Серебряный век русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 12:15, реферат

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть «Серебряный век» как ренессанс русской культуры.
Задачи работы:
1 Ознакомиться с просвещением.
2 Изучить литературу, театр, музыку.
3 Обратить внимание на новое в архитектуре.
4 Ознакомиться с живописью.

Вложенные файлы: 1 файл

Серебряный век русской культуры.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

                                     Серебряный век русской культуры

 

                                                   Введение

 

Конец XIX − начало XX в. представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и духовной жизни России. Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Важной чертой этого периода является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру.

Одним из первых профессионально использовал термин «Серебряный век» П.Н. Милюков в своей «пушкинской» речи в Сорбонне в 1924 г. по случаю 125-летия со дня рождения поэта. Интересные суждения высказывал критик «аполлоновец» С. К. Маковский в воспоминаниях «На Парнасе Серебряного века». Он определял тип культуры этой поры как «стремление к запредельному», «искание высшей правды», как «мятежное, богоищущее, бредившее красотой» искусство иной, «не марксистской, не бездуховно-рабской России».

Серебряный век  как культурная эпоха включает в себя модерн, символизм, религиозную философию, авангард. Их появление в конце XIX в. обозначило демаркационную линию между «старым» и «новым» состоянием национального духа. Классическая литература, живопись передвижников теряли своих приверженцев. Последние столпы классической культуры − Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и др. − в начале XX в. возвышались как утесы во внезапно обмелевшем море.

Хронологические рамки Серебряного  века более определенны, чем его  содержание: 20−25 лет на рубеже XIX−XX вв. Начало − рядовые, на первый взгляд, события: в 1894 г. вышел первый «брюсовский» сборник поэтов-символистов; увидела сцену опера М.П. Мусоргского «Хованщина»; начал свой творческий путь композитор-новатор А.Н. Скрябин; в 1898 г. в Петербурге основано принципиально новое творческое объединение «Мир искусства», в Париже начались «русские сезоны» СП. Дягилева.

Цель работы  – рассмотреть «Серебряный век» как ренессанс русской культуры.

Задачи работы:

1 Ознакомиться с просвещением.

2 Изучить литературу, театр, музыку.

3 Обратить внимание на  новое в архитектуре.

4 Ознакомиться с живописью.

 

1 Просвещение

 

Система образования в  России рубежа XIX−XX вв. включала три  ступени: начальную (церковноприходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую школу (университеты, институты). По данным 1813 г., грамотные среди подданных Российской империи составляли в среднем 38−39%.

Растущая потребность  в специалистах способствовала развитию высшего, в особенности технического, образования. В 1912 г. в России было 16 высших технических учебных заведений. Получили распространение частные высшие учебные заведения (Вольная высшая школа П.Ф. Лесгафта, Психоневрологический институт В.М. Бехтерева). Университет Шанявского, работавший в 1908−1918 гг. на средства либерального деятеля народного образования А.Л. Шанявского и дававший среднее и высшее образование, сыграл важную роль в демократизации высшего образования. В университет принимались лица обоего пола независимо от национальной принадлежности и политических взглядов.

В начале XX в. получило развитие высшее женское образование. В то время в России имелось  уже около 30 высших женских учебных  заведений. В 1911 г. право женщин на высшее образование было признано юридически.

Одновременно  с воскресными школами стали  действовать новые типы культурно-просветительских учреждений для взрослых — рабочие  курсы (например, Пречистенские в  Москве, среди преподавателей которых  были такие выдающиеся ученые, как  физиолог И.М. Сеченов, историк В.И. Пичета), просветительские рабочие общества и народные дома − своеобразные клубы с библиотекой, актовым залом, чайной и торговой лавкой (например, Литовский народный дом графини С.В. Паниной в Петербурге).

Большое влияние  на просвещение оказало развитие периодической печати и книгоиздательства. В начале XX в. выходило 125 легальных газет, в 1913 − более 1000. В 1913 г. издавалось 1263 журнала. Тираж массового литературно-художественного и научно-популярного журнала «Нива» (1894−1916) к 1900 г. вырос с 9 до 235 тыс. экземпляров. По количеству издаваемых книг Россия занимала третье место в мире (после Германии и Японии). В 1913 г. только на русском языке вышло 106,8 млн. экземпляров книг.

Крупнейшие  книгоиздатели А.С. Суворин в Петербурге и И.Д. Сытин в Москве способствовали приобщению народа к литературе, выпуская книги по доступным ценам. В 1989−1913 гг. в Петербурге работало книгоиздательское товарищество «Знание», которое с 1902 г. возглавлял М. Горький. С 1904 г. было выпущено 40 «Сборников товарищества «Знание»», включавших произведения выдающихся писателей-реалистов М. Горького, А.И. Куприна, И.А. Бунина.

Крупные издательства ставили перед собой достаточно демократические цели. Так, И.Д. Сытин  выпускал книги серии «Библиотека  для самообразования», А.С. Суворин − серию «Дешевая библиотека». Цены на такую литературу были действительно весьма низкими.

Начало XX в. ознаменовалось процессами интеграции и демократизации науки. Как в центре, так и в  провинциальных городах появляются многочисленные научные общества, проводятся научные съезды и конференции по проблемам воздухоплавания, минералогии, астрономии, геологии, электромеханики, сельского хозяйства и др. Индустриализация России способствовала бурному росту естественных и технических наук. Многие открытия русских ученых имели прогностическое значение для развития всей мировой науки. Так, основы современной аэродинамики заложил великий русский исследователь Н.Е. Жуковский, основавший в 1904 г. Аэродинамический институт под Москвой. На рубеже XIX−XX вв. получили развитие новые области науки, в том числе воздухоплавание. Н.Е. Жуковский − основоположник современной гидро- и аэродинамики. Он создал теорию гидравлического удара, открыл закон, определяющий величину подъемной силы крыла самолета, разработал вихревую теорию воздушного винта. Великий русский ученый был профессором Московского университета и Высшего технического училища.

К.Э. Циолковский разрабатывал теоретические  основы воздухоплавания, аэро- и ракето-динамики. Ему принадлежат обширные исследования по теории и конструкции цельнометаллического дирижабля. В 1897 г., построив простейшую аэродинамическую трубу, совместно с Жуковским проводил в ней исследования моделей дирижаблей и крыльев самолетов. В 1898 г. Циолковский изобрел автопилот. Наконец, ученый, обосновывая возможность межпланетных перелетов, предложил жидкостно-реактивный двигатель − ракету.

Работы выдающегося  русского физика П.Н. Лебедева сыграли  большую роль в разработке теории относительности, квантовой теории и астрофизики. Главное достижение ученого заключается в открытии и измерении давления света на твердые тела и газы. Лебедев является также основоположником исследований в области ультразвука.

Велико  научное значение трудов великого русского ученого физиолога И.П. Павлова. Ученый разработал и ввел в научную практику принципиально новые методы исследования. Наиболее значительные исследования Павлова относятся к физиологии кровообращения. В 1904 году ему была присуждена Нобелевская премия. Десятилетия последующей работы по этим направлениям привели к созданию учения о высшей нервной деятельности. Еще один русский естествоиспытатель И.И. Мечников стал Нобелевским лауреатом в 1908 году за исследования в области сравнительной патологии, микробиологии и иммунологии. Основы новых наук (биохимии, биогеохимии, радиогеологии) заложены В.И. Вернадским.

Гуманитарные  науки испытывали большое влияние  процессов, происходивших в естествознании. В философии получил широкое  распространение идеализм. Русская  религиозная философия с ее поиском  путей соединения материального и духовного, утверждением «нового» религиозного сознания явилась едва ли не самой важной областью не только науки, идейной борьбы, но и всей культуры.

Основы религиозно-философского Ренессанса, которым отмечен «Серебряный  век» русской культуры, были заложены B.C. Соловьевым.

Учение Соловьева  питалось из нескольких корней: искание  социальной правды; богословский рационализм  и стремление к новой форме  христианского сознания; необычайно острое ощущение истории − не космоцентризм  и не антропоцентризм, а историко-центризм; идея Софии, и, наконец, идея Богочеловечества − узловой пункт его построений. Его система − опыт синтеза религии, философии и науки. «Причем не христианская доктрина обогащается у него за счет философии, а наоборот, в философию он вносит христианские идеи и ими обогащает и оплодотворяет философскую мысль» (В.В. Зеньковский). Значение Соловьева чрезвычайно велико в истории русской философии. Обладая блестящим литературным талантом, он сделал философские проблемы доступными широким кругам русского общества, более того, он вывел русскую мысль на общечеловеческие просторы.

Русский религиозно-философский  Ренессанс, отмеченный целым созвездием блестящих мыслителей – Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Д.С. Мережковский, С.Н. Трубецкой и Е.Н. Трубецкой, Г.П. Федотов, П.А. Флоренский, С.Л. Франк − во многом определил направление развития культуры, философии, этики не только России, но и на Западе, предвосхитив, в частности, экзистенциализм.

 

2 Литература, театр и музыка

 

Реалистическое  направление в русской литературе на рубеже XX в. продолжали Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, создавший лучшие свои произведения, темой которых были идейные искания интеллигенции и «маленький» человек с его повседневными заботами и молодые писатели И.А. Бунин и А.И. Куприн.

Одновременно  в реализме появились новые художественные качества. С этим связано распространение  неоромантизма. Уже первые неоромантические произведения 90-х годов («Макар Чудра», «Челкаш») принесли известность молодому A.M. Горькому. Лучшие реалистические сочинения писателя отразили широкую картину русской жизни рубежа XX в. с присущим ей своеобразием экономического развития и идейно-общественной борьбы.

В конце XIX вв., когда  в обстановке политической реакции  и кризиса народничества часть  интеллигенции была охвачена настроениями общественного и нравственного упадка, в художественной культуре получило распространение декаденство, многие мотивы которого стали достоянием ряда художественных течений модернизма, возникших на рубеже XX в.

Русская литература, не создав большого романа, породила замечательную поэзию, наиболее значительным направлением в которой был символизм.

Один из идеологов  символизма Д.С. Мережковский, считавший  преобладание реализма главной причиной упадка литературы, основами нового искусства провозглашал «символы», «мистическое содержание». Собственные его романы пронизаны религиозно-мистическими идеями (трилогия «Христос и Антихрист», 1895−1905). Наряду с требованиями «чистого» искусства символисты исповедовали индивидуализм, для них характерна тема «стихийного гения», близкого по духу к ницшеанскому «сверхчеловеку».

Принято различать  «старших» и «младших» символистов. «Старшие» (В. Брюсов. К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, 3. Гиппиус), пришедшие  в литературу в 90-е годы, период глубокого кризиса поэзии, проповедовали культ красоты и свободного самовыражения поэта. «Младшие» символисты (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, С. Соловьев) на первый план выдвигали философские и теософские искания. Читателю символисты предлагали красочный миф о мире, созданном по законам вечной Красоты. Если к этому добавить изысканную образность, музыкальность и легкость слога, становится понятной устойчивая популярность поэзии этого направления. Влияние символизма с его напряженными духовными исканиями, пленительным артистизмом творческой манеры испытали не только сменившие символистов акмеисты и футуристы, но и писатель-реалист А.П. Чехов.

К 1910 г. символизм  закончил свой круг развития, его сменил акмеизм. Участники группы акмеистов, в которую входили Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Кузьмин, декларировали освобождение поэзии от символистских призывов к «идеальному», возвращение ей ясности, вещности и «радостное любование бытием» (Н. Гумилев). Акмеизму присущи отказ от нравственных и духовных исканий, склонность к эстетизму. Впрочем не все свои постулаты акмеисты воплощали на практике, об этом свидетельствует психологизм первых сборников А.А. Ахматовой, лиризм раннего О.З. Мандельштама. По существу, акмеисты были не столько организованным течением с общей теоретической платформой, сколько группой талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба.

Одновременно  возникло другое модернистское течение  − футуризм, распадавшийся на несколько  группировок: «Ассоциация эгофутуристов» (И. Северянин и др.); «Мезонин поэзии» (В. Лавренев. Р. Ивлев и др.), «Центрифуга» (Н. Асеев, Б. Пастернак и др.), «Гилея», участники которой Д. Бурлюк, В. Маяковский, В. Хлебников и др. именовали себя кубофутуристами, будетлянами, т.е. людьми из будущего. «Мы − новый род людей. Пришли озарить вселенную» (В. Хлебников).

Из всех групп, в начале века провозглашавших тезис: «искусство − игра», наиболее последовательно  воплощали его в своем творчестве футуристы. В отличие от символистов  с их идеей «жизнестроения», т.е. преображения мира искусством, футуристы делали упор на разрушение старого мира. Общим для футуристов было отрицание традиций в культуре, увлечение формотворчеством.

Были в поэзии этого времени яркие индивидуальности, которые невозможно отнести к определенному течению − М. Волошин, М. Цветаева. Ни одна другая эпоха не дала такого обилия деклараций собственной исключительности.

Особое место  в литературе рубежа веков заняли крестьянские поэты Н. Клюев и  П. Орешин. Не выдвигая четкой эстетической программы, свои идеи они воплощали в творчестве. Позже Осип Мандельштам в «Письме о русской поэзии» (1922) в числе четырех наиболее значительных, по его мнению, русских поэтов (наряду с Блоком, Ахматовой, Кузминым) назовет Н.А. Клюева.

С крестьянскими поэтами, особенно с Клюевым, был близок в начале пути С. Есенин, соединивший в своем творчестве традиции фольклора и классического искусства.

Важнейшим событием общественно-культурной жизни России в конце XIX в. было открытие в Москве в 1898 году художественного театра, основанного К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. В постановке пьес Чехова и Горького формировались новые принципы актерского искусства, режиссуры, оформления спектаклей.

Информация о работе Серебряный век русской культуры