше сердится) – это типичные черты сказки-цепочки.

– Вспомните сказку «Теремок». В домике становится все более тесно, и в результате извне – в лице медведя – приходит конец домику. А в сказке «Колобок» встречи становятся все более опасными и, наконец, – в лице лисы – приходит гибель. Звеном не является отдельно колобок, отдельно заяц и отдельно волк. Звено – это колобок + заяц, колобок + волк, колобок + медведь и т. д. Так и в сказке Пушкина.

6. Принцип синтеза

Этот принцип говорит о том, что анализ текста завершается синтезом.

Разложив текст на его элементы для того, чтобы осознать их роль в структуре целого, в итоге следует вернуться к произведению как художественному целому, т.е. к его идее.

 Синтез можно понимать  как интерпретацию произведения, его толкование, подкреплённое аргументами, полученными в процессе анализа.[11, c. 127]

Фрагмент урока во 2 классе «А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Ход урока:

I. Организационный  момент.

II. Проверка домашнего  задания.

III. Постановка  цели урока.

IV. Изучение нового  материала.

1. Беседа о  создании сказки.

2. Первичное чтение  сказки.

3. Беседа после  чтения.

V.Закрепление

1. Нахождение  и чтение отрывков из сказки, соответствующих данным иллюстрациям  учебника по вопросам

2. Работа по  вопросам.

VI. Итог урока.

- Каждая сказка нас  чему – то учит. Чему вас научила эта сказка?

- Какой урок вы извлекли для себя?

- От чего предостерегает сказка?

- Какова её главная  мысль?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Приёмы изучения  стихотворной сказки

Прежде чем мы перейдём к рассмотрению приёмов изучения стихотворной сказки, следует пояснить само понятие приёма изучения литературы.

Приёмы анализа литературного произведения разнообразны и многочисленны. Функции приёмов не однозначны, а диалектически сложны. Многие приёмы анализа усиливают эмоциональные реакции учеников, однако главное назначение приёмов анализа – понятийное освоение текста, приближение читателя к авторской мысли в единстве образного и логического начала.[11, c. 178]

Перейдём к самим приёмам. Мы выбрали именно эти приёмы, потому что считаем, что они наиболее полно помогают понять смысл стихотворных сказок.

  1. Анализ композиции как методический приём

Этот приём помогает ученика увидеть авторское отношение к изображаемому и осмыслить авторскую позицию. Выявления фабулы и сюжета, выявление эпизодов при составлении плана, сопоставление эпизодов, соотнесение друг с другом различных элементов текста с осмыслением их роли в произведении, сравнение образов персонажей, установление связей между пейзажем и образом персонажа, портретом и авторским отношением к персонажу, портретом и авторским отношением к персонажу, связей между пейзажем, портретом и общим течением текста – основные виды деятельности учеников при анализе  композиции.[11, c. 180]

Пример организации анализа композиции на уроках литературы в начальной школе

Фрагмент урока в 1 классе по сказке К.И. Чуковского «Федорино горе» (третий урок в системе)

Этап перечитывания и анализа текста

Учитель предлагает детям принять участие в создании иллюстраций к сказке.

Работа учеников будет заключаться в следующем: они должны сначала решить, сколько иллюстрацией будет в их книге и что будет изображено на каждой. Затем представить содержание каждой иллюстрации как можно подробнее. Потом подобрать из текста сказки строчки для подписи к описанной иллюстрации.

Эта работа проводится коллективно. В ее основе – домашнее задание (составленный детьми дома план сказки).

- Ребята, вы дома составили план сказки Чуковского «Федорино горе». На уроках мы выделили элементы ее композиции – экспозицию, завязку, эпизод развития действия, кульминацию и развязку. Узнали, что сказка построена необычно. В чём особенность ее композиции? Кто напомнит?

Ученики

- Сказка начинается не с экспозиции, а прямо с завязки – посуда убегает от Федоры. Это первое важное событие, первое «вдруг случилось».

Учитель

- Верно! Молодцы.

В нашей работе вы будете пользоваться планом, а заодно и проверите, правильно ли вы его составили.

Начинаем работу с завязки, с которой начинается сказка:

- Каково общее содержание завязки – первой и вторй частей сказки?

Ученики

- Завязка – это бегство посуды.

Учитель

- Достаточно ли одной иллюстрации, чтобы передать содержание двух частей и их настроение?

Ученики

- Достаточно. Эти части показывают бегство посуды, у них общее настроение. Нужно нарисовать бегущую домашнюю утварь, козу.

Учитель

А можно ли на этой иллюстрации изобразить бегущую за посудой Федору?

Ученики

- Можно. Она ведь видит, как это происходит

Учитель

- Да, наша иллюстрация будет обобщать содержание завязки.

- Итак, наша первая иллюстрация – «Домашняя утварь убегает от Федоры» (учитель записывает название на доске).

- Какой будет вторая иллюстрация? Какой части сказки она будет соответствовать? Смотрите в план.

Ученики

- О нелёгкой жизни посуды у Федоры. Это экспозиция. Автор нас знакомит с тем, как жилось посуде у Федоры, объясняет, почему посуда убежала.

Учитель

- Как мы ее назовём? Только вспомните, ведь убежала не только посуда, но и кочерга, самовар! Мы говорили о том, как называются все кухонные предметы. Кто помнит?

Ученики

- Домашняя утварь. «Жизнь домашней утвари у Федоры».

Учитель

- Третья?

Ученики

- Надо нарисовать Федору в гре, в пустом доме – «Федора горюет».

Учитель

- Четвёртая?

Ученики

- О том, как тяжело беглецам в лесах – «Скитания утвари».

Учитель

- Пятая?

Ученики

«Федора в поисках беглецов».

Учитель

- Какому элементу композиции соответствуют эти эпизоды?

Ученики

- Это развитие действия.

Учитель

- Шестая? И назовите элемент композиции.

Ученики

- «Встреча домашней утвари с Федорой». Это кульминация.

Учитель

- Седьмая?

Ученики

- «Федорина радость». Это развязка.

Учитель

- Что помогла вам решить, сколько иллюстраций нужно сделать к сказке и о чём они будут?

Ученики

- Составленный дома план: он отражает основные события.

Учитель

- Верно, благодаря плану мы ничего не пропустили.

2. Анализ образов персонажей как методический приём

Для анализа системы образов характерно пристальное внимание к характеру персонажа, к мотивам и последствиям его поступков. Осознать характер персонажа – одна из главных задач читателя. Осмысление содержания образа персонажа и его функции в произведении предполагает анализ его составляющих: портрета героя, речи, его поступков, внутреннего мира, взаимоотношений с другими персонажами, т.е. его характера. Такой анализ позволяет выявить роль образа в постижении авторской позиции, идеи произведения и сформировать своё собственное к нему отношение. В основе анализа образа персонажа – анализ композиции и стиля.[12, c. 219]

Пример урока с использованием анализа образов персонажей

Фрагмент урока во 2 классе «Сказка о рыбаке и рыбке». Урок 2 «Работа над образами главных героев сказки».

1. Организационный  момент.

2. Сообщение темы  урока.

3. Подготовка  к разбору сказки.

4. Разбор сюжета.

- Кто в сказке Пушкина  волшебный помощник? (Золотая рыбка).

- В чём необычность  рыбки? (Рыбка золотая, умеет говорить  человечьим голосом, исполняет желания).

- Есть ли повторение  сюжета в сказке Пушкина. Зачитайте.

- Чем они похожи? (Во  всех идёт разговор старика  и рыбки).

- Чем отличаются? (Меняются  желания старухи и её обращения  к старику; меняется состояние  моря).

- Как просит старуха?

- А меняется ли манера  поведения старика возле моря?

«молвит ласковое слово, с поклоном»

- Как вы думаете, почему  старик не отказывается ходить  с просьбами к морю? (Рассуждения  учеников).

- Давайте выясним, какой  характер у каждого героя. Свои  ответы нужно доказать примерами  из текста.

(Учащиеся ищут в тексте  отрывки, которые иллюстрируют характер старика и старухи. Учитель оказывает направляющую помощь. Учащиеся выразительно читают выбранные ими отрывки. Ответы детей обобщаются).

Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.

Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.

- Кто из героев вам  больше нравится? Почему?

- Почему автор наделил  одного героя только отрицательными  чертами, а другого только положительными?

- Как была наказана  старуха за свою жадность и неблагодарность?

- Она опять осталась  у разбитого корыта, в своей  ветхой землянке. Кстати сказать, выражение «остаться у разбитого  корыта» до сих пор употребляется  в речи. Что оно означает? (Остаться  ни с чем, потерять всё, что  имел).

- Почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым характером?

- Являются ли положительными  такие качества, как безвольность, безответность?

Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) - отрицательная черта.

- Смиренность, безответность, податливость - положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «не смел ей перечить», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.

- Случается ли такое  в жизни?

- В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить  свой характер, настойчивость, твёрдо  сказать - нет. Например, если окружающие  или знакомые просят тебя сделать  то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.

- Прочитайте слова А.С.Пушкина  «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок».

- Какой же урок преподал  нам великий поэт? (Высказывание  детей).

- Выберите наиболее точную  формулировку:

Как здорово поймать волшебную рыбку!

Как плохо быть сварливым и жадным, жестоким.

Информация о работе Принципы и приёмы изучения стихотворной сказки на уроках литературного чтения