Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 20:53, практическая работа
I. Римская литература I - II вв. н.э.
ІІ 1.Творчество Марциала. Проблематика и основные темы эпиграмм. Эпиграма-инвектива и эпиграмма-сатира. Отображение реалий римской жизни в эпиграммах Марциала
2. Сатиры Ювенала
3. Басня. ФЕДР
4. Петроний, роман "Сатирикон"
ІІІ. Апулей "Золотой осел"
2. Сатиры Ювенала
Инвектива (позднелат. — бранная речь, от лат. invehor — бросаюсь, нападаю) - резкое обличение или сатирическое осмеяние реального лица или группы лиц; обычно сопровождается некоторым сдвигом в реальности изображения; характеризуется структурной и смысловой двуплановостью, нередко выдвигающей на первый план личные обвинения в целях общественного опорочивания.
Инвектива отличается от эпиграммы необязательностью стихотворной формы (в современном, начиная от Марциала, понимании эпиграммы) и отсутствием развлекательного юмористического аспекта, обычно присущего эпиграмме, но обычно имеет общую с ней сатирическую окраску.
Децим Юний Ювенал (ок. 60-х гг. I в., умер после 127 г.) был немолодым человеком, когда начал писать сатиры. Достоверных биографических сведений о нем сохранилось немного. Он происходил из Аквина, маленького италийского городка, где семья его владела земельным участком и принадлежала, по-видимому, к местной муниципальной верхушке. Во времена Домициана Ювенал был незначительным литератором, выступал с декламациями, занимался, может быть, мелкими адвокатскими делами и вынужден был оказывать клиентские услуги влиятельным лицам. Впоследствии он достиг некоторого благосостояния: сатиры он выпускал без «посвящений» каким-либо покровителям, т. е. как человек с независимым социальным положением. Литературное наследие Ювенала — 16 сатир (в 5 книгах); все они составлены в последомициансвское время, первые шесть при Траяне, прочие уже в правление Адриана.
Ювенал выступил как сатирик-
Коль дарования нет, порождается стих возмущеньем.
Подобно Марциалу, Ювенал противопоставляет
свою сатиру мифологическим
Все, что ни делают люди — желания, страх, наслажденья,
Радости, гнев и раздор.
Задача сатирика
В отличие от «смеющейся»
сатиры Горация и
В творчестве Ювенала можно различить два периода. Наиболее сильные и яркие произведения относятся к первому периоду (примерно, до 120 г.), в течение которого составлены были первые три книги собрания (сатиры 1 — 9). Поэт выбирает в это время острые темы, и сатира получает форму шумной декламационной инвективы против пороков и бедствий римской жизни, с иллюстрациями из хроники нескольких поколений.
Ювенал показывает запустение
италийских городов, тяготы
Знатности нету нигде, как только в доблести духа.
Выпады против вырождающейся знати, ее роскоши и беспутств мы находим во многих сатирах, и те имена, которыми сатирик иллюстрирует обличаемые пороки, принадлежат преимущественно к сенаторскому сословию. С чрезвычайным озлоблением подаются фигуры богатых вольноотпущенников. Большая сатира против женщин (6-я) вся построена на примерах из жизни представительниц высшего римского общества, вплоть до императриц. Жениться — безумие; сатира содержит длинный перечень женских недостатков, в число которых входит и отсутствие недостатков.
В этих сатирах много
В буржуазной литературе
образ Ювенала много раз
Во второй период творчества
Ювенал обращается к морально-
Своеобразна композиция сатир.
И вместе с тем на примере
этого писателя видно, в какой
мере риторическая культура
У нас нет сведений о
том, как современники
3. ФЕДР
(Конец I в. до н. э. - первая половина I в. н. э.)
Федр - римский баснописец. Сведения о его жизни очень скудны. По происхождению Федр был рабом. Родился он в Македонии, но уже с детства попал в Рим. Впоследствии он был отпущен на волю. Федр – плебейский поэт. Основным жанром своего творчества он избрал басню, то есть жанр, который считался в римской литературе свойственным "низовой литературе". Иносказательная форма этого жанра давала возможность выразить протест против верхушки общества. В своих баснях Федр выступает против гнета и
насилия правящих кругов, против паразитизма и лени богачей (ср. басню "Пчелыи трутни"), против тщеславия знати, против доносчиков. Сохранилось 120 басен Федра; они написаны шестистопным ямбом.
Многие сюжеты басен заимствованы Федром у греческого баснописца Эсопа. В Западной Европе басни Федра были использованы французским баснописцем Лафонтеном.
Великий баснописец Крылов использовал, творчески переработав,
некоторые сюжеты басен Федра, например "Волк и Ягненок", "Волк и Журавль","Ворона и Лисица", "Петух и Жемчужное Зерно".
В конце басни (иногда в начале) автор помещает небольшое изречение, в котором заключена главная мысль, т.е. мораль, обращенная к читателю
Следует выделить такие особенности
басни:
а) мораль;
б) аллегорический (иносказательный) смысл;
в) типичность описываемой ситуации;
г) характеры-персонажи;
д) осмеяние человеческих пороков и недостатков.
Федр так аргументирует выбор
жанра:
...Угнетенность
рабская,
Не смевшая сказать
того, что хочется,
Все чувства изливала
в этих басенках,
Где были ей защитой
смех и выдумки.
Басни написаны латинским шестистопным ямбом (ямбическим сенарием), как и комедии Плавта и Теренция. В основном, это переводы басен Эзопа, но также и собственные басни «в духе Эзопа». При составлении своих сборников Федр ориентировался на диатрибу, поэтому подражал Горацию, чьи сатиры были образцом диатрибического стиля в стихах.
Политическая сатира присутствует
лишь в первых двух книгах басен
с явными намеками на императора Тиберия и его правление, на могущественного
временщика этой эпохи Сеяна (басня «Солнце, которое хочет жениться»)
и др. Однако после каких-то «перипетий»,
Федр смиряется и начинает заискивать
перед богатыми.
Басни Федра, их злободневность ,аллегория
и сатира
ВОЛК И ЯГНЕНОК
К ручью однажды волк с
Гнала их жажда. По теченью выше - волк,
Ягненок - ниже много. Глотки озорство
Злодея мучит, - повод к ссоре тут как тут.
"Зачем ты воду, - говорит, - здесь мне мутишь -
Хочу я пить здесь". А ягненок, страха полн,
Ему ответил: "Как могу вредить тебе?
Вода течет ведь - от тебя к моим губам..."
А тот, сраженный силой правды слов его:
"Прошло полгода, как ты здесь перечил мне".
Ягненок молвит: "Не родился я тогда!"
- "Ну что ж! отец твой, - волк в ответ, - перечил мне".
И тут, схвативши, растерзал ягненка он.
Вот эту басню написал я про того,
Кто гнет безвинных, повод выдумавши сам.
Аллегория – Образ Волка как угнетателя бессильных и слабых. Образ Ягненка как более слабого героя, не способного сопротивляться
ЛИСИЦА И ВИНОГРАД
К лозе высокой, голод чувствуя, лиса
В прыжках скакала - винограда кисть достать.
Но взять невмочь ей - и она сказала так:
"Еще не зрел он - не хочу я кислый брать".
Коль кто бессилье хочет словом облегчить,
К себе относит пусть он басни этой смысл.
СОБАКА, НЕСУЩАЯ МЯСО ЧЕРЕЗ РЕКУ
К чужому рвешься - по заслугам прочь свое!
Плыла собака, мяса кус держа в зубах,
И отраженье видит в зеркале воды.
"Несет другая там добычу", - мыслит так
И хочет вырвать. Но обманут жадный глаз:
В зубах, что было, потеряла тут она;
На что польстилась - тоже взять того невмочь.
ВОЛК И ЖУРАВЛЬ
Кто за услугу от бесчестных дара ждет -
Грешит тот дважды: недостойным в помощь он,