Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 21:31, реферат
Художник превращается в существо высшего порядка, которого «обычные» люди не могут понять и оценить («гений и толпа», «поэт и чернь» и т.п.). Порыв к идеалу, порой иллюзорному или недостижимому, оборачивается неприятием повседневной жизни, этому идеалу не отвечающий. Отсюда – так называемая «романтическая ирония» по отношению к устоявшейся действительности, которую обыватель принимает всерьёз.
Введение………………………………………………………………………….3
Характеристика романтизма как литературного направления
понятие романтизма………………………………………………………..4
социально-исторические предпосылки развития романтизма…………..7
отличия романтизма от других направлений……………………………..8
Основные течения романтизма………………………………………………11
Самые яркие представители романтизма……………………………………12
Вывод …………………………………………………………………………….16
Литература……………………………………………………………………….17
Наконец, третье направление
бегства от мерзкой
Сказанное подводит
к выделению двух важнейших
идейных комплексов романтизма.
Это «романтический историзм»
и «индивидуалистический
Обращаясь к национальным
истокам не искаженного
Поскольку разум доказал,
с точки зрения романтиков, свою
неспособность предвидеть ход
истории, ее зигзаги, единственно
надежным источником познания
остается голос сердца, интуиция.
И если разум претендует на
всеобщность, то чувства глубоко
индивидуальны. Отсюда и проистекает
такая важнейшая черта
Присущее культуре
нового времени признание
Особенно высоко ценится,
наряду с великими, незаурядными
личностями, личность художника. Не
случайно в романтизме
Сентиментальный и чувственный английский романтизм дал высочайшие образцы поэзии и пейзажной живописи. Немецкий романтизм, серьезный и мистический, систематически разрабатывал теорию, эстетику романтизма, одновременно рождая шедевры в музыке, литературе и т. д. Таким образом, внутреннее единство романтизма реализовывалось необычайно многообразно.
Далеко не случайно именно в романтизме появляется идея «синтеза искусств». С одной стороны, так решалась конкретная задача обеспечения максимальной живости и естественности художественного впечатления, полноты отображения жизни. С другой стороны, она же служила глобальной цели: искусство развивалось как совокупность отдельных видов, различных школ, подобно тому как общество развивалось как совокупность «атомарных» индивидов. «Синтез искусств» — это прообраз преодоления разорванности человеческого «Я», разорванности человеческого общества.
Романтики в очередной раз зарядили европейскую культуру пафосом сохранения и реставрации. Они культивировали древние руины, в том числе и искусственно созданные, старинные книги, памятники. Они стали инициаторами изучения и возрождения фольклора и других форм народного творчества. (Хотя увлечение фольклором и национальными хрониками было связано не только с любовью к старине, но и с ориентацией на демократическую традицию, и с ростом национального самосознания, тоже во многом инспирированными романтиками)[4].
Однако, если вдуматься, не «мировая скорбь» и утонченная любовь к руинам (в прямом и переносном смысле), которые часто отмечали как определяющие черты романтизма, а инициатива преобразования составляет существо романтического мировоззрения. Так же как для романтических поэтов, в частности, Вордсворта, детство было временем духовной глубины, с которым они не желали утрачивать связь, ибо верили, что там находится источник творчества, так и прошлое для романтиков было источником настоящего. Романтик чужд идее застоя или возврата к прошлому, даже если скорбит о нем. Насколько романтизм был настроен на практическую, направленную в будущее деятельность, можно судить, например, по работам Новалиса «К Бонапарту», «К новому столетию», «К народу Европы», «Против старой морали».
2.Основные течения романтизма
Романтизм не был монолитным. В нем существовали разные течения:
Народно-фольклорное (начало XIX в) - течение, ориентировано на фольклор и народнопоэтическое художественное мышление. Сначала оно проявилось в Англии, в «Лирических балладах» Вордсворта, первое издание которых появилось в 1798 г. В Германии течение было утверждено Гейдельбергской школой романтиков, затем получила распространение в других европейских литературах, особенно в славянском мире.
Особенности течения:
«Байроническое течение» (Дж. Байрон, Г. Гейне, А. Мицкевич, А. Пушкин, М. Лермонтов и др.), воплощение получило в творчестве Байрона.
Особенности:
«Гротескно-фантастическое течение» которое еще называли «гофманическое» по имени самого известного представителя. Основная черта: перенос романтической фантасмагории к сфере повседневной жизни, быта, их своеобразное переплетение, в результате чего убогая современная действительность становилась в гротескно-фантастическом освещении, раскрывая при этом неприглядную сущность. До этого течения можно отнести поздние готические романы.
«Утопическае течение» получило значительное развитие в литературе 30-40 годов XIX в, проявляясь в произведениях В. Гюго, Жоржа Санда, Г. Гейне, Е. Джонса и др.
Особенности:
«Вольтеровское течение» - сосредоточилось полностью на исторической тематике, на разработке жанра исторического романа, исторической поэмы и драмы. Модель жанра исторического романа была создана В. Скоттом Это течение в определенных аспектах стала переходом к реализму.
3.Самые яркие личности английского романтизма
Романтизм в Англии сформировался раньше, чем в других странах Западной Европы и не был явлением внезапным, потому романтические тенденции долгое время существовали тайно.
Политическая и экономическая ситуация Англии во многом определила атмосферу, духовный космос, в котором рождались новые романтические идеи общественно-художественного характера. Бурное развитие городов, рост численности рабочих и ремесленников, обнищание крестьянства и уход его в поисках хлеба и работы в города: все это вызвало появление в литературе новых тем, конфликтов, характеров и типов.
Романтики сыграли огромную роль в превращении культа Шекспира (как нового явления обыденной жизни Англии) в эстетическую программу, в которой достойное место занимала еще шекспиризация, освоенная предромантиками. Однако разные романтики и на разных этапах выражали свое отношение к Шекспиру в широком спектре. От шекспиризации, граничившей с шекспиризмом (например, у С. Т. Кольриджа, представителя «Озерной школы» — т. е. начального этапа английского романтизма) до «анти-шекспиризма» (например, у представителя следующего поколения — Дж. Г. Байрона, противопоставление которого Шекспиру было блестяще изложено и аргументировано А. С. Пушкиным).
Эстетической предпосылкой английского романтизма было разочарование в классицизме и просветительском реализме как художественных системах, в основе которых лежала просветительская философия. Они недостаточно полно раскрывали внутренний мир человека, законы человеческой истории, которые были осмыслены по-новому в свете французской революции. Основы романтизма в Англии заложены Уильямом Блейком (1757–1827), но признание романтизм получил позже.
«Озерная школа». Первый этап английского романтизма(1793–1812) связан с деятельностью «Озерной школы». В нее входили Уильям Вордсворт (1770–1850), Сэмюель Тейлор Кольридж (1772–1834), Роберт Саути (1774–1843). Они жили в краю озер, поэтому их стали называть лейкистами (от англ. lake — озеро). Все три поэта в молодости поддерживали Великую Французскую революцию. Но уже в 1794 г. они отходят от этих позиций.
В 1795 г. впервые встречаются Вордсворт и Кольридж. Их объединяет разочарование в революции, страшит буржуазный мир. В этих условиях они создают сборник «Лирические баллады» (1798). Успех этого сборника положил начало английскому романтизму как литературному направлению. Предисловие Вордсворта ко второму изданию «Лирических баллад» (1800) стало манифестом английского романтизма. Вордсворт так формулирует задачи авторов: «Итак, главная задача этих стихотворений состояла в том, чтобы отобрать случаи и ситуации из повседневной жизни и пересказать или описать их, постоянно пользуясь, насколько это возможно, обыденным языком, и в то же время расцветить их красками воображения, благодаря чему обычные вещи предстали бы в непривычном виде; наконец — и это главное — сделать эти случаи и ситуации интересными, выявив в них с правдивостью, но не нарочито, основополагающие законы нашей природы…».
Вордсворт вносит большой вклад в английскую поэзию тем, что он порывает с условностью поэтического языка XVIII века. Переворот, совершенный Вордсвортом и Кольриджем, А. С. Пушкин охарактеризовал так: «В зрелой словесности приходит время, когда умы, наскуча однообразными произведениями искусства, ограниченным кругом языка условленного, избранного, обращаются к свежим вымыслам народным и к странному просторечию, сначала презренному» («О поэтическом слоге», 1828).
Вордсворт стремится проникнуть в психологию крестьянина. Особую естественность чувств сохраняют крестьянские дети, считает поэт. В его балладе «Нас семеро» рассказывается о восьмилетней девочке. Она наивно уверена в том, что в их семье семеро детей, не сознавая, что двое из них умерли. Поэт же видит в ее ответах мистическую глубину. Девочка интуитивно догадывается о бессмертии души.
Но город, цивилизация лишают детей естественных привязанностей. В балладе «Бедная Сусанна» пение дрозда напомнило юной Сусанне «родимый край — на склоне гор цветущий рай». Но «виденье скоро пропадает» . Что ждет девочку в городе? — «Сума с клюкой, да медный крест, // Да нищенство, да голодовки, Да злобный окрик: «Прочь, воровка...».
Несколько иной путь в «Лирических балладах» избирает Кольридж. Если Вордсворт писал о необычности обыденного, то Кольридж — об исключительных романтических событиях. Наиболее известным произведением Кольриджа стала баллада «Сказание старого морехода». Старый моряк останавливает юношу, спешащего на пир, и рассказывает ему свою необыкновенную историю. Во время одного из путешествий моряк убил альбатроса — птицу, приносящую кораблям удачу. И на его корабль пришла беда: кончилась вода, умерли все матросы, и моряк остался один среди трупов. Тогда он понял, что причиной несчастья было его злое дело, и вознес к небу покаянную молитву. Сразу подул ветер, корабль пристал к земле. Не только жизнь, но и душа моряка была спасена. Герой Кольриджа, вначале лишенный духовного начала, в своем страдании прозревает. Он узнает о существовании иного, высшего мира. Пробужденная совесть открывает ему высшие нравственные ценности. Этот романтический идеал окрашен мистикой.
Таким образом, для представителей «озерной школы» характерно сочетание смелых эстетических исканий, интерес к родной истории, стилизация форм народного творчества — и консервативность политических и философских взглядов.
Второй этап английского романтизма охватывает 1812–1832 гг. (от выхода в свет I и II песен «Паломничества Чайльд-Гарольда» Байрона до смерти Вальтера Скотта). Основные достижения этого периода связаны с именами Байрона, Шелли, Скотта, Китса. В поэме Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда» прозвучала мысль о свободе для всех народов, утверждалось не только право, но и обязанность каждого народа бороться за независимость и свободу от тирании. Впервые был создан романтический тип характера, получивший название «байронический герой». Второе замечательное достижение этого периода — возникновение жанра исторического романа, создателем которого был Вальтер Скотт.
Информация о работе Романтизм как направление в мировой литературе