Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 20:28, курсовая работа
Поэзия Есенина, удивительно “земная”, близкая каждому, реальная до самых своих корней и вместе с тем “вселенская”, общечеловеческая, озарена немеркнущим светом истинной любви “ко всему живому в мире”.
Казалось бы, о творчестве Есенина уже всё сказано[1]. И всё - таки каждый человек, открывая томик его стихов, открывает своего Есенина.
Я Есенина люблю с детства. Когда я была совсем маленькой, мама читала мне по вечерам стихотворение “Берёза”. Хотя я и не знала, кому принадлежит это творение, но уже с детства меня завораживали эти чудные строки.
Введение……………………………………………………………….............2 - 3
Часть 1. Своеобразие поэтики С. Есенина.................................................... 4- 19
1.1 Красота и богатство лирики Есенина.......................................................4- 13
1.1.1. Особенности художественного стиля...................................................4 – 7
1.1.2. Особенности метафоры в поэзии Есенина...........................................7 - 8
1.1.3 Поэтическая лексика...............................................................................8- 10
1.1.4. Поэтическая техника С. Есенина…….................................................10-11
1.1.5. Луна в поэзии Есенина.........................................................................11-13
2.1 Ведущие темы поэзии..............................................................................15-19
2.1.1. Тема деревни.........................................................................................15-17
2.1.2 Тема родины в лирике Есенина............................................................17-19
2.1.3. Тема любви.................................................................................................19
Часть 2. Предшественники и последователи...............................................20-33
2.1. Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии С. Есенина
2.2. Есенин и древнерусская литература
2.3. Параллели с Гоголем
2.4 Традиции Есенина в поэзии ХХ века
2.4.1Традиции Есенина в поэзии Н. Рубцова
2.4.2. Опыт анализа стихотворения Н. Рубцова с точки зрения есенинских традиций
Заключение
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей…
Над текстом этого
ключевого стихотворения в
В этом стихотворении
Рубцов широко использовал
Заключение.
Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими
Пригоршнями сокровищ его души.
А. Н. Толстой.
Слова А. Н. Толстого о Есенине можно поставить эпиграфом к творчеству выдающегося русского поэта ХХ века. И сам Есенин признавался, что хотел бы “всю душу выплеснуть в слова”. “Половодье чувств”, затопившее его поэзию не может не вызывать ответного душевного волнения и сопереживания.
Есенин – это
Россия. Его стихи – это разговоры
о Руси, её прошлом, настоящем
и будущем. И, конечно же, время
определило значение
Есенин - пример для таких поэтов, как Н. Рубцов. К счастью для нас и особенно для будущего русской культуры, наши поэты ХХ века смогли сохранить и донести до нас и до грядущих поколений живую музу русской поэзии. Да, у каждого из них она своя, но есть в ней то, что роднит всех и о чём хорошо сказал А. Передреев в стихотворении “Памяти поэта”:
Тебе твой дар простором этим дан,
И ты служил земле его и небу,
И никому в угоду иль потребу
Не бил в пустой и бедный барабан.
Ты помнил тех, далёких, но живых,
Ты победил косноязычье мира,
И в наши дни ты поднял лиру их,
Хоть тяжела классическая лира!
Таким образом,
целью работы являлось
Для этого решались следующие задачи:
выявление особенностей
художественного стиля и поэтич
Как результат:
для Есенина характерно
Поэзия Есенина
насыщена обращениями, часто
Большое место в творчестве Есенина занимают эпитеты, сравнения, повторы, метафоры.
Рассмотрение основных тем творчества.
В результате исследования
были сделан вывод, что
Определение роли традиций древнерусской литературы и фольклора.
Было определено, что
поэзия Сергея Есенина и
Изучение гоголевских
традиций в творчестве С. Есени
Прямые параллели
с Гоголем мы обнаруживаем
в поэмах Есенина «Страна
Обобщение есенинских традиций, наследуемых в поэзии 2-й половины ХХ века.
Николай Тряпкин
– самый крупный в наше время
продолжатель традиции
Практическая направленность видится в возможности использования на уроках литературы.
Приложение № 1.
Фотоматериалы С. Есенина.
С.А. Есенин. 1913 год.
С.А. Есенин. Фотография с заграничного паспорта. 1922 год.
Н.И. Колоколов, С.А. Есенин, И.Г. Филипченко. 1914 год.
С.А. Есенин. 1922 год.
Сергей Есенин с Н. А. Клюевым. Осень 1916 г.
С.А. Есенин. 1924 год.
Сергей Есенин и Айседора Дункан
С.А. Есенин с
Айсидорой Дункан и ее
Библиография
1. Есенин С.А. Собр. соч.: в 3 т. Т. 1, 3. М., 1977.
2. Гоголь Н. В. Собр. соч.: в 8 т. Т.1, 7. М., 1984.
3. Рубцов Н.: Время, наследие, судьба: Литературно – художественный альманах. 1994.
4.Агеносов В., Анкудинов К. Современные русские поэты.- М.: Мегатрон, 1997. – 88с..
5. Гусев В. И. Неочевидное6 Есенин и советская поэзия. М., 1986. С.575
6. Жизнь Есенина: рассказывают современники. М., 1988.
7. Лазарев В. Долгая память // Поэзия российских деревень, М., 1982, с. 6, /140/.
8. Литература в школе. Научно – методический журнал. М., 1996.
9. Прокушев Ю. Л.: Жизнь и творчество Сергея Есенина. М.: Дет. Лит., 1984.- 32с..
10. Роговер Е. С. Русская литература ХХ века: Учебное пособие. – 2-е издание.- СПб. 2004.- 496с.
11. В.Ф. Ходасевич. Некрополь: Воспоминания.- М.: Советский писатель, 1991.- 192с.
12. Эрлих В.И. Право на песнь // С.А.Есенин в воспоминаниях современников: в 2 т. Т.2. М., 1986..
13. П.Ф. Юшин. Поэзия Сергея Есенина 1910-1923 годов. М., 1966.- 317с..
1 См. библиографию в конце работы.
2 Лазарев В. Долгая память. // Поэзия российских деревень, М., 1982, с. 6, /140/.
3 В.Ф. Ходасевич. Некрополь: Воспоминания.- М.: Советский писатель, 1991.- 192с.
4 Роговер Е. С. Русская литература ХХ века: Учебное пособие. – 2-е издание.- СПб. 2004.- 194с.
5 Там же, стр. 198.
6 . П.Ф. Юшин. Поэзия Сергея Есенина 1910-1923 годов. М., 1966.- 317с..
7 Роговер Е. С. Русская литература ХХ века: Учебное пособие. – 2-е издание.- СПб. 2004.- 496с.
8 В.Ф. Ходасевич. Некрополь: Воспоминания.- М.: Советский писатель, 1991.- 192с..
9 В.Ф. Ходасевич. Некрополь: Воспоминания.- М.: Советский писатель, 1991.- 192с.
10 В.Ф. Ходасевич. Некрополь: Воспоминания.- М.: Советский писатель, 1991.- 192с.
11 Жизнь Есенина: рассказывают современники. М., 1988.
12 Жизнь Есенина: рассказывают современники. М., 1988, стр 67.
13 Там же, стр.96
14 Там же, стр. 98
15 Там же, стр. 98
16 В.Ф. Ходасевич. Некрополь:
17 Эрлих В.И. Право на песнь
// С.А.Есенин в воспоминаниях
18 Литература в школе. Научно – методический журнал. М., 1996.
19 Гусев В. И. Неочевидное: Есенин и советская поэзия. М., 1986. С.575
20 В.В. Бузник, А.С. Бушмин. Русская советская литература: М., 1989.
21 С. Есенин утверждал своё крестьянское первородство: “У меня отец – крестьянин, ну, а я крестьянский сын”. Новокрестьянскими называли поэтов вышедших из крестьян и поддерживающих низшие слои населения.
22 Литература в школе. Научно – методический журнал. М., 1996.
23 Агеносов В., А