Роль собственных имён как средства выразительности в художественном произведении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 14:40, реферат

Краткое описание

Данная работа представляет собой попытку исследовать возникновение и установление литературной традиции имени Григорий в произведениях русских писателей первой половины 19 века с точки зрения антропонимики. Целью работы является:
. доказательство того, что собственные имена играют значительную роль в художественной логике произведения и являются активным художественным приёмом в творчестве мастеров слова
. выявление литературной традиции в использовании имени разными писателями
. составление краткого антропонимического словаря произведений А. С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

Содержание

Аннотация.
Ведение.
Основная часть.
а) Литературная традиция имени.
б) Имя Григорий в русском культурном пространств 19 века
в) Образ Григория Отрепьева в трагедии А. С. Пушкина

«Борис Годунов»
г) образ Григория Александровича Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Приложение.
1) Краткий антропонимический словари трагедии
«Борис Годунов», романа «Герой нашего времени».
2) Алфавитный словник.
3) Частотный словник.
Список сокращений.
Библиография.

Вложенные файлы: 1 файл

Роль собственных имён как средства.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

 

 прекрасной Марины и Вишневецкого, чьим слугою был Григорий, прежде  чем «на одре болезни» объявил  себя царевичем, проскальзывает намёк на несамостоятельность, «орудийность» авантюрного героя. « и вот / Всё кончено. / Уж он в её (Марининых) сетях». В следующей сцене («Ночь. Сад. Фонтан») во время свидания с Мариной это неприятное открытие вынуждает сделать и сам Лжедмитрий. Объявив Марине о своём самозванчестве и предложив ей просто свою любовь, без претензии на «царственную власть», он выслушивает угрозу разоблачения и с горечью восклицает: «Димитрий я иль не – что им за дело? Но я предлог раздоров и войны». Отныне Лжедмитрий – именно предлог, повод; человек, по собственной воле занявший место, лишившее его собственной воли. С дороги, избранной им, ему теперь не дадут свернуть. Эта сцена ключевая, кульминационная для сюжетной линии Самозванца. Точно так же, как для сюжетной линии Бориса Годунова кульминационной окажется пятнадцатая сцена («Царская дума»). И там, и тут беззаконным властителям - будущему и нынешнему – сама судьба указывает на решение, которое может остановить кровавый ход событий. Достаточно Лжедмитрию отказаться от власти ради любви; достаточно Борису принять предложение Патриарха перенести мощи убиённого царевича из Углича в Москву – и смута уляжется. Но в том и дело, что такое решение для них уже невозможно - по одной и той же причине. Покусившись на власть по собственному произволу, они не властны освободиться от безличной власти обстоятельств. Конечно, мистическая вера в себя и своё предназначение, в «счастливую звезду» не покидает Лжедмитрия и после разговора с Мариной. В сценах восемнадцатой и девятнадцатой, «Севск» и «Лес», Лжедмитрий изображён истинным вождём: сначала он уверен в победе, несмотря на абсолютное неравенство сил; затем – совершенно спокоен после тяжкого поражения. Самозванца более огорчает потеря любимого коня, чем потеря войска, - так что его воевода Григорий Пушкин не в силах удержаться от восклицания: «Хранит его, конечно, Провиденье!». И всё-таки нечто важное и трагически-неразрешимое в характере и судьбе Лжедмитрия после тринадцатой сцены появляется. Он не в силах избавиться от мысли, что ведёт русских против русских; что в жертву своей затее, в оплату годуновского греха приносит ни больше ни меньше, как родное Отечество. Об этом он говорит в сцене четырнадцатой («Граница Литовская (1604 года, 16 октября)») с князем

 

 Курбским-младшим.

 

 О том же свидетельствует  его финальное восклицание после  одержанной победы в сцене  шестнадцатой («Равнина близ Новгород  – Северского (1604 года, 21 декабря)»): «Довольно; щадите русскую кровь.  Отбой!» И кончает Лжедмитрий (которого после девятнадцатой сцены читатель(зритель)более не видит) тем же, чем некогда начал Годунов: детоубийством, устранением законного наследника престола, юного царевича Феодора и его сестры Ксении (действует Лжедмитрий руками приближённых во главе с Масальским, но и Борис Годунов тоже действовал руками Битяговских). Следующая затем финальная ремарка трагедии (Мосальский.«…» Кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! Народ безмолвствует») может быть истолкована различно – и как свидетельство народного отрезвления, и как очередное проявление народного равнодушия. (В первом варианте финал был принципиально иным–народ приветствовал нового царя, как некогда приветствовал воцарение Годунова). В любом случае это молчание означает, что Лжедмитрий лишился главного источника своей силы – поддержки мнения народного.

 

^ Пушкин относится к своему  Лжедмитрию принципиально иначе,  чем к Борису, что отразилось  в номинационной цепочке данного  героя . Лжедмитрий всякий раз  именуется в ремарках по-разному.  При подсчёте частотности использования того или иного именования героя трагедии Пушкина выяснилось, что Григорием его именуют 24 раза, 50 раз– Самозванцем, 2 – Лжедмитрием; 29 раз - Димитрием (см. Приложение), причём дважды автор называет своего героя Димитрием без унизительной приставки «лже», как бы удивлённо признавая возможность преображения беглого инока Отрепьева в «настоящего» царевича. Первый раз эта «обмолвка» происходит в сцене у фонтана, когда герой внезапно исполняется истинно царским духом и восклицает: «Тень Грозного меня усыновила, Димитрием из гроба нарекла «…» Царевич я «…». Второй – после битвы близ Новгород-Северского, когда победитель по-царски великодушно и милостиво приказывает трубить и щадить отбой русскую кровь.

 

 Понять природу образа Самозванца, везде разного,с «психологической» точки зрения невозможно. Но драматургически образ Самозванца строится не на психологических причинах, а на сверхличных целях. Это – артист, играющий отведённую ему в истории роль: субъективно он действует по собственной инициативе и по собственным побуждениям, но объективная, драматургическая логика его действий–неведомая ему логика предназначенности, которая мечтается ему самому. Григорий живёт не в «большом времени», а в своём собственном мире. Он монологичен и эгоцентричен, слышит не то, что ему говорят («Не сетуй, брат, что рано грешный свет поникнул ты…»), а то, что ему нужно и хочется слышать: из духового увещания он берёт только то «мирское», что может послужить «игре» его «младой крови». И в конце сцены, когда Пимен торжественно передаёт Григорию, «просветившему» разум грамотой, свою миссию свидетеля Истории («Тебе свой труд передаю»), - оказывается, что действие давно ушло в другую сторону, Григорий избрал себе другую миссию – миссию «вершителя» Истории. Как только Самозванец отклонятся от предназначенной ему исторической роли, как только не на шутку увлекается Мариной и с истинно русской безоглядностью готов ради любви пожертвовать целым царством, так и плывущим ему в руки, - на помощь ходу вещей приходит сама Марина. Ни на минуту не задумываясь о целях правды и справедливости, повинуясь лишь честолюбию, она возвращает Самозванца на определённый ему путь. Именно в этой сцене происходит таинственное как бы соприкосновение Самозванца с духом убитого царевича – и автор даёт понять это беспрецедентным в драматургии способом (равным чёткому режиссерскому указанию): меняя наименование действующего лица:

 

Димитрий

 

(гордо)

 

 Тень Грозного меня усыновила,

 

Димитрием из гроба нарекла …

 

 Быть может здесь он в  глубине души по-настоящему осознаёт, что кроме честолюбия у него есть и некая миссия. В ходе действия Пушкин режиссерски материализует призрак, воскрешает царевича. В келье и корчме мы видим Григория, в Кракове он – Самозванец; в сцене у фонтана он–Димитрий, и снова Димитрий в сцене битвы, когда, появляясь «верхом», призывает «щадить русскую кровь»; на эту вершину он всходит как раз перед сценой у собора. Сразу после сцены с Юродивым снова появляется Самозванец, а в следующей сцене, «Лес», он уже Лжедмитрий - после чего он исчезает, и всё дальнейшее совершается как бы уже само, без него. Впрочем, он не исчезает. Он засыпает. В первый раз мы видим его в келье – он спит. Сон в келье был тревожен: «враг меня мутил»; сон в лесу – беспечен, об этом говорит Гаврила Пушкин. Сон в келье – накануне славы; сон в лесу–накануне бесславия. Ремарка к сцене в келье гласит: «Отец Пимен, Григорий спящий»; ремарка к «Лесу» - ироническое эхо: «В отдалении лежит конь издыхающий». Как Иуда, которому было сказано: «что делаешь, делай скорее», - Григорий выполнил миссию, к которой оказался пригоден. Он хотел сделать правду своею служанкой – и сам стал её послушным орудием; пути правды и здесь оказались неисповедимы, энергия событий – неподвластной эгоистическим целям.

 

 Особое  отношение Пушкина к Григорию  Отрепьеву можно увидеть в его набросках предисловия к «Борису Годунову» («А.С. Пушкин об искусстве», т.1, М., «Искусство»,1990, стр.246), где автор называет своего героя Дмитрием: «…любовь весьма подходит к романическому и страстному характеру моего авантюриста, я заставил Дмитрия влюбиться в Марину…в Дмитрии много общего с Генрихом IV. Подобно ему он храбр, великодушен и хвастлив… ». Вполне вероятно, что личность Гришки Отрепьева повлияла на появлении пословицы «Горе, горе,что муж Григорий, хоть бы болван, да Иван» (см. Даль В.И. «Пословицы русского народа», М., Худ. лит-ра, 1984, стр.67), в которой мы видим отношение народа к этому историческому персонажу.

Таким образом, собственные имена играют значительную роль в художественной логике произведения и являются активным художественным приёмом в творчестве мастеров слова. Через имена персонажей авторы выражают своё отношение к героям, отражают существенные нравственные устремления или качества его.


Информация о работе Роль собственных имён как средства выразительности в художественном произведении