Происхождение девичьих альбомов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 20:34, реферат

Краткое описание

Недавно, разбирая старые вещи, мы с подругами обнаружили анкету для девочек. Мы стали просматривать её и вспоминать то время, когда увлекались ими. Решили узнать : откуда пошла эта традиция - вести девичьи анкеты. Задумавшись о судьбе альбома-анкеты, мы выяснили, что через увлечение ими прошли буквально все поколения: не только старшие сестры, но и мамы, и бабушки (только они вели не анкеты, а песенники). Начав знакомство с исследовательской литературой по этой теме, узнали, что появились альбомы в середине XVIII века. В альбомах писали такие знаменитые люди, как Пушкин, Батюшков, Боратынский, Вяземский, Лермонтов.

Содержание

Введение……………………………………………………….2
Глава I………………………………………………………….3-7
Глава II…………………………………………………………7-9
Глава III………………………………………………………... 10-12
Заключение…………………………………………………….13-14
Список использованной литературы………………………….15

Вложенные файлы: 1 файл

Rabota_po_literature_1_3.docx

— 45.45 Кб (Скачать файл)

альбом заполнится одами в их честь и множеством лестных отзывов. Такие альбомы даются не всем (недруги обычно в них не пишут). Из просмотренных нами альбомов такое назначение имели 3 из 8.

Например:

  “Солнышко мое, сложно найти более милого и доброго   человечка...”;

     “Ты – мой лучик света...”;

     “Ареал твоих светлых волос и божественная улыбка указывают на то, что ты – АНГЕЛ...”

Встречается и такой шутливый вариант:

     "Учи подруга химию, она тебе нужна.

 При поцелуе с мальчиком реакция нужна!"                  

                                               Глава III

 

Функции и классификация девичьих альбомов.

Функции девичьих альбомов в основном зависят от цели их создания. Если хозяйка хочет обрести новых знакомых или поближе узнать своих, то девичий альбом выполняет коммуникативную функцию. К сожалению, сегодня есть угроза того, что сетевое общение сменит девичий альбом на этом посту. Однако время покажет.

Если альбом изобилует цитатами, строками из стихотворений, песен и

философскими вопросами (“Что для тебя дружба?”, “Любовь – это...” и т.п.), на которые зачастую отвечает и сама хозяйка, то такой альбом, скорее всего,

носит функцию самопознания. Чаще такие альбомы встречаются у девушек 11-15 лет.

Часто выписываются цитаты из самых “модных” книг и слова из песен-хитов современности. Волей-неволей, обнаружив цитаты из одних и тех же книг в

нескольких альбомах, осознаешь необходимость их прочтения, чтобы соответствовать интеллектуальному уровню коллектива. Это ,безусловно, положительный момент в ведении подобных альбомов. Кроме того, функции могут быть и эстетическими, и развлекательными. Альбомы

могут даже носить назидательный характер, вмещать в себя большое количество поучительных афоризмов и советов от самой хозяйки и от “гостей”.

     Итак, под общим  названием “девичий альбом” мы понимаем его разнообразные формы, зависящие от его функций:

1.Альбом – “гостевая  книга”;

2.Альбом – “для пожеланий”;

3.Альбом – стилизация;

4.Альбом – “анкета”;

5.Альбом – “песенник”;

6.Альбом – “цитатник”;

7.Альбом – “дневник”;

8.Альбом – “игра”;

9.Альбом, сочетающий в  себе всего понемногу;

  Первый, альбом – “гостевая книга” - это альбом начала XIX века, со всей его строгостью содержания, спецификой построения и символизмом. Такие альбомы можно встретить и сегодня, но это будут альбомы – стилизации, принадлежащие, по всей видимости, эстетам, тонко чувствующим культуру и быт того времени.

  Альбом – “пожелательник”, наверное, наиболее распространен сегодня (как и собственно в XIX веке). Здесь пишут самые приятные ,временами поучительные,

пожелания или стихотворения собственного сочинения. Они могут носить и шутливый характер:

 

“Желаю с лестницы свалиться,

Желаю выпрыгнуть в окно,

Желаю в мальчика влюбиться,

Но только, чур, не в моего!”

Или:

“Пишу тебе в альбом.

Стукнись о стенку лбом.

И от этой боли

Вспомнишь меня поневоле!”

 

Пожелания не имеют возраста – они могут быть старинные, лишь бы не повторялись одному адресату, а также не имеют ограничений к возрасту адресата – их можно желать как ровеснику, так и взрослому человеку.  Альбом – “анкета” широко распространен среди девушек 12-14 лет. Анкеты часто встречаются в лагерях, школах, они могут носить как

серьезный, так и ироничный характер. “Песенник”, “цитатник” и “дневник” – это наиболее личные формы девичьего альбома. Они крайне редко даются кому-либо для прочтения, в случае, если это дневник – это вообще исключено. Альбом – “игра” – это довольно редкое явление. Так можно назвать девичий альбом, который создавался, возможно, несколькими барышнями без особого назначения, носящий функцию развлекательную, который после выполнения задачи (собственно его составления) больше не ведется. А вот альбомы, встречающиеся сегодня чаще всего, относятся к последнему виду, иными словами, они сочетают в себе и элементы “анкеты”, и “песенника”, и “цитатника”, и ежедневника, и “гадалки”, и “шутки” и т.д. Что ж, можно отметить, среди обладательниц девичьих альбомов 12-16 лет оказалось, что до 14 лет девушки преимущественно заводят “анкеты”, “гадалки”, “шутки” и “пожелательники”. А девушки постарше являются хозяйками “песенников”, “цитатников”, но чаще всего альбомов, вмещающих всего понемногу.

Скажи, альбом, в простых словах

Твоей  владетельнице милой,

Что царствует она в сердцах

И всех влечёт волшебной силой;

Что слишком счастлив был бы я,

Хоть мне она давно знакома,

Когда бы вспомнила меня

Она без помощи альбома.

                                                 А.А.Крылов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

После проведенного сравнения девичьих альбомов XIX столетия и нашего времени мы пришли к выводу, что внутренний мир девушек, их переживания, отношения к любви и дружбе, не очень изменились, поменялись окружающие реальности, связанные с условиями быта, уровнем образованности и степенью информированности. Девушки творят в

своих девичьих альбомах такой мир, в котором им комфортно. Мы рассмотрели различные функции девичьих альбомов. Оказалось, они играют большую роль в жизни современной девушки, являясь надежным хранителем девичьих тайн и надежд.

 

Бывает, что девичий альбом выполняет функцию передачи культурного наследия. При этом нужно отметить замечательную устойчивость основных тем и жанров. Девичьи альбомы в различных формах бытуют чаще всего в школьной среде. Обладательницами девичьих альбомов чаще всего являются девушки 12-15 лет.

Первоначально девичий альбом представлял ценность только для барышни, которая его заполняет и украшает. Со временем такой альбом становится бесценным объектом исследования в различных областях знаний.

 

 

                     

 

 

                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     

  Среди учащихся 5-9 классов мы провели опрос, чтобы узнать существует ли эта традиция – вести анкеты. Оказалось, что из 171 девочки  78 не знает, что такое “анкета”,  46 знают, но не ведут и лишь 47 девочек ведут анкеты, песенники, гадалки.

 

  Сравнив анкеты девочек помладше и моих ровесниц, мы обнаружили, что вопросы в анкетах первых направлены по большей части на внешний мир:

  • Хотели бы вы дружить с хозяином анкеты?
  • С какими мальчиками из класса вы дружите?
  • С какими девочками?
  • Какой мультфильм вам нравится?
  • Какой фильм?
  • Что такое дружба?
  • Ваша любимая певица зарубежной эстрады?
  • Любимый певец?
  • Что такое радость?
  • Нравится ли вам учительница по математике?

 Тогда как анкеты девушек в возрасте 14-16 лет - на внутренний:

  • Ваше отношение к противоположному полу?
  • Что такое любовь?
  • Что такое дружба?
  • Что такое счастье?
  • Нравится ли вам свой характер?

 

 

                             Список использованной литературы  :                  

    

  1. Алешина Т. “Уездной барышни альбом”// Статья в      газете “Комок”, №41, 2003.
  2. Вацуро Б.Э. С.Д.П. Из истории литературного быта пушкинской поры. М., “Книга”, 1989.
  3. Константинова Н.Л. Научно-популярная статья “Пишу     на корке, живу на горке, имя и число снегом занесло”// “Забайкалье”,№11,      1995.
  4. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре// Быт и      традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). Санкт-Петербург, “Искусство - СПБ”, 1994.
  5. Макова А. Современные анкеты школьниц как      своеобразное бытование традиционного девичьего альбома// Дети-собиратели и исследователи фольклора. Сост. Балашова О. Б. М., 1996.
  6. Орлова Ю. Курсовая работа по филологии//Девичий альбом - его структура, особенности бытования и психологическое значение. Воронеж, 1997. 
  7. Пушкин А.С. Евгений Онегин// Роман в стихах. Саранск, Типография “Красный Октябрь”, 1995. 
  8. Девичий альбом ХХ века// Русский школьный фольклор. От “вызываний” Пиковой дамы до семейных рассказов. Сост. Белоусов А.Ф., М., 1998.

 

 

 

 

 


Информация о работе Происхождение девичьих альбомов