Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 10:21, реферат
Средние образование Вл. Соловьев получил в московской 5-й гимназии, в которую поступил в 1864 г., а высшее образование – в Московском университете, в который поступил в 1869 г. и окончил в 1873 г. Необычайно одаренная натура Вл. Соловьева и его постоянные поиски высших истин сказались уже в ранние годы его жизни. «Всем известно, что Вл. Соловьев очень рано начал читать славянофилов и крупнейших немецких идеалистов.
Биографический очерк 3
Обзор творчества в контексте эпохи 6
Анализ программных произведений 9
(особенности содержания и формы) 9
Картотека стихотворных произведений 15
Список литературы: 28
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Челябинский государственный университет»
Факультет журналистики
Кафедра
теории массовых коммуникаций
Реферат на тему
Творчество поэтов 1870 – 1890-х годов
Обзорное рассмотрение стихотворного наследия
Владимира
Сергеевича Соловьева
Выполнила студентка
3-го курса ЧелГУ
Анна Махнина
группа ФЖЗ-301.
Проверил
Преподаватель ЧелГУ
Федоров В. В.
Челябинск – 2011
Оглавление
Биографический очерк 3
Обзор творчества в контексте эпохи 6
Анализ программных произведений 9
(особенности содержания и формы) 9
Картотека стихотворных произведений 15
Список
литературы: 28
Биографический очерк
Владимир Сергеевич Соловьев родился в Москве 16 января 1853 г. в семье известного русского историка Сергея Михайловича Соловьева (1820-1879). Обстановка ранних лет Вл. Соловьева сложилась весьма благоприятно для его последующего духовного развития.
Средние образование Вл. Соловьев получил в московской 5-й гимназии, в которую поступил в 1864 г., а высшее образование – в Московском университете, в который поступил в 1869 г. и окончил в 1873 г. Необычайно одаренная натура Вл. Соловьева и его постоянные поиски высших истин сказались уже в ранние годы его жизни. «Всем известно, что Вл. Соловьев очень рано начал читать славянофилов и крупнейших немецких идеалистов. Однако мало кто знает, что в последние годы гимназии и в первые годы университета Вл. Соловьев зачитывался тогдашними вульгарными материалистами и даже пережил весьма острую материалистическую направленность, заставившую его перестать ходить в церковь, а однажды даже и выкинуть иконы из окна своей комнаты, что вызвало необычайный гнев у его постоянно добродушного отца.
Вероятно, не без влияния материализма
Вл. Соловьев поступил сначала
на физико-математический
О том, с какой страстностью Вл. Соловьев стал овладевать философией и знакомиться с такими прежними властителями умов, как Хомяков, Шеллинг и Гегель (впрочем, не без интереса к Канту и Фихте), об этом свидетельствует тот, например, факт, что уже в течение первого года по окончании университета он написал магистерскую диссертацию, которую и защитил в 1874 г.
В июне 1876 г. Вл. Соловьев приступил к преподаванию в университете, но из за профессорской склоки в марте 1877 г. покинул Москву и перевелся в Петербург. Там он стал членом Ученого комитета при Министерстве народного просвещения и одновременно преподавал в университете, где в 1880 г. защитил докторскую диссертацию.
В 1881 г. преподавательская
После прочтения лекции от 28 марта
петербургский градоначальник
Все же из университета Вл. Соловьеву пришлось уйти, хотя его никто не увольнял. «Да и ушел он не столько из-за шумихи по поводу его лекции, сколько потому, что весьма не любил преподавание с его принудительными моментами вроде лекционных программ, расписания лекций, студенческих экзаменов, ученых советов, отчетов и т. д. В его жилах билась кровь проповедника, публициста и вообще оратора, литературного критика, поэта, иной раз даже какого-то пророка.» (1) Быть профессором было для него просто скучно. На этих свободных от казенных форм путях деятельности Вл. Соловьев целиком отдается написанию произведений чисто церковного характера, которые уже были подготовлены его философско-теоретическими раздумьями. Он задумывает трехтомный труд в защиту католицизма, но разным причинам цензурного и технического характера вместо этих запланированных трех томов вышла в 1886 г. работа "История и будущность теократии", а в 1889 г., уже на французском языке, в Париже, "Россия и вселенская церковь". В связи с этим в области богословия у Вл. Соловьева появилось много врагов и неприятностей, вплоть до запрещения ему печатать труды на церковные темы. Но опять-таки и здесь Вл. Соловьев нашел для себя выход. Глубокий ум и широкая натура философа обеспечили ему работу не менее интересную, чем богословие, а именно работу литературно-критическую и эстетическую. Впрочем, в последние годы своей жизни и особенно с 1895 г. он возвращается к философии.
Вл. Соловьев был "бездомный"
человек, без семьи, без
Так безвременно оборвалась
Обзор творчества в контексте эпохи
«Его житейский подвиг был велик потому, что среди необозримых равнин косности и пошлости пришлось ему тащиться с тяжелой ношей своей тревоги, с его "сожжённым жестокой думой лицом", как говорил А. Белый. Он жил в мире Александра III, позитивизма, идеализма, обывательщины всех видов. Люди дьявольски беспомощно спали, как многие спят и сегодня; а новый мир, несмотря на всё, неудержимо плыл на нас, превращая годы, пережитые и переживаемые нами, в столетие.» (2)
Соловьев оставил значительное стихотворное наследие. Поэтика Соловьева традиционна – на линии Тютчева и Фета, А. К. Толстого (хотя в ней есть начатки новой, специфически символистской образности, напр., в области цветового эпитета). Вместе с тем поэзия Соловьева освещена духовно-личным напряжением, искренностью и подлинностью (мистико-философская исповедь).
Наиболее
продуктивным периодом для его поэзии
было начало девяностых годов, когда
он написал замечательный цикл, обращенный
к озеру Сайма, о котором говорил
как о живом существе. Для понимания
поэзии Соловьева надо еще помнить,
что, когда он обращается к озеру
как к "нежной даме", говорит
о его глазах, настроениях и
мечтаниях, – это не поэтическая метафора,
а подлинное чувство мистика. Поэма «Три
свидания» – самое длинное, хотя и не лучшее
из его поэтических прозведений – во многих
отношениях очень характерна для Соловьева,
так как мистицизм в ней перемежается
с юмористической непочтительностью.
Свое видение в пустыне он описывает языком
возвышенной мистической поэзии:
Все видел я, и все одно лишь было, -
Один лишь образ женской красоты...
Безмерное в его размер входило, -
Передо
мной, во мне – одна лишь ты.
А
рядом, чуть ли не в следующем четверостишии,
вернувшись в Каир, слышит от соседа
по гостинице:
"Конечно, ум дает права на глупость,
Но лучше сим не злоупотреблять:
Не мастерица ведь людская тупость
Виды
безумья точно различать."
Соловьев не только юмористически обрамлял мистические стихотворения, он написал большое количество и чисто шуточных стихов. Они очень разнообразны и, если бы их собрать – что еще не было сделано, – мог бы получиться хороший сборник. В нем были бы остроумные пародии, злая сатира, притчи, русский эквивалент лимерика, – во всех есть явный элемент чистого шутовства и совершенной абсурдности. Если в поэме «Три свидания» Соловьев включал юмористический элемент в мистическое сочинение, то в одну из своих шуточных пьес (Белая лилия) он, наоборот, включает куски, наполненные мистическим смыслом, придавая пьесе "второй смысл". (3)
В лирике Соловьева с заклинательной страстностью выразилось стремление вырваться из-под власти вещественного и временного бытия, «злой жизни» («мир веществен лишь в обмане», «все, кружась, исчезает во мгле, неподвижно лишь солнце любви»; ср. также стихотворение «Милый друг, иль ты не видишь…»), запечатлелась жажда беспредельной свободы («только в безмерном отраден покой»), которая была волевым нервом его философии. Особую известность приобрели стихи «софийного» цикла («Вся в лазури сегодня явилась…», «У царицы моей есть высокий дворец…», «Под чуждой властью знойной вьюги…», «Око вечности», «Das Ewig-Weibliche», поэма «Три свидания», 1898, и др.), посвященные мистической возлюбленной – «Подруге Вечной». Антитетический, «двумирный» строй этого цикла оказал сильное влияние на поэзию А. Блока. В духе своей космогонии Соловьев многообразно варьирует символический пейзаж («Земля-владычица!..», цикл о финском озере Сайма), знаменующий борьбу света с тьмой, умиротворение красотой хаотически-стихийного начала в одушевленной природной жизни.
Недостаточность
поэтических ресурсов Соловьева
нередко низводила до уровня рассудочной
аллегории его попытки выразить
посредством символических
Соловьеву принадлежат переводы (Платон, «Энеида» и эклоги Вергилия, Петрарка, Гофман), а также юмористические стихи и шуточные пьесы, среди которых «Белая лилия» (1893) выделяется романтической иронией и элементами автопародии, вообще характерными для парадоксального духовного облика Соловьева. (4)
Анализ программных произведений
(особенности содержания и формы)
Не будучи поэтом «первой величины», Соловьев сыграл определенную роль в развитии русской лирики конца XIX века. Центральное место в художественном наследии Соловьева принадлежит философской лирике, продолжающей традиции В. Жуковского – с одной стороны, Ф. Тютчева и А. Фета – с другой, но вместе с тем и вполне самобытной. Она стремится ответить на те же вопросы, что и творчество Соловьева в целом, но делает это по-своему.
Основной антитезой, на которой строится система образов в этой группе стихотворений, является традиционное для романтизма противопоставление «неба» и «земли», высокого духовного и низменного материального начала. От окружающего, «здешнего» мысль движется к бесконечно далекому:
.. .Толпа немых видений
Растет, растет и заграждает путь,
И еле слышится далекий голос тени:
«Не верь мгновенному, люби и не забудь!»
(«Какой тяжелый сон! В толпе немых видений. . .»)
Противопоставленные образы четко оцениваются. Мир духовный одновременно и прекрасен и добр; мир «грубой», неодухотворенной материи – сфера безобразного, уродливого и вместе с тем злого:
Как ясно над тобой сверкает отблеск бога,
Как злой огонь в тебе томителен и жгуч.
(«О, как в тебе лазури чистой много. . .»)
Характерен и другой поворот поэтической мысли: мир здешний – юдоль страдания; мир духовный несет полноту блаженства. Представления Соловьева о мире идеала имеют отчетливо утопический характер. Это не только осуществление грез лирического героя:
Ты будешь ждать с томительной тоской
Вновь отблеска нездешнего виденья,
Вновь отзвука гармонии святой, –
(«Бескрылый дух, землею полоненный. . .»)