Содержание.
- Вступление
2 стр.
- Биография автора
4 стр.
- Анализ произведения Астафьева
10 стр.
- Юрий Козлов. Почтовая рыба.
16 стр.
- Заключение
22 стр.
- Литература 24 стр.
Вступление.
Проза В.П.Астафьева
(1924 - 2001), одного из крупнейших
русских писателей второй половины
XX века, является важным объектом
исследования для современного
литературоведения. Сегодня особый
интерес представляют как анализ
творческой эволюции писателя, так
и осмысление литературно-художественного
и философского контекста, в
котором создавались астафьевские
произведения.
Творчество писателя
уже не раз было предметом
монографического изучения. В работах
А.Н.Макарова, Н.Н.Яновского, В.Я.Курбатова,
Т.М.Вахитовой, А.П.Ланщикова, А.Ю.Большаковой,
С.В. Переваловой, в диссертациях,
научных статьях, докладах исследовались
характерные для писателя темы,
отдельные жанры, поэтические
особенности произведений, философское
наполнение его творчества. В
мере, необходимой для решения
поставленных исследователями задач,
в этих работах рассматривались
вопросы художественного своеобразия,
влияния традиций, взаимодействия
творчества В.Астафьева с современной
литературой. Однако анализа в
объёме, позволяющем определить
место писателя в литературном
процессе второй половины XX века,
в этих работах произведено
не было. Отсутствуют и фундаментальные
работы, освещающие сложную эволюцию
творчества Астафьева как целостную
систему весьма подвижных эстетических
модификаций.
А.Ф.Лосев считал
возможным определить «одну общую
линию понимания вещей и обращения
с ними» для каждого человека.
Распространяя эту мысль и
на писателей, он заключал: «на
любом писателе это можно проверить
и показать. Но только наши
историки литературы и литературоведы
мало занимаются такими вопросами».
Эволюционируя как художник к
совершенству, демонстрируя в своей
литературной практике и попятное
движение, Астафьев в значительной
мере оставался верным самому
себе, своим творческим установкам, созвучным
или отличающимся от творческих принципов
его современников. Определить характер
эволюции и творческую оригинальность
писателя представляется в наибольшей
степени возможным через контекстуальное
изучение его творчества, через сопоставление
с произведениями его современников.
Биография автора.
Виктор Петрович Астафьев —
выдающийся русский прозаик, один из немногих
писателей, кого ещё при жизни называли
классиком.
Астафьев родился 1 мая
1924 года в селе Овсянка, что на берегу Енисея,
недалеко от Красноярска, в семье Петра
Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых.
В семь лет мальчик потерял мать – она
утонула в реке, зацепившись косой за основание
боны. В. П. Астафьев никогда не привыкнет
к этой потере. Все ему «не верится, что
мамы нет и никогда не будет». Заступницей
и кормилицей мальчика становится его
бабушка – Екатерина Петровна.
С отцом и мачехой
Виктор переезжает в Игарку
– сюда выслан с семьей раскулаченный
дед Павел. «Диких заработков»,
на которые рассчитывал отец,
не оказалось, отношения с мачехой
не сложились, она спихивает
обузу в лице ребенка с плеч.
Мальчик лишается крова и средств
к существованию, бродяжничает, затем
попадает в детдом-интернат. «Самостоятельную
жизнь я начал сразу, безо
всякой подготовки», – напишет
впоследствии В. П. Астафьев.
Учитель школы-интерната,
сибирский поэт Игнатий Дмитриевич
Рождественский замечает в Викторе
склонность к литературе и
развивает ее. Сочинение под названием
«Жив!», напечатанное в школьном
журнале, развернется позднее
в рассказ «Васюткино озеро».
Окончив школу-интернат,
подросток зарабатывает себе
на хлеб в станке Курейка.
«Детство мое осталось в далеком
Заполярье, – напишет спустя
годы В. П. Астафьев. – Дитя,
по выражению деда Павла, «не
рожено, не прошено, папой с
мамой брошено», тоже куда-то девалось,
точнее – откатилось от меня.
Чужой себе и всем, подросток
или юноша вступал во взрослую
трудовую жизнь военной поры».
Собрав денег на билет.
Виктор уезжает к Красноярск, поступает
в ФЗО. «Группу и профессию в ФЗО я не выбирал
– они сами меня выбрали», расскажет впоследствии
писатель. Окончив учебу, он работает составителем
поездов на станции Базаиха под Красноярском.
Осенью 1942 года
Виктор Астафьев добровольцем
уходит в армию, а весной 1943
года попадает на фронт. Воюет
на Брянском. Воронежском и Степном
фронтах, объединившихся затем
в Первый Украинский. Фронтовая
биография солдата Астафьева
отмечена орденом Красной Звезды,
медалями «За отвагу», «За победу
над Германией» и «За освобождение
Польши». Несколько раз он был
тяжело ранен.
Осенью 1945
года В.П. Астафьев демобилизуется
из армии и вместе со своей
женой – рядовой Марией Семеновной
Корякиной приезжает на ее
родину, город Чусовой на западном
Урале. По состоянию здоровья
Виктор уже не может вернуться
к своей специальности и, чтобы
кормить семью, работает слесарем,
чернорабочим, грузчиком, плотником,
дежурным по вокзалу станции
Чусовой, мойщиком мясных туш,
вахтером мясокомбината.
В марте
1947 года в молодой семье родилась
дочка. В начале сентября девочка
умерла от тяжелой диспепсии,
– время было голодное, у матери
не хватало молока, а продовольственных
карточек взять было неоткуда.
В мае 1948 года у Астафьевых
родилась дочь Ирина, а в
марте 1950 года – сын Андрей.
В 1951 году,
попав как-то на занятие литературного
кружка при газете «Чусовской
рабочий», Виктор Петрович за
одну ночь написал рассказ
«Гражданский человек»; впоследствии
он переработает его в рассказ
«Сибиряк». В этом же году
Астафьев перешел на должность
литературного работника газеты.
За четыре года работы в
газете «Чусовской рабочий» он
написал более сотни корреспонденций,
статей, очерков, свыше двух десятков
рассказов. В 1953 году в Перми
выходит его первая книжка
рассказов – «До будущей весны»,
а в 1955 году вторая — «Огоньки».
Это рассказы для детей. В
1955-1957 годах он издает еще две
книги для детей, печатает очерки
и рассказы в альманахах и
периодике.
С апреля 1957 года
Астафьев — спецкор Пермского
областного радио.
В 1958 году увидел свет его
роман «Тают снега». В. П. Астафьева
принимают в Союз писателей РСФСР.
В 1959 году его направляют на Высшие
литературные курсы при Литературном
институте имени М. Горького. Два
года он учится в Москве.
Конец 50-х годов
отмечен расцветом лирической
прозы В. П. Астафьева. Повести
«Перевал» и «Стародуб», повесть
«Звездопад», написанная на одном
дыхании всего за несколько
дней, приносят ему широкую известность.
В 1962 году семья
переехала в Пермь, а в 1969
году — в Вологду.
60-е годы чрезвычайно
плодотворны для писателя: написана
повесть «Кража», новеллы, составившие
впоследствии повесть в рассказах
«Последний поклон». В 1968 году
повесть «Последний поклон» выходит
в Перми отдельной книгой.
Еще в 1954 году
Астафьев задумал повесть «Пастух
и пастушка. Современная пастораль»
— «любимое свое детище». А
осуществил свой замысел почти
через 15 лет — в три дня,
«совершенно обалделый и счастливый»,
написав «черновик в сто двадцать
страниц» и затем шлифуя текст.
Написанная в 1967 году, повесть
трудно проходила в печати
и впервые была опубликована
в журнале «Наш современник»
в 1971 г. Писатель возвращался
к тексту повести в 1971 и 1989
годах, восстановив снятое по
соображениям цензуры.
В 1975 году за
повести «Перевал», «Последний
поклон», «Кража», «Пастух и
пастушка» В.П. Астафьеву была
присуждена Государственная премия
РСФСР имени М. Горького.
К 1965 году начал
складываться цикл затесей –
лирических миниатюр, раздумий о
жизни, заметок для себя. Они
печатаются в центральных и
периферийных журналах. В 1972 году
«Затеси» выходят отдельной книгой
в издательстве «Советский писатель».
К жанру затесей писатель постоянно
обращается в своем творчестве.
В творчестве Астафьева
в равной мере воплотились
две важнейшие темы советской
литературы 1960–1970-х годов – военная
и деревенская. В его творчестве
– в том числе в произведениях, написанных
задолго до горбачевской перестройки
и гласности, – Отечественная война предстает
как великая трагедия.
Деревенская тема
наиболее полно и ярко воплотилась
в повести «Царь-рыба», жанр
которой Астафьев обозначил как
«повествование в рассказах». Документально-биографическая
основа органично сочетается
с лирическими и публицистическими
отступлениями от ровного развития
сюжета. При этом Астафьеву удается
создать впечатление полной достоверности,
даже в тех главах повести,
где очевиден вымысел. Прозаик
с горечью пишет об истреблении
природы и называет главную
причину этого явления: духовное
оскудение человека.
Публикация глав
«Царь-рыбы» в периодике шла
с такими потерями в тексте,
что автор от огорчений слег
в больницу и с тех пор
больше никогда не возвращался
к повести, не восстанавливал
и не делал новых редакций.
Лишь много лет спустя, обнаружив
в своем архиве пожелтевшие
от времени страницы снятой
цензурой главы «Норильцы», опубликовал
ее в 1990 году под названием
«Не хватает сердца». Полностью
«Царь-рыба» была опубликована
только в 1993 году.
В 1978 году за
повествование в рассказах «Царь-рыба»
В. П. Астафьев был удостоен
Государственной премии СССР.
В 70-е годы писатель
вновь обращается к теме своего
детства – рождаются новые
главы к «Последнему поклону».
Повесть о детстве — уже
в двух книгах — выходит
в 1978 году в издательстве «Современник».
С 1978 по 1982 год
В. П. Астафьев работает над
повестью «Зрячий посох», изданной
только в 1988 году. В 1991 году
за эту повесть писатель был
удостоен Государственной премии
СССР.
В 1980 году Астафьев
переехал жить на родину —
в Красноярск. Начался новый, чрезвычайно
плодотворный период его творчества.
В Красноярске и в Овсянке
— деревне его детства —
им написаны роман «Печальный
детектив» и множество рассказов.
Главный герой романа, милиционер
Сошнин, пытается бороться с преступниками,
понимая тщетность своих усилий. Героя
– а вместе с ним и автора – ужасает массовое
падение нравственности, приводящее людей
к череде жестоких и немотивированных
преступлений.
В 1989 году за выдающуюся
писательскую деятельность В.
П. Астафьеву присвоено звание
Героя Социалистического Труда.
17 августа 1987 года
скоропостижно умирает дочь Астафьевых
Ирина. Ее привозят из Вологды
и хоронят на кладбище в
Овсянке. Виктор Петрович и
Мария Семеновна забирают к
себе маленьких внуков Витю
и Полю.
Жизнь на родине
всколыхнула воспоминания и подарила
читателям новые рассказы о
детстве – рождаются новые
главы «Последнего поклона», и
в 1989 году он выходит в издательстве
«Молодая гвардия» уже в трех
книгах. В 1992 году появляются еще
две главы — «Забубенная головушка»
и «Вечерние раздумья». «Животворящий
свет детства» потребовал от
писателя более тридцати лет
творческого труда.
На родине В.
П. Астафьевым создана и его
главная книга о войне —
роман «Прокляты и убиты»: часть
первая «Чертова яма» (1990-1992) и
часть вторая «Плацдарм» (1992-1994),
отнявшая у писателя немало
сил и здоровья и вызвавшая
бурную читательскую полемику. В
этом романе писатель переписал
и переосмыслил многие страницы
своей внутренней биографии, впервые
в постсоветской литературе создал
образ десакрализованной народной
войны 1941-1945 годов. Должна была
появиться и третья часть романа,
однако в 2000 году автор заявил
о прекращении работы над книгой.
В 1994 году
«за выдающийся вклад в отечественную
литературу» писателю была присуждена
Российская независимая премия
«Триумф». В 1995 году за роман
«Прокляты и убиты» В. П.
Астафьев был удостоен Государственной
премии России.
С сентября 1994-го
по январь 1995-го мастер слова
работает над новой повестью
о войне «Так хочется жить»,
а в 1995-1996 годах пишет — тоже
«военную» — повесть «Обертон»,
в 1997 году он завершает повесть
«Веселый солдат», начатую в 1987 году, —
война не оставляет писателя, тревожит
память. Веселый солдат — это он, израненный
молодой солдат Астафьев, возвращающийся
с фронта и примеривающийся к мирной гражданской
жизни.
В 1997 году писателю
присуждена Международная Пушкинская
премия, а в 1998 году он удостоен
премии «За честь и достоинство
таланта» Международного литфонда.
В конце 1998 года В. П. Астафьеву
присуждена премия имени Аполлона
Григорьева Академии русской
современной словесности.
У Астафьева
было издано три прижизненных
собрания сочинений в трех, шести
и пятнадцати томах. Последнее,
с подробными комментариями автора
к каждому тому, вышло в 1997-1998
годах в Красноярске.