Сказки Х. К. Андерсена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:02, реферат

Краткое описание

Трудно сказать, что толкнуло Андерсена в область сказки. Мысль пересказывать народные предания ни в коей мере не была оригинальной. Почему же не попробовать себя на этом поприще? Тем более, что в детстве он, по собственному признанию, больше всего любил слушать сказки. А кроме того Андерсен очень любил детей. Он часто развлекал малышей в семьях, где бывал, рассказывал им «истории, которые либо сам тут же придумывал, либо брал из известных сказок».
Но так ли добр был всегда улыбчивый Андерсен детских сказок? Нет! Иногда его нравственный кодекс был весьма суров.

Вложенные файлы: 1 файл

дет литра.docx

— 83.08 Кб (Скачать файл)

«Оказалось, что это рвала и метала аспидная доска: в решение написанной на ней  задачи вкралась ошибка, и все вычисления готовы были распасться; грифель скакал и прыгал на своей веревочке, точно  собачка; он очень желал помочь делу, да не мог. Громко стонала и тетрадь  Яльмара; просто ужас брал, слушая ее!» Вся эта сценка окрашена теплым андерсеновским юмором. Он-то и делает сказочными реальные факты, когда художник вводит хотя и фантастические, но психологически верные, очень точные переживания аспидной доски и грифеля, вынужденных находиться в руках нерадивого ученика. Умение встать на точку зрения героя — существенная особенность андерсеновского мастерства.

Столь же точны психологические детали и в сказке «Бутылочное горлышко». Ее герои — кролик и бутылка  — готовятся к полету на воздушном  шаре. «Бедняжка кролик был совсем расстроен, он знал, что его спустят  вниз на парашюте! Бутылка же и не знала, куда они полетят—вверх или  вниз...» И дальше: «А как-то странно  лететь по воздуху! — подумала бутылка. — Вот новый способ плавания! Тут, по крайней мере, не наткнешься на камень!»

Характерной чертой андерсеновской сказки и является глубокая правдивость в описаниях переживаний сказочных персонажей. Действительно, кролик должен испытывать страх перед предстоящим спуском на парашюте. А бутылке все равно — лететь вверх ли, вниз ли; основное, чего она должна опасаться — ведь она стеклянная!— это чтобы не разбиться. Здесь писатель нашел не столько точные слова, сколько точные мысли, точные психологические переживания .

Значение  реалистической детали у Андерсена  не в занимательности, а в способности  спаять в единое целое сказочное  и реальное. Часто эта деталь как  бы «заземляет» фантастического  героя или целую сцену.

«—Войдите! — сказал старик король, когда Иван постучал в дверь.

Иван  отворил дверь, и старый король встретил его одетый в халат; на ногах у  него были вышитые туфли, на голове — корона, в одной руке — скипетр, в другой — держава.

— Постой! — сказал он и взял державу  под мышку, чтобы протянуть Ивану  руку» («Дорожный товарищ»).

В описании того, как старик король здоровается  с Иваном, применен прием «снижения», к которому Андерсен прибегает, чтобы  сказочное и фантастическое перевести  в план реального, обыденного, Вот  поэтому-то старику королю «пряники были не по зубам, а в другой раз  «старик король разоделся в новое  платье; корона и скипетр его были вычищены на славу...»

Датский художник в своих сказочных персонажах — королях, феях, троллях — всегда и прежде всего, видит человека, с  тем или иным присущим ему характером, чертами положительными или отрицательными. Реалистические детали наполняют условный сказочный образ конкретным жизненным  содержанием и превращают его  в живое существо. «Старый тролль был в короне из ледяных сосулек  и полированных еловых шишек, в медвежьей  шубе и меховых сапогах,— пишет  Андерсен в сказке «Лесной холм» (1845). —А сыновья его, здоровенные малые, ходили, напротив, нараспашку, с голыми шеями и без подтяжек». Читая это, так и видишь эту сказочную семейку, в которой все просто, по-домашнему, и, как обычно, старику, по слабости и старости, больше приходится работать умом, а молодым, здоровым парням, его детям, — руками.

Даже  в таком традиционном для сказки эпизоде, как выдача принцессы замуж  за победителя в трудном соревновании, Андерсен одной фразой «привязывает»  сказочное к реальному: «Я выдам свою дочку за того, кто прыгнет выше всех! — сказал король.— Обидно было бы таким молодцам прыгать задаром!» («Прыгуны», 1845).

Юмор  позволяет Андерсену делать фантастическое простым и обыденным. Чудесные калоши приносят счастье каждому, у кого они окажутся на ногах. Их появление в разных уголках города, однако, не имеет ничего необычного. Вот полицейский писарь по ошибке сменял свои старые калоши, на волшебные. Он просто надел их на ноги, сунув одни бумаги в карман, а другие — под мышку (ему нужно было кое-что перечитать и переписать дома), и вышел на улицу. День был воскресный, стояла чудесная погода. С добродушной усмешкой Андерсен замечает: «Что ж, полиция тоже иногда ошибается».

С какой  простотой и естественностью  рисует Андерсен своих героев, как  жизненны их поступки! Каждое движение героя, его слова художник дает именно в характере того, о ком идет речь.

Вот сказка рисует судьбу елки: ее срубили, увезли из родного леса, потом она, разукрашенная, стояла в комнате, а  затем после рождественских праздников слуги вытащили ее из комнаты, поволокли  по лестнице и сунули в самый темный угол чердака. Несколькими выразительными словами Андерсен определяет положение  своей героини: «...она прислонилась к стене и все думала, думала...» («Ель», 1844, 1846). Да, бедная елка уже была не та, что на воле, в лесу.

А вот  мышата разговаривают с нею: «Расскажи  нам, где самое лучшее место на земле? Ты была там?» И, поставив этот вопрос, художник рисует идеал своего героя, мышонка: «Была ты когда-нибудь в кладовой, где на полках лежат  сыры, а под потолком, висят окорока  и где можно плясать на сальных  свечках? Войдешь туда тощим, а выйдешь  толстым».

В сказках  датского художника два лагеря противостоят друг другу. С одной стороны, это персонажи, подвергаемые сатирическому разоблачению: короли, их министры, придворные с кочнами капусты вместо голов, жадные богачи, глупая утка, навозный жук, свинья, улитка, травяные вши; с другой стороны, пользующиеся любовью автора положительные герои — садовник, студент, поэт, солдат, ласточка, соловей, жаворонок, стойкий оловянный солдатик, Дюймовочка, русалочка, лен, ромашка, ель, гречишное зернышко...

Одно  это перечисление говорит о том, что художник тщательно отбирал  своих героев, что миру зла, глупости и невежества он противопоставил  мир добра, поэзии, мудрости, миру уродства — мир красоты .

Герои сказки «Пастушка и трубочист» (1845) — всего только две фарфоровые статуэтки, стоящие на подзеркальном  столике. Но они заслуживают самого серьезного внимания, и ничего, что  один из героев только прозаический трубочист, ведь все дело в фарфоре. «...мастер точно так же мог бы сделать из него принца, — все равно!»— говорит писатель.

Герои любят друг друга, но любви их грозит опасность: украшение старинного шкафа  — обер-унтер-генерал-комиссар-сержант Козлоног хочет взять пастушку в жены. Трубочист готов бежать с ней.

«—  А хватит ли у тебя мужества идти за мною повсюду? — спросил ее трубочист...

— Да, да! — отвечала она».

Но  их путь на волю оказался отнюдь не простым, как на то надеялась изнеженная маленькая  пастушка:

ведь  дорога трубочиста всегда «идет через  дымовую трубу»! И как бы шутливо, но на самом деле очень и очень  серьезно, Андерсен говорит о том, что надо быть подлинно стойким и  мужественным человеком, чтобы пройти в жизни честным трудовым путем. И не всякий это одолеет. Зато какая великая награда ждет героев сказки впереди:

«...они  все лезли и лезли, выше да выше! Дорога была ужасная! Но трубочист поддерживал  пастушку и указывал, куда ей удобнее  и лучше ставить фарфоровые ножки. Наконец они достигли края трубы  и уселись на нее — они очень  устали, и было от чего!

Небо, усеянное звездами, было над ними, а  все домовые крыши — под  ними. С этой высоты глазам их открывалось  огромное пространство. Бедная пастушка никак не думала, чтобы свет был  так велик. Она склонилась головкою к плечу трубочистика и заплакала; слезы катились ей на грудь и разом смыли всю позолоту с ее пояса».

Нет, не выдержать подобных испытаний  пастушке — ведь она так привыкла к беззаботной жизни на подзеркальнике! Из-за ее малодушия, когда перед беглецами  уже расстилался весь «белый свет», они возвращаются назад и так  и остаются всего-навсего лишь двумя  статуэтками в барском доме.

В изящном  фарфоре андерсеновской сказки отлита огромная тема подлинных человеческих судеб. Как благороден маленький трубочист, который приучен трудом не бояться высоты! И как слаба маленькая пастушка, все богатство жизни для которой воплощено в золотом поясе и золоченых туфельках, в которых она красуется на подзеркальном столике.

Тема  эта — трагической любви —  по плечу большому художнику в  романе, поэме, и вот с какой  ясностью - она воплощена в маленькой  сказке Андерсена, тем и великого, что он умел большое раскрывать на примере малого!

Прямой  противоположностью неудачной любви  трубочиста и пастушки служит торжествующая  любовь стойкого оловянного солдатика  и танцовщицы.

Чего  только не испытал стойкий оловянный  солдатик! Полет из окна, плавание в  утлой лодке, нападение крысы... Но ничто не могло сломить его  волю: «Он держался стойко — ружье  на плече, голова прямо, грудь вперед!»  И когда он погибает, ни тени страха нет в его душе: «Он подумал  о своей красавице: не видать ему  ее больше. В ушах у него звучало: «Вперед стремись, о воин, и смерть спокойно встреть!..»

Столь же стойка и верна маленькая танцовщица. Нет, это не пастушка в золоченых  туфельках. Когда герой оказывается  в огне, она смело следует за ним, и любовь их побеждает даже смерть.

Тема  творческого подвига как основы человеческого счастья развивается  в сказках датского писателя на протяжении многих десятилетий его поэтической  деятельности.

В сказке «Лен» Андерсен с большим лиризмом говорит о жизненной стойкости  и высоком долге труженика .

Колья в изгороди жалобно скрипят: «Оглянуться  не успеешь, как уж песенке конец!»  — «Вовсе не конец!» — отвечает лен. Он растет, цветет и полон радости  жизни. Но вот пришли люди, схватили его «за макушку и вырвали  с корнем». Нет, не думай, читатель, что  жизнь проста и легка: «Было больно!»  Потом лен мочили, «будто собирались утопить, а после того держали  над огнем, будто хотели изжарить. Ужас что такое!» Но лен не унывает. «Не вечно же жить в свое удовольствие! — сказал лен. — Приходится и испытать кое-что». Его мнут, теребят, чешут, сучат, ткут, и вот «весь лен до последнего стебелька... пошел на кусок чудеснейшего холста!» «Вот счастье-то! — говорит лен. — Да если мне и пришлось пострадать немножко, то зато теперь из меня и вышло кое-что. Нет, я счастливей всех на свете! Какой я теперь крепкий, мягкий, белый и длинный! Это небось получше, чем просто расти или даже цвести в поле!»

Писатель  говорит в этой сказке о подлинном  смысле жизни, о том, что, не боясь  никаких испытаний, преодолевая  трудности, каждый должен выполнить  свой долг и свершить для людей  все, что он может.

Лен становится полотном, из него шьют белье. Это прозаично, но лен гордо говорит: «...я приношу пользу миру, а в  этом ведь вся и суть... вся и  радость жизни!» Прошло время, и  белье износилось. «Всему на свете  бывает конец!» — говорит оно. Его рвут на тряпки, отправляют на бумажную фабрику, снова «мнут, варят, тискают... ан глядь— они превратились в тонкую белую бумагу!» Бумага поражена. Когда-то она цвела «голубенькими цветочками, теперь каждый цветочек расцвел прекраснейшею мыслью». Какая же это ложь бездельников-кольев, что «оглянуться не успеешь, как уж песенке конец...» Бумагу отправили в типографию, и «все, что на ней было написано, перепечатали в книгу», и книги разлетелись по всему свету!

«Песенка  никогда не кончается, вот что  самое чудесное!»

андерсен сказочник реалистичность сказка

 

2. Антуан де Сент-Экзюпери был французским лётчиком, который героически погиб в воздушном бою с фашистами. Он создал трогательные философские произведения и тем самым оставил глубокий след в гуманистической литературе 20-ого века.

Он  с детских лет увлекался рисованием, музыкой, стихами и техникой, был  всесторонне развитым, человеком  необычайно яркой одарённости. В  своих произведениях он всегда вспоминает о детстве. Он играл и в рыцарей  и королей, и в машинистов и  в вождение его паровоза. Он увлекался  всем, что видел. Он был родом из детства.

Экзюпери  всегда ценил дружбу, она было для  него мерилом искренности, считал самым  драгоценным ее чувство, что есть на планете.

Его взрослая жизнь была полна драматических  обстоятельств. Он нередко бывал  на грани смерти: постоянные тяжёлые  авиационные катастрофы, участвовал в борьбе испанских республиканцев: “Он не увиливал ни от какого риска. Всегда впереди! Всегда готов на всё!”  – говорили о нем друзья.

Но  в своем творчестве, своих письмах, рукописях и романах этот человек  раскрывался полнее всего. В жизни  Антуана были две великие страсти, которые почти одновременно вошли  в его жизнь: авиация и литература. “Для меня летать и писать - одно и  то же” – вот его ответ на вопрос, что для него важнее. Движение, полёт – это жизнь, и самую  жизнь он ощущал как полет и  движение.

“Мы жители одной планеты, пассажиры  одного корабля” – говорил Экзюпери, он мечтал о спасении всего человечеств, он был готов спасти каждого на этой земле, он жил ради нее. Ему была чужда роль пассивного фиксатора  происходящих событий, он всегда был  в центре. В связи с этим Экзюпери писал: “Мне всегда была ненавистна роль наблюдателя”.

Во  время второй мировой войны в  годы фашистской оккупации он жаждал попасть в ряды летчиков-истребителей французской авиации, и неоднократно подавал рапорт с просьбой принять его. “Я не люблю войну, но для меня невыносимо оставаться в тылу, когда другие рискуют жизнью... В мире, где воцарился бы Гитлер, для меня нет места... Я хочу участвовать в этой войне во имя любви к людям”… Он погиб как герой, защищая свою страну, борясь за свободу целого мира, веря в свои идеалы. Военный лётчик Антуан де Сент-Экзюпери погиб, выполняя боевое задание 31 июля 1944 г.

Новые замечательные люди живут в произведениях  Экзюпери. У них великолепные, удивительные качества, которые открывает нам  писатель. Они ищут пропавшего друга  над Кордильерами или рисуют барашка  для маленького гостя с другой планеты, они чисты и доверчивы, обладают огромной детской душой, не способной на подлость.

Красота мира и природы, восходов и закатов, каждого цветка – вот те вечные идеалы, за которые воевал Антуан, которые  остались с нами в его книгах. Его мысли для нас словно свет далекой звезды или маленькой  планеты, с которой он смотрит  на нас. Писатель-летчик, каким был  Сент-Экзюпери, созерцает землю с  высоты птичьего полета, с высот  своих собственных радужных идеальных  мыслей. С такой позиции вся земля представляется единой, большой родиной всех людей. Маленький дом в огромном космосе, но свой собственный, надежный и теплый.

Информация о работе Сказки Х. К. Андерсена