Сказки Х. К. Андерсена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:02, реферат

Краткое описание

Трудно сказать, что толкнуло Андерсена в область сказки. Мысль пересказывать народные предания ни в коей мере не была оригинальной. Почему же не попробовать себя на этом поприще? Тем более, что в детстве он, по собственному признанию, больше всего любил слушать сказки. А кроме того Андерсен очень любил детей. Он часто развлекал малышей в семьях, где бывал, рассказывал им «истории, которые либо сам тут же придумывал, либо брал из известных сказок».
Но так ли добр был всегда улыбчивый Андерсен детских сказок? Нет! Иногда его нравственный кодекс был весьма суров.

Вложенные файлы: 1 файл

дет литра.docx

— 83.08 Кб (Скачать файл)

Непонимание, отчужденность людей – это  еще одна важная философская тема. Сент-Экзюпери не просто затрагивает  тему непонимания между взрослым и ребенком, а тему непонимания  и одиночества в космическом  масштабе.

Омертвелость  человеческой души приводит к одиночеству. Человек судит о других только по “внешней оболочке”, не видя главного в человеке – его внутренней нравственной красоты: “Когда взрослым говоришь: “Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыши голуби”, они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: “Я видел дом за сто тысяч франков”, - и тогда они восклицают: “Какая красота!”

Люди  разобщены и одиноки, даже когда  находятся вместе из-за неспособности  понять, полюбить другого и создать  узы дружбы: “Где же люди? – вновь заговорил наконец Маленький принц. – В пустыне все-таки одиноко… - Среди людей тоже одиноко, - заметила змея”.

Одиноким, никем не понятым чувствует себя и автор. Его одиночество среди  людей близко одиночеству Маленького принца. Истинное дарование человека, его талант под силу понять лишь людям с открытым и чистым сердцем. Именно поэтому так легко и  быстро Маленький принц обретает друга в лице автора, именно поэтому  принц понимает автора без слов и  готов открыть другу все тайники  собственного сердца.

Одна  из ключевых философских тем сказки “Маленький принц” - тема бытия. Она  делится на реальное бытие – существование  и идеальное бытие – сущность. Реальное бытие временное, преходящее, а идеальное – вечное, неизменное. Смысл человеческой жизни заключается  в том, чтобы постичь, максимально  приблизиться к сущности.

“Серьезные  люди” с Земли и с планет-астероидов растворены в реальном бытии и  не стремятся постичь сущность непреходящих ценностей. А душа автора и маленького принца не скованы льдом безразличия, омертвелости. Поэтому им открывается истинное видение мира: они узнают цену истинной дружбы, любви и красоты. Это тема “зоркости” сердца, умения “видеть” сердцем, понимать без слов.

Маленький принц не сразу постигает эту  мудрость. Он покидает собственную  планету, не зная о том, что то, что  он будет искать на разных планетах, окажется так близко – на его  родной планете.

Написанные  в традиции романтической философской  сказки образы глубоко символичны. Образы именно символичны, так как  мы можем только угадывать, что хотел  сказать автор, и трактовать каждый образ в зависимости от личного  восприятия. Основными образами-символами  являются Маленький принц, Лис, Роза и пустыня.

Маленький принц – это символ человека –  странника во вселенной, ищущего  скрытый смысл вещей и собственной  жизни.

Пустыня – это символ духовной жажды. Она  прекрасна, ибо в ней таятся родники, найти которые человеку помогает только сердце.

Рассказчик  терпит аварию в пустыне — такова одна из сюжетных линий в повести, ее фон. В сущности, сказка и родилась в пустыне. Сказки, которые мы знаем  и любим, родились в лесу, в горах, на берегу моря — там, где обитают  люди. В сказке Сент-Экзюпери лишь пустыня  и звезды. Почему? Давно замечено, что человек, попав в экстремальную  ситуацию, находясь на грани жизни  и смерти, словно заново переживает, переосмысливает свою жизнь, дает ей суровые оценки, пытаясь выявить  в ней самое ценное, настоящее  и отмести мишуру. Человек по новому воспринимает и саму жизнь: что в ней главное, а что случайно. Рассказчик оказывается один на один с мертвой пустыней, песками. Увидеть, что истинно в жизни, а что ложно, ему помогает Маленький принц, пришелец с “планеты детства”. Поэтому значение этого образа в произведении особое — он подобен рентгеновскому лучу, помогающему человеку увидеть то, что скрыто от поверхностного взора. Поэтому тема детства с его незамутненностью взгляда, кристально чистым и ясным сознанием и свежестью чувств занимает центральное место в повести. Поистине — “устами ребенка глаголет истина”.

В повести  две сюжетные линии: рассказчика  и связанная с ним тема мира взрослых людей и — линия Маленького принца, история его жизни.

Первая  глава повести является вводной, ключевой к одной из важных проблем  произведения — проблеме “отцов”  и “детей”, к вечной проблеме поколений. Летчик, вспоминая свое детство и  неудачу, которую он потерпел с рисунками  № 1 и № 2, рассуждает так: “Взрослые  никогда ничего не понимают сами, а  для детей очень утомительно  без конца им все объяснять  и растолковывать”. Эта фраза  служит исходным моментом в последующем  развитии темы “отцов” и “детей”, в сложном пути взрослого летчика  к пониманию ребенка, к возвращению  автора в свое детство. Взрослым не дано было понять детский рисунок  рассказчика, и только Маленький  принц смог быстро распознать слона  в удаве. Благодаря этому рисунку, который летчик всегда носил с  собой, устанавливается взаимопонимание между ребенком и взрослым.

Малыш, в свою очередь, просит нарисовать ему  барашка. Но каждый раз рисунок получается неудачным: барашек был то “слишком хилым”, то “слишком старым”... “Вот тебе ящик, — говорит рассказчик ребенку, — а в нем сидит такой  барашек, какого тебе хочется”. Мальчику эта выдумка понравилась: он мог  фантазировать сколько угодно, по-разному  представляя себе барашка. Ребенок  напомнил взрослому его детство, они обретают способность понимать друг друга. Умение войти в мир ребенка, понять его и принять — вот что может сблизить мир взрослых и мир детей.

Маленький принц немногословен — о себе и своей планете он говорит  очень мало. Лишь понемногу, из случайных, мимоходом оброненных слов, летчик узнает, что малыш прилетел с далекой  планеты, “которая вся-то величиной  с дом” и называется “астероид  Б-612”. Маленький принц рассказывает летчику о том, как он воюет  с баобабами, которые пускают  такие глубокие и сильные корни, что могут разорвать его маленькую  планету. Выпалывать нужно первые ростки, иначе будет поздно, “это очень  скучная работа”. Но у него есть “твердое правило”: “...встал поутру, умылся, привел себя в порядок —  и сразу же приведи в порядок  свою планету”. Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей  планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому. Так, исподволь, ненавязчиво, возникает  в сказке еще одна важная тема —  экологическая, которая является очень  актуальной для нашего времени. Создается  впечатление, что автор сказки “предвидел”  будущие экологические катастрофы и предупреждал о бережном отношении  к родной и любимой планете. Сент-Экзюпери остро ощущал, как мала и хрупка наша планета. Путешествие Маленького принца от звезды к звезде приближает нас к сегодняшнему видению космических  далей, где Земля по неосторожности людей может исчезнуть почти  незаметно. Поэтому сказка не потеряла своей актуальности и по сей день; потому и жанр ее — философский, ибо она обращена ко всем людям, она  поднимает вечные проблемы.

Маленький принц из сказки Сент-Экзюпери не мыслит свою жизнь без любви к нежным закатам, без солнца. “Однажды я  за один день видел заход солнца сорок три раза!” — говорит  он летчику. И немного погодя добавляет: “Знаешь... когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце...”  Ребенок ощущает себя частицей мира природы, к единению с ней он призывает  взрослых.

Установившаяся  было гармония взаимоотношений взрослого  и ребенка едва не нарушается в  главе седьмой. Малыша волнует мысль  о барашке и розе: сможет ли он съесть ее и если да — тогда зачем  цветку даны шипы? Но летчик очень занят: в моторе заело гайку, и он старался ее отвернуть, поэтому отвечал на вопросы невпопад, первое, что приходило  в голову, раздраженно бросая: “Ты  видишь, я занят серьезным делом”. Маленький принц изумлен: “Ты  говоришь, как взрослые” и “ничего  не понимаешь”, как тот господин “с багровым лицом”, что живет один на своей планете. Он за всю жизнь  ни разу не понюхал цветка, ни разу не посмотрел на звезду, никогда никого не любил. Он только складывал цифры  и с утра до вечера твердил одно: “Я человек серьезный! Я человек  серьезный!.. Совсем как ты”. Маленький  принц, побледневший от гнева, объясняет  рассказчику, как это важно —  уберечь единственный в мире цветок, который растет только на его планете, от маленького барашка, который “в одно прекрасное утро вдруг возьмет и съест его и даже не будет знать, что он натворил”. Малыш объясняет взрослому, как важно думать и заботиться о том, кого ты любишь, и чувствовать себя от этого счастливым. “Если барашек его съест, это все равно как если бы все звезды разом погасли! И это, по-твоему, не важно!”

Ребенок преподает урок взрослому человеку, становится его мудрым наставником, отчего тот устыдился и почувствовал себя “ужасно неловким и неуклюжим”.

Далее по повести следует рассказ о  Маленьком принце и его планете  и здесь особое место занимает история Розы. Роза была капризна и  обидчива, и малыш с ней совсем измучился. Но “зато она была так  прекрасна, что дух захватывало!”, и он прощал цветку его капризы. Однако пустые слова красавицы Маленький  принц принимал близко к сердцу и  стал чувствовать себя очень несчастным.

Роза  – это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу  разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с  Лисом ему открылась истина –  красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. “Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц. –  Ради вас не захочешь умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою  розу, скажет, что она точно такая  же, как вы. Но для меня она дороже всех вас…”

Рассказывая эту историю о розе, маленький  герой признается, что ничего тогда  не понимал. “Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне  свой аромат, озаряла мою жизнь. Я  не должен был бежать. За этими жалкими  хитростями и уловками надо было угадать  нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод и  еще не умел любить!” Это еще  раз подтверждает мысль Лиса о  том, что слова только мешают понимать друг друга. Истинную сущность можно  “увидеть” только сердцем.

Малыш деятелен и трудолюбив. Он каждое утро поливал Розу, беседовал с ней, прочищал находящиеся на его планете  три вулкана, чтобы они давали больше тепла, выпалывал сорняки... И  все же он чувствовал себя очень  одиноким. В поисках друзей, в  надежде обрести истинную любовь он и отправляется в свое путешествие по чужим мирам. Он ищет людей в бесконечной окружающей его пустыне, ибо в общении с ними надеется понять и себя самого и мир вокруг, приобрести опыт, которого ему так недоставало.

Посещая последовательно шесть планет, Маленький  принц на каждой из них сталкивается с определенным жизненным явлением, воплощенном в обитателях этих планет: властью, тщеславием, пьянством, псевдоученостью... По мнению Сент-Экзюпери, они воплощали в себе доведенные до абсурда наиболее распространенные человеческие пороки. Не случайно именно здесь у героя возникают первые сомнения в правильности человеческих суждений.

На  планете короля Маленький принц  не может понять, зачем вообще нужна  власть, но испытывает к королю симпатию, ибо тот был очень добр, а  потому отдавал только разумные приказания. Экзюпери не отрицает власть, он просто напоминает сильным мира сего о том, что правитель должен быть мудр и  что власть должна опираться на закон.

На  следующих двух планетах Маленький  принц встречает честолюбца и  пьяницу — и знакомство с ними повергает его в растерянность. Их поведение для него совершенно необъяснимо и вызывает только отвращение. Главный герой видит насквозь всю бессмысленность их жизни, поклонение “ложным” идеалам.

Но  самым страшным в нравственном аспекте  оказывается деловой человек. Его  душа настолько омертвела, что он не видит ту красоту, которая его  окружает. Он смотрит на звезды не глазами  художника, глазами дельца. Автор  не случайно выбирает звезды. Этим он подчеркивает полную бездуховность делового человека, его неспособность созерцать прекрасное.

Единственный, кто делает свое дело, — это фонарщик: “...вот человек, которого все стали  бы презирать — и король, и  честолюбец, и пьяница, и делец. А между тем из них всех он один, по-моему, не смешон. Может быть, потому, что он думает не только о себе”, — так рассуждает малыш. Но “верность обычаю” бедного фонарщика, который обречен на то, чтобы без отдыха зажигать и гасить свой никому не нужный фонарь, так же нелепа и грустна.

Бессмысленность существования, напрасно растраченная жизнь, глупые притязания на власть, богатство, на особое положение или почести  — все это свойства людей, воображающих, что они обладают “здравым смыслом”. Планета людей кажется герою  черствой и неуютной: “Какая странная планета!.. Совсем сухая, вся соленая  и в иглах. У людей не хватает  воображения. Они только повторяют  то, что им скажешь”. Если этим людям  рассказываешь о друге, они никогда  не спросят о самом главном  — их вопросы касаются совершенно несущественного: “Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец? И после этого воображают, что узнали Человека”. Заслуживает ли доверия “здравомыслящий” человек, спутавший “удава, проглотившего слона” с обыкновенной шляпой? Что дает истинное представление о доме: его стоимость во франках или то, что это дом с розовыми колоннами? И наконец — перестала бы существовать планета Маленького принца, если бы открывший ее турецкий астроном отказался переодеваться в европейский костюм, а его открытие так и не получило бы признания?

Слушая  звонкий и печальный голосок  Маленького принца, понимаешь, что во “взрослых” людях отмерла естественная щедрость сердца, прямота и искренность, хозяйская заботливость о чистоте  планеты. Вместо того чтобы украшать свой дом, возделывать свой сад, они  ведут войны, иссушают мозги цифирью, оскорбляют суетой и алчностью красоту  восходов и закатов. Нет, не так надо жить!

За  недоумением маленького героя скрывается горечь самого писателя по поводу того, что происходит на земле. Сент-Экзюпери заставляет читателя посмотреть на привычные  явления под иным углом зрения. “Главного глазами не увидишь. Зорко  только сердце!” — утверждает автор.

Информация о работе Сказки Х. К. Андерсена