Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 19:35, курсовая работа
Данное исследование посвящено пьесе Чехова «Иванов» как творческой лаборатории Чехова – драматурга.
Задачи исследования — рассмотреть драматургическое творчество А.П. Чехова как единую систему, уделяя особое внимание драматургическому опыту писателя в его пьесе «Иванов».
Актуальность настоящего исследования определяется тем, что пьеса «Иванов», будучи ранним драматургическим произведением Чехова, по-прежнему привлекает внимание критиков и исследователей творчества драматурга.
Работа состоит из введения, дух глав, заключения и списка используемой литературы.
И в а н о в (один). Подпишу бумаги и пойду с ружьем похожу... Убрать
эту гадость... (Брезгливо пожимаясь, сносит закуску и хлеб на маленький
столик).
Л ь в о в (входит). Мне нужно с вами объясниться, Николай
Алексеевич...
И в а н о в (неся графин с водкой). Если мы, доктор, будем каждый
день объясняться, то на это никаких сил не хватит.
И в а н о в. Паша, голубчик, оставь меня одного...
Л е б е д е в. Понимаю, понимаю... (Торопливо смотрит на часы.) Я
понимаю. (Целует Иванова.) Прощай... Мне еще на освящение школы ехать...
(Идет к двери и
сплетень говорить (смеется), а она афоризмом выпалила. Папочка, светляки,
говорит, светят ночью только для того, чтобы их легче могли увидеть и
съесть ночные птицы, а хорошие люди существуют для того, чтобы было чего есть клевете и сплетне. Каково? Гений? Жорж Занд... Я думал, что у одного только Боркина бывают в голове великие идеи, а теперь оказывается...Ухожу, ухожу... (Уходит.)
П е т р приносит пирожки на бумажке и кладет их на стол.
И в а н о в (вздрагивает). Кто? что? (Увидев Петра.) Что тебе?
П е т р. Пирожки, граф приказывали...
И в а н о в. Уходи ты...
Сочетание этих способов создает впечатление единства и целостности мира и утверждает новое художественное видение предмета в литературе конца 19-го - начала 20-го вв.
2.3 Смысловой подтекст
В многообразии способов, приемов и средств, к которым прибегают в исследовании творчества А.П.Чехова, на свою долю результативности может рассчитывать и попытка открыть некоторые его особенности ключом мотивного анализа, исходя из принципа частотности-повторяемости определенного рода лексем. Соприродность такого рода анализа чеховской манере художественного письма не вызывает сомнения: ярко и остро выраженная мотивность предстает как одна из давно отмеченных чеховедами принципиальных особенностей чеховского текста, восходящим к парадигмальным свойствам его поэтики – стремлению к «самораскрытию» изображаемой действительности, сдержанному звучанию авторского голоса, отказу от прямого психологического раскрытия образа.
По степени частотности в произведениях Чехова, вне всякого сомнения, первенство принадлежит мотиву скуки. Не нужно было бы заглядывать в частотный словарь, если бы по произведениям Чехова таковой был создан, чтобы воочию убедиться в этом. Скука томит, одолевает, преследует героев писателя независимо от того, относятся ли они к бедным или богатым, старым или молодым, являются ли жителями столиц или провинциалами, южанами или северянами.
И в а н о в (после паузы). Лишние люди, лишние слова, необходимость
отвечать на глупые вопросы - все это, доктор, утомило меня до болезни. Я
стал раздражителен, вспыльчив, резок, мелочен до того, что не узнаю себя.
По целым дням у меня голова болит, бессонница, шум в ушах... А деваться
положительно некуда... Положительно...
И в а н о в. Все это правда, правда... Вероятно, я страшно виноват,
но мысли мои перепутались, душа скована какою-то ленью, и я не в силах
понимать себя. Не понимаю ни людей, ни себя... (Взглядывает на окно.) Нас
могут услышать, пойдемте, пройдемся.
Вы вот говорите мне, что она скоро умрет, а я не чувствую ни любви, ни жалости, а какую-то пустоту, утомление... Если со стороны поглядеть на меня, то это, вероятно, ужасно, сам же я не понимаю, что делается с моей душой...
Печатью повышенной авторской акцентированности этого мотива отмечена пьеса «Иванов», где скука воспринимается не как преходящее настроение,а как форма бытийного состояния героев, проявляясь в их речи редкой полнотой и богатством синонимических обертонов лексемы: скука – «мерлехлюндия», «меланхолия, благородная тоска, безотчетная скорбь», «уныние, недовольство», «утомление», «тоска, холодная скука», «скучно и жутко». По характеру мотивного напряжения пьесу «Иванов» можно отнести к числу самых сокровенно-потаенных текстов Чехова конца 80-х годов. Писатель как будто ставит какой-то лексический эксперимент, заставляя своего героя изыскивать все новые уточнения к душевному состоянию скуки-тоски как глубинного отражения жизненной надломленности, растраченности и утомленности: «Посмотрите, на что он похож: меланхолия, сплин, тоска, хандра, грусть…» (Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. )
2.4 Роль психологических пауз, авторских ремарок, звуков, реплик, пейзажа, внесценических персонажей.
В общем виде можно сказать,
что «Иванов» - пьеса о непонимании.
В пьесе целая система
Что хочет, пытается понять Иванов? Ту перемену, которая произошла с ним в нынешнем году. «Я стал раздражителен, вспыльчив, резок, мелочен до того, что не узнаю себя... я решительно развинтился. ...Никогда этого со мною раньше не было» и т. д. Речь идет о некоем событии, которое совершилось еще до начала пьесы.
И здесь стоит обратиться к сопоставлению «Иванова» с шекспировским «Гамлетом», которое не раз делалось интерпретаторами ( Елизарова М. Е. Образ Гамлета и проблема «гамлетизма» в русской литературе конца XIX в.//Филологические науки. 1964. № 1). Сопоставлялись герои двух пьес, Иванов получил название «русского Гамлета», хотя каждый раз при этом звучат оговорки, что чеховский герой «не дотягивает» до значительности шекспировского героя. Смущало интерпретаторов и ясно заявленное Ивановым нежелание видеть в себе сходство с Гамлетом.
Но, думается, в первую очередь
Чехов ориентировался не на тип героя,
а на принцип построения своей
любимой шекспировской
Вынесение события за сцену, сведение действия к разговорам о нем, - то, в чем нередко видят драматургическое открытие Чехова, - имеет давнее, очень давнее происхождение.
В «Гамлете» событие-убийство
короля, потеря отца - происходит до начала
пьесы и дается в пересказе. То,
что драматург показывает на сцене,
- порожденная событием нескончаемая
цепь вопросов, размышлений, нравственных
потрясений, драматической борьбы в
душе героя. Внешние события лишь
помогают развернуть перед зрителями
или читателями сложную и захватывающую
борьбу в его сознании. Сам Гамлет
считает источником всех своих мучений
совесть, сознание. Именно это и только
это придает драматический
К такому принципу драматургического построения и обратился Чехов, вовсе не думая придать своему герою гамлетовские масштабы. Герой Шекспира - личность исключительного нравственного благородства и богатства, носитель великих идей. Блеск мысли, величие чувства, неотразимое обаяние ставят Гамлета в ряд немногих избранников человечества. Иванов же - «средний человек», хотя к нему как раз и применены слова Гамлета о том, что он слишком сложный инструмент, чтобы играть на нем. Это «обыкновеннейший», по характеристикам Чехова, человек, просто «хороший человек», «ничем не замечательный», «натура честная и прямая», но наделенная «рыхлым мозгом», «нервной рыхлостью и утомляемостью» (Паперный 3, с.109-113). Драматургическую конструкцию, восходящую к «Гамлету», Чехов использует для анализа сознания «среднего человека».
Внесценические персонажи, внесценические эпизоды и события широко используются в творчестве Чехова. Их роль в драматургии Чехова трудно переоценить. Этот вопрос затрагивался во многих исследованиях, но специально не изучался. Можно отметить в этой связи наличие у Чехова прежде всего грибоедовско-гоголевской традиции. Внесценические персонажи соотносятся прежде всего с эпической ориентацией чеховской драмы , справедливо рассматривать вопрос о них, обратившись к конфликту в чеховской драматургии.
2.5 Монологи – средство раскрытия характера главного героя.
В способах изображения внутреннего мира действующих лиц пьеса в основном продолжает прежнюю традицию непосредственных признаний и монологов. В этом отношении особенно показательно изображение главного лица пьесы — Иванова.
В последующих
пьесах Чехова (в «Чайке» и др.)
внутренне драматическое
В изображении внутреннего
Разнообразие лиц и поводов, где вполне однозначно высказывается Иванов, свидетельствует о том, что для Чехова эти поводы были равноценны. Правило сдержанности в лирических высказываниях, действующих лиц для Чехова в ту пору еще не было законом.
Лишь в одном эпизоде «Иванова» намечается будущий тип новых чеховских методов в драматическом раскрытии эмоциональной темы. Имеем в виду седьмое явление первого действия, где скучает Анна Петровна. Здесь характерна изломанность диалога, внешняя тематическая несвязанность отдельных фраз, смысл которых открывается не только и не столько их прямым значением, сколько скрытым в них и подразумеваемым тоном.
«Анна Петровна. Какая скука!.. Вон кучера и кухарки задают себе бал, а я... я — как брошенная... Евгений Константинович, где вы там шагаете? Идите сюда, сядьте!..
Львов. Не могу я сидеть.
Пауза.
Анна Петровна. На кухне «чижика» играют. (Поет.) «Чижик, чижик, где ты был? Под горою водку пил».
Пауза.
Доктор, у вас есть отец и мать?
Львов. Отец умер, а мать есть.
Анна Петровна (смеется). Цветы повторяются каждую весну, а радости — нет. Кто мне сказал эту фразу? Дай бог память... Кажется, сам Николай сказал...».
Бытовая, внешне незначащая деталь («на кухне «чижика» играют») здесь накладывается на эмоциональную восприимчивость скучающего лица, и это наложение дает и чувство будничных, отстоявшихся форм жизни, и звучание страдающей неудовлетворенности.
К такой редакции этого места Чехов пришел не сразу. Первоначально после слов Львова: «Не могу я сидеть» — сразу следовали слова Анны Петровны: «Доктор, у вас есть отец и мать?» При новом пересмотре Чехов в словах Анны Петровны прибавил: «На кухне «чижика» играют. (Поет.) «Чижик, чижик, где ты был? Под горою водку пил. (Пауза.)» В последующем месте того же явления, где после слов: «Нет, нет, об этом думать не надо» — Анна Петровна второй раз поет «чижика», у Чехова, очевидно, были колебания: «Чижик, чижик, где ты был?» было зачеркнуто и сверху вписано: «Вьется ласточка...» Затем прежний текст был восстановлен.
Таким образом, в понимании драматического конфликта, в идейно-тематическом наполнении бытовых деталей, в стремлении дать основную драму пьесы в широкой бытовой распределенности при параллельном течении иных драматических линий, взаимно независимых, но составляющих общий внутренне единый тематический ансамбль, пьеса «Иванов» предвещает будущую драматургию Чехова. В способах же изображения внутреннего мира действующих лиц пьеса продолжает прежнюю традицию непосредственных самовысказываний (монологи и речи Иванова и др.) и лишь в отдельных случаях встает на тот путь полускрытого, косвенного обозначения, какой в последующих пьесах Чехова станет главным.
2.6 Жанр, своеобразие его в Чеховской пьесе.
Чехов сознательно ставил перед собой трудновыполнимую художественную задачу. Ибо как изобразить, сыграть событие невидимое? Как привлечь к нему внимание зрителя, не дать заслонить его происшествиям внешнего ряда действия? Между прочим, Чехов рассчитывал на очень талантливого исполнителя главной роли: это должен быть «гибкий, энергичный актер», который «может быть то мягким, то бешеным», один из монологов Иванова «нужно петь, второй читать свирепо» и т. д. (Паперный 3, с.131 -132). Во всяком случае, играя Иванова «сегодняшнего», исполнитель как-то обязан обозначать и Иванова «вчерашнего», давать почувствовать зрителю, что в этом брюзге и нытике еще вчера все видели «веселого, хохочущего, светлого» Иванова.
Пьеса развивается в двух разных жанровых плоскостях: с одной стороны – драма, с другой – водевиль. Иванов, его жена, Саша, Львов – персонажи драматические; а все эти Бабакины, «Зизюшки», Боркин, акцизный чиновник Косых, гости у Лебедевых даны чисто в водевильном жанре. В сущности, все это – персонажи из «осколочных рассказов» Антоши Чехонте, из одноактных пьес, с тем существенным отличием, что они художественно гораздо слабее. Эта слабость объясняется отсутствием свободы жанра: здесь, в драме, эти персонажи соучаствуют с персонажами драматическими; это не может не сковывать персонажей, по своей природе водевильных.
Информация о работе Рассказ "Иванов" как начало драмматургии Чехова