Слэм - турнир поэтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 18:54, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Несколько лет назад сначала в России, а затем – в Украине появился поэтический слэм – явление новое как для отечественной поэзии, так и для отечественной культуры в целом. Сочетая в себе поэтическое и актерское искусство, обладая элементами шоу, выводя автора непосредственно к своему зрителю-слушателю, существуя в режиме интерактивности, наконец, обладая огромной инвариантностью не только в плане текста стиха, но и в способах его прочтения, слэм отражает многие тенденции современной культуры. Термин «слэм» англоязычного происхождения (slam буквально значит «хлопать», особенно дверью). В американском слэнге – «сильный удар» (по мячу), резкая критика, нецензурный ответ. Значение, в котором слэм существует как поэтический турнир в отечественной культуре, условно трактуется «хлопки, аплодисменты». Слэм – это прекраснейшее явление, которое и предлагается
обсудить в этой курсовой работе.

Содержание

Введение
1. Структурные составляющие слэма и их типологизация.
2. Слово и образ: «поэтическое шоу» с позиции
социальной психологии.
3. Социокультурные аспекты слэма.
Вывод
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Слэм - турнир поэтов.docx

— 46.71 Кб (Скачать файл)

Особого внимания заслуживает реклама, в которой проявляются все наиболее характерные черты слэма. Мы видим и публичное слово, обращенное к потенциальному потребителю, и игру, цель которой – обратить на себя внимание, и состязательность, так как рекламируемый товар может носить однотипный характер. Конечно, недостает важной составляющей – художественного слова, однако зачастую присутствует и оно, другое дело, в какой форме оно проявляется.

А вот что действительно отличает рекламные состязания от слэма, более того – является важной составляющей рекламы – это ее анонимность в контексте авторства. Иногда в кадре рекламного ролика присутствует название его производителя – рекламной компании, но никогда – конкретных имен сценаристов, режиссеров или актеров.

Здесь необходимо отметить два момента. Первый – все внимание потребителя концентрируется на рекламируемом товаре, концентрация должна быть максимальной, любое отвлечение размывает эффект. Автору не только нет места, но он своим присутствием еще и мешает, отвлекает от решения главной задачи. Второй – рекламная продукция, как правило, создается коллективом авторов, в котором главная роль принадлежит криэйтору – разработчику идеи. Авторство смещается из плоскости создания в плоскость придумывания.

К слову, в кинематографических титрах зачастую присутствует персонаж, который называется «автор идеи», «автор сюжета». Он может не только не иметь отношения к работе сценариста, но и вообще быть случайным человеком, подкинувшим режиссеру интересный ход. Возможно, в кинематографе, как и в рекламе, тоже существуют своего рода криэйторы, придумывающие идеи.

Мы видим, как уже было сказано, смещение творчества в область генерации идей, то есть в область виртуального. Если на начальном этапе человечество создавало материальный продукт, то индустриальное общество занялось разработкой технологий. В значительной мере эта тенденция сохраняется по сей день, однако уже существуют проявления постиндустриализма, порождающего культуру постмодерна. Технологии все чаще начинают носить вспомогательную роль, гораздо важнее область и способ их применения, то есть, опять же, идея.  

Идеи рекламы в большинстве случаев носят яркий зримый характер. Слово визуализируется в буквальном смысле, находя свое воплощение в тех или иных образах, предметах, поведенческих стереотипах, отдельных знаках. Речь начинает идти о семиотических системах, однако данная область выпадает из наших непосредственных наблюдений.

Слово в рекламе перестает играть основную роль. Акцент смещается на видеоряд, гораздо более мощно воздействующий на эмоциональную систему. Тем не менее, слово присутствует. Как оно звучит?

Что можно сказать о рекламируемом товаре? Набор информации не очень велик – качество, цена, престиж, надежность, некоторые другие параметры. В объективном смысле о самом разном товаре должен звучать почти одинаковый набор перечисляемых характеристик. Важным становится не то, что сказано, так как говорится в принципе одно и то же, а то, как сказано. Потребитель должен обратить внимание именно на твой товар, то есть, на твою идею. Здесь огромную роль играет работа по выбору целевой аудитории. Обращение к определенной возрастной группе, например, молодежи, требует и соответствующих ей форм общения, в том числе языка. Не удивительно поэтому появление в рекламных роликах молодежного слэнга, иных форм молодежного общения, скажем, характерных междометий.

Рекламный ролик Киевского Университета культуры подается в рэповом стиле. На наш взгляд, этот пример является ярчайшей квинтэссенцией тенденций в современной культуре. Здесь проявляются все перечисленные нами аспекты социальной психологии, использующие слово в рекламных целях.

Значительную роль слово играет в деятельности представителей сетевого маркетинга и в процессе так называемых прямых, или активных,  продаж.

Здесь товар оказывается непосредственно перед потребителем, в отличие от рекламы, в которой потребитель видит лишь образ товара, иногда отличающийся от реальности. Задача сетевого маркетолога заинтересовать потребителя в своем товаре несколько упрощается, так как действие товара можно продемонстрировать. Кто знает, какой там зубной пастой чистит свои зубы известная кинозвезда, и является ли эффект белизны ее зубов действительно результатом действия этой пасты, а не компьютерной графикой. Если же этой зубной пастой чистит зубы твой товарищ, знакомый, сосед, то это вызывает больше доверия, к тому же, поддается проверке. Сложность же в следующем. Товар, предлагаемый сетевым маркетологом, как правило, дороже среднестатистического, иногда вообще элитный или позиционируется как таковой, к тому же, не единственный в своем роде. Как убедить потребителя выбрать именно этот товар?

Здесь, собственно, и включаются технологии активных продаж, использующие, в том числе, и знания в области социальной психологии.

В русском языке есть поговорка «мертвого уговорит», применяемая к людям, способным убедить в чем-то кого угодно. Мы, безусловно, далеки от идеи вульгаризировать тот или иной вид профессиональной деятельности, а термин «хорошо подвешенный язык» не употребляется в специальной литературе. Тем не менее, научно-популярная литература по практической психологии из серии «Как заработать миллион», «Как добиться успеха», «Как стать счастливым» и тому подобное буквально пестрит подобными вульгаризмами. Значит ли это, что в отдельных случаях речь действительно идет о подвешенном языке, а не о научных знаниях?

Разумеется, существуют люди, обладающие талантом убеждать, доказывать, внушать. Наряду с этим на сегодняшний день разработано множество технологий, например НЛП, позволяющих осуществлять те или иные убеждения более эффективно. Если же речь идет о подлинной полезности, например, о действительно качественном товаре, предлагаемом сетевым маркетологом, убеждение становится, как говорят, делом техники.

Здесь необходимо вернуться к слэму, поскольку возможна некоторая типологизация. Если мы применим к нему только что описанную схему, что получится?

Существуют некая харизматичность, умение убеждать, собственная убежденность, высокая культура общения, в случае слэма – природный талант. Существуют технологии, способствующие максимальному раскрытию природного потенциала, в случае слэма – сценречь, актерское  мастерство, риторика. Наконец, существует качество предлагаемого товара, в случае слэма – высокохудожественная поэзия. Если все эти составляющие присущи слэмеру, может ли он не победить?

Скажем несколько слов о слэмерах как о малых социальных группах. На наш взгляд, их действительно можно причислить к таковым, так как они соответствуют общепринятым определениям малых социальных групп. Возникновение  этих групп может носить случайный характер, однако в большинстве случаев люди, занимающиеся определенным видом деятельности, делясь по принципу специализации, объединяются в рамках своей специализации в группы по ряду причин. Это и самоидентификация, и возможность коллективных действий, и корпоративность, и ряд других причин. В случае со слэмом это еще и нетрадиционность действий по отношению к большинству поэтов, живущих в рамках печатных публикаций.

Таким образом, с одной стороны, слово играет важную роль в социальной психологии, в межличностном и деловом общении, с другой, слэм существует как социокультурное явление, следовательно, в нем проявляются многие аспекты социальной психологии.

 

 

 

 

 

 

3. Социокультурные аспекты слэма

 

Любая переходная эпоха характеризуется попыткой переосмысления роли и места человека в окружающем мире. Искусство живо откликается на эти поиски, давая множество новых способов «прочтения» бытия, что влечет за собой появление  новых творческих форм.

Подобные ситуации не раз возникали в истории, в том числе в отечественной культуре. И. Кудрова в биографической книге о молодой Марине Цветаевой рассказывает, какое количество «измов» возникло в искусстве в начале ХХ века. Говоря о роли личности в творчестве, И. Кудрова пишет: «Сильная, независимая личность стояла в центре пьес Ибсена и прозы Уайльда, ее голос звучал в поэзии молодого Брюсова и в лирике Зинаиды Гиппиус».

Рассматривая тот же период времени, но применительно к Западной Европе, К. Свасьян во вступительной статье к книге О. Шпенглера «Закат Европы» пишет: «Все вдруг стало возможным в мире, где младенческий лепет дадаиста точнее копировал действительность, чем толстенные романы иных патриархов реализма, и где строгие математические формулы посрамляли по степени заноса любую заумь из сюрреалистического манифеста» [49, с. 13].

Нечто подобное, на наш взгляд, происходит и сейчас, на стыке тысячелетий. Мир, в котором жили наши деды и даже отцы изменился во многих отношениях до неузнаваемости, появилось огромное количество вещей, существенно повлиявших на человеческое сознание. Изменилось искусство, вобрав в себя проявления новейших технологий, изменились формы его демонстрации. Изменилась и литература.

Современная литература существует в различных формах. Это и традиционные печатные издания, и электронные библиотеки, и аудиокниги. Что же касается стилей, жанров и направлений, то, как об этом уже было сказано выше, они постоянно подвергаются изменениям и модификациям, стирая привычные классификационные рамки.

Появление и распространение интернета дало возможность авторам выкладывать свои произведения в открытый доступ, носящий массовый характер. Для этого практически не требуется ни финансовых затрат, ни специальных знаний. За короткое время интернет-пространство наполнилось, помимо всего прочего, огромным количеством всевозможных произведений искусства, часть которых такими назвать крайне сложно. Не подлежит сомнению, что никакие авангардные поиски, никакое личностное видение не способно оправдать безвкусицу, бескультурье, низкопробность, эксплуатацию низменных чувств в творческой сфере. Порой, к сожалению, очень сложно провести грань между творческим кичем и завуалированным хамством, стилизацией под примитивизм тех или иных форм и отсутствием форм как таковых, сознательной культурной провокацией и элементарным бескультурьем. Тем не менее, все проблемные моменты современной культуры, а с ними, безусловно, и все ее положительные составляющие более или менее органично вошли в интернет-пространство.

Если ранее общение в виртуальном пространстве не давало возможности личного, непосредственного контакта, то сегодняшние технологии, уже весьма распространенные и не такие дорогостоящие, как в период их возникновения, дают возможность и голосового, и визуального общения. Интернет перестал быть безликим. Во многих точках земли установлены вэб-камеры, позволяющие наблюдать события, удаленные от наблюдателя на тысячи километров. Соответственно, таким же образом можно демонстрировать и себя, свою жизнь, а, значит, и свои творческие проявления – например, исполнение стихов. Казалось бы, утрачивается сама потребность в непосредственном выходе на сцену перед реальными зрителями.

Парадоксально, но, на наш взгляд, именно развитие коммуникационных систем усиливает потребность в живом общении. Психология человека требует непосредственного участия, душевного тепла, человеческих чувств, а все это не подлежит никакой трансляции техническими средствами. Что же касается представителей творческих профессий, то для них особенно важен эмоциональный обмен, независимо от того, осознают они это или нет (если, конечно, их творчество не носит абсолютно умозрительный характер). Общение же в виртуальном пространстве лишает всего этого.

Итак, у человека, существует потребность в живом общении. Это не отменяет возможности параллельного общения в реальном и виртуальном мирах. Для творческого же человека общение – это и источник творчества, и способ самореализации, и новая информация, и много чего еще. Наконец, авторы в подавляющем большинстве испытывают потребность в демонстрации своего творчества окружающим. 

Поэт выходит «в люди» и показывает им свое творчество, то есть читает свои стихи непосредственному слушателю, стремясь при этом еще и к личностному общению.

Зная или догадываясь о потребностях творческой личности, слушатель, также испытывая психологическую потребность в общении, проявляет свое отношение к стихам, к поэзии в целом, к личности конкретного автора. Общение создает определенное культурное пространство, обусловленное множеством факторов – и традицией, и исторической эпохой, и вкусами участников процесса общения, и их личностными характеристиками.

Мастерство автора оценивается и признается читателем. Автор, соответственно, может либо потакать вкусу читателя, либо пытаться навязать ему свои вкусы, либо искать золотую середину, что, разумеется, всегда тяжелее всего. Возможен и вариант замыкания в себе, однако анализ такого вида творчества по понятным причинам не поддается какому-либо серьезному изучению.

В начале двадцатого века в Гамбурге при закрытых дверях проходили состязания борцов, выступавших на цирковых аренах. Разумеется, цирковые выступления, основанные в значительной мере на зрелищности, носили шарактер шоу, далеко не всегда отображавшие уровень подлинного мастерства борцов. Кроме того, уже существовало понятие договорных выступлений, вытекавших из наличия тотализатора. Борцам же, разумеется, требовалось знание о подлинной расстановке сил, да и мастерство борьбы крайне сложно оттачивать в шоу-программах. Поединки за закрытыми дверями давали возможность определиться с тем, кто есть кто на самом деле, без ущерба для своей цирковой деятельности. Именно оттуда происходит термин «гамбургский счет», означающий реальную расстановку сил.

Информация о работе Слэм - турнир поэтов