Но, несмотря на эти мудрые рассуждения,
Базаров все-таки продолжает невольно
портить свою жизнь. Уже после этого урока,
уже во время вторичного посещения Кирсановых
он наталкивается на губки Фенички и на
дуэль с Павлом Петровичем.
Очевидно, Базаров вовсе не
желает и не ждет романа, но роман совершается
помимо его железной воли. Жизнь, над которою
он думал состоять властелином, захватывает
его своею широкою волною.
Под конец рассказа, когда Базаров
гостит у своих отца и матери, он, очевидно,
несколько потерялся после всех вынесенных
потрясений. Не настолько он потерялся,
чтобы не мог поправиться, не мог через
короткое время воскреснуть в полной силе,
но все-таки тень тоски, которая и в самом
начале лежала на этом железном человеке,
под конец становится гуще. Он теряет охоту
заниматься, худеет, начинает трунить
над мужиками уже не дружелюбно, а желчно.
От этого и выходит, что на этот раз он
и мужик оказываются не понимающими друг
друга, тогда как прежде взаимное понимание
было до известной степени возможно. Наконец,
Базаров несколько оправляется и увлекается
медицинскою практикой. Заражение, от
которого он умирает, все-таки, как будто
свидетельствует о недостатке внимания
и ловкости, о случайном отвлечении душевных
сил.
Смерть - такова последняя проба
жизни, последняя случайность, которой
не ожидал Базаров. Он умирает, но и до
последнего мгновения остается чуждым
этой жизни, с которою так странно столкнулся,
которая встревожила его такими пустяками,
заставила его наделать таких глупостей
и, наконец, погубила его вследствие такой
ничтожной причины.
Базаров умирает совершенным
героем, и его смерть производит потрясающее
впечатление. До самого конца, до последней
вспышки сознания, он не изменяет себе
ни единым словом, ни единым признаком
малодушия. Он сломлен, но не побежден.
Таким образом, несмотря на
короткий срок действия романа и, несмотря
на быструю смерть, он успел высказаться
вполне, вполне показать свою силу. Жизнь
не погубила его, - этого заключения никак
нельзя вывести из романа, - а пока только
дала ему поводы обнаружить свою энергию.
В глазах читателей Базаров выходит из
искушения победителем. Всякий скажет,
что такие люди, как Базаров, способны
много сделать, что при этих силах от них
можно многого ожидать.
Базаров показан только в узкой
рамке, а не во всю ширину человеческой
жизни. Автор ничего почти не говорит о
том, как развился его герой, каким образом
могло сложиться такое лицо. Точно так
же быстрое окончание романа оставляет
совершенною загадкою вопрос: остался
ли бы Базаров тем же Базаровым, или вообще,
- какое развитие суждено ему впереди.
И, однако же, то и другое умолчание имеет,
как нам кажется, свою причину, свое существенное
основание. Если не показано постепенное
развитие героя, то, без сомнения, потому,
что Базаров образовался не медленным
накоплением влияний, а, напротив, быстрым,
крутым переломом. Базаров три года не
был дома. Эти три года он учился, и вот
он вдруг является нам напитанным всем
тем, чему он успел выучиться. На другое
утро после приезда он уже отправляется
за лягушками, и вообще он продолжает учебную
жизнь при каждом удобном случае. Он - человек
теории, и его создала теория, создала
незаметно, без событий, без всего такого,
что можно бы было рассказать, создала
одним умственным переворотом.
Скорая смерть Базарова была
нужна художнику для простоты и ясности
картины. В своем теперешнем, напряженном
настроении Базаров остановиться надолго
не может. Рано или поздно он должен измениться,
должен перестать быть Базаровым. Мы не
имеем права сетовать на художника за
то, что он не взял более широкой задачи
и ограничился более узкой. Тем не менее,
на этой ступени развития перед нами явился
весь человек, а не его отрывочные черты.
В отношении к полноте лица задача художника
исполнена превосходно. Живой, цельный
человек схвачен автором в каждом действии,
в каждом движении Базарова. Вот великое
достоинство романа, которое содержит
в себе главный его смысл и которого не
заметили наши поспешные нравоучители.
Базаров человек странный, односторонне-резкий.
Он проповедует необыкновенные вещи. Он
поступает эксцентрически. Как мы сказали
- он человек, чуждый жизни, то есть он сам
чуждается жизни. Но под всеми этими внешними
формами льется теплая струя жизни.
Вот с какой точки зрения всего
вернее можно оценить действия и события
романа. Из-за всех шероховатостей, уродливостей,
фальшивых и напускных форм слышна глубокая
жизненность всех явлений и лиц, выводимых
на сцену. Если, например, Базаров овладевает
вниманием и сочувствием читателя, то
вовсе не потому, что каждое его слово
свято и каждое действие справедливо,
но именно потому, что в сущности все эти
слова и действия вытекают из живой души.
По-видимому, Базаров человек гордый, страшно
самолюбивый и оскорбляющий других своим
самолюбием, но читатель примиряется с
этой гордостью, потому что в то же время
в Базарове нет никакого самодовольства,
самоуслаждения. Гордость не приносит
ему никакого счастья. Базаров пренебрежительно
и сухо обходится со своими родителями,
но никто ни в каком случае не заподозрит
его в услаждении чувством собственного
превосходства или чувством своей власти
над ними. Еще менее его можно упрекнуть
в злоупотреблении этим превосходством
и этою властью. Он просто отказывается
от нежных отношений к родителям, да и
отказывается не вполне. Выходит что-то
странное: он неразговорчив с отцом, подсмеивается
над ним, резко уличает его либо в невежестве,
либо в нежничанье, а между тем отец не
только не оскорбляется, а рад и доволен.
"Насмешки Базарова нисколько не смущали
Василия Ивановича; они даже утешали его.
Придерживая свой засаленный шлафрок
двумя пальцами на желудке, и покуривая
трубочку, он с наслаждением слушал Базарова,
и чем более злости было в его выходках,
тем добродушнее хохотал, выказывая все
свои черные зубы, его осчастливленный
отец". Таковы чудеса любви! Никогда
мягкий и добродушный Аркадий не мог так
осчастливить своего отца, как Базаров
осчастливил своего. Базаров, конечно,
сам очень хорошо чувствует и понимает
это. Зачем же ему было еще нежничать с
отцом и изменять своей непреклонной последовательности!
Изо всего этого видно какую
трудную задачу взял и выполнил в своем
последнем романе Тургенев. Он изобразил
жизнь под мертвящим влиянием теории.
Он дал нам живого человека, хотя этот
человек, по-видимому, сам себя без остатка
воплотил в отвлеченную формулу. От этого
роман, если его судить поверхностно, мало
понятен, представляет мало симпатического
и как будто весь состоит из неясного логического
построения, но в сущности, на самом деле,
- он великолепно ясен, необыкновенно увлекателен
и трепещет самою теплою жизнью.
Почти нет нужды объяснять,
почему Базаров вышел и должен был выйти
теоретиком. Всем известно, что наши живые
представители, что носители дум наших
поколений уже с давнего времени отказываются
быть практиками, что деятельное участие
в окружающей их жизни для них издавна
было невозможно. В этом смысле Базаров
есть прямой, непосредственный продолжатель
Онегиных, Печориных, Рудиных, Лаврецких.
Точно так, как они, он живет пока в умственной
сфере и на нее тратит душевные силы. Но
в нем жажда деятельности уже дошла до
последней, крайней степени. Его теория
вся состоит в прямом требовании дела.
Его настроение таково, что он неизбежно
схватится за это дело при первом удобном
случае.
Образ Базарова для нас таков:
он не есть существо ненавистное, отталкивающее
своими недостатками, напротив, его мрачная
фигура величава и привлекательна.
Какой же смысл романа? - спросят
любители голых и точных выводов. Составляет
ли, по-вашему, Базаров предмет для подражания?
Или же, скорее, его неудачи и шероховатости
должны научить Базаровых, не впадать
в ошибки и крайности настоящего Базарова?
Одним словом, написан ли роман за молодое
поколение или против него? Прогрессивный
он или ретроградный?
Если уж дело так настоятельно
идет о намерениях автора, о том, чему он
хотел научить и от чего отучить, то на
эти вопросы следует, как кажется, отвечать
так: действительно, Тургенев хочет быть
поучительным, но при этом он выбирает
задачи, которые гораздо выше и труднее,
чем вы думаете. Написать роман с прогрессивным
или ретроградным направлением еще вещь
нетрудная. Тургенев же имел притязания
и дерзость создать роман, имеющий всевозможные
направления. Поклонник вечной истины,
вечной красоты, он имел гордую цель во
времени указать на вечное и написал роман
не прогрессивный и не ретроградный, а,
так сказать, всегдашний.
Смена поколений - вот наружная
тема романа. Если Тургенев изобразил
не всех отцов и детей или не тех отцов
и детей, каких хотелось бы другим, то вообще
отцов и детей, и отношение между этими
двумя поколениями он изобразил превосходно.
Может быть, разница между поколениями
никогда не была так велика, как в настоящее
время, а потому и отношение их обнаружилось
особенно резко. Как бы то ни было, для
того, чтобы измерять разницу между двумя
предметами, нужно употреблять одну и
ту же мерку для обоих. Чтобы рисовать
картину, нужно взять изображаемые предметы
с одной точки зрения, общей для всех их.
Эта одинаковая мера, эта общая
точка зрения у Тургенева есть жизнь человеческая,
в самом широком и полном ее значении.
Читатель его романа чувствует, что за
миражем внешних действий и сцен льется
такой глубокий, такой неистощимый поток
жизни, что все эти действия и сцены, все
лица и события ничтожны перед этим потоком.
Если мы так поймем роман Тургенева,
то, может быть, перед нами всего яснее
обнаружится и то нравоучение, которого
мы добиваемся. Нравоучение есть, и даже
весьма важное, потому что истина и поэзия
всегда поучительны.
Не будем говорить здесь об
описании природы, той русской природы,
которую так трудно описывать и на описание
которой Тургенев такой мастер. В новом
романе он таков же, как и прежде. Небо,
воздух, поля, деревья, даже лошади, даже
цыплята - все схвачено живописно и точно.
Возьмем прямо людей. Что может
быть слабее и незначительнее юного приятеля
Базарова, Аркадия? Он, по-видимому, подчиняется
каждому встречному влиянию. Он - обыкновеннейший
из смертных. Между тем он мил чрезвычайно.
Великодушное волнение его молодых чувств,
его благородство и чистота подмечены
автором с большою тонкостью и обрисованы
отчетливо. Николай Петрович - настоящий
отец своего сына. В нем нет ни единой яркой
черты и хорошего только одно, что он человек,
хотя и простейший человек. Далее, что
может быть пустее Фенички? "Прелестно
было, - говорит автор, - выражение ее глаз,
когда она глядела как бы исподлобья, да
посмеивалась ласково и немножко глупо".
Сам Павел Петрович называет ее пустым
существом. И, однако же, эта глупенькая
Фенечка набирает, чуть ли не больше поклонников,
чем умница Одинцова. Ее не только любит
Николай Петрович, но в нее, отчасти, влюбляется
и Павел Петрович, и сам Базаров. И, однако
же, эта любовь и эта влюбленность суть
истинные и дорогие человеческие чувства.
Наконец, что такое Павел Петрович - щеголь,
франт с седыми волосами, весь погруженный
в заботы о туалете? Но и в нем, несмотря
на видимую извращенность, есть живые
и даже энергические звучащие сердечные
струны.
Чем дальше мы идем в романе,
чем ближе к концу драма, тем мрачнее и
напряженнее становится фигура Базарова,
но вместе с тем все ярче и ярче фон картины.
Создание таких лиц, как отец и мать Базарова,
есть истинное торжество таланта. По-видимому,
что может быть ничтожнее и негоднее этих
людей, отживших свой век и со всеми предрассудками
старины уродливо дряхлеющих среди новой
жизни? А между тем, какое богатство простых
человеческих чувств! Какая глубина и
ширина душевных явлений - среди обыденной
жизни, не подымающейся и на волос выше
самого низменного уровня!
Когда Базаров заболевает, когда
он заживо гниет и непреклонно выдерживает
жестокую борьбу с болезнью, жизнь, его
окружающая, становится тем напряженнее
и ярче, чем мрачнее сам Базаров. Одинцова
приезжает проститься с Базаровым; вероятно,
ничего великодушнее она не сделала и
не сделает во всю жизнь. Что же касается
до отца и матери, то трудно найти что-нибудь
более трогательное. Их любовь вспыхивает
какими-то молниями, мгновенно потрясающими
читателя; из их простых сердец как будто
вырываются бесконечно жалобные гимны,
какие-то беспредельно глубокие и нежные
вопли, неотразимо хватающие за душу.
Среди этого света и этой теплоты
умирает Базаров. На минуту в душе его
отца закипает буря, страшнее которой
ничего быть не может. Но она быстро затихает,
и снова все становится светло. Самая могила
Базарова озарена светом и миром. Над нею
поют птицы, и на нее льются слезы...
Итак, вот оно, вот то таинственное
нравоучение, которое вложил Тургенев
в свое произведение. Базаров отворачивается
от природы. Не корит его за это Тургенев,
а только рисует природу во всей красоте.
Базаров не дорожит дружбою и отрекается
от романтической любви. Не порочит его
за это автор, а только изображает дружбу
Аркадия к самому Базарову и его счастливую
любовь к Кате. Базаров отрицает тесные
связи между родителями и детьми. Не упрекает
его за это автор, а только развертывает
перед нами картину родительской любви.
Базаров чуждается жизни. Не выставляет
его автор за это злодеем, а только показывает
нам жизнь во всей ее красоте. Базаров
отвергает поэзию. Тургенев не делает
его за это дураком, а только изображает
его самого со всею роскошью и проницательностью
поэзии.
Одним словом, Тургенев показал
нам, как воплощаются силы жизни в Базарове,
в том самом Базарове, который их отрицает.
Он показал нам, если не более могущественное,
то более открытое, более явственное воплощение
их в тех простых людях, которые окружают
Базарова. Базаров - это титан, восставший
против своей матери-земли21. Как ни велика
его сила, она только свидетельствует
о величии силы, его породившей и питающей,
но не равняется с матернею силою.
Как бы то ни было, Базаров все-таки
побежден. Побежден не лицами и не случайностями
жизни, а самою идеей этой жизни. Такая
идеальная победа над ним возможна была
только при условии, чтобы ему была отдана
всевозможная справедливость, чтобы он
был возвеличен настолько, насколько ему
свойственно величие. Иначе в самой победе
не было бы силы и значения.
В "Отцах и детях" Тургенев
показал явственнее, чем во всех других
случаях, что поэзия, оставаясь поэзиею,
может деятельно служить обществу.
3.1.ЭПОХА
И ХАРАКТЕРЫ В РОМАНЕ “ОТЦЫ И ДЕТИ”
Тургеневым создано
огромное число характеров. Проза его
отличается большой “населенностью”[6].
В его художественном мире оказались представленными
практически все основные типы русской
жизни, хотя и не в том соотношении, какое
они имели в действительности.
Какою видел Тургенев
дореформенную русскую действительность
и какою она предстала в его художественном
мире? Персонажи Тургенева представляют
главным образом дворянство и крестьянство
– два основных сословия, на которых держалось
самодержавно-крепостническое государство.
Другие воссозданы в художественном мире
Тургенева весьма избирательно.
В русском народе
Тургенев прежде всего нашел бескорыстных,
душевно чистых, не умеющих “промышлять”
романтиков и рационалистов-практиков,
думающих во всероссийском масштабе, иронически
настроенных.