Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 22:20, творческая работа
Работа учит как научить ребёнка мыслить творчески, привить любовь к литературе на уроках литературного чтения в начальной школе.
Как научить ребёнка мыслить творчески?
Как привить любовь к литературе?
Как развить речь учащихся?
Курс литературного чтения построен с учётом следующих концептуальных задач, разработанных по проекту «Школа XXI века»: развитие личности ребёнка, формирование интеллекта и общей культуры; становление основ читательской деятельности, а также компонентов учебной деятельности; построение содержания курса литературного чтения на основе дифференцированного обучения и учёта индивидуальных возможностей каждого ученика.
Реализация этих концептуальных задач потребовала создания такого учебно-методического комплекта, чтобы в процессе обучения нашли своё решение все эти задачи, так как каждая из них направлена на развитие личности ребёнка. На уроках литературного чтения учителя будут заниматься литературным развитием младшего школьника, осуществлять комплексный подход, создавать единое литературное пространство.
Совершенно новый подход у автора
программы к диагностике
Эта диагностика очень нравится детям, не создаёт обстановки нервозности и переживаний. Высокая степень точности. Технология позволяет учителю проводить диагностику техники чтения у одного ученика или отдельной группы на уроке литературного чтения. Необходимо помнить и учитывать, что формирование навыка чтения зависит от разных факторов, в частности, уровня умственного и речевого развития ребёнка, времени начала чтения, заторможенности, психического состояния ребёнка, пробудившегося в более позднее время интереса к чтению. Дети читают 3 минуты, а не 1, как принято по традиционным программам.
Учитывая интерес младшего школьника к литературе, к урокам слушания и литературного чтения, автор программы вводит в новый курс литературоведческие представления и понятия (эпизод, композиция, зачин, персонаж, поговорка, сказка, повесть, басня, тема, идея, сюжет и т. д.).
Литературное чтение помогает решать вопросы человековедческого характера: что такое добро и зло, честь, долг, человек и природа, человек и человек, жизнь и смерть и т. д. Эти понятия не являются специальным объектом изучения в процессе работы с произведением, но они служат основой формирования нравственно-ценностных качеств личности. На каждом уроке литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности. «Школа должна научить своего воспитанника хорошо мыслить, чувствовать, а, следовательно, хорошо читать» (В. Острогорский).
Методы и приёмы, используемые на уроках литературного чтения, имеют широкий аспект: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы произведения, проникновение в эмоциональную сферу произведения путём выразительного чтения и творческого воображения учащихся. Используются практические действия учащихся (подчёркивание, пометы, перегруппировка текста и т. д.), изобразительная деятельность (рисование, раскрашивание), игровые приёмы (работа с кроссвордами, в дальнейшем – с викторинами), речевая деятельность – письмо (дописывание, списывание, сочинения) и устная речь – составление различного рода высказываний сравнительного характера, умозаключений, составление подробных, кратких, выборочных рассказов, отзывов о книге, произведении, писателе.
Одной из главной особенностей я
считаю наличие полного УМК по
каждому классу. Разработаны учебники
и пособия для детей и
Рассмотрим учебную книгу по литературному чтению. Учебник соответствует нормативным требованиям, имеет гигиенический сертификат, имеет определённый шрифт для каждого класса. В книгу входит несколько разделов, построенных по тематическому принципу. Каждый раздел включает в себя произведения различных жанров, что позволяет учесть возрастные особенности школьников. В учебник включены разные по объёму произведения: как небольшие, так и более крупные, что позволит учесть уровень подготовки и навыки каждого школьника. Весь учебный материал в учебнике представлен в строгой системе: от простого к сложному, от известного к неизвестному. В учебно-методическом комплекте учебный материал, упражнения, задания даны в таком объёме, который позволяет учителю вести дифференцированное обучение, учитывая индивидуальные особенности учащихся. В учебниках и тетрадях звёздочкой выделены задания повышенной трудности, которые дети выполняют по желанию. В учебнике есть условные знаки, которые будут помогать детям ориентироваться в книге, выполнять задания. В учебнике выделен ряд рубрик: «Послушай», «обрати внимание», «Подсказка», «Вспомни», «Книжная полка», «Словарь», «Проба пера», «Проверь себя»,»Читай выразительно» и другие.
К учебнику «Литературное чтение» разработаны рабочие тетради для того, чтобы научить каждого ребёнка работать самостоятельно, погружая в текст произведения, понимать художественное слово, авторскую точку зрения, нравственную и эстетическую направленность. Важной задачей предлагаемых упражнений и заданий является создание условий для обучения и развития читателя. Разноуровневые задания дают учителю простор для осуществления дифференцированного обучения. Задания в тетрадях помогут каждому ученику глубже осознать произведение, выполняя различные виды работ: выписывать, зачитывать, выбирать, сравнивать, объяснять, рисовать, отгадывать, дописывать. Учитель руководит работой учеников, учитывая их индивидуальные возможности и подготовку.
«Человек, когда перестаёт читать, перестаёт мыслить» (Дидро). А тетради, в которых есть кроссворд, умные вопросы, заставляют ребят размышлять, искать по тексту ответы, пополняют словарный запас учеников, учат правильно, ярко, образно выражать свои мысли.
Итак, рассмотрела и проанализировала основные моменты нового курса «Литературное чтение». Главный вывод – мудрая и умная программа, впервые появился человек, который подумал о детях.
Методика и весь комплект книг Ефросининой Л. А. не освобождает ученика от работы, наоборот, втягивает его в труд, но труд интересный, осмысленный, интеллектуально развивающий, заставляющий думать.
С уверенностью могу сказать, что эта
программа по литературному чтению
вызвала переворот в литературе
в начальной школе, т. к. программа
и предоставленные учебные
Программа появилась вовремя, так как больше всего сейчас поражает жестокость детей. Ко всем! К родителям, которых совсем не жалеют; к учителям, которых доводят до нервного срыва; к слабым, над которыми могут издеваться бесконечно; к животным…
Я много размышляла о том, откуда идёт жестокость и почему она так часто торжествует? Много причин, и среди них повальные пьянства и безотцовщина, даже то, что школа ставит ни за что тройки, позволяя бездельничать. Мнимая облегчённость приводит к несерьёзному отношению к жизни вообще. А программа Л. А. Ефросининой приучает к труду, и не приходится натягивать оценку. А сейчас, когда всё чаще выявляются коррупция, злоупотребления, когда расшатаны и вывернуты все ценности и идеалы, когда чаще торжествует зло, изворотливость, глупость, а не здравый смысл, доброта и порядочность, - растерялись многие.
Но нам учителям, нельзя сникать, нельзя теряться. На помощь нам пришла программа Л. А. Ефросининой. Это требование времени. Жизнь могут сделать лучше, чище только сами люди. Добром, а не злом решаются все житейские задачки. Мысль не новая, но такая трудная. Любить, мириться, каяться, прощать, терпеть – вот о чём произведения, изучаемые этой программой. Она доказывает, что на милосердных, совестливых, справедливых держится жизнь. Программа учит сознательному отношению к самым простым житейским мелочам, принимать их всерьёз и с полным вниманием, чтобы не стать людьми с пустыми душами. Она направлена на то, чтобы в человеке человеческое торжествовало. Тема милосердия, сострадания – вот то, чего нам сегодня не хватает и эта тема в литературных текстах. И если мы взрастим в любви и труде наших маленьких детей, то будущие невзгоды им уже не страшны, они сумеют их одолеть, сумеют не потерять себя.
Информация о работе Раскрытие индивидуальных способностей учащихся через творческую деятельность