Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:08, доклад
Литературный род - одна из трех групп литературных произведений - эпос, лирика, драма, которые вычленяются по ряду общих признаков.
Лексические средства выразительности
Категория: Теория литературы » Литература в таблицах
Название лексического средства |
Краткая характеристика |
Пример |
Синонимы |
Слова одной части речи, одинаковые или близкие по своему лексическому значению |
Не часто к нам слетает
вдохновенье, |
Антонимы |
Слова одной части речи, противоположные по своему лексическому значению |
Рухнула штукатурка в нижнем
этаже, Нервы |
Омонимы |
Слова, одинаковые по звучанию, но разные по своему лексическому значению |
Мы сражаться стали, |
Неологизм |
Новое слово, появившееся в связи с возникновением нового предмета (явления) или созданное поэтом новое слово для обозначения уже существующего предмета, понятия, явления |
Эти |
Архаизм |
Слово или выражение, грамматическая форма или синтаксическая конструкция, вышедшие из активного употребления |
Зажгли костер, сложилися, |
Историзм |
Слово, вышедшее из употребления
в связи с исчезновением |
Как ныне сбирается вещий |
Фразеологизм |
Устойчивое сочетание слов |
Узнали, подняли тревогу, |
Афоризм |
Меткое законченное выражение, переданное в точной, сжатой форме |
Счастливые часов не наблюдают (А. С. Грибоедов) |
Диалектизм |
Слово или выражение, употребляемое
жителями определенной местности. Диалектизмы: |
– Здорово, парнище! – |
Профессионализм |
Слова, свойственные профессиональным диалектам; профессиональные слова, употребляемые группами людей, объединенных общими занятиями, родом деятельности |
...К тебе явлюся я;
увижу сей дворец, |
Схема анализа стихотворения
Категория: Теория литературы
Общеизвестно, что жесткой,
канонической схемы анализа
Статья большая, поэтому читаем по ссылке
Структура художественного текста
Категория: Теория литературы » Литература в таблицах
Композиция - построение художественного
произведения, расположение его составных
частей.
Сюжет - последовательность событий
в художественном произведении.
Фабула - хронологическая последовательность
событий художественного произведения.
Этапы сюжета:
Этапы развития сюжета | ||
Название этапа сюжета |
Краткая характеристика |
Пример |
Экспозиция (пролог) |
Изображение расстановки
персонажей и обстоятельств в
литературном произведении, непосредственно
предваряющей развертывание основного
сюжетного действия. Экспозиция не
влияет на ход последующих событий
в произведении, а только мотивирует
действие. Типы экспозиции (в зависимости от
места в произведении) |
В трагедии У. Шекспира "Ромео и Джульетта" - сцена Джульетты-девочки с няней, когда Ромео перед первой встречей с Джульеттой рассказывает своему другу Меркуцио о прежней любви |
Завязка |
Начало конфликта, составляющего
основу сюжета, исходный момент, определяющий
последующее развертывание |
Немотивированная, неожиданная завязка в романе Н. Г. Чернышевского "Что делать?" Завязка в конце худ. произведения - поэма Н. В. Гоголя "Мертвые души" |
Развитие действия |
События, совершаемые в художественном произведении от завязки до кульминации, развитие сюжетных линий; постепенное нарастание конфликта. |
Приезд Скалозуба, падение Молчалина с лошади, разговор Чацкого с Софьей, в котором тот называется себя сумасшедшим |
Кульминация |
Высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения, когда особенно ярко проявляется сюжетный конфликт, цели героев и их внутренние качества. Все развитие конфликта стремится к кульминации, после которой наступает развязка; иногда развязка совпадает с кульминацией. В художественном произведении возможно несколько кульминаций. |
Сцена наказания татарина за побег в рассказе Л. Н. Толстого "После бала" |
Развязка |
Положение действующих лиц,
которого сложилось в худ. произведении
в результате развития изображенных
в нем событий; итоговая сцена, добавляющая
последние штрихи к характерам действующих
лиц. |
Естественная развязка - "Вишневый сад" А. П. Чехова. Ложная развязка - "Воскресение" Л. Н. Толстого. Внезапная развязка - "Метель" А. С. Пушкина. Развязка логически вытекающая из развития действия - "Человек в футляре" А. П. Чехова. Развязка единая с кульминацией - "Ревизор" Н. В. Гоголя. Развязка отдельная от кульминации - "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя |
Послесловие (эпилог) |
Заключительная часть
произведения. |
Развернутый "событийный" эпилог в "Войне и мире" - Л. Н. Толстого - изображение жизни Безуховых и Ростовых через восемь лет после войны 1812 года. |
Конфликт в художественном произведении
Категория: Теория литературы » Литература в таблицах
Конфликт - столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении; противоречие как принцип взаимодействия между образами литературного (эпического или драматического) произведения. Конфликт определяет идейную направленность и композиционно организует художественное произведение на всех уровнях, придавая каждому образу его качественную определенность в противопоставлении другим образам.
Характер |
Краткая характеристика |
Пример |
Любовный |
Взаимоотношения между людьми,
построенные на любовных колизиях;
характерен для традиционной драмы
классицизма и любовного |
У. Шекспир "Ромео и Джульетта" А.С. Пушкин "Дубровский" |
Социально-бытовой (общественный) |
Социальные взаимоотношения, характерен для реалистических произведений. |
А. С. Пушкин "Евгений Онегин" |
Философский |
Постановка и решение философских проблем: жизни и смерти, кардинальных основ бытия, судьбы человека. |
Ф. М. Достоевский "Братья Карамазовы", "Идиот" |
Идейный |
Столкновение различных идей, имеющих право на существование. |
И. С. Тургенев "Отцы и дети" |
Психологический |
Внутренние противоречия личности; характерен для романтических произведений. |
Д. Г. Байрон "Дон Жуан" |
Символический |
Противоборство, столкновение реальности с ее символических перевоплощением; характерен для произведений символизма. |
М. Метерлинк "Синяя птица" |
Контекст в
анализе литературного
Категория: Теория литературы » Литература в таблицах
Контекст - совокупность явлений, связанных с текстом художественного произведения, но относящихся к внетекстовой действительности.
Виды контекстов |
Краткая характеристика |
Пример контекста |
Литературный |
Соотнесенность |
Сопоставление художественного своеобразия "Преступления и наказания" Ф. М. Достоевского с его романами "Бесы" и "Братья Карамазовы" выявляет типичную для писателя проблему - "кровь по совести". |
Исторический |
Социально-политическая ситуация в период создания литературного произведения |
При чтении "Евгения Онегина" А. С. Пушкина необходимо знать основные положения системы крепостного права, различие между барщиной и оброком, положение крестьянства, уклад помещичьей жизни. |
Биографически-бытовой |
Факты биографии писателя, реалии бытового уклада эпохи, история создания художественного произведения, высказывания писателя по поводу творения |
При анализе стиля произведений А. П. Чехова можно обратиться к письму писателя А. С. Суворину от 1 апреля 1890 года: "Когда я пишу, я вполне расчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он подбавит сам". |
Анализ литературного образа
Категория: Теория литературы » Литература в таблицах
1. Тип литературного героя:
2. Место героя в системе
образов и его роль в
3. Типичность литературного героя; наличие или отсутствие прототипов.
4. Характеристика литературного героя.
5. Средства создания
6. Авторское отношение к данному литературному герою.
Этапы работы над сочинением
Категория: Теория литературы
1. определение объема
темы (что именно надо вспомнить,
нельзя писать обо всем, даже
если вы прекрасно знаете
2. Учитесь задвать вопросы
(самому себе, чтобы поставить
проблему): зачем автор сопоставил
те или иные события, героев?
С помощью каких
3. Точность, целенаправленность
доказательств (если вы можете
четко и достаточно кратко
ответить на свои собственные
вопросы, значит, вы знаете, что
доказывать в собственной
4. Подбор аргументов, планирование конкретных абзацев сочинения.
5. Мастерство при написании
вступления (для проверяющего: автор
сочинения совершенно свободно
владеет мматериалом и
6. Не "за упокой", а "за здравие" (заключение): это не просто выводы, это выход из вашей темы в широкий мир русской литературы - вывод всего выше изложенного.
7. Проверка: не менее двух
раз! первый раз - проверка общего
ода доказательств, логичности, соответствия
нормам литературного языка.
8. И еще несколько советов:
Сопоставление тем лирики ЕГЭ по литературе С4
Тема |
Автор |
Произведение |
Дружба |
А.Пушкин |
«19 окт 1825» В Михайловском, во «мраке заточенья», поэт одинок, но его воображение «товарищей зовет», а мысль о них согревает время разлуки.Кюхельбекера П. называет «мой брат родной по музе, по судьбам» «Пущину» «Мой первый друг, мой друг бесценный!/ И я судьбу благословил,/Когда мой двор уединенный,/Печальным снегом занесенный,/Твой колокольчик огласил» Няню П. называет «подругой дней моих суровых», а возлюбленную «друг прелестный» |
Б.Окуджава |
«Возьмемся за руки друзья» «Возьмемся за руки друзья, /Чтоб не пропасть поодиночке» | |
В.Высоцкий |
«Песня о друге»(Если друг оказался вдруг)«Пусть он в связке в одной с тобой-/Там поймешь, кто такой» «Значит, как на себя самого/Положись на него» | |
Свобода |
А.Пушкин |
Ода «Вольность» «Хочу воспеть свободу миру,/На тронах поразить порок!» «К Чаадаеву» Свобода- это возможность реализации «души прекрасных порывов» «Узник» «Мы вольные птицы,/ пора, брат, пора» |
М.Лермонтов |
«Узник» «Отворите мне темницу,/Дайте мне сиянье дня» «Парус» (вечное духовное беспокойство, вечный поиск и тревогу рождает стремление к свободе) | |
Любовь |
А.Пушкин |
«Я вас любил», «На холмах Грузии», «Я помню чудное мгновение»(К***). |
Ф.Тютчев |
Любовь - максимальная близость людей, «союз души с душой родной» и неравная борьба; «съединенье», «слиянье», «сочетание» и –«поединок роковой» («Предопределение») | |
А.Фет |
Стихи о любви импрессионистичны, в центре внимания сам лирический герой. «Шепот, робкое дыханье» - 12 строчек рисуют картину страстного любовного свидания от первых секунд поздним вечером до расставания на рассвете. | |
В.Маяковский |
«Лиличка!» - взволнованный лирический монолог, в котором выражается безоглядное любовное чувство героя ст. Любовная тема продолжает развитие в ст. «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». «Письмо Татьяне Яковлевой»- любовное интимное переживание переводится в план социально-политический. В любовной лирике очевидна эволюция Маяковского от лирического поэта к поэту-трибуну, гражданину. | |
А.Ахматова |
Как правило, А. фиксирует
нюансы мыслей, чувств отвергнутой
женщины, понимающей, что вместе с
возлюбленным, от нее уходит сама жизнь. | |
М.Лермонтов |
«Молитва»- лирический герой молится
не за себя, («не за свою молю душу пустынную»)а
за возлюбленную. | |
Природа |
А.Пушкин |
«Кавказ», «Зимнее утро», «Осень», «Бесы», «Зимняя дорога», «Зимний вечер» - пейзаж служит средством раскрытия душевного состояния поэта. |
Ф. Тютчев |
Природа означает «мир, мирозданье» (цельный образ) «И гам лесной, и шум нагорный— Все вторит весело громам!» «Весенняя гроза» Природа у Т. одухотворена, наделена душой и сознанием. Об осеннем вечере: «Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья». Природа и человек связаны между собой («Как океан объемлет шар земной», «Silentium!») | |
А.Фет |
Фет воспевает красоту и неповторимость каждого мгновения человеческой жизни, единство природы и человека,личности и мирозданья. «И как в росинке чуть заметной Весь солнца лик ты узнаешь, Так слитно в глубине заветной Все мирозданье ты найдешь.» «Добро и зло» Фет научился видеть разнообразную, полную высокого значения жизнь в каждой травинке и листочке и стремится поделиться своими наблюдениями со всем миром: «Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало. Рассказать, что лес проснутся. Весь проснулся, веткой каждой. Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой» «Я пришел к тебе с приветом» | |
Б.Пастернак |
Природа, вечность- это отсчет, критерий всех поступков и чувств. Поэт преклоняется перед загадочной прелестью зимы: «И белому, мертвому царству, Бросавшему мысленно в дрожь. Я тихо шепчу: «Благодарствуй! Ты больше, чем просят, даешь». «Зазимки» | |
М.Лермонтов |
«Когда волнуется желтеющая нива»- единение человека и природы | |
Одиночество |
М.Лермонтов |
«И скучно, и грустно» Поэт одинок среди людей - «и некому руку подать», ему нет места среди толпы и света – «как часто пестрою толпою окружен». «Выхожу я один на дорогу» «Парус» |
В.Маяковский |
Ст. «Скрипка и немножко нервно» продолжает тему одиночества, безразличия друг к другу и разобщенности людей, тему поэта и его миссии, взаимоотношений поэта и толпы, поднятую в «Послушайте!». «Хорошее отношение к лошадям» - поднимается тема одиночества и непонимания человеком человека. Трогательная история об упавшей лошади - это только повод рассказать читателю о самом себе, о своей «звериной тоске». Плачущая лошадь - своеобразный двойник автора: «Деточка Все мы немножко лошади, Каждый из нас по-своему лошадь» Также поднимается тема поэта и толпы : «Смеялся Кузнецкий, Лишь один я Голос не вмешивал в вой ему» | |
М.Цветаева |
«Тоска по родине! Давно…» | |
Изгнание |
М.Лермонтов |
«Тучки» «вечные странники», «тучки небесные» уподобляются изгнаннику, лирическому герою. |
Ф.Тютчев |
«Вот бреду я вдоль большой дороги/ В тихом свете гаснущего дня» | |
Н.Некрасов |
«Кому на Руси жить хорошо» | |
Творчество |
А.Фет |
Творчество – процесс подсознательный, это безотчетные порывы души «Не знаю сам, что буду Петь - но только песня зреет» «Я пришел к тебе с приветом» |
Б.Пастернак |
Творчество – процесс подсознательный. В соавторство с поэтом вступает вселенная (ст. «Определение поэзии», «Февраль. Достать чернил и плакать») Высшая сложность жизни - простота. Простота поэтических формулировок при глубине смысла. Это декларирует одно из известнейших его ст: «Во всем мне хочется Дойти до самой сути: В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. Все время схватывая нить Судеб, событий. Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья.» Связь поэта и времени в ст. «Ночь»: «Не спи, не спи художник, Не предавайся сну, Ты вечности заложник У времени в плену» | |
М.Цветаева |
Чувствует сопричастность высокой поэзии, обращается к Державину, Пушкину, Блоку в своих ст. не потому, что считает себя равной им, а потому, что считает себя единомышленницей, служит тому же великому и испепеляющему искусству, что и они: «Я знаю: наш дар неравен, Мой голос впервые – тих. Что вам, молодой Державин, Мой невоспитанный стих!» «Никто ничего не отнял» | |
Тема поэта и поэзии/ Назначение поэта |
М.Лермонтов |
«Смерть поэта», «Поэт» - тема поэта и толпы «Но скучен нам простой и годный твой язык Нас тешат блестки и обманы» |
А.Пушкин |
«Я памятник себе воздвиг», «Пророк», «Поэт» | |
Н.Некрасов |
Создает образ своей «неласковой и нелюбимой Музы, Печальной спутницы печальных бедняков». Поэт не отделяется от толпы: «Я от костей твоих и плоти, Остервенелая толпа» «Зачем меня на части рвете?» | |
А.Фет |
Истинная поэзия - это умение претворить страдание в радость, понять других людей и разделить с ними чувства, увидеть красоту и бесконечность мира: «Дать жизни вздох, Дать сладость тайным мукам, Чужое вмиг почувствовать своим, Шепнуть о том, о чем я зык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец- Вот чем певец лишь избранный владеет, Вот в чем его и признак, и венец!» «Одним толчком согнать ладью живую» | |
В.Маяковский |
В поэме «Облако в штанах» М. провозглашал пророческую миссию художника – видеть то, чего не видит никто(«где глаз людей обрывается куцый»). В стране Советов поэзия должна встать в строй созидателей новой реальности: «Светить всегда! Светить везде! До дней последних до конца» «Невероятное приключение…» Возможности искусства безграничны («Рифма поэта - и ласка, и лозунг, и штык, и кнут» - ст. «Разговор с фининспектором о поэзии») Поэма «Во весь голос. Первое вступление в поэму» - участие в строительстве новой жизни утверждается как главное достоинство поэзии и основной критерий оценки ее уровня. Подводит итог своего творчества, поэт обращается к потомкам, заглядывает в «коммунистическое далеко» | |
А.Твардовский |
«Вся суть в одном - единственном завете» Центральная мысль ст.- право творца на абсолютную свободу. «О том, что знаю лучше всех на свете, Сказать хочу. И так, как я хочу» | |
Родина |
М.Лермонтов |
«Родина» Любовь «странная», необъяснимая – «за что, не знаю сам» |
А.Блок |
В ст. «Осенняя воля» поэт говорит о невозможности жизни без России, ощущает родство с ней: «Приюти ты в долях необъятных», «как жить и плакать без тебя!». Блоку дороги просторы Отчизны, грустная доля народа - землепашца: «Над печалью нив твоих заплачу,/Твой простор навеки полюблю» В ст. «Русь» Родина предстает сказочным заколдованным царством. В ст. «Россия» предстает Родина как «нищая Россия», ее «серые избы», «расклябанные колеи». Выражено чувство неразделенности судьбы поэты и судьбы Родины. Ст. «На железной дороге». «На поле Куликовом» - цикл ст., в которых поэт обращается к истории. В ст. «Грешить бесстыдно, беспробудно» возникает образ страшной России. Но это Родина, с которой он чувствует нерасторжимую связь: «Да и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне» Ст. «Коршун» | |
С.Есенин |
В ст. «Русь» почти интимно обращается к родине, как близкому человеку: «Ой, ты, Русь, моя родина кроткая». По-лермонтовски называет необъяснимой свою любовь к России: «Но люблю тебя, родина кроткая, А за что, разгадать не могу» В философском ключе «Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть!» Ст. «Гой ты, Русь моя родная»: «Если крикнет Рать святая: «Кинь ты все, живи в раю!», Я скажу: «Не надо рая, Дайте Родину мою!»» Ст. «Край любимый», «Запели тесаные дроги» | |
Ф.Тютчев |
«Умом Россию не понять» | |
Философская лирика |
Ф.Тютчев |
Сожалеет о быстротечности жизни: «Что жизнь и смерть? А жаль того огня, Что просиял над целым мирозданьем, И в ночь идет, и плачет, уходя…» «Далекий друг» |
А.Фет |
Искусство - вечно. В ст. «Сияла ночь. Луной был полон сад» пение женщины рождает в поэте мысли о вечности, о великом значении искусства, способного примирить и объединить людей своей непостижимой красотой: «Жизни нет конца, и цели нет иной, Как только вровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой» | |
М.Цветаева |
В ст. «Другие с очами и личиком светлым» она так говорит о смысле своего бытия на земле: «Другие всей плотью во плоти блуждают, Из уст пересохших дыханье глотают… А я руки настежь!- застыла – столбняк! Чтоб выдул мне душу российский сквозняк!» | |
М.Лермонтов |
«Парус» - смысл человеческой жизни в исканиях и борьбе. «Три пальмы» - проблема смысла жизни: пальмы не хотят жить «без пользы». | |
Б.Пастернак |
«Снег идет» - быстротечность жизни | |
Гражданская лирика |
Н.Некрасов |
Тема гражданского служения - быть «обличителем толпы, ее страстей и заблуждений» |
А.Ахматова |
В 1917 г, когда многие поэты покидают Россию, охваченную революционным безумием, она отказывается это сделать, понимая невозможность прожить без того, с чем навсегда срослась душа. На предложение покинуть родину она не считает возможным отвечать. Даже слышать она не желает этих оскорбительных для ее достоинства слов: «Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной, Не осквернился скорбный дух» «Мне голос был» Поистине жалок добровольный изгнанник, так как его жизнь бессмысленна. В годы суровых испытаний не себя спасать надо: «А здесь, в глухом чаду пожара, Остаток юности губя, Мы ни единого удара Не отклонили от себя» «Не с теми я, кто бросил землю» В годы ВОВ А. пишет ст. «Клятва», «Мужество», в которых выражается общее для всего народа чувство: «Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться никто не заставит!» | |
А.Пушкин |
«К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд» | |
Сатира |
В.Маяковский |
Сатирические гимны - «Гимн обеду», «Гимн ученому», «Гимн критику». Основной объект сатиры - мещанство и бюрократизм. В ст. «О дряни» М. клеймит обывательский быт. Мещанское сознание, «Мурло мещанина» казались ему препятствием для осуществления той утопической идеальной модели новой жизни, о которой он мечтал. В ст. «Прозаседавшиеся» гротескно воссоздается картина бесконечных заседаний советских чиновников - бюрократов. Пошлость, мещанство как идеология, которой не должно быть места в новой действительности сатирически высмеиваются в комедии «Клоп». |
Нравы дворян |
Фонвизин «Недоросль» Гоголь «Мертвые души» Салтыков-Щедрин « Повесть о том, как один….» Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» | |
Нравы чиновников |
Гоголь «Ревизор» Маяковский «Прозаседавшиеся» Булгаков «Мастер и Маргарита» Пушкин «Капитанская дочка» | |
Народ |
Н.Некрасов |
«Я лиру посвятил народу своему» - эллегия «Тройка» - страшная судьба русской женщины, беззащитной перед жизнью. «Размышления у парадного подъезда» - обращение к народу: «Где народ. Там и стон….Эх, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный? Ты проснешься ль, исполненный сил…» Ст. «Железная дорога» |