Роды литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:08, доклад

Краткое описание

Литературный род - одна из трех групп литературных произведений - эпос, лирика, драма, которые вычленяются по ряду общих признаков.

Вложенные файлы: 1 файл

rody_literatury.docx

— 148.17 Кб (Скачать файл)

Лексические средства выразительности

Категория: Теория литературы » Литература в таблицах

 

 

 

Название  лексического средства

Краткая характеристика

Пример

Синонимы

Слова одной части речи, одинаковые или близкие по своему лексическому значению

Не часто к нам слетает  вдохновенье,  
И краткий миг в душе оно горит; 
Но этот миг любимец муз ценит,  
Как мученик с землею разлученье,  
В друзьях обман, в любви разуверенье 
И яд во всем, чем сердце дорожит, 
Забыты им: восторженный пиит 
Уж прочитал свое предназначенье. (А. А. Дельвиг)

Антонимы

Слова одной части речи, противоположные по своему лексическому значению

Рухнула штукатурка в нижнем этаже, Нервы  
- большие, 
маленькие, 
многие!  
- скачут бешеные,  
и уже  
нервов подкашиваются ноги! (В. В. Маяковский)

Омонимы

Слова, одинаковые по звучанию, но разные по своему лексическому значению

Мы сражаться стали,  
В ход пустили шашки,  
Шашки не из стали, 
Мы играем в шашки. (Я. Козловский)

Неологизм

Новое слово, появившееся  в связи с возникновением нового предмета (явления) или созданное  поэтом новое слово для обозначения  уже существующего предмета, понятия, явления

Эти  
сегодня  
стихли и оды, 
в аплодисментах  
ревомые ревмя,  
войдут 
в историю  
как накладные расходы  
на сделанное 
нами - 
двумя или тремя. (В. В. Маяковский)

Архаизм

Слово или выражение, грамматическая форма или синтаксическая конструкция, вышедшие из активного употребления

Зажгли костер, сложилися, 
За водкой двое сбегали, 
А прочие покудова 
Стаканчик изготовили,  
Бересты понадрав. (Н. А. Некрасов)

Историзм

Слово, вышедшее из употребления в связи с исчезновением предмета (явления), которое это слово обозначало

Как ныне сбирается вещий  
Олег Отмстить неразумных хозарам... (А. С. Пушкин)

Фразеологизм

Устойчивое сочетание  слов

Узнали, подняли тревогу,  
По форме нарядили суд,  
Отставку Мишке дали 
И приказали,  
Чтоб зиму пролежал в берлоге старый плут... 
А Мишенька и ухом не ведет. (И. А. Крылов)

Афоризм

Меткое законченное выражение, переданное в точной, сжатой форме

Счастливые часов не наблюдают (А. С. Грибоедов)

Диалектизм

Слово или выражение, употребляемое  жителями определенной местности. Диалектизмы: 
- фонетические (передают особенности произношения);  
- морфологические (передают особенности грамматики определенного диалекта); 
- лексические (служат для называния предметов или явлений людьми определенной местности);  
- этнографические (обозначают вещи или явления, характерные только для какого-то узкого сообщества)

– Здорово, парнище! – 
"Ступай себе мимо!" 
 – Уж больно ты грозен, как я погляжу! 
Откуда дровишки? 
 – "Из лесу, вестимо,  
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу." (Н. А. Некрасов)

Профессионализм

Слова, свойственные профессиональным диалектам; профессиональные слова, употребляемые  группами людей, объединенных общими занятиями, родом деятельности

...К тебе явлюся я;  увижу сей дворец,  
Где циркуль зодчего, палитра и резец 
Ученой прихоти твоей повиновались  
И, вдохновенные, в искусстве состязались. (А. С. Пушкин)


Схема анализа  стихотворения

Категория: Теория литературы        

 Общеизвестно, что жесткой,  канонической схемы анализа поэтического  текста не существует, поскольку художественное произведение — явление живое, сопротивляющееся сухому, унифицированному подходу. Следует помнить, что поэтический текст анализировать сложнее, чем прозаический, так как гармонию стиха нетрудно разрушить, неуклюже прикоснувшись к тончайшей поэтической ткани стихотворения, которое стремится запечатлеть «невыразимое», «шепнуть о том, пред чем язык немеет», по образному выражению А. А. Фета.

Статья большая, поэтому читаем по ссылке 

Структура художественного  текста

Категория: Теория литературы » Литература в таблицах

Композиция - построение художественного произведения, расположение его составных частей.  
Сюжет - последовательность событий в художественном произведении. 
Фабула - хронологическая последовательность событий художественного произведения. 
Этапы сюжета:

 

Этапы развития сюжета

Название  этапа сюжета

Краткая характеристика

Пример

Экспозиция (пролог)

Изображение расстановки  персонажей и обстоятельств в  литературном произведении, непосредственно  предваряющей развертывание основного  сюжетного действия. Экспозиция не влияет на ход последующих событий  в произведении, а только мотивирует действие. Типы экспозиции (в зависимости от места в произведении) 
 - прямая; 
- задержанная; 
- обратная.

В трагедии У. Шекспира "Ромео  и Джульетта" - сцена Джульетты-девочки  с няней, когда Ромео перед  первой встречей с Джульеттой рассказывает своему другу Меркуцио о прежней  любви

Завязка

Начало конфликта, составляющего  основу сюжета, исходный момент, определяющий последующее развертывание действия художественного произведения.  
Типы завязок: 
- мотивированная; 
- немотивированная (неожиданная, придающая остроту). 
Место завязки в литературном произведении: 
- в начале; 
- в конце.

Немотивированная, неожиданная  завязка в романе Н. Г. Чернышевского "Что делать?" Завязка в конце  худ. произведения - поэма Н. В. Гоголя "Мертвые души"

Развитие действия

События, совершаемые в  художественном произведении от завязки  до кульминации, развитие сюжетных линий; постепенное нарастание конфликта.

Приезд Скалозуба, падение  Молчалина с лошади, разговор Чацкого  с Софьей, в котором тот называется себя сумасшедшим

Кульминация

Высшая точка напряжения в развитии действия художественного  произведения, когда особенно ярко проявляется сюжетный конфликт, цели героев и их внутренние качества. Все  развитие конфликта стремится к  кульминации, после которой наступает  развязка; иногда развязка совпадает  с кульминацией. В художественном произведении возможно несколько кульминаций.

Сцена наказания татарина за побег в рассказе Л. Н. Толстого "После бала"

Развязка

Положение действующих лиц, которого сложилось в худ. произведении в результате развития изображенных в нем событий; итоговая сцена, добавляющая  последние штрихи к характерам действующих  лиц. 
Виды развязки: 
- естественная (логичное выражение завязки);  
- ложная. 
Виды развязки (в зависимости от  развития сюжета): 
- внезапная; 
- логически вытекающая из развития действия.  
Виды развязки (в зависимости от художественной манеры писателя): 
- единая с кульминацией; 
- отдельная от кульминации

Естественная развязка - "Вишневый сад" А. П. Чехова. Ложная развязка - "Воскресение" Л. Н. Толстого. Внезапная развязка - "Метель" А. С. Пушкина. Развязка логически вытекающая из развития действия - "Человек в  футляре" А. П. Чехова. Развязка единая с кульминацией - "Ревизор" Н. В. Гоголя. Развязка отдельная от кульминации - "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя

Послесловие (эпилог)

Заключительная часть  произведения. 
Типы эпилогов: 
- непосредственное обращение писателя к читателю (автор высказывает какие-либо обобщающие суждения, благодарит за внимание, просит о благосклонности); 
- развернутые "событийные" (сообщают сведения о дальнейшей судьбе действующих лиц после изображаемых событый).

Развернутый "событийный" эпилог в "Войне и мире" - Л. Н. Толстого - изображение жизни Безуховых  и Ростовых через восемь лет после  войны 1812 года.


 

Конфликт в  художественном произведении

Категория: Теория литературы » Литература в таблицах

Конфликт - столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении; противоречие как принцип взаимодействия между образами литературного (эпического или драматического) произведения. Конфликт определяет идейную направленность и композиционно организует художественное произведение на всех уровнях, придавая каждому образу его качественную определенность в противопоставлении другим образам.

Характер 
конфликта

Краткая характеристика

Пример

Любовный

Взаимоотношения между людьми, построенные на любовных колизиях; характерен для традиционной драмы  классицизма и любовного романа.

У. Шекспир "Ромео и  Джульетта" А.С. Пушкин "Дубровский"

Социально-бытовой (общественный)

Социальные взаимоотношения, характерен для реалистических произведений.

А. С. Пушкин "Евгений Онегин"

Философский

Постановка и решение  философских проблем: жизни и  смерти, кардинальных основ бытия, судьбы человека.

Ф. М. Достоевский "Братья Карамазовы", "Идиот"

Идейный

Столкновение различных  идей, имеющих право на существование.

И. С. Тургенев "Отцы и дети"

Психологический

Внутренние противоречия личности; характерен для романтических  произведений.

Д. Г. Байрон "Дон Жуан"

Символический

Противоборство, столкновение реальности с ее символических перевоплощением; характерен для произведений символизма.

М. Метерлинк "Синяя птица"


Контекст в  анализе литературного произведения

Категория: Теория литературы » Литература в таблицах

Контекст - совокупность явлений, связанных с текстом художественного произведения, но относящихся к внетекстовой действительности.

Виды контекстов

Краткая характеристика

Пример контекста

Литературный

Соотнесенность художественного  произведения с творчеством писателя, а также с литературной деятельностью  его предшественников и современников

Сопоставление художественного  своеобразия "Преступления и наказания" Ф. М. Достоевского с его романами "Бесы" и "Братья Карамазовы" выявляет типичную для писателя проблему - "кровь по совести".

Исторический

Социально-политическая ситуация в период создания литературного  произведения

При чтении "Евгения Онегина" А. С. Пушкина необходимо знать основные положения системы крепостного  права, различие между барщиной и  оброком, положение крестьянства, уклад  помещичьей жизни.

Биографически-бытовой

Факты биографии писателя, реалии бытового уклада эпохи, история  создания художественного произведения, высказывания писателя по поводу творения

При анализе стиля произведений А. П. Чехова можно обратиться к письму писателя А. С. Суворину от 1 апреля 1890 года: "Когда я пишу, я вполне расчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он подбавит сам".


 

Анализ литературного  образа

Категория: Теория литературы » Литература в таблицах

1. Тип литературного героя:

 

 

2. Место героя в системе  образов и его роль в раскрытии  авторского замысла.

 

 

3. Типичность литературного  героя; наличие или отсутствие  прототипов.

4. Характеристика литературного  героя.

 

 

5. Средства создания литературного  персонажа

 

 

6. Авторское отношение  к данному литературному герою.

 

 

Этапы работы над  сочинением

Категория: Теория литературы

1. определение объема  темы (что именно надо вспомнить,  нельзя писать обо всем, даже  если вы прекрасно знаете текст  произведения).

2. Учитесь задвать вопросы  (самому себе, чтобы поставить  проблему): зачем автор сопоставил  те или иные события, героев? С помощью каких художественных  средств автор изображает события,  героев? Какую роль играют данные  события или герои в контексте  произведения?

3. Точность, целенаправленность  доказательств (если вы можете  четко и достаточно кратко  ответить на свои собственные  вопросы, значит, вы знаете, что  доказывать в собственной работе).

4. Подбор аргументов, планирование  конкретных абзацев сочинения. 

5. Мастерство при написании  вступления (для проверяющего: автор  сочинения совершенно свободно  владеет мматериалом и выбирает  наилучший путь раскрытия темы).

6. Не "за упокой", а  "за здравие" (заключение): это  не просто выводы, это выход  из вашей темы в широкий  мир русской литературы - вывод  всего выше изложенного.

7. Проверка: не менее двух  раз! первый раз - проверка общего  ода доказательств, логичности, соответствия  нормам литературного языка. Второй  раз - проверка только грамотности.  В этом случае следует читать  текст с конца до начала (вы  абстрагируетесь от содержания  и проверяете только грамотность).

8. И еще несколько советов:

  • никогда не пишите о том, что не знаете или знаете плохо;
  • не употребляется слова, в правописании которых вы не уверены, старайтесь заменять синонимами;
  • не уничйте, не усложняйте фразы, в этом случае легко запутаться;
  • пишите просто, опирайтесь на текст художественного произведения, хорошее знание текста всегда производит благоприятное впечатление.

Сопоставление тем лирики ЕГЭ по литературе С4

 

  • Категория: Теория литературы » Литература в таблицах

Тема

Автор

Произведение

Дружба

А.Пушкин

«19 окт 1825» В Михайловском, во «мраке заточенья», поэт одинок, но его воображение «товарищей зовет», а мысль о них согревает время разлуки.Кюхельбекера П. называет «мой брат родной по музе, по судьбам»

«Пущину» «Мой первый друг, мой друг бесценный!/ И я судьбу благословил,/Когда мой двор уединенный,/Печальным снегом занесенный,/Твой колокольчик огласил»

Няню П. называет «подругой дней моих суровых», а возлюбленную «друг прелестный»

Б.Окуджава

«Возьмемся за руки друзья» «Возьмемся за руки друзья, /Чтоб не пропасть поодиночке»

В.Высоцкий

«Песня о друге»(Если друг оказался вдруг)«Пусть он в связке в одной с тобой-/Там поймешь, кто такой» «Значит, как на себя самого/Положись на него»

Свобода

А.Пушкин

Ода «Вольность» «Хочу воспеть свободу миру,/На тронах поразить порок!»

«К Чаадаеву» Свобода- это возможность реализации «души прекрасных порывов»

«Узник» «Мы вольные птицы,/ пора, брат, пора»

М.Лермонтов

«Узник» «Отворите мне темницу,/Дайте мне сиянье дня»

«Парус» (вечное духовное беспокойство, вечный поиск и тревогу рождает стремление к свободе)

Любовь

А.Пушкин

«Я вас любил», «На холмах Грузии», «Я помню чудное мгновение»(К***). 
Любви все возрасты покорны: 
«Мне не к лицу и не по летам… 
Пора, пора мне быть умней! 
Но узнаю по всем приметам 
Болезнь любви в душе моей» 
«Признание»

Ф.Тютчев

Любовь - максимальная близость людей, «союз души с душой родной» и неравная борьба; «съединенье», «слиянье», «сочетание» и –«поединок роковой» («Предопределение»)

А.Фет

Стихи о любви импрессионистичны, в центре внимания сам лирический герой. «Шепот, робкое дыханье» - 12 строчек рисуют картину страстного любовного свидания от первых секунд поздним вечером до расставания на рассвете.

В.Маяковский

«Лиличка!» - взволнованный лирический монолог, в котором выражается безоглядное любовное чувство героя ст. Любовная тема продолжает развитие в ст. «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». «Письмо Татьяне Яковлевой»- любовное интимное переживание переводится в план социально-политический. В любовной лирике очевидна эволюция Маяковского от лирического поэта к поэту-трибуну, гражданину.

А.Ахматова

Как правило, А. фиксирует  нюансы мыслей, чувств отвергнутой  женщины, понимающей, что вместе с  возлюбленным, от нее уходит сама жизнь. 
«Я сбежала, перил не касаясь, 
Я сбежала за ним до ворот, 
Задыхаясь, я крикнула: 
«Шутка, все что было, 
Уйдешь, я умру!» 
Улыбнулся, спокойно и жутко, 
И сказал мне: «Не стой на ветру» 
«Сжала руки под темной вуалью» 
Любовь у А. превращается в поединок сильных личностей (ст. «Он любил», «А я думал, я тоже такая», «Тебе покорна? Ты сошел с ума!») 
В сборнике «Четки» появляются стихи, повествующие о преодолении любовной тоски, о понимании того, что жизнь прекрасна, бесконечна, непостижима, что природа и бог могут врачевать незарастающие раны любви: 
«Я научилась просто, мудро жить, 
 Смотреть на небо и молиться богу. 
И долго перед вечером бродить, 
Чтоб утомить ненужную тревогу. 
Когда шуршат в овраге лопухи 
И никнет гроздь рябины желто-красной, 
Слагаю я веселые стихи 
О жизни тленной, тленной и прекрасной.» 
«Я научилась просто, мудро жить»

М.Лермонтов

«Молитва»- лирический герой молится не за себя, («не за свою молю душу пустынную»)а за возлюбленную. 
«Нищий»- любовь приносит не радость, а боль и страдания: 
«Так я молил твоей любви, 
С слезами горькими, с тоскою, 
Так, чувства лучшие мои 
Обмануты навек тобою!»

Природа

А.Пушкин

«Кавказ», «Зимнее  утро», «Осень», «Бесы», «Зимняя дорога», «Зимний вечер» - пейзаж служит средством раскрытия душевного состояния поэта.

Ф. Тютчев

Природа означает «мир, мирозданье» (цельный образ)

«И гам лесной, и шум нагорный—

Все вторит весело громам!»

«Весенняя гроза»

Природа у Т. одухотворена, наделена душой и сознанием. Об осеннем вечере:

«Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной  стыдливостью страданья».

Природа и человек связаны  между собой («Как океан объемлет шар земной», «Silentium!»)

А.Фет

Фет воспевает красоту  и неповторимость каждого мгновения  человеческой жизни, единство природы  и человека,личности и мирозданья.

«И как в  росинке чуть заметной

Весь солнца лик  ты узнаешь,

Так слитно в глубине  заветной

Все мирозданье ты найдешь.»

«Добро и зло»

Фет научился видеть разнообразную, полную высокого значения жизнь в  каждой травинке и листочке и стремится  поделиться своими наблюдениями со всем миром:  

«Рассказать, что  солнце встало,

Что оно горячим  светом

По листам затрепетало.

Рассказать, что  лес проснутся.

Весь проснулся, веткой каждой.

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон  жаждой»

«Я пришел к тебе с приветом» 

Б.Пастернак

Природа, вечность- это отсчет, критерий всех поступков и чувств.

Поэт преклоняется перед  загадочной прелестью зимы:

«И белому, мертвому царству,

Бросавшему мысленно в дрожь.

Я тихо шепчу: «Благодарствуй!

Ты больше, чем  просят, даешь».

«Зазимки»

М.Лермонтов

«Когда волнуется желтеющая нива»- единение человека и природы

Одиночество

М.Лермонтов

«И скучно, и грустно» Поэт одинок среди людей - «и некому руку подать», ему нет места среди толпы и света – «как часто пестрою толпою окружен». «Выхожу я один на дорогу» «Парус»

В.Маяковский

Ст. «Скрипка и немножко нервно» продолжает тему одиночества, безразличия друг к другу и разобщенности людей, тему поэта и его миссии, взаимоотношений поэта и толпы, поднятую в «Послушайте!». «Хорошее отношение к лошадям» - поднимается тема одиночества и непонимания человеком человека. Трогательная история об упавшей лошади - это только повод рассказать читателю о самом себе, о своей «звериной тоске». Плачущая лошадь - своеобразный двойник автора:

«Деточка

Все мы немножко лошади,

Каждый из нас  по-своему лошадь»

Также поднимается  тема поэта и толпы :

«Смеялся Кузнецкий,

Лишь один я

Голос не вмешивал в вой ему»

М.Цветаева

«Тоска по родине! Давно…»

Изгнание

М.Лермонтов

«Тучки» «вечные странники», «тучки небесные» уподобляются изгнаннику, лирическому герою.

Ф.Тютчев

«Вот бреду  я вдоль большой дороги/ В тихом  свете гаснущего дня»

Н.Некрасов

«Кому на Руси жить хорошо»

Творчество

А.Фет

Творчество – процесс  подсознательный, это безотчетные  порывы души

«Не знаю сам, что буду

Петь - но только песня зреет»

«Я пришел к  тебе с приветом»

Б.Пастернак

Творчество – процесс  подсознательный. В соавторство  с поэтом вступает вселенная (ст. «Определение поэзии», «Февраль. Достать чернил и плакать»)

Высшая сложность жизни - простота. Простота поэтических формулировок при глубине смысла. Это декларирует  одно из известнейших его ст:

«Во всем мне хочется

Дойти до самой  сути:

В работе, в поисках  пути,

В сердечной смуте.

Все время схватывая  нить

Судеб, событий.

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья.»

Связь поэта и времени  в ст. «Ночь»:

«Не спи, не спи художник,

Не предавайся сну,

Ты вечности заложник

У времени в  плену»

М.Цветаева

Чувствует сопричастность высокой  поэзии, обращается к Державину, Пушкину, Блоку в своих ст. не потому, что считает себя равной им, а потому, что считает себя единомышленницей, служит тому же великому и испепеляющему искусству, что и они:

«Я знаю: наш дар неравен,

Мой голос впервые  – тих.

Что вам, молодой  Державин,

Мой невоспитанный  стих!»

«Никто ничего не отнял»

Тема поэта и  поэзии/ Назначение поэта

М.Лермонтов

«Смерть поэта», «Поэт» - тема поэта и толпы

«Но скучен нам простой и годный твой язык

Нас тешат блестки  и обманы»

А.Пушкин

«Я памятник себе воздвиг», «Пророк», «Поэт»

Н.Некрасов

Создает образ своей «неласковой и нелюбимой Музы, Печальной спутницы печальных бедняков».

Поэт не отделяется от толпы:

«Я от костей твоих и плоти,

Остервенелая  толпа»

«Зачем меня на части рвете?»

А.Фет

Истинная поэзия - это  умение претворить страдание в радость, понять других людей и разделить  с ними чувства, увидеть красоту  и бесконечность мира:

«Дать жизни вздох,

Дать сладость тайным мукам,

Чужое вмиг почувствовать  своим,

Шепнуть о том, о чем я зык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец-

Вот чем певец  лишь избранный владеет,

Вот в чем его  и признак, и венец!»

«Одним толчком согнать ладью живую»

В.Маяковский

В поэме «Облако в штанах» М. провозглашал пророческую миссию художника – видеть то, чего не видит никто(«где глаз людей обрывается куцый»). В стране Советов поэзия должна встать в строй созидателей новой реальности:

«Светить всегда!

Светить везде!

До дней последних  до конца»

«Невероятное приключение…»

Возможности искусства безграничны («Рифма поэта - и ласка, и лозунг, и штык, и кнут» - ст. «Разговор с фининспектором о поэзии»)

Поэма «Во весь голос. Первое вступление в поэму» - участие в строительстве новой жизни утверждается как главное достоинство поэзии и основной критерий оценки ее уровня. Подводит итог своего творчества, поэт обращается к потомкам, заглядывает в «коммунистическое далеко»

А.Твардовский

«Вся суть в одном - единственном завете»

Центральная мысль ст.- право  творца на абсолютную свободу.

«О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. И  так, как я хочу»

Родина

М.Лермонтов

«Родина» Любовь «странная», необъяснимая – «за что, не знаю сам»

А.Блок

В ст. «Осенняя воля» поэт говорит о невозможности жизни без России, ощущает родство с ней: «Приюти ты в долях необъятных», «как жить и плакать без тебя!». Блоку дороги просторы Отчизны, грустная доля народа - землепашца: «Над печалью нив твоих заплачу,/Твой простор навеки полюблю»

В ст. «Русь» Родина предстает сказочным заколдованным царством.

В ст. «Россия» предстает Родина как «нищая Россия», ее «серые избы», «расклябанные колеи». Выражено чувство неразделенности судьбы поэты и судьбы Родины.

Ст. «На железной дороге». «На поле Куликовом» - цикл ст., в которых поэт обращается к истории.

В ст. «Грешить бесстыдно, беспробудно» возникает образ страшной России. Но это Родина, с которой он чувствует нерасторжимую связь:

«Да и такой, моя Россия,

Ты всех краев  дороже мне»

Ст. «Коршун»

С.Есенин

В ст. «Русь» почти интимно обращается к родине, как близкому человеку: «Ой, ты, Русь, моя родина кроткая». По-лермонтовски называет необъяснимой свою любовь к России:

«Но люблю тебя, родина кроткая,

А за что, разгадать  не могу»

В философском ключе осмысливается  тема родины в ст. «Спит ковыль. Равнина дорогая»

«Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть!»

Ст. «Гой ты, Русь моя родная»:

«Если крикнет  Рать святая:

«Кинь ты все, живи в раю!»,

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою!»»

Ст. «Край любимый», «Запели тесаные дроги»

Ф.Тютчев

«Умом Россию не понять»

Философская лирика

Ф.Тютчев

Сожалеет о быстротечности жизни:

«Что жизнь и смерть? А жаль того огня,

Что просиял над  целым мирозданьем,

И в ночь идет, и плачет, уходя…»

«Далекий друг»

А.Фет

Искусство - вечно. В ст. «Сияла ночь. Луной был полон сад» пение женщины рождает в поэте мысли о вечности, о великом значении искусства, способного примирить и объединить людей своей непостижимой красотой:

«Жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только вровать  в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой»

М.Цветаева

В ст. «Другие с очами и личиком светлым» она так говорит о смысле своего бытия на земле:

«Другие всей плотью во плоти блуждают,

Из уст пересохших дыханье глотают…

А я  руки настежь!- застыла – столбняк!

Чтоб выдул  мне душу российский сквозняк!»

М.Лермонтов

«Парус» - смысл человеческой жизни в исканиях и борьбе. «Три пальмы» - проблема смысла жизни: пальмы не хотят жить «без пользы».

Б.Пастернак

«Снег идет» - быстротечность жизни

Гражданская лирика

Н.Некрасов

Тема гражданского служения - быть «обличителем толпы, ее страстей и заблуждений»

А.Ахматова

В 1917 г, когда многие поэты  покидают Россию, охваченную революционным  безумием, она отказывается это сделать, понимая невозможность прожить  без того, с чем навсегда срослась душа. На предложение покинуть родину она не считает возможным отвечать. Даже слышать она не желает этих оскорбительных для ее достоинства  слов:

«Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью  недостойной,

Не осквернился  скорбный дух»

«Мне голос был»

Поистине жалок добровольный изгнанник, так как его жизнь  бессмысленна. В годы суровых испытаний  не себя спасать надо:

«А здесь, в глухом чаду пожара,

Остаток юности губя,

Мы ни единого  удара

Не отклонили  от себя»

«Не с теми я, кто  бросил землю»

В годы ВОВ А. пишет ст. «Клятва», «Мужество», в которых выражается общее для всего народа чувство:

«Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!»

А.Пушкин

«К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд»

Сатира

В.Маяковский

Сатирические гимны - «Гимн обеду», «Гимн ученому», «Гимн критику». Основной объект сатиры - мещанство и бюрократизм.

В ст. «О дряни» М. клеймит обывательский быт. Мещанское сознание, «Мурло мещанина» казались ему препятствием для осуществления той утопической идеальной модели новой жизни, о которой он мечтал.

В ст. «Прозаседавшиеся» гротескно воссоздается картина бесконечных заседаний советских чиновников - бюрократов.

Пошлость, мещанство как  идеология, которой не должно быть места  в новой действительности сатирически  высмеиваются в комедии «Клоп».

Нравы дворян

Фонвизин «Недоросль»

Гоголь «Мертвые души»

Салтыков-Щедрин « Повесть о том, как один….»

Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

Нравы чиновников

Гоголь «Ревизор»

Маяковский  «Прозаседавшиеся»

Булгаков «Мастер и Маргарита»

Пушкин «Капитанская дочка»

Народ

Н.Некрасов

«Я лиру посвятил народу своему» - эллегия

«Тройка» - страшная судьба русской женщины, беззащитной перед жизнью.

«Размышления  у парадного подъезда» - обращение к народу:

«Где народ. Там и стон….Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил…»

Ст. «Железная дорога»

Информация о работе Роды литературы