Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 12:58, курсовая работа
Творчество известного американского писателя Джека Лондона разнообразно: это и романы, и повести, и рассказы. Ранние произведения Лондона — это так называемые северные рассказы, которые не только принесли известность писателю, но и вошли в золотой фонд американской и мировой литературы. Северные рассказы рисуют яркий, своеобразный мир, полный действия, энергии, человеческой активности. В его произведениях выступают множество людей разных характеров, возрастов, национальностей, вероисповеданий. Это золотоискатели, охотники, погонщики собак, проводники, авантюристы, бродяги.
Введение 3
Джек Лондон (1876 — 1916 гг.) 4
Пора Клондайка 4
Проблематика северных рассказов Джека Лондона 5
Борьба с природой 5
Закон Севера 6
Благотворное воздействие Севера 7
Конфликт Севера и буржуазной цивилизации 7
Воля к жизни 10
Проблема алчности 11
Проблема азарта 12
Проблема товарищества 12
Религия 13
Проблема ответственности за других 14
Герои северных рассказов Джека Лондона 15
Герои-мужчины 15
Героини 18
Заключение 21
Примечание 22
Список использованной литературы 23
В рассказе «Любовь к жизни»
главный герой вывихнул ногу,
и напарник, Билл, бросает его
— ведь слабым не выстоять
в битве за жизнь. Прошло
несколько недель, и герой увидел
под кустом обглоданные
В рассказе «Как вешали Калтуса Джорджа» встреча с голодным, умирающим по вине белых людей племенем индейцев пробуждает в Смоке Беллью чувство ответственности не только за себя, но за всю расу. В этом чувстве он находит поддержку у всех жителей поселка, за исключением индейца Калтуса Джорджа, который считает себя «цивилизованным индейцем». Уэнтворт и Сибли, герои рассказа «Ошибка Господа Бога» же движет не только темный инстинкт самосохранения, но и слепое следование вынесенному из буржуазного мира принципу жизни: каждый за себя. Спасая себя от болезни, убивающей большинство обитателей поселения мормонов, они совершают преступление. Противопоставлены им Беллью и Малыш, готовые принять на себя ответственность за людей. Человек на Севере должен оставаться сильным, исходить из собственных возможностей, но он обязан в критической ситуации брать на себя ответственность за других.
Писателя привлекают яркие натуры, а суровые условия дикого Севера дают возможность им раскрыться во всей полноте, проявить свои сильные и слабые стороны. В северных рассказах Лондона отчетливо выразилась особенность творческого метода — стремление показать человека в минуты серьезных жизненных испытаний, на переломе судьбы.
Индивидуалистам, хищникам, стремящимся
к богатству, к достижению личного
успеха, Лондон противопоставляет
Положительный герой северных рассказов — образ собирательный. В нем сочетаются разные индивидуальные особенности, свойственные многим персонажам. Например, у Хичкока, героя рассказа «Там, где расходятся дороги», преобладают бескорыстие и храбрость. Материальный расчет в его глазах не играет никакой роли. Ради спасения девушки индианки он готов рискнуть жизнью.
Более
разносторонне обрисован
Если Кид является старожилом Севера, то Смок Беллью — «чечако»(новичок). Положительным героем он становится, когда у него вырабатываются новые качества: чувство товарищества, готовность идти на подвиг. Смок в высшей степени человечен. Он готов забыть о своих интересах, если нужно оказать кому-нибудь помощь. Так, в рассказе «Как вешали Калтуса Джорджа» он и Малыш прерывают поездку, чтобы спасти от голодной смерти индейцев. В рассказе «Ошибка господа бога» Смок и Малыш, наткнувшись на лагерь умирающих от цинги золотоискателей, делают остановку и принимают все меры к тому, чтобы вылечить их. Но Смок Беллью не похож на Мэйлмюта Кида. У него нет той железной выдержки и хладнокровия, которыми обладает Кид. Он — натура более мягкая, эмоциональная. Нет у него и того жизненного опыта, который помогает Киду так верно судить о людях.
Рядом со Смоком Беллью мы видим Малыша — героя, совмещающего в себе разные качества, как положительные, так и отрицательные. Бежав из Штатов, где его преследовали за воровство, он и на Севере продолжает заниматься хищениями, к тому же он недостаточно честен и азартен. Но несмотря на это, у Малыша много положительных качеств. Малыш добр, отзывчив. Он прекрасный товарищ и друг, смелый перед лицом опасности, готовый помочь в беде. Малыш отличается большей непосредственностью, возбудимостью, энергичной, пылкой реакцией на все происходящее вокруг. Но он гораздо проще Кида и Смока, у него нет тех знаний, которыми обладают они.
Положительные герои северных рассказов человечны, гуманны. Они добры не только к людям, но и к животным. И последние платят им за это огромной любовью: «В мужественной душе Мэйлмюта Кида было что-то нежное, женственное, благодаря чему самые свирепые собаки испытывали к нему доверие и самые суровые сердца раскрывались перед ним». В романе, «Белый клык», примыкающем к Северному циклу, Уидон Скотт настолько полюбил Белого Клыка, что тот, стараясь отплатить хозяину за ласку, остается жить у него вопреки его инстинктам. Судья Скотт — воплощение гуманного отношения к животным.
Герои, которым симпатизирует автор — неболтливы. Все они необычайно сдержанны в выражении своих чувств и предельно лаконичны. Болтуны же, как правило, оказываются хвастунами, «никудышниками». Нужно действовать, а не говорить попусту — такого принципа придерживаются «настоящие люди» у писателя, ведь жители Севера рано познают тщету слов и неоценимое благо действия.
Среди положительных героев мы почти совсем не встретим людей, явившихся на Север только за золотом. Лондоновские герои, как и другие, ищут золото, находят его, но оно никогда не бывает для них самоцелью, не составляет смысла жизни. «...Человек должен жить не ради денег»,— говорит Ситка Чарли. И самое тяжкое оскорбление, которое может быть нанесено человеку,— это, по мнению писателя, принести чувства в жертву денежной корысти. Именно так мстит Месснер своей сбежавшей жене, продавая ее за четыре тысячи долларов («Однодневная стоянка»). Так делает и Карен Сейзер, поступаясь своими чувствами ради богатства («Великая загадка»).
Положительные
герои в Северных рассказах наделены
сильной волей и умением
В рассказах Лондона встречаются и герои, чье поведение и чью мораль осуждает автор. Одной из главных отрицательных сторон человека становится неуемная страсть к наживе. Персонажа рассказа «Человек со шрамом», Джекоба Кента «всю жизнь одолевала алчность». Самовольно вселившись в хижину, не имевшую хозяина, он собирает плату с путников, останавливающихся в ней. Алчность его становится болезнью, убивающей в нем все человеческое. Автор сопоставляет его с «хищным пауком, высматривающим своих жертв» За свое золото Кент способен на все, даже на убийство. Но его страсть оказывается губительной: он погибает из-за своей алчности.
Печальный конец и у похожего на него в своей любви к деньгам Рассмунсена из «Тысячи дюжин». Как и Кент, Рассмунсен одержим идеей обогащения. Ради нее он не щадит ни проводников, ни собак, выматывая из них последние силы. Не жалеет он и себя: страсть к деньгам вытесняет у него заботу о собственном здоровье. Самоубийство героя после краха его авантюры лишено трагизма и показано автором как расплата за спекуляцию.
Честность
героев — один из показателей нравственности
для Лондона. Люди, обманывающие других,
Также непривлекательно выглядят со страниц Северных рассказов священники, скованные религиозными нормами, которые стоят для них выше человеческих. Например, отец Рубо из рассказа «По праву священника», якобы помогая Грэйс Бентам, делает ее несчастной, следуя требованиям церковной морали. Для Лондона эта мораль обманчива, потому что самыми главными законами для него являются «законы жизни» — законы правды.
К отрицательным героям относится игрок Ла-Пирль из рассказа «То, чего никогда не забыть». Фортюн Ла-Пирль не стесняется «поправлять» фортуну, когда она поворачивается к нему спиной. Более того, он силой оружия готов отстаивать свое право на мошенничество. Джона Рандольфа, заметившего его плутовство, он убивает на месте. В этом рассказе писатель великолепно передает психологию-игрока: грубая, хищная, эгоистичная, она раскрывается через поведение Ла-Пирля и его речь, изобилующую специфическими сравнениями и терминами, заимствованными из особого жаргона.
К такому же типу людей, как Ла-Пирль, относится Джек из Аризоны («Исчезновение Маркуса О'Брайана»). Дорожа своей жизнью, Джек не ценит жизнь других и убивает человека лишь за то, что своей музыкой тот действовал ему на нервы.
Рассказ «Finis» рисует еще один образ отрицательного персонажа. Велики страдания его героя Моргансона, терпящего голод и холод. Но сам он не жалеет других. Моргансон — законченный индивидуалист, при этом сознательно встающий на путь преступления. Иной способ действий не приходит ему в голову. Совесть его молчит, когда он убивает троих ни в чем не повинных людей. Но у Лондона зло не остается без наказания. Страшная смерть Моргансона — это возмездие за его проступок.
Подобно мужским типам, женские типы отличаются большим разнообразием. Тут и белые, и индианки, приезжие и старожилки, верные жены и искательницы приключений.
Хотя в большинстве случаев героини у Лондона — красивые женщины, главное их достоинство заключается не в красоте. Для писателя более важно их внутреннее содержание. Что они за люди, каковы их возможности, на что они способны — вот вопросы, которые в первую очередь интересуют его. Как и у мужчин, Лондон ценит у женщин упорство, силу воли, способность преодолевать трудности. Тем-то и привлекательна Грэйс Бентам («По праву священника»), что она обладает всеми этими качествами. И наоборот, ее супруг Эдвин Бентам потому производит неприятное впечатление, что у него этих качеств нет. Грэйс и Эдвин противопоставлены друг другу. В то время, как Грэйс умна, трудолюбива, тактична, Эдвин ленив, эгоистичен, груб. Но в праве ли Грэйс уйти от него к другому человеку, которого она полюбила, в праве ли она бросить Бентама? Лондон не дает готового ответа на этот вопрос. Отцу Рубо удается уговорить Грэйс остаться с Бентамом, но священник сомневается в правильности своего решения.
Не менее привлекательной, чем Грэйс Бентам, выглядит миссис Эпингуэлл. Ситка Чарли восхищается тем, что она пустилась в путь по снежной тропе, хотя этот путь даже от мужчин требовал предельного напряжения сил. Во время путешествия она не становится обузой для других путников, а поддерживает в них бодрость и мужество. Миссис Эпингуэлл оказывает облагораживающее воздействие на окружающих. Она энергично выступает в защиту принципов добра, справедливости, гуманности. Ее другом являются Мэйлмют Кид и Ситка Чарли («Ситка Чарли гордился дружбой этой женщины. С ее появлением жизнь его стала богаче, он обрел новые горизонты.» («Мудрость снежной тропы,»
Если миссис Эпингуэлл принадлежит к высшему кругу аляскинского общества, то Фреда Молуф — героиня рассказа «Женское презрение» — признанная царица полусвета. Фреда так же добра и бескорыстна, как и миссис Эпингуэлл. И хотя они разные люди, это не мешает им делать одно общее дело. Фреда — натура очень деятельная. Она не может сидеть сложа руки, когда видит, что на ее глазах творится зло, и, подобно героям мужчинам, вступает в борьбу с ним. Свойственная ей активность обнаруживается в истории Вандерлипа, которого собирается женить на себе авантюристка Лорэн Лиснаи. Для того чтобы спасти его, Фреда поступается своей гордостью, вызывает презрение к себе других женщин, но цели своей добивается.
Истинно
героический женский образ
Очень похожа на Пассук Лабискви из рассказа «Тайны женской души»: она сберегает свою долю пищи для возлюбленного и помогает ему спастись, но сама погибает. Такие любящие, самоотверженные женщины, как Пассук и Лабискви, часто являются героинями северных рассказов. К их числу относится Джис-Ук в одноименном рассказе, Руфь из «Белого безмолвия», героиня рассказа «Сивашка». Романтикой приключений овеян образ героической Унги из «Северной Одиссеи», чье имя и слава облетели весь Север наравне с именем и славой ее мужа.
Возводя
в принцип храбрость и
Лондоновские героини очень
Лондоновские
героини ненавидят людей
В северных рассказах встречаются и отрицательные женские типы: неверные жены, легкомысленные девушки, корыстные авантюристки. Такова жена Месснера из «Однодневной стоянки», которая изменяет мужу и скрывается от него. Похожа на нее Мария Шовэ, героиня рассказа «Золотой луч». Эта легкомысленная женщина, став невестой Дэва Уолша, нарушает данное слово и выходит замуж за другого.
Читатель не увидит прямого порицания этих женщин, и все-таки поведение их объективно осуждается. Жестокая расплата ожидает жену Месснера, когда она встречается со своим бывшим мужем, от которого она сбежала когда-то. А в рассказе «Золотой луч» роль мстителя вручена самой судьбе. Нечистая совесть Марии Шовэ не выдерживает «появления» мертвого Дэва Уолша, и она сходит с ума.
Лондон не терпел носителей лицемерной морали буржуазного общества. Они изображаются с не свойственным ему обычно сарказмом и иронией. Жена священника миссис Мак-Фи как раз принадлежит к числу жриц официальной ханжеской морали («Презрение женщины»). Она груба, бесцеремонна и в тоже время готова в любой момент произнести язвительную речь на тему об этике. Для нее внешняя благопристойность важнее всего остального. Поэтому ее так возмущает поведение миссис Эпингуэлл, попросившей прощения у Фреды Молуф.(«При всех, заметьте... не проявив никакого внимания и уважения к нравственным устоям общества»)