Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 12:58, курсовая работа
Творчество известного американского писателя Джека Лондона разнообразно: это и романы, и повести, и рассказы. Ранние произведения Лондона — это так называемые северные рассказы, которые не только принесли известность писателю, но и вошли в золотой фонд американской и мировой литературы. Северные рассказы рисуют яркий, своеобразный мир, полный действия, энергии, человеческой активности. В его произведениях выступают множество людей разных характеров, возрастов, национальностей, вероисповеданий. Это золотоискатели, охотники, погонщики собак, проводники, авантюристы, бродяги.
Введение 3
Джек Лондон (1876 — 1916 гг.) 4
Пора Клондайка 4
Проблематика северных рассказов Джека Лондона 5
Борьба с природой 5
Закон Севера 6
Благотворное воздействие Севера 7
Конфликт Севера и буржуазной цивилизации 7
Воля к жизни 10
Проблема алчности 11
Проблема азарта 12
Проблема товарищества 12
Религия 13
Проблема ответственности за других 14
Герои северных рассказов Джека Лондона 15
Герои-мужчины 15
Героини 18
Заключение 21
Примечание 22
Список использованной литературы 23
Трагична "Северная Одиссея", рассказ о юноше-индейце, по всему свету преследовавшем белого, который силой отобрал у него невесту, — трагична до безысходности, ибо поражение Нааса — не поражение слабого: он все-таки настиг и убил врага, но Унга уже была пленницей белого мира и оттолкнула победителя, предпочтя смерть возврату в дымный вигвам. Такой печальный финал закономерен — "век стали" вступал в свои права.
В рассказе «Лига стариков» главной проблемой также является противостояние двух сил. Герои рассказа дают друг другу клятву "очистить нашу землю от злого племени, которое пришло к нам" и поодиночке, без помощи молодых вступают в бой с "закованной в сталь, одетой в броню" белой расой. Исход боя предрешен, и последний из стариков, Имбер, является в Доусон, поняв, что дальнейшая борьба невозможна. Но является не с повинной. Подобно своим предкам, Имбер остается гордым и в поражении. И смерть он примет как воин.
За рассказанной
в "Лиге стариков" историей стоит
одна из "вечных" проблем человеческого
существования: трагизм резких столкновений
"века стали" и "каменного века",
необратимость перемен, которые
влекут за собой вовсе не один лишь
безостановочный "прогресс", а
еще и утраты, которые уже не
возместить, и тяжкую, безысходную
драму для тысяч и тысяч. Ведь
на борьбу поднялись только старики;
молодые смирились, они старательно
прилаживаются к новым
В «Северных рассказах» ключевой фигурой в рассказах является индеец Ситка Чарли, который говорит о себе: «…в моих жилах течет красная кровь сивашей, но сердце у меня белое… Я стал судить о людях и о делах их так, как вы, и думать по-вашему» («Мудрость женщины»В рассказе «Мудрость снежной тропы» он противопоставлен индейцам, в отличие от которых, поняв закон белых, усвоил его лучше любого белого человека.
Также за выбор в пользу цивилизации делает Наас («Северная одиссея»). Его долгие странствия в поисках жены, похищенной белым «пришельцем», позволили ему узнать большой мир. В некоторых рассказах представлена иная интерпретация темы.
Следуя любви как высшему закону жизни, свой выбор в пользу белой расы (точнее «белого мужа») делает Унга («Северная Одиссея», «Мужество женщины»), Заринка («Сын Волка»), Лит-Лит («Замужество Лит-Лит») — для индианок, жен белых людей, выбор в пользу новой жизни необратим; это осознают и они сами и отчасти их мужья («Белое безмолвие»).
Эрфакс («В дебрях Севера»), живущий в индейском племени пять лет, чувствуя гармоничность этой жизни, не порвал внутренней связи с привычным миром цивилизации. Окончательный выбор дается ему непросто, в отличие от выбора, сделанного его женой Тум. И белые и индейцы в своих поступках руководствуются зовом крови, который преодолеть сложно — писатель это в полной мере осознает.
Лондон показывает, как влиянию буржуазной цивилизации поддаются и местные старожилы, люди, много лет прожившие на Севере. В рассказе «Жена короля» говорится о малодушных мужчинах, нарушающих свое слово, и о трудном положении индейских жен, в котором они очутились после прихода цивилизации. Кэл Гальбрейс, женатый на индианке и имеющий сына — старожил, пользующийся общим уважением. Однако Гальбрейс не обладает моральной стойкостью. Веселая жизнь салунов увлекает его, и он бросает семью. Правда, все кончается благополучно благодаря вмешательству Кида. Но счастливая концовка не снимает остроты проблемы.
Сходная ситуация рисуется в рассказе «Женское презрение». В этом рассказе автор опять показывает моральное разложение человека под влиянием новых условий, сложившихся после прихода буржуазного прогресса.
В рассказе «Там, где расходятся пути» герои делают выбор между законами, установленными людьми, и законами «природы человека», которые одинаковы вне зависимости от цвета кожи. Известие о том, что индианка Сипсу должна быть принесена в жертву своим племенем, ставит «белых» героев перед выбором: действительно ли, по ее словам, их «пути теперь расходятся», или обретенное чувство близости, невзирая на расовые различия, должно возобладать над чувством самосохранения. Лондон предлагает две различные позиции «белых» людей: Хоз, Верц и Зигмунд выступают против помощи Сипсу, не видя возможности изменить события; Хичкок, делает свой выбор в пользу нравственных законов, которые считает справедливыми — помогает Сипсу бежать.
Многие герои рассказов Лондона упорно борются со смертью, страстно желая жить. Эту способность передать "величайшее напряжение воли к жизни" особенно ценил в нем А.М. Горький, который писал: "Джек Лондон писатель, который хорошо видел, глубоко чувствовал творческую силу воли и умел изображать волевых людей"
Ленин был тяжело болен, прикован к постели и не мог сам уже читать, близкие читали ему вслух книги, которые он особенно любил. Одним из таких произведений, прочитанных по его просьбе, был рассказ американского писателя Джека Лондона, называвшийся "Любовь к жизни". Рассказ этот читали ему несколько вечеров, и, по воспоминаниям Надежды Константиновны Крупской, он ему "понравился чрезвычайно"
Это
повествование о
Настоящий героический подвиг совершают путники в «Мудрости снежной троны». Они побеждают ледяную пустыню, хотя их силы уже на исходе. В этом и состоит одна из привлекательных сторон произведений Лондона, что они полны бодрости, оптимизма, говорят о победе человека над всевозможными испытаниями, в том числе и над самой смертью. Как говорил Андреев: « Читаешь его — и словно выходишь из какого-то тесного закоулка на широкое лоно морей, забираешь грудью соленый воздух и чувствуешь, как крепчают мускулы, как властно зовет вечно невинная жизнь к работе и борьбе. Органический враг бессилия и дряхлости, бесплодного стенания и нытья, чуждый тому дрянненькому состраданию и жалости, под кислым ликом которых кроется отсутствие воли к жизни и борьбе, Джек Лондон спокойно хоронит мертвецов, очищая путь живым,— и оттого его похороны веселы, как свадьба»
Во многих рассказах писателя звучит бальзаковская тема разлагающего влияния денег на человеческую психику. В погоне за богатством люди превращаются в фанатиков и изуверов. Таков Джекоб Кент из рассказа «Человека со шрамом». Самовольно вселившись в хижину, не имевшую хозяина, он собирает плату с путников, останавливающихся в ней. Алчность его становится болезнью, убивающей в нем все человеческое. Кент превращается в маньяка, в одержимого.
Похож на него Рассмунсен из «Тысячи дюжин». Как и Кент, Рассмунсен гонится за золотом. Он был «одержим одной идеей», и эта идея, однажды возникнув, поработила его. Ради нее он не щадит ни проводников, ни собак, выматывая из них последние силы. Не жалеет он и себя: страсть к деньгам вытесняет у него заботу о собственном здоровье. Самоубийство героя после краха его авантюры лишено трагизма и показано автором как расплата за спекуляцию.
В рассказе «Неожиданное» также встает тема преступления, порожденного корыстным расчетом. Жажда золота толкает Дэннина поднять руку на товарищей, с которыми он вместе работал, ел, пил и спал. Дэннин совершает убийство, чтобы присвоить себе их долю.
В рассказе «Taм, где расходятся пути» человечности противопоставлена алчность. Когда Хичкок предлагает своим спутникам спасти девушку индианку, они трусливо отказываются. Им чужды великодушие и готовность к самопожертвованию. «Наше дело намыть побольше золотого песку и поскорее выбраться из этой проклятой страны.»,— говорит один из них.
Для героев, которым отданы симпатии Лондона, главным на Севере было не золото, не обогащение: одних навсегда пленила романтика Клондайка, других «влечет вовсе не жадность к золоту или мехам, а ненасытная страсть к приключениям, этот благородный протест против духоты, кислоты, себялюбия, трусливости и расслабленности столичных городов»
Также
главнее для положительных
В северных рассказах азарт изображается автором с двух сторон. В «Смоке Беллью» главный герой учится различать «слепой» азарт, обусловленный воспитанием в условиях буржуазной цивилизации, ориентированной на систему материальных ценностей, и азарт «живой», равнозначный вкусу к жизни, свидетельствующий о живой душе человека. В рассказе «За золотом на ручей Индианки» это противопоставление наиболее очевидно: толпе, охваченной слепым азартом, тайно ночью пробирающейся на новое золотоносное место, противопоставлен Беллью, получающий уроки справедливости от мисс Гастелл.
Разный
характер азарта представляет
Лондон и в рассказе «Малыш
видит сны»: азарт обладания деньгами
и азарт как желание проверить
себя, доказать, что ты тот, кто
«ест мясо». На Севере человек,
В рассказе
«Гонки» тот же Беллью, принимая
участие в соревновании
На Клондайке Лондон увидел, как люди освобождаются от индивидуализма, ожесточенности, недоверия друг к другу и словно бы вновь из незнакомых становятся братьями. И самых близких себе героев Лондон наделил этим сознанием братства людей, которое помогло им переступить через выпестованные "цивилизацией" предрассудки, очистив душу от скверны бескрайнего эгоизма.
Таким
героем выступал Мэйлмют Кид,
всегда готовый предоставить
путнику свою хижину, ободрить
в трудную минуту, вмешаться в
драку, чтобы развести
Но не все могут проявить дух товарищества в тяжелых северных условиях. Рассказ "В далеком краю» — про то, как два человека принуждены перезимовать вдвоем в хижине. Они оказываются лицом к лицу с природой, они "выключены" из цивилизации. И здесь с жестокой очевидностью выступает то самое главное, что при всех различиях уравнивает тупого конторщика с рафинированным эстетом: их бескрайний эгоизм, доводящий до гибели.
Одна из тем, затрагиваемых Лондоном в своих северных рассказах — отношение к религии. Лондон критично относится к официальной религии с ее ложью и лицемерием.
Осуждение официальной религии сильнее всего звучит в рассказе «Бог его отцов». Поведение представителя ее, миссионера Стэрджес Оуэна, вызывает чувство негодования. Хотя Оуэн — религиозный «фанатик», в решительный момент у него не хватает веры, чтобы умереть за свои убеждения. Стэрджес Оуэн остается жив, потому что он отказывается от своей религии, от своего бога:«—У меня был бог.— А сейчас?— Нет» говорит он Баптисту Красному. Но из-за упрямства и ограниченности он оказывается прямым виновником гибели своих защитников, людей, которые лучше и достойнее его. Стэрджес Оуэну противопоставлен Стоккарт. Хотя Стоккарт любит жизнь, он не хочет жизни, купленной ценой вечного позора. Его мужество оказывается непоколебимым даже перед лицом смерти. Стоккарт погибает, но не за религию, а за свою мораль, за все то, что составляет для него истинную веру его отцов.
Среди священников, встречающихся на страницах рассказов, запоминается образ отца Рубо. Отец Рубо по-своему неплохой человек, но даже он скован рамками религии. Во имя «христианского долга» («по праву священника», он заставляет Грэйс Бентам возвратиться к мужу, хотя знает, что она не любит его. Он руководствуется не велением своего сердца, а требованием церковной морали.
Чаще всего служители бога у Лондона — это или фанатики, или самодовольные ограниченные формалисты. У них нет внутренней убежденности в правоте своего дела. Они выполняют свой долг, но выполняют его формально, казенно. Таков мистер Браун в рассказе «Киш, сын Киша». Он обращает индейцев в христианство, но их жизнь, их обычай остаются для него чуждыми. Он не понимает, да и не хочет понимать души своих обращенных.
Наряду с христианскими священниками в рассказах изображаются жрецы и шаманы. Чаще всего они выступают как хитрые обманщики, ловко использующие суеверие своих соплеменников. Примером может служить шаман Скунду — «великий кудесник», (в одноименном рассказе «великий кудесник»), присваивающий себе одеяла Гунии. Рядом с ним действует шаман Клок-Но-Тон, прибегающий к всевозможным ухищрениям и тоже в целях обмана. К этим людям автор не испытывает ни дружелюбия, ни уважения, ибо их поведение влечет за собой зло и несчастье.