Ребенок открывает мир по книгам 30-х годов «Что я видел» Б. Житкова «Чук и Гек» А.П. Гайдара «Приключения травки» С.Г. Розанова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 23:22, контрольная работа

Краткое описание

Ребенок открывает мир в этих книгах. Огромный и добрый он раскрывается перед героями. По-разному они познают мир. В рассказе А.П. Гайдара « Чук И Гек » братья познают его в дальней дороге, к синим горам, где жил и работал их отец. Этот рассказ показывает читателю героев делающих свои первые шаги в большом мире.

Содержание

Введение
1. А. Гайдар « Чук и Гек » Путешествие маленьких героев, делающих первые шаги в большой мир.
2. Б. Жидков « Что я видел » энциклопедия почемучки
3. С. Розанов Приключения травки, потерявшего своих родителей.
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по детской литературе.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агенство по образованию

Государственное  образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Владимирский Государственный  Гуманитарный Университет»

 

 

                   Кафедра начального образования гуманитарного цикла

 

 

 

 

                                             Контрольная работа

                                             по детской литературе

                

       Тема:     « Ребенок открывает мир по книгам 30-х годов

                         « Что я видел » Б. Житкова « Чук и Гек » А.П. Гайдара

                         « Приключения травки » С.Г. Розанова

 

 

 

 

 

                                                                                  Выполнила студентка

                                                                                 ФПиМНО 22гр-ДО

                                                                                 Буланова М.И.

                                                                                  Проверила:

                                                                                  Воскобойник

                                                                                 Тамара Михайловна

                                                                                            

 

                                                   

                                                  

 

 

                                           

 

                                             Владимир 2011

                                                     

                                                          План

 

В ведение

 

1. А. Гайдар « Чук  и Гек » Путешествие маленьких  героев, делающих первые шаги в большой мир.

 

2. Б. Жидков « Что я видел » энциклопедия почемучки

 

3. С. Розанов Приключения травки, потерявшего своих родителей.

 

Заключение

                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  

                                                   

                                                        Введение

 

   Ребенок открывает мир в этих книгах. Огромный и добрый он раскрывается перед героями. По-разному они познают мир. В рассказе А.П. Гайдара « Чук И Гек » братья познают его в дальней дороге, к синим горам, где жил и работал их отец. Этот рассказ показывает читателю героев делающих свои первые шаги в большом мире.

 

         Следующее произведение Б. Житкова « Что я видел » где главный герой книги Алеша « почемучка » также путешествует. Он едет с матерью поездом в Москву потом с бабушкой  на пароходе в Киев, летит на самолете. Необъятный мир удивительных  вещей открывается ему. Все что увидел Алеша, он фиксирует в своей памяти с полнотой доступной только в детстве.

          Он все требует разъяснений о каждой вещи.

В рассказе  ребенок  удивляется перед всем новым для  него явлением и предметом.

В книге Житков дает именно тот комплекс знаний о каждой вещи, какой нужно для пятилетнего ребёнка.

         Каждая хорошая книга, в какое бы время она не писалась, всегда так или иначе отражает, показывает это время.

 

         Прелестная, светлая книжка Сергея  Григорьевича Розанова – приключения  мальчишки с ласковым именем  Травка – рассказывает о стольких  интересных вещах, что их и  не перечтешь.

 

          Конечно теперь другое время. И многое в нашей жизни сильно изменилось.

 

           Потерявшемуся травке пришлось покататься на паровозе – теперь всюду тепловозы электровозы. Раньше передачи по телевизору смотрели немногие- теперь даже в самых отдаленных деревнях над крышами домов возвышаются телеантенны . Но разве в этом дело ?

 

            Все новое в нашей теперешней  жизни создали люди. И машины  и условия. А люди эти как  и те, кто помогал маленькому  Травке, настоящие, хорошие отзывчивые. Разве мог бы Травка без  них отыскать своих  маму и папу, да еще узнать столько любопытного, необычного?

 

            К концу знакомства с этими  книгами маленькие читатели значительно  расширяют свой кругозор, узнают  много удивительных вещей.

 

1.

            Всю жизнь Гайдар писал о трудном и требовательном пути к согласию.

 

              В « Чук и Геке » Гайдар  словно отвлекся на минуту  от забот и тревог борьбы  за будущее и присмотрелся как в повседневном быту, в жизни семьи проступают черты « светлого царства » ради которого дрался.

 

              В « Чук и Геке » выражена лирическая тема, основной сюжет его- путешествие двух маленьких братьев с матерью в тайгу к отцу. Светлые радостные события организуют сюжет рассказа та же лирическая тема счастья определяет его содержание.

               Мир показан в восприятии мальчиков.

Характер и портреты маленьких героев выписаны  Гайдаром просто и проникновенно. Это совершенно разные натуры, каждый со своим складом мышления, своими интересным отношением к окружающему миру.

 

                Чук не по возрасту предусмотрителен и деловит. Он запасливо приберег в дальнюю дорогу сорок шесть копеек, не истратив их, как Гек, на разные глупости. Смастерил себе кинжал из кухонного ножа, спрятал на всякий случай под одеяло ржавую кривую пружину от капкана – в дороге все пригодится! Карманы Чука всегда были полны всякой всячиной. Была у него и металлическая коробочка, где хранились конфетные обертки, конский волос для китайского фокуса и еще всякие нужные вещи.

 

                  У Гека не было металлической коробочки. Он до вещей был не жаден и не завистлив. Гек – более впечатлительная натура это маленький мечтатель – фантазер, чуть-чуть драчун немного « растяпа и разиня ». Но зато он умеет понимать красивое, замечать все необычное, хорошо петь песни.

                   Через снежное окно вагона он мог увидеть луну да такую огромную какой в Москве не бывает. И тогда он подумал, что поезд уже мчится по высоким горам, откуда до луны ближе.

                    Жажда жизни вызвала в маленьком   герое потребность сильных переживаний, и свойственное детству воображение рисовало перед ним невероятные картины.

                      Он придумывает заманчивую картину встречи с отцом, и с упоением рассказывает об этом Чуку и матери. Со страхом и любопытством старался рассмотреть он все происходящее за окном лесной избушки, испытывая свою храбрость.

 

                      Гек- задумчивый равнодушный к важным для Чука мелочам – увлечен пейзажами, интересными снами.

В рассказе даны полнокровные живые  характеры малышей.

                   По- разному Чук и Гек познают мир в дальней дороге.

И пока Чук ходил от дверей к  дверям и знакомился с пассажирами  которые охотно дарили ему всякую ерунду - кто резиновую пробку кто  гвоздь, кто кусок крученой бечевки, Гек за это время увидел через окно не мало.

                      У Гека тонкая впечатлительная  натура он рано научился наслаждаться  красотой мира,  но в каждом проявлении своей натуры Гек будущий мужчина его мечтательность не девическая.

                       Гайдар умел проникновенно и тонко изображать не только богатство, полноценность душевной жизни малышей – это как раз в литературе особенно русской, не редкость.

 

                       Гайдар не только в книгах, но и письмах, разговорах так любил называть малыша « человек » нескольких малышей « люди ». В этом – уважительное признание полноценной личности ребенка.

 

                        Особую остроту и прелесть придает рассказу сочетание полной реалистичности событий с мягкой приглушенностью повествования, свойственной сказкам Андерсена. Этот полет сказочности повышает лирическое напряжение рассказа он напоминает о необыкновенном времени и необыкновенной  стране, в которой происходит действие.

 

              Тема Чука и Гека это не только счастье страны но и счастье семьи. Гармоничное развитие ребят, формирование их вкусов индивидуальности тесно связана с вниманием и уважением которым они окружены дома, со свободой развития характерной для детей в счастливой семье.

 

              Огромность   увиденного  мира  показана  в восприятии   ребенка.

Изложения  отличаются  конкретностью зарисовок , выразительностью .Создается

Зримое и живое впечатление  близкое и понятное детям . Гайдаровский  пейзаж лиричен и эмоционален . Вот  на страницах рассказа возникает  необыкновенно живая, насыщенная   конкретными приметами, тайга .Природа помогает автору раскрыть многообразный мир ребенка , показать личность в ее отношениях с миром природы .

               « Раньше  когда Гек жил в Москве, ему представлялось , что и вся земля состоит из Москвы .Теперь же ему казалось , что вся земля состоит из дремучего леса .».

             Радость жизни, радость познания мира ребенком переданы свежо и непосредственно. Гайдар  подчеркивает органичную связь своих героев с миром природы ,сопричастность ко всему живому .

Рассказ «Чук и Гек  « показывает читателю героев ,делающих свои первые шаги в большом мире. Гайдар прекрасно чувствует возраст  Чука и Гека и своих читателей .Он не упрощает не обедняет авторский  мир и мир .своих читателей , говоря от имени ребенка , а наоборот обогащает его новыми красками , новыми открытиями , сделанными любознательными героями .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

      О книге Что  я видел – самом  позднем  и едва ли не самом оригинальном  творении Житкова стоит сказать  особо . Такой книги не создавал никто - ни до ни после Житкова .Это энциклопедия для детей четырех- пяти лет , книга ответов на их бесчисленные  «почему?» и в тоже время повесть , а может и роман для детей , объясняющий основы жизни . Нужна была огромная смелость , чтобы написать эту книгу от лица «почемучки» , - ровесника читателей этой книги . Читателей в кавычках , потому  то, что сами они в это время читать еще не умеют и должны осваивать эту огромную для  их возраста книгу .Вместе с папами и мамами по расчету писателя книги этой должно было хватить ребенку на целый год , и он призывал родителей ни в коем случае не торопиться с ее чтением .

          Главный герой книги – Алеша – почемучка – был реальным мальчиком .Он жил в одной квартире с А.С. Житковой – старшей сестрой писателя .Так что Житков довольно часто встречался и беседовал с ним . Общение с замечательным писателем книги которого , не прошло для него даром .Мать Алеши в книге Житкова изображена недалекой и взбалмошной женщиной биографы писателя неизменно отмечают это обстоятельство видя в нем один из недостатков книги.

Мне кажется, он поступил так в целях педагогических, желая  показать, взрослым читателям как не надо обращаться с почемучкой.

           Для создания своей уникальной  книги Житкову потребовались  все его знания, все литературное мастерство. И пусть иные из описываемых им понятий сегодня устарели, да и дети нынче куда эрудированные, чем в 30-е годы, но все же сегодня книга Жидкова, в общем, сохраняет свое познавательное и художественное значение. В одной только книге – последней – показал Жидков советский быт и советских людей.

            Пятилетний мальчик отправляется  в путешествие. Он едет с матерью поездом в Москву, потом с бабушкой на пароходе в киев, летит на самолете. Необъятный мир удивительных вещей открывается ему. Паровоз, лес, лифт, автобус умывальник в пароходной каюте, светофор на перекрестке, электрическая плитка – вещи, для взрослого настолько обыкновенные, что он не  замечает их. Все что увидел, мальчик фиксирует в памяти с полнотой, доступной только в детстве.

Все требует разъяснений, о каждой вещи взрослые знают так  много интересного, важного –  слово « почему » все время вертится на языке, Алешу даже прозвали почемучкой.

Мама, Бабушка, шафер такси, председатель колхоза, командир советской  Армии – каждый, кто встречается  Алеше, должен удовлетворить его  острую неутомимую любознательность.

               Было бы замечательно если бы взрослые всегда умели давать ответы на ребячьи вопросы с такой точностью, с таким пониманием объема и характера знаний, нужных пятилетнему, как это делает Борис Жидков в соей последней книге « Что я видел » .

               Мальчик рассказывает о своем путешествии, о том что он видел и что говорили ему о увиденном спутники. Это энциклопедия  для самых маленьких, охватывающая несколько сот понятий и предметов, изложенная в форме большой сюжетной повести. Мы все знаем любопытного мальчика задающего вопросы и получающего благоразумные ответы в десятках детских познавательных книг. Этот мальчик помогает автору разнообразить длинные объяснения диалогами. Борис Жидков сумел сделать героя настоящим, а не условным. Этот мальчик с характером, с поступками, дурными и хорошими, с капризами. Он жадно осматривает мир, в котором так много еще не познанного, так много волнующих событий и приключений. Постоянный интерес к рассказу поддерживается все время возникающими драматическими и комическими ситуациями.

Информация о работе Ребенок открывает мир по книгам 30-х годов «Что я видел» Б. Житкова «Чук и Гек» А.П. Гайдара «Приключения травки» С.Г. Розанова