Роль цветовых образов в раскрытии характеров героев (по повести А.С. Грина «Алые паруса»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:56, реферат

Краткое описание

У каждого человека есть способность мечтать. Если отнять у него эту возможность, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего. Именно поэтому всегда будет актуальным обращение юношества к творчеству писателей, которые умеют мечтать. Мир, в котором живут герои Грина, может показаться нереальным только человеку, нищему духом. Читать Грина нужно не только детям, но и взрослым.

Содержание

Введение
Роль цветовых образов в раскрытии характеров героев (по повести А.С. Грина «Алые паруса»)
1. Художественный мир А. Грина
2. Роль цветовых образов в раскрытии характеров главных героев
2.1 Ассоль
2.2 Грэй
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

А. С. Грина «Алые паруса» Реферат.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

Героиня произведения  очень любит природу и бережно  относится к ней. Она разговаривает  с деревьями и насекомыми, а природа открывает ей свою красоту: «В зеленой листве каштанов стояли белые шишки цветов» (2.с.52). Сочетание белого и зеленого цветов придает окружающему миру яркость и нежность. Там, где эта девушка находится, всегда тепло и уютно. Лес рассказывает и показывает Ассоль свой особенный мир, а она замечает самую малейшую мелочь этой порой естественной и привычной взору красоты. При создании образа девушки автор использует такие слова, как «белизна, голубизна». Эти цвета, использованные  автором,  говорят о чистоте, надежде и мечте Ассоль. Это один из приемов А.С. Грина – материализация цвета для ассоциативного пути раскрытия образа героини.

Когда Ассоль ждала обещанный  корабль, то ее взору  представали  холодные цвета. Жизнь словно проверяла её на прочность и верность идеалу. «Стальной цвет у берега постепенно переходил в синий и черный» (2.с.53).  Грин, совмещая цвета, показывает, что скоро сбудется мечта Ассоль, хотя ее реализация потребует от героини стойкости и борьбы.

  Таким образом, цвета играют одну из главных ролей в раскрытии образа Ассоль и её главной особенности – верности своей мечте и идеалу. Через цвета виден характер героини и особенности её нелегкой жизни. Очень много трудностей выпало на  долю Ассоль, они переданы черными и темными оттенками. Но главные цвета в жизни и судьбе девушки – алый, символ любви, надежды, мечты; белый – чистоты, нежности, невинности и голубой - цвет моря, радости. И именно этот цвет стал символом сближения двух героев произведения.

Создавая цветовой образ Ассоль (см. рисунок № 1 в Приложении), мы использовали следующие цвета: розовый, белый, алый, черный и зелёный. В левом нижнем углу расположены черные цветовые пятна, которые символизируют  трудную жизни девушки, но этот цвет постепенно побеждается  зеленым, который дарит Ассоль красоту природы. Переливаясь, черные цветовые пятна,  становятся алыми – главными цветами героини, цветами мечты, любви и надежды. Близкий оттенок этого цвета – розовый говорит о душевной радости девушки, а сливаясь с белым, показывает настроение и внешнюю красоту героини, которой наградила её природа.

 

2.2  Грэй

 

  Второй главный герой произведения – Грэй. Он из богатой, родовитой семьи. В его доме очень красивый сад, в котором растут необыкновенные цветы: «лучшие сорта тюльпанов – серебристо - голубых, фиолетовых и черных с розовой тенью извивались в газоне линиями прихотливо брошенных ожерелий» (2.с. 24). В жизни мальчика преобладало многообразие цветов – пестрота. Такая насыщенная цветовая гамма в жизни Грэя свидетельствует о богатстве и семейном достатке, который часто переходил в избыток.

Одно из важных мест дома Грэя - это кухня, символ сытой, благополучной, беззаботной жизни. Обращают на себя внимание цветовые образы, использованные автором при описании пищи: «Там на длинном столе лежали радужные фазаны, серые утки, пестрые куры, синий изюм» (2.с. 27). Не каждая семья могла позволить себе такое изобилие продуктов, да к тому же таких необыкновенных цветов, причем это изобилие не давало возможности выделить в жизни главное. Опять же обращает на себя внимание пестрота – цветовой образ, который просто навязывается главному герою его родовым гнездом. Но чуткая душа Грэя не потонула, не уснула в этом избытке. 

В один прекрасный день мальчик увидел распятие Христа: «На его руках была кровь. Грэй замазал окровавленные гвозди голубой краской» (2.с.24-25). Такой поступок Грэя говорит о многом. Он хотел избавить человека от боли и страданий, тем самым спасти его жизнь. Это свойственно детям, но всё же, безусловно, говорит об особенностях характера Грэя: умении чувствовать чужую боль и стремлении переделать мир. Но неспроста мальчик выбрал голубую краску: ведь он мечтал о море и путешествиях, именно поэтому этот цвет, цвет мечты, чистоты, идеала был наиболее близок его душе. Он становится для Грэя, как и для Ассоль, ключевым источником, началам его судьбы.

В подвалах богатого дома семейства  Грэя хранились бочки с особым вином: «Его цвет темнее вишни, и оно не потечет из бутылки. Вино заколочено в бочки черного дерева и на них двойные обручи красной меди» (2.с.26).  Вишневый цвет имеет большое сходство с алым, только это не нежный цвет юности, а тот же цвет, проверенный временем.

Предназначенность двух героев друг другу, их соединённость передана автором  ещё до их встречи. Детство Ассоль описывалась такими же цветами, как у Грэя, что доказывает их предназначенность друг другу с детства, совпадение цветовых образов усиливает романтическую идею о том, что истинные души мечтателей готовы идти друг другу навстречу. 

В доме у Грэя была большая библиотека, где хранились редкие и дорогие книги: «В темных шкафах хранились книги в грубых  синих, пестрых, черных переплётах» (2.с.31). Такие цвета преобладают во всем доме Грэя, что свидетельствует о богатстве, знатности и возможном равнодушии к окружающему миру. Но кроме книг, здесь висела и большая картина, которая часто привлекала взгляд Грэя: «Картина изображала корабль, вздымающийся на гребень морского вала. Паруса, туманно видимые из-за бакборта и выше бушприта, полные неистовой силы шторма, валились всей громадой назад» (2.с.31). Этот морской пейзаж повлиял на дальнейшую судьбу мальчика. После Грэй только и мечтал о том, чтобы отправится в дальнее плавание. Вскоре герой произведения осуществил свою мечту и стал моряком. Стойкость, мужество, стремление добиться всего самому помогло Грею достичь своей цели. Но на этом он не остановился. Грэй шел дальше, преодолевая все трудности,   он добился осуществления своей мечты – купил корабль и стал его капитаном. И синий цвет, который сопровождал мальчика  с раннего детства, вел его в жизни, не давал угаснуть его мечте.

  А  тем временем мама  Грэя сильно постарела и написала  ему письмо с просьбой приехать  домой. Вернувшись, юноша увидел «поседевшую женщину в чёрном платье» (2.с.35). По внешнему виду мамы сын догадался, что случилось нечто ужасное. Теперь уже в судьбе Грэя темное символизирует печаль, тоску и утрату - совсем недавно умер отец Грэя. После такого потрясения юноша отправился в плаванье и вскоре встретил свою вторую половинку - Ассоль.

Рисунок, на котором изображен цветовой образ Грэя (см. рисунок № 2 в Приложении), преобладают такие цвета : синий – главный цвет в его судьбе, голубой – цвет радости и моря, вишневый – богатства и величия, и оттенки черного – семейные и жизненные трудности. Вверху рисунка расположен синий насыщенный цвет, который постепенно переходит в вишнево-алый (цвет Ассоль).

Первая и долгожданная встреча с героем, исполнителем мечты Ассоль произошла неожиданно. Девушка спала на поляне, при описании которой автор использует самые разные цветовые образы: «Грэй выбрался на открытое место, заросшее пестрой травой, и увидел спящую Ассоль» (2.с.40). Пейзаж, где находилась героиня произведения, столь же необычен, как и она сама. И причем именно здесь мы впервые видим Ассоль на пестром фоне (это цветовой образ Грэя). Вероятно это знак их скорого знакомства. Где бы эта девушка ни находилась, все вокруг неё  становится ярким. В момент знакомства Ассоль была одета в простое платье с розовыми цветочками, но даже в таком наряде она выглядела необыкновенной и красивой, а розовый цвет подчеркивает её юность и нежность.

Увидев Ассоль, Грэй сразу же понял, что она стала частью его жизни. Узнав о мечте незнакомки, юноша  решился на подвиг ради осуществления  мечты Ассоль. Первым делом он выбрал цвет для парусов. Какие оттенки красного ему только ни предлагали: «пурпурный, розовый, оранжевый, красный…» (2.с.57) Он сумел увидеть и узнать среди множества оттенков именно тот, который загадала Ассоль, так как хотел осуществить её мечту полностью, что свидетельствует о его умении увидеть самое главное и прежде всего сердцем. Ведь среди тысяч девушек – богатых и красивых – Грэй выбирает именно бедную Ассоль. И наконец - то сбылась мечта Ассоль: «На корабле Грэя скользили розовые тени по белизне мачт» (2.с.70). Сочетание розового и белого придают этому образу, и без того удивительно красивому, особую чистоту, нежность и хрупкость – соединение, характеризующее мечту. Всё случилось так, как и предсказал волшебник Эгль. Корабль с алыми парусами приплыл за Ассоль. «Музыка лилась в голубом дне с белой палубой под огнем алого» (2.с.72). Теперь страдания девушки и её нелёгкая жизнь превратится в жизнь, о которой она мечтала с раннего детства. И совмещение голубого, белого и алого цветов предсказывают радостную, веселую и желанную жизнь Ассоль и Грэя, которые остались верными своей мечте.

В цветовом изображении встречи  Ассоль и Грэя (см. рисунок № 3 в  Приложении) использованы следующие  цвета: синий и голубой – цвета  моря и радости (Грэй), алый и  розовый – мечты, любви и надежды (Ассоль) и оттенки вишнёвого – богатство и знатность (Грэй).

 

 

 

Заключение

 

Грин говорил, что «Вся земля, со всем, что на ней есть, дана нам  для жизни, для признания этой жизни всюду, где она есть».

Изучая особенности художественного мира А.С. Грина, анализируя то или иное произведение, тот или иной этап творческого пути, мы видим, насколько органично отвечали натуре человека и художника романтизм и романтика – метод и настроение. Оригинальной структурой и тональностью, особым выбором изобразительных средств, запечатлевших личность Грина, порождено произведение «Алые паруса» - неповторимый, фантастический, но и живой мир, где существуют, увлекая нас бесстрашием и чистотой, удивительные люди со странными именами и ясными поступками… Известно, что повесть А.С. Грина «Алые паруса» является самым известным и главным произведением. Герои повести – Ассоль и Грэй - с виду очень разные люди. Грэй из богатой родовитой семьи, хорошо образован, а Ассоль – девушка из бедной семьи, воспитавшаяся отцом… Но верность идеалу и своей мечте сблизила главных героев. Они преодолели все жизненные преграды, чтобы быть вместе.

Раскрывая характеры Ассоль и Грэя, Грин использовал разные приемы. Мы же ,анализируя цветовые образы в повести, пришли к выводу, что для раскрытия образа Ассоль автор использовал такие цвета, как алый, белый, голубой и черный. А для раскрытия образа Грэя характерны синий,  голубой и пестрые тона.

Работая над повестью, мы выяснили, что цвет играет особую роль в произведении «Алые паруса», помогает раскрывать особенности характера героя. Ведь белый – символ чистоты, алый – любви и надежды, черный – горя, несчастья, а голубой – цвет радости. Совмещая эти цвета в образе Ассоль, автор показывает её духовную и внешнюю красоту, невинность и богатство внутреннего мира. А цветовой образ содержит множество цветовых оттенков, главные из которых голубой и синий – цвета моря и мечты…

Таким образом, можно сказать, что  А.С. Грин – писатель, нужный нашему времени, ибо он вложил свой вклад  в дело воспитания высоких чувств, без чего невозможно дерзание и движение вперед, душевное богатство и красота человеческих отношений. Именно этому учат нас все его произведения, и, конечно, «Алые паруса».  

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Безносов Э.Л., Ерохина Е.Л., Карнаухов Н.Л. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004. – 432с.

      2.  Грин А.С.  Алые паруса.  – Л.: Прогресс, 1972.

 

3. Михайлова Л. Александр Грин: Жизнь, личность, творчество

      Изд.2-е, доработанное и дополненное. - М.: Худож. Лит., 1980. 216с.

 

4. Шалаева Г.П. Кто есть кто в мире  – М.: Филологическое общество «Слово». Олма-Пресс. Образование, 2004. – 1680с.

 

  1. Энциклопедия для детей, т.10. Русская литература. Ч. 2. Литература 20 века. – М.: Аванта плюс, 1998
  2. Паустовский К. Александр Грин. \\Уроки литературы №10/ Приложение к журналу «Литература в школе», 2005.
  3. Шишкина Е.А. В тени алых парусов.\\ Научно-методический журнал «Литература в школе», 2006.

Информация о работе Роль цветовых образов в раскрытии характеров героев (по повести А.С. Грина «Алые паруса»)