Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 13:25, курсовая работа
Актуальность изучения данной темы обусловлена тем, с выходом романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” начинается оживленное обсуждение его в печати, которое сразу же приобрело острый полемический характер. Почти все русские газеты и журналы откликнулись на появление романа. Произведение порождало разногласия как между идейными противниками, так и в среде единомышленников. Объект исследования :изучение литературы об романе «Отцы и Дети»в оценке русских критиков. Предмет исследования :книги и журналы об романе в оценке русских критиков. Цель исследования – проанализировать в романе оценку русских критиков с выходом романа и критиков нашего времени«Отцы и дети».
1.О романе « Отцы и Дети»
1.1.История создания романа
1.2.Смысл названия и проблематика романа Тургенева "Отцы и дети"
1.3. Как же изображены в этом романе главные противоборствующие общественные силы.
2.Роман в отзывах критиков .
2.1. Кризисная эпоха 1860-х годов в восприятии И. С. Тургенеева
Трагическая коллизия в романе "Отцы и дети"статья Лебедева Ю.В.
2.2. Оценка современников Тургенеева о романа "Отцы и дети" в литературной критике.
3. Аспект современного изучения классиков.
3.1.Эпоха и характеры в романе «Отцы и Дети»
3.2Художественный прием психологической пары.
3.3 Суть споров «отцов» и «детей» в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Заключение:
Библиографический список
Полон интересных образов и роман “Отцы и дети”.
Как известно,
работу над новым произведением Тургенев
обычно начинал с так называемых подготовительных
материалов, и прежде всего – с составления
“Формулярного списка действующих лиц”,
где указывались реальные прототипы будущих
героев, детально прорабатывались их характеры
и биографии.
3.2.ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЕМ “ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРЫ”
Роман Тургенева построен так, что в нем отражены вечные типы: “герои времени” и обычные люди. Братья Кирсановы как раз составляет такую психологическую пару.
Павел Петрович
неслучайно назван Писаревым “маленьким
Печориным”. Он действительно не только
принадлежит к тому же поколению, но и
являет собой
“печоринский” тип. “Заметим, что Павел
Петрович вообще не отец, а для произведения
с таким названием это далеко не безразлично.
Павел Петрович - холостая душа, ничего
от него “родиться”, произойти не может;
именно в этом и заключается все назначение
его существования в тургеневском романе”,
- комментирует А. Жук.
Композиционно
роман Тургенева построен на соединении
прямого, последовательного повествования
и биографий основных героев. Эти истории
прерывают течение романа, уводят нас
в иные эпохи, обращают к истокам происходящего
в современности. Жизнеописание Павла
Петровича Кирсанова подчеркнуто “выпадает”
из общего хода повествования, оно даже
стилистически чужеродно роману. И, хотя
читатель узнает об истории Павла Петровича
из рассказа Аркадия, обращенного к Базарову,
язык этого рассказа ничем не напоминает
стиль общения молодых нигилистов. Тургенев
максимально приближается к стилю и образности
романов 30-40-х годов ХIХ века, воссоздает
особый стиль романтического повествования.
В нем все уводит от реальной, приземленной
повседневности. Мы так и не узнаем настоящего
имени загадочной возлюбленной Павла
Петровича: она фигурирует под условно-
литературным именем Нелли, или под таинственным
“княгиня Р”. Не узнаем, что томило ее,
что заставляло метаться по всей Европе,
переходить от слез к смеху и от беспечности
к унынию. Многое в ней не будет разгадано
читателем.
Да это и неважно. Главное понять, что в
ней так привлекло Павла Кирсанова, на
чем зиждется его неземная страсть? А вот
это как раз довольно ясно: самая загадочность
Нелли, многозначительная ее пустота,
ее одержимость “ей самой неведомыми
силами”, ее непредсказуемость и непоследовательность
и составляют ее очарование для Кирсанова.
Любовь и дружба присутствуют и в жизни Базарова.
Все люди разные, и каждый понимает любовь и дружбу по-своему. Для одних найти любимого человека есть цель и смысл жизни, а дружба - неотъемлемое понятие для счастливого существования. Эти люди составляют большинство. Другие считают любовь выдумкой, “белибердой, непростительной дурью”; в дружбе ищут единомышленника, борца, а не человека, с которым можно пооткровенничать на личные темы. Таких людей мало, и к таким людям относится Евгений Васильевич Базаров.
Его единственный
друг - Аркадий - наивный, несформировавшийся
юнец. Он привязался к Базарову всей душой
и сердцем, обожествляет его, любит каждое
слово. Базаров чувствует это и хочет воспитать
из Аркадия человека, подобного себе, отрицающего
современный общественный строй, приносящего
практическую пользу России. Поддерживать
дружеские отношения с Базаровым хочет
не только Аркадий, но и некоторые, так
называемые, “дворяне- прогрессисты”.
Например, Ситников и Кукшина. Они считают
себя современными молодыми людьми и боятся
отстать от моды. А так как нигилизм - веяние
моды, то они принимают его; но принимают
частично и, надо сказать, самые неприглядные
его стороны: неряшливость в одежде и разговоре,
отрицание того, о чем не имеют ни малейшего
представления. И Базаров прекрасно понимает,
что это люди неумные и непостоянные -
он не принимает их дружбы, он все надежды
возлагает на молодого Аркадия. Он видит
в нем своего последователя, единомышленника.
Базаров с Аркадием часто беседуют, многое
обсуждают. Аркадий внушил себе, что согласен
с Базаровым во всем, разделяет все его
взгляды. Однако, все чаще между ними стали
возникать разногласия.
Аркадий осознает, что не может принять
все суждения Базарова. В частности, он
не может отрицать природу и искусство.
Базаров считает, что “природа - это не
храм, а мастерская, и человек в ней - работник”.
Аркадий считает, что природой надо наслаждаться,
и из этого наслаждения черпать силы для
работы. Базаров смеется над “стареньким
романтиком” Николаем Павловичем, когда
тот играет на виолончели; Аркадий даже
не улыбается его шутке, но, несмотря на
возникшие разногласия, продолжает любить
и уважать своего
“учителя”. Базаров не замечает измену
в Аркадии, и поэтому его женитьба совершенно
выводит Евгения из равновесия. И Евгений
решает расстаться с
Аркадием, расстаться навсегда. Аркадий
не оправдал его надежд, он подвел его.
Базарову горько это осознавать и трудно
отречься от друга, но он решается на это.
И уезжает с такими словами: “...ты поступил
умно; для нашей горькой, бобыльной жизни
ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни
злости, а есть молодая смелость, да молодой
задор, для нашего дела это не годится...
Ты славный малый; но ты все-таки мякенький,
либеральный борич”.
Аркадий не хочет расставаться с Базаровым,
он пытается остановить друга, но тот не
покалебим в своем жестоком решении.
Итак, первая потеря - потеря друга, а, следовательно, и разрушение психологической пары.
Любовь - чувство романтическое, а так как нигилизм отвергает все, что не приносит практической пользы, то отвергает и любовь. Базаров принимает любовь только с физиологической стороны отношений между мужчиной и женщиной: “Нравится тебе женщина - старайся добиться толку, а нельзя - ну, не надо, отвернись: земля не клином сошлась”.
Любовь к А.С Одинцовой врывается в его сердце внезапно, не спрашивая его согласия и не радуя его своим появлением.
Еще на балу Одинцова
привлекла внимание Базарова: “-Это что
за фигура?
На остальных особ не похожа”. Анна Сергеевна
показалась ему очень красивой молодой
женщиной. Он с любопытством принимает
ее приглашение погостить в ее имении
Никольском. Там он открывает для себя
очень умную, хитрую, видавшую виды дворянку.
Одинцова, в свою очередь, познакомилась
с человеком неординарным; и красивой,
самолюбивой женщине захотелось околдовать
его своими чарами. Базаров и Одинцова
проводят вместе много времени: гуляют,
беседуют, спорят, словом, познают друг
друга. И в обоих происходит перемена.
Базаров поразил воображение Одинцовой,
он занимал ее, она о нем много думала,
ей было интересно в его обществе. “Она
как будто хотела и его испытать, и себя
изведать”.
А что происходило в Базарове! Он окончательно влюбился! Это же настоящая трагедия! Рушатся все его теории и доводы. И он старается оттолкнуть от себя это навязчивое, неприятное чувство, “с негодованием сознает романтика в самом себе”. А, между тем, Анна Сергеевна продолжает кокетничать перед Базаровым: она приглашает его на уединенные прогулки в саду, вызывает на откровенный разговор. Она добивается его признания в любви. Это было ее целью - целью холодной расчетливой кокетки. Базаров не верит в ее любовь, но в его душе теплится надежда на взаимность, и в порыве страсти он бросается к ней. Он забывает все на свете, хочет лишь быть с любимой, никогда не расставаться с ней. Но “Одинцовой стало страшно и жалко его”. “Нет, бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете”.
Итак, он отвергнут.
Это вторая потеря - потеря любимой женщины.
Базаров очень тяжело переживает этот
удар. Он уезжает домой, лихорадочно ищет
себе занятие и, наконец, успокаивается
своей привычной работой. Но
Базарову с Одинцовой суждено было еще
встретиться - в последний раз.
Внезапно Базаров
заболевает и посылает нарочного к Одинцовой:
“Скажи, что кланяться велел, больше ничего
не нужно”. Но это он только говорит, что
“больше ничего не нужно”, на самом деле
он робко, но надеется увидеть любимый
образ, услышать нежный голос, взглянуть
в прекрасные глаза. И мечта
Базарова сбывается: Анна Сергеевна приезжает
и даже привозит с собой доктора. Но приезжает
она не из любви к Базарову, она считает
своим долгом благовоспитанной женщины
отдать последний долг умирающему. При
виде его, она не бросилась со слезами
к его ногам, как бросаются к любимому
человеку,
“она просто испугалась каким-то холодным
и томительным испугом”. Базаров понял
ее: “Ну, спасибо. Это по-царски. Говорят,
цари тоже посещают умирающих”. Он дождался
ее, и на любимых руках умирает Евгений
Васильевич
Базаров. Умирает сильным, волевым, не
отказавшимся от своих суждений, не отчаявшимся
в жизни, но одиноким и отвергнутым.
Жаль, что жизнь такого человека оборвалась так рано. С его желанием и волей он бы добился своего, принес бы практическую пользу России, а может, и не только России.
Главная психологическая
пара романа – это Базаров и Павел Петрович
Кирсанов. Взгляды нигилиста Базарова
и Кирсанова были совершенно противоположными.
С первой встречи они почувствовали друг
друга врагами.
Павел Петрович, узнав, что Евгений будет
гостить у них, спросил: “Этот волосатый?”.
А Базаров вечером заметил Аркадию: “А
чудаковат у тебя дядя”.
Между ними всегда возникали противоречия.
“У нас еще будет схватка с этим лекарем,
я это предчувствую”, - говорит Кирсанов.
И она произошла. Нигилист не обоснованно
доказывал необходимость отрицания как
образа жизни и, естественно, в силу своей
низкой философской культуры, наталкивался
на логически верные заключения противника.
Это и являлось основой неприязни героев.
Молодежь пришла разрушать и обличать,
а построением займется кто-то другой.
“Вы все отрицаете, или, выражаясь вернее,
вы все разрушаете. Да ведь надобно и строить”,
- говорит Евгению Кирсанов. “Это уже не
наше дело.
Сперва нужно место расчистить”, - отвечает
Базаров. Или на вопрос “что же вы отрицаете?”,
последовал краткий ответ: “Все”. Они
спорят о поэзии, искусстве, философии.
Базаров поражает и раздражает Кирсанова
своими хладнокровными мыслями об отрицании
личности, всего духовного. Но, все- таки,
как бы правильно не мыслил Павел Петрович,
в какой-то степени его представления
устарели. Тем более, его противник имеет
преимущества: новизна мыслей, народу
он ближе, ведь тянутся же к нему дворовые
люди.
Безусловно, принципы и идеалы отцов отходят
в прошлое. Особенно наглядно это показано
в сцене дуэли Кирсанова и Евгения. “Дуэль,
писал Тургенев, - введена для наглядного
доказательства пустоты элегантно-дворянского
рыцарства, выставленного преувеличенно
комическим”. Но с мыслями нигилиста тоже
согласиться нельзя. Поэтому, Базаров
умирает. Интересную мысль высказал великий
художник Илья Репин: “Из литературы два
героя - как образчики для подражания -
преобладали в студенчестве. Базаров и
Рахметов.
Помоему, не всякий захотел бы взять себе
в образец такого человека, как
Базаров. Роман раскрывает жестокий и
сложный процесс ломки прежних социальных
отношений”. Этот процесс предстал в романе,
как разрушительная стихия, меняющая привычное
течение жизни.
Отношение к народу Павла Петровича и Базарова разное. Павлу Петровичу религиозность народа, жизнь по заведенным дедами порядкам кажутся исконными и ценными чертами народной жизни, умиляют его.
Базарову же эти
качества ненавистны: “Народ полагает,
что, когда гром гремит, это Илья-пророк
в колеснице по небу разъезжает. Что ж?
Мне согласиться с ним?”. Одно и то же явление
и называется по-разному, и по- разному
оценивается его роль в жизни народа. Павел
Петрович: “Он (народ) не может жить без
веры”. Базаров: “Грубейшее суеверие
его душит”.
Просматриваются разногласия Базарова
и Павла Петровича в отношении к искусству,
природе. С точки зрения Базарова, “читать
Пушкина - потерянное время, заниматься
музыкой смешно, наслаждатьтся природою
– нелепо”. Павел
Петрович, напротив, любит природу, музыку.
Максимализм Базарова, полагающего, что
можно и нужно во всем опираться только
на собственный опыт и собственные ощущения,
приводит к отрицанию искусства, поскольку
искусство как раз и представляет собой
обобщение и художественное осмысление
чужого опыта. Искусство (и литература,
и живопись, и музыка) размягчает душу,
отвлекает от дела. Все это “романтизм”,
“чепуха”. Базарову, для которого главной
фигурой времени был русский мужик, задавленный
нищетой, “грубейшими суевериями”, казалось
кощунственным “толковать” об искусстве,
“бессознательном творчестве”, когда
“дело идет о хлебе насущном”.
В романе Тургенева
“Отцы и дети” столкнулись два сильных,
ярких характера. По своим взглядам, убеждениям
Павел Петрович предстал перед нами как
представитель “сковывающей, леденящей
силы прошедшего”, а Евгений
Базаров-как часть “разрушительной, освобождающей
силы настоящего”.
Тургенев так строит роман, что нигилист Базаров и Павел Кирсанов все время находятся в центре внимания.
Ценность такой
концепции – концепции “психологической
пары” – в романе
Тургенева на наш взгляд в том, что она
позволяет не просто наблюдать за героями
и быть пассивными зрителями, а помогает
сравнивать, сопоставлять героев, подталкивает
читателя к нужным выводам. Герои Тургенева
живут во взаимоотношениях друг с другом.
Роман И.С.Тургенева «Отцы и
дети» вызвал неоднозначную общественную
реакцию: кто-то хвалил его, кто-то ругал...
Но никто не оставил без внимания споры
«отцов» и «детей».
Дело в том, что споры – один из приёмов
раскрытия образа Базарова. Тургенев стремился
показать главного героя в реальных условиях
общественной борьбы 60-х годов. Естественно,
что идейными противниками героя должны
были стать либералы-дворяне, которые
в эти годы уже обнаружили свою экономическую
и политическую слабость. Так возникла
линия «отцы» и «дети», о которой автор
сам писал, что повесть «частично направлена
против дворянства», а частично – "против
полного отрицания духовный ценностей».
Причём автор обострил этот вопрос, столкнув
два разных поколения: «Эстетическое чувство
заставило меня взять именно лучших представителей
обоих «лагерей», чтобы вернее доказать
мою тему: если сливки плохи, то что же
молоко?..»
Тургенев прекрасно понимал, что дворянство
уже сыграло свою историческую роль и
что ему уже неизбежно предстоит оставить
общественную арену и уступить место разночинцам.
Но каким? Таким, как Базаров? Этот серьёзный,
неразрешимый даже Тургеневым вопрос.
В романе мы не находим однозначного ответа:
«кто прав, а кто виноват». Писатель показывает
либералов-дворян людьми слабыми, бесплодными,
беспомощными в своих попытках осуществить
даже половинчатые реформы. Всё, что осталось
от «отцов», - это закостенелые традиции,
«красивость», витиеватость фраз. Базаров
же у Тургенева чересчур прямолинеен:
«отрицающий всё – отрицает себя».
И действительно, в образ Павла Петровича
Кирсанова, яркого представителя «лагеря
отцов», развенчаны принципы и убеждения
консервативного дворянина-либерала.
В образах же Николая Петровича и Аркадия
раскрывается несостоятельность либералов
умеренных. Особенно резкой критике писатель
подверг принципы консервативного либерализма:
аристократизм на английский манер, отстаивание
старых, дворянских понятий чести (дуэль
Павла Петровича и Базарова), фальшивую
проповедь так называемых политических
свобод.
Павел Петрович спорит с Базаровым о сущности
народа, толкует о крестьянах: «Всегда
вступаешься за крестьян, правда, с ними
он морщится и нюхает одеколон». Павел
Петрович пространно и самоуверенно философствует
об общественном благе, о человеческой
личности, о законах человечества, о логике
истории, о цивилизации и ёё плодах, о священнейших
верованиях и прочих абстрактных премудростях,
которым он не знает цены. Его аристократизм
сводится к слепому поклонению всему английскому
от парламента до рукомойников. Убеждённый
идеалист и эстет, Павел Петрович с призрением
отзывается о современных ему молодых
естественниках – экспериментаторах
(«детях»): «А теперь пошли какие-то химики
да материалисты».
Кроме того, Тургенев сам боготворит искусство,
поэтому, естественно, что на многих страницах
романа идёт речь о музыке, о живописи,
о литературе, об отношении к искусству
«отцов» и «детей». «Отцы» - Павел Петрович,
Николай Петрович – тонкие ценители красоты
в природе, поклонники искусства. Их отталкивает
базаровское неприятие живописи, музыки
и утилитарный взгляд на природу. «Природа
– не храм, а мастерская и человек в ней
работник», - говорит Базаров. Но главный
герой отрицает не только отдельные виды
искусства, но искусство вообще. О поэзии
и поэтах он высказывается резко отрицательно:
«Порядочный химик в двадцать раз полезней
поэта». Пушкина Базаров советует заменить
вульгарным материалистом Бюхнером, стихи
называет «ерундой». Наконец в разговоре
с Одинцовой этот герой откровенно признаётся:
«Вы … не предполагаете во мне художественного
смысла – да, во мне действительно его
нет». И, в то же время, заметим, что Базаров
знает произведения искусства и литературы:
он цитирует Байрона, знаком с творчеством
Шиллера…
Почему же между «отцами» и «детьми» развернулась
такая полемика? Главную её причину стоит
искать в 50-х годах. Искусство тогда было
поставлено критиками и писателями –
сторонниками «чистого искусства» выше
тех социальных проблем, разрешение которых
требовалось в первую очередь. Однако
в 60-х годах XIX века выступали и такие участники
демократического движения, которые, в
пылу полемики, склонны были отрицать
искусство. Тургенев наблюдал эту полемику
и отразил её в спорах «отцов» и «детей».
Причём мы видим, что Базаров явно проигрывает
«отцам».
Следует обратить внимание и на дуэль
Павла Петровича и Базарова. Она выглядит
своеобразным рыцарским поединком, где
Кирсанов изображён довольно комично.
Его речь представляет смесь иностранных
слов и витиеватых предложений. Автор
пародирует салонный стиль речи Кирсанова.
Это нужно для того, чтобы наглядно доказать
пустоту элегантно – дворянского рыцарства,
выставленного в романе почти комически.
Итак, мы убедились, что абсолютно правых
в данном споре нет. «Отцы» выигрывают
в практическом плане, «дети» - в духовном.
Суть этих споров вечна - так трудно разным
поколениям, с разными идеалами, найти
«точки соприкосновения».