Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 19:35, курсовая работа
Данное исследование посвящено пьесе Чехова «Иванов» как творческой лаборатории Чехова – драматурга.
Задачи исследования — рассмотреть драматургическое творчество А.П. Чехова как единую систему, уделяя особое внимание драматургическому опыту писателя в его пьесе «Иванов».
Актуальность настоящего исследования определяется тем, что пьеса «Иванов», будучи ранним драматургическим произведением Чехова, по-прежнему привлекает внимание критиков и исследователей творчества драматурга.
Работа состоит из введения, дух глав, заключения и списка используемой литературы.
Соседство с драматическими фигурами не может не накладывать в данном случае на персонажей водевильно-комедийных печать некоторой претенциозности. Они должны были бы быть художественно равноценными драматическим героям, должны представлять страшную пошлость той среды, которая окружает Ивановых и Львовых, должны иметь настоящее сатирическое значение. А между тем, водевильные «Зизюшки», Боркины, Бабакины, Шабельские слишком мелки для таких задач.
Драматургия Чехова — закономерный результат развития мирового театра. В чеховских пьесах обнаруживаются древнейшие структуры, в них живет многовековой опыт мировой драмы. Но это лишь одна и притом не главная линия изучения литературных связей чеховских пьес. Такое изучение необходимо, но совершенно недостаточно. Ведь, обращаясь к вечному языку театра, Чехов писал вопреки всем правилам драматического искусства.
В данном исследовании был проведен анализ пьесы «Иванов».
Пьеса «Иванов» рассматривалась как творческая лаборатория А.П.Чехова.
Проанализировав данную пьесу и историю ее создания, можно прийти к следующим выводам.
Самое важное — понять, в чем именно состояло новое слово Чехова-драматурга.
Обыкновенность действующих лиц, воспроизведение обыденной жизни. Смешение жанров, соединение комического и серьезного. Отказ от центрального героя, «децентрализация» системы персонажей. Рассредоточение действия на слабо связанные между собой эпизоды, «микросюжеты». Перенесение событий за сцену и даже за пределы пьесы. Вот некоторые признаки чеховских пьес, на которые указывают современные исследователи драматургии и театра.
Примем их как очевидность, как данность (помня, что осознаны и объяснены эти признаки были не сразу, а благодаря усилиям теперь уже не одного поколения исследователей и деятелей театра). К этим, действительно новаторским особенностям построения пьес Чехова нередко и сводится его новое слово.
Давно не нова идея сопоставления драматургии Чехова с «театром абсурда».
По отношению к чеховскому водевилю термин «абсурдный» может употребляться как в значении «смехотворный», так и в значении «не поддающийся объяснению». Именно совмещение этих двух значений позволяет проводить некоторые аналогии между чеховским водевилем и абсурдистской драмой.
Говоря об «абсурде» по отношению к Чехову, мы имеем в виду именно явления, исходящие из внутренних творческих побуждений писателя, во многом определивших новаторство его драматургии.
Но самое главное, как всегда в водевилях у Чехова, «вздор» в жизни — это сильнейший пример невероятного, невозможного. Чехов изображает нереальные, фантасмагорические события в реальном мире, оттого элемент «абсурдности», «вздорности» становится демонстративно натуральным, а потому пугающе «взаправдашным». В его водевилях ярко обнаруживается взаимосвязь и взаимообусловленность мира реального и нелепого.
«Театр абсурда» преодолевает иллюзорный взгляд на жизнь и раскрывает способность человека не только посмеяться над ее бессмысленностью, но и принять ее. Именно такой подход и сближает водевиль Чехова и абсурдистскую драму. У них общий способ изображения жизни — ирония, но оттенки ее разные: юмористическая у Чехова и саркастическая у абсурдистов.
Сходство наблюдается и в структуре пьес: парадоксальны ситуации, заключающиеся в ожидании событий, которые так и не происходят ни в абсурдистской драме, ни в водевиле Чехова. Наоборот, свершаются незапланированные алогичные события.(Су Не Лиеде Чеховский водевиль и «театр абсурда»)
При сопоставлении водевилей Чехова с пьесами русских абсурдистов наиболее интересным представляется повторяющийся мотив смерти.
Сегодня уже никому не нужно доказывать необычность чеховского мировоззрения, где такие способы изображения и восприятия жизни, как ирония, фатализм, скептицизм, воздействуют на чеховскую драматургию, в которой летальный исход, например, в жанре больших пьес, не мешает «комедии» или, наоборот, забавная шутка вызывает ощущение грусти.
Список используемой литературы
1.Зингерман Б.И. Уроки «Иванова» // Зингерман Б.И. Театр Чехова и его мировое значение. М.. 1988. С. 201-248
2.Катаев В.Б. «Иванов»: русский Гамлет? лишний человек? // Катаев В.Б. Литературные связи Чехова. М., 1989. С. 121-149.
3.Козлова СМ. Традиции жанра иронической драмы //Жанр и композиция литературного произведения. Петрозаводск, 1983. С. 85-94.
4.Скафтымов А.П. Пьеса Чехова «Иванов» в ранних редакциях // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. С. 436-456.
5.Су Не Лиеде. Чеховский водевиль и «театр абсурда» // Чеховские чтения в Ялте: Чехов и XX век. М. 1997. Вып. 9. С. 89-99.
6.Субботина К.А. Чехов и театр абсурда (К проблеме восприятия творчества А.П. Чехова на Западе) // Филология. 1995. № 4.
7.Паперный 3. С. «Вопреки всем правилам...». Пьесы и водевили Чехова. М., 1982. С. 54-64
8.Ермилов В. В. - Драматургия Чехова. М., 1954. С. 1 – 85
9.Бердников Г. П. Чехов-драматург. Традиции и новаторство в драматургии Чехова. Л.; М., 1957. С. 51-68;
Информация о работе Рассказ "Иванов" как начало драмматургии Чехова