Современная русская фантастика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 19:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: рассмотреть жанрово-стилевое своеобразие романа М. Галиной «Малая Глуша».
Данная цель позволила сосредоточить внимание на следующих задачах:
рассмотреть теоретическую сущность фантастики как жанра художественной литературы;
охарактеризовать пути развития современной российской фантастики;
рассмотреть такое явление в современной фантастической литературе, как симбиоз фантастики и мифологии на примере произведений О. Корабельникова и Е. Грушко;
ознакомиться с жизненным и творческим путем Марии Галиной;

Содержание

Введение ………………………………………………………………....стр.3

Глава I.Теоретические аспекты художественной фантастики:
1.1. Фантастика и фантастическое допущение .………………………стр.5
1.2. Истоки, виды и жанры современной фантастики ………………. стр.8

Глава II.Пути развития современной российской фантастики:
Русская фантастика: история и современный этап развития….стр.16
2.2. Контекст мифологического в русской фантастике……………..стр.19

Глава III. Художественное своеобразие романа
М.Галиной «Малая Глуша»:
3.1. Творческий облик Марии Галиной ……………………………...стр.28
3.2. Идейно-философская проблематика романа
М. Галиной «Малая Глуша»……………………………………..стр.31
3.3. Мифологические образы романа
М. Галиной «Малая Глуша»…….………………………………стр.43

Заключение …………………………………………………………..…. стр.49

Литература………………………….. ………………………………..….стр.51

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 74.23 Кб (Скачать файл)

Научная фантастика делится на следующие поджанры:10

  • Твёрдая научная фантастика (англ. Hard science fiction) — один из поджанров научной фантастики. Отличается отсутствием использования в логической структуре произведений сверхъестественных явлений, либо их сугубо рациональным толкованием. Обычно большое внимание в «твёрдой» научной фантастике уделяется законам физики, нередко весь сюжет основан на каком-либо вытекающем из законов физики парадоксе, в то время как отношения между людьми часто играют второстепенную роль.
  • Антиутопия  — чаще всего описание тоталитарного государства или любого общества, в котором преобладают негативные тенденции развития.
  • Постапокалиптика — поджанр научной фантастики, в котором действия развиваются в мире после какой-либо глобальной катастрофы. В качестве последней представляются: третья мировая война с применением ядерного, химического или биологического оружия, вторжение инопланетян, восстание машин под предводительством искусственного разума (роботов), пандемия, падение метеорита, возрождение динозавров или иные катастрофы.
  • «Космоопера» («космическая опера», от англ. space opera) — поджанр приключенческой научной фантастики, который обычно определяется по таким признакам: действие происходит в космическом пространстве и/или на других планетах (начиная с Солнечной системы и заканчивая далёкими уголками Вселенной) и, как правило, включает в себя конфликт между противниками, применяющими супертехнологии; персонажи обычно герои, а масштабы их геройств неограничены ничем, кроме фантазии авторов. Характерной особенностью «космической оперы» этого периода является сочетание футуристических и архаических элементов антуража — например, космические корабли и поединки на мечах, ядерные технологии  феодальная социальная структура и т. д.
  • Киберпанк — поджанр научной фантастики, описывающий мир недалёкого будущего, в котором высокое технологическое развитие соседствует с глубоким социальным расслоением, нищетой, бесправием, уличной анархией в городских трущобах. Киберпанковые сюжеты часто построены вокруг конфликта между хакерами, искусственным интеллектом и мегакорпорациями. Киберпанковские миры, как правило, являются постиндустриальными антиутопиями и описывают общество, находящееся на пороге бурных социальных и культурных преобразований, где новые технологии используются способами, не предусмотренными их создателями («улица найдёт собственное применение вещам»). Поджанр киберпанк могут продолжить другие разновидности: нанопанк, стимпанк, дизельпанк и т. д.
  • Альтернативная история — жанр фантастики, посвящённый изображению реальности, которая могла бы быть, если бы история, в один из своих переломных моментов пошла по другому пути.
  • Хронофантастика— произведения этого жанра повествуют о путешествии героев во времени. Авторы анализируют неожиданные явления, происходящие при перемещении в будущее или возвращении в прошлое. Попадая в прошлое, человек часто получает возможность изменить ход истории. Также герои могут передвигаться между параллельными мирами, возникшими вследствие различного развития во времени. 

Фэнтези как жанр сформировался в начале XX века. Он основан на использовании мифологических и сказочных мотивов. Огромное влияние на формирование современного облика фэнтези оказал Джон Рональд Руэл Толкиен.

Произведения фэнтези, чаще всего, «напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со

сверхъестественными явлениями и существами. Зачастую фэнтези построено

на основе архетипических сюжетов».11

В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки. Сам этот мир существует гипотетически, часто его местоположение относительно нашей реальности никак не оговаривается: то ли это параллельный мир, то ли другая планета, а его физические законы могут отличаться от земных. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, мифических существ (драконы, эльфы, гномы, тролли), привидений и любых других фантастических сущностей. В то же время принципиальное отличие чудес фэнтези от их сказочных аналогов в том, что они являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы. Современное фэнтези развивается по некоторым направлениям. Приведем примеры.12

  • Героическое фэнтези. Стиль «меча и магии» считается самым старым и

наиболее «глубоким». Героическое фэнтези описывает приключения

отдельных героев, физически сильных и опытных воинов, решающих свои задачи при помощи силы и ловкости. Эти герои, как правило, не

изображаются носителями добра и благородства — среди них могут быть пираты, воры, наёмники, бродяги.

  • Эпическое фэнтези. Произведения этого жанра выдержаны в масштабном духе. В произведениях, написанных в стиле эпического фэнтези, обычно описывается продолжительная борьба героев с врагом, стоящим на стороне зла и обладающим сверхъестественными силами. События таких произведений затрагивают весь описываемый фантастический мир, где происходят масштабные войны, а в задачу героев входит спасение мира или, как минимум, значительной его части. Для поджанра характерны многотомные эпопеи с описаниями битв и походов. Центральной нитью сюжета обычно является миссия главного героя и его друзей, которая может продолжаться на протяжении многих томов.
  • Тёмное фэнтези — поджанр, находящийся на стыке между готикой и

фэнтези. Главное отличие от готики в том, что действие происходит в

фантастическом мире, напоминающем cредневековье. Имеется некий мир, живущий нормальной жизнью. Но вот объявляется Вселенское зло… А вот в тёмном фэнтези зло уже находится у власти, и его проявления воспринимаются обывателями как должное.

  • Историческое фэнтези. Этот поджанр тесно связан с альтернативной

историей. Действие обычно происходит в прошлом, на фоне известных

исторических мест, событий или эпох, но с добавлением таких элементов фэнтези, как магия или мифологические существа.

  • Лирическое фэнтези. Фэнтези с лирическим, любовным уклоном.
  • Юмористическое фэнтези. Книги этого жанра в основном юмористические по содержанию и тону. В них часто высмеиваются штампы фэнтези. Как его разновидность можно рассматривать пародию на фэнтези. 
  • Фэнтези без магии или с естественным объяснением магии.  В этом жанре магия или отсутствует, или же только кажущаяся, то есть имеет строго научное объяснение.
  • Технофэнтези — жанр фантастики, поджанр фэнтези, описывающий мир в котором бок о бок соседствуют технология и магия.

Елена Ковтун, изучив предложенные подходы к разделению фантастики на поджанры, пришла к выводу, что каждая классификация жанров фантастики содержит рациональное зерно, но ни одна из них не является идеальной.13 Согласимся с этим мнением и добавим, что данное деление на поджанры присуще скорее западной фантастике, к русской фантастической литературе она может быть применена лишь частично.  Предложенные классификации тесно связаны с жанрами современной кинематографии, где являются излюбленными направлениями, собирают большие залы и имеют коммерческий успех. Достаточно вспомнить последние «Сумерки» Кэтрин Хардвик, «Морской бой» Питера Берга, «Звонок» Хидео Накато, «Люди в черном» Барри Зонненфельда, «Властелин колец» Питера Джексона и «Аватар» Джеймса Камерона.

 

Глава 2. Пути развития современной российской                                                          фантастики

2.1. Русская фантастика: история и современный этап развития

В России научная фантастика с XX века стала популярным и широко развитым жанром. Среди самых известных авторов Иван Ефремов, братья Стругацкие, Александр Беляев, Кир Булычёв и другие.

Ещё в дореволюционной России отдельные научно-фантастические произведения писали такие авторы, как Фаддей Булгарин, В. Ф. Одоевский, Ф. Достоевский, Валерий Брюсов.14 К. Э. Циолковский несколько раз излагал свои воззрения на науку и технику в виде художественных рассказов.15 Но до революции НФ не была сложившимся жанром со своими постоянными писателями и поклонниками.

В СССР научная фантастика была одним из самых популярных жанров. Существовали семинары молодых фантастов, клубы любителей фантастики. Выходили альманахи с рассказами начинающих авторов, такие как «Мир приключений», фантастические рассказы публиковались в журнале «Техника — молодёжи». В то же время, советская фантастика подвергалась жёстким цензурным ограничениям. От неё требовалось поддерживать позитивный взгляд на будущее, веру в коммунистическое развитие. Приветствовалась техническая достоверность, осуждалась мистика, сатира. В 1934 году на съезде Союза писателей Самуил Яковлевич Маршак определил жанру фантастики место в одном ряду с детской литературой.16

В СССР одним из первых научную фантастику начал писать Алексей Николаевич Толстой («Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлита»). В 1920-е — 30-е были опубликованы десятки книг Александра Беляева («Борьба в эфире», «Ариэль», «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля» и др.), «альтернативно-географические» романы В. А. Обручева («Плутония», «Земля Санникова»), сатирико-фантастические повести М. А. Булгакова («Собачье сердце», «Роковые яйца»). Их отличала техническая достоверность и интерес к науке и технике. Образцом для подражания ранних советских фантастов был Герберт Уэллс, который сам был социалистом и несколько раз посещал СССР.17

В 1950-е бурное развитие космонавтики приводит к расцвету «фантастики ближнего прицела»— твёрдой НФ об освоении Солнечной системы, подвигах космонавтов, колонизации планет. К авторам этого жанра относят Г. Гуревича, А. Казанцева, Г. Мартынова и других.

В 60-е и позднее советская фантастика начинает уходить от твёрдых рамок научности, несмотря на давление цензуры. Многие произведения выдающихся фантастов позднесоветского периода относятся к социальной фантастике. В этот период появляются книги братьев Стругацких, Кира Булычёва, Ивана Ефремова, которые поднимают социальные и этические вопросы, содержат воззрения авторов на человечество и государство. Нередко фантастические произведения содержали скрытую сатиру. Эта же тенденция нашла отражение и в кинофантастике, в частности, в работах Андрея Тарковского («Солярис», «Сталкер»). Параллельно с этим в позднем СССР снималось много приключенческой фантастики для детей («Приключения Электроника», «Москва — Кассиопея», «Тайна третьей планеты»).

В современной России научная фантастика популярна и развита, хотя и уступает в популярности среди молодёжи фэнтези и другим модным жанрам запдной литературы. Ежегодно публикуются сотни новых наименований фантастических книг, нередко снимаются фантастические фильмы. В последние годы с большим успехом прошли фильмы «Ночной дозор», снятый  по произведению В. Лукьяненко, «Таинственный остров» по одноименному произведению бр. Стругацких. Выходят журналы и альманахи о фантастике: «Если», «Мир фантастики», «Полдень, XXI век», в Интернете появляются крупные сайты о фантастике, такие как «Лаборатория фантастики».

Современные писатели-фантасты работают в различных жанрах: это и киберпанк, и антиутопические произведения, и космоопера, и героическое фэнтези, и классическая научная фантастика и даже фантастическая драматургия. Фантастика создает для их творчества «неизбывное поле деятельности, на котором любым явлениям, феноменам и даже отклонениям найдется достойное место под солнцем».18

Так, «Ночной дозор» и «Дневной дозор» Сергея Лукьяненко, «Тайный город» Вадима Панова, «Метро 2033» Дмитрия Глуховского, разнообразные и монолитные по своему составу, произведения Генри Лайона Олди (украинского дуэта писателей-фантастов Дмитрия Громова и Олега Ладыженского) пользуются огромной популярностью, экранизируются, выходят на мировой уровень. Ознакомившись с творчеством российских фантастов, мы пришли к выводу, что они нисколько не отстают от зарубежных авторов. В их произведениях заложены более глубокие мысли, больше духовности и харизматичнее герои. Помимо выше обозначенных имен, в России и на территории постсоветского пространства пишут и издаются многие талантливые писатели: Мария Семенова, Владимир Свержин, Павел Амнуэль, Ольга Громыко, Марина и Сергей Дьяченко, Андрей Валентинов, Вера Камша, Елена Грушко, Павел Климешов и Олег Корабельников и, конечно же, Мария Галина, чье творчество стало предметом данного исследования.

 

    1. Контекст мифологического в русской фантастике

 

  Анализируя общую картину состояния массовой культуры, мы заметили, что в последнее время кино, видеоиграх, рекламе стали очень популярными образы с мифологическим контекстом. Фантастическая литература не стала исключением. Произведения с мифологическими существами встречаются и в русской литературе. Рассмотрим их.

Одним и самых повторяющихся мифологических образов современной фантастик является – образ оборотня. Тему оборотня использовали десятки фантастов. Среди них Клиффорд Саймак («Принцип оборотня», «Почти как люди»), и Эрик Фрэнк Рассел («Будничная работа»), Василий Звягинцев («Одиссей покидает Итаку»), Любовь и Евгений Лукины («Когда отступают ангелы»), Виталий Пищенко («Замок Ужаса») – и многие другие отечественные и зарубежные авторы. Но наше внимание привлекло творчество Елены Грушко – автора различных произведений фантастического характера: повести «Голубой кедр», «Созвездие Видений», «Вечер и дождь», «Хорги» и др.; рассказы «Моление колесу», «То взор звезды», «Кукла» и др.

Одна из ее научно-фантастических повестей, затрагивающая тему оборотня, называется «Венки Обимура». Здесь мы сразу видим три трактовки темы оборотня: 1) мифологическую, 2) духовную и 3) фантастическую.

Информация о работе Современная русская фантастика