Тема жизни и смерти в произведении «Анна Каренина» Л.Н. Толстого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 17:51, контрольная работа

Краткое описание

Роман «Анна Каренина», созданный в 1870-ые гг., описывает переломный период в жизни России, когда «все переворотилось и только еще начинало укладываться». В подтверждение этому в тексте произведения можно найти отклики на многие конкретные исторические события: самарский голод, движение русских добровольцев и прочее.
В романе изображена история трех аристократических семей – Карениных, Облонских и Левиных. Одна из них разрушается полностью (Каренины), другая лишь сохраняет название семьи (Облонские), а глава третьей, счастливый муж и отец Константин Левин, переживает глубокий душевный кризис и прячет шнурок, чтобы не повеситься. Так Толстой, через драматические истории крушения «дома» и «семьи», раскрывает смысл переломной исторической эпохи.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….….3
Сюжет……………………………………………………………………………...4
Анна Каренина. Центральная фигура произведения…………………………...7
Константин Левин……………………………………………………………….10
Заключение…………………………………………………………………….…12
Список литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Анна Каренина Швецова.docx

— 39.24 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северный  (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

филиал в г. Северодвинске Архангельской области

ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

Тема жизни и смерти в произведении «Анна Каренина» Л.Н. Толстого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «История                  Русской Литературы 19 века»

студентки 3 курса ОЗО

                          специальности «Литература»

НОВИКОВОЙ Анастасии Денисовны

 

Преподаватель:

ШВЕЦОВА Татьяна Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Северодвинск

2013

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………….….3

Сюжет……………………………………………………………………………...4

Анна Каренина. Центральная фигура произведения…………………………...7

Константин Левин……………………………………………………………….10

Заключение…………………………………………………………………….…12

Список литературы………………………………………………………………13

 

Введение. 

 

Роман Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина» - один из самых известных романов русской литературы. Его хорошо знают не только в России - это произведение является одной из «визитных карточек» русского искусства. По роману Толстого снято около двух десятков фильмов, спектакли на его основе играют на театральных сценах всего мира, существуют мюзикл и балет «Анна Каренина»… 

Роман «Анна Каренина», созданный в 1870-ые гг., описывает переломный период в жизни России, когда «все переворотилось и только еще начинало укладываться». В подтверждение этому в тексте произведения можно найти отклики на многие конкретные исторические события: самарский голод, движение русских добровольцев и прочее.  

В романе изображена история трех аристократических семей – Карениных, Облонских и Левиных. Одна из них разрушается полностью (Каренины), другая лишь сохраняет название семьи (Облонские), а глава третьей, счастливый муж и отец Константин Левин, переживает глубокий душевный кризис и прячет шнурок, чтобы не повеситься. Так Толстой, через драматические истории крушения «дома» и «семьи», раскрывает смысл переломной исторической эпохи.  

В этом произведении Толстой показывает, что в переломную эпоху больше других страдают люди умные и с чистым сердцем. Таковы его главные герои. Они не могут мириться с общепринятой ложью и ищут: один – настоящей любви, другой - честных, справедливых социальных отношений, незыблемых нравственных основ человеческого существования.  
    Так же непрерывно здесь связанны жизнь и смерть. Они будто в косы переплетаются друг с другом, показывая, какая тончайшая грань между ними и как всё можно разрушить всего за пару секунд. Давай те же поподробнее окунёмся и найдём грань этих знаменательных событий, которые встречаются в романе, как в повседневной жизни.

 

Сюжет

 

Роман начинается с двух фраз, давно уже ставших хрестоматийными: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Все смешалось в доме Облонских».

В Москву к Облонским приезжает сестра Стивы Облонского — знатная петербургская дама Анна Каренина. Стива встречает Анну на вокзале, молодой офицер встречает свою мать графиню Вронскую. При входе в вагон он пропускает вперёд даму, и предчувствие заставляет их взглянуть ещё раз друг на друга, их взгляд уже светился помимо их воли. Казалось, что они и раньше были знакомы… В этот момент случилось несчастье: вагон подался назад и раздавил сторожа насмерть. Анна приняла этот трагичный случай как дурное предзнаменование. Анна отправляется в дом к Стиве и выполняет свою миссию, ради которой приехала — примирение его с женой Долли.

Прелестная Кити Щербацкая полна счастья, ожидая встречи с Вронским на балу. Анна, вопреки её ожиданиям, была в чёрном, а не в лиловом платье. Кити замечает мерцающий блеск в глазах Анны и Вронского и понимает, что мир перестал существовать для них. Отказавшая накануне предстоящего бала Левину, Кити была подавлена и вскоре заболела.

Анна уезжает в Петербург, Вронский устремляется следом. В Петербурге он словно тень следует за ней, ища встречи, он нисколько не смущается её замужеством и восьмилетним сыном; потому как в глазах светских людей, роль несчастного любовника смешна, но связь с добропорядочной женщиной, муж которой занимает столь солидное положение, представлялась величественной и победоносной. Их влюблённость невозможно было скрыть, но они не были любовниками, однако свет уже вовсю обсуждал даму с тенью, с нетерпением ожидая продолжение романа. Тревожное чувство мешало Каренину сосредоточиться над важным государственным проектом, и он был оскорблён тем впечатлением, столь важным для значения общественного мнения. Анна же продолжала ездить в свет и почти год встречалась с Вронским у княгини Тверской. Единственное желание Вронского и обворожительная мечта о счастье Анны слились в чувстве, что для них началась новая жизнь, они стали любовниками, и ничто уже не будет, как прежде. Очень скоро всем в Петербурге стало об этом известно, в том числе и мужу Анны.

Сложившаяся ситуация была мучительно тяжела для всех троих, но выхода из неё никто из них найти не мог. Анна сообщает Вронскому, что беременна. Вронский просит её оставить мужа и готов пожертвовать своей карьерой военного. Но его матери, которая поначалу очень симпатизировала Анне, совсем не нравится такое положение вещей. Анна впадает в отчаяние, впадает после родов в родильную горяку и едва не умирает. Её законный муж, Алексей Каренин, до болезни Анны твердо собиравшийся развестись с ней, увидев её страдания во время болезни, неожиданно для себя самого прощает и Анну, и Вронского. Каренин разрешает ей дальше жить в его доме, под защитой его доброго имени, только бы не рушить семью и не срамить детей. Сцена прощения — одна из самых важных в романе. Но Анна не выдерживает гнёта великодушия, проявленного Карениным, и забрав с собой новорожденную дочку, уезжает с Вронским в Европу, оставив любимого сына на попечении мужа.

Некоторое время Анна и Вронский путешествуют по Европе, но вскоре понимают, что заняться им собственно нечем. Со скуки Вронский даже начинает баловаться живописью, но скоро бросает это пустое занятие, и они с Анной решают вернуться в Петербург. В Петербурге Анна понимает, что для высшего света она теперь изгой, ни в один из приличных домов её не приглашают, и никто, кроме двух ближайших подруг, её не навещает. Между тем, Вронского принимают везде, и всегда ему рады. Эта ситуация всё больше развинчивает нестабильную нервную систему Анны, которая не видит сына. В день рождения Серёжи, тайком, рано утром Анна пробирается в свой старый дом, заходит в спальню к мальчику и будит его. Мальчик рад до слёз, Анна тоже плачет от радости, ребёнок наспех пытается что-то рассказать матери и о чём-то расспросить её, но тут прибегает слуга и испуганно сообщает, что Каренин сейчас зайдёт в комнату сына. Мальчик сам понимает, что матери с отцом встречаться нельзя и мама сейчас уйдет от него навсегда, с плачем он бросается к Анне и умоляет её не уходить. В двери входит Каренин, и Анна, в слезах, охваченная чувством зависти к мужу, выбегает из дома. Больше сын её никогда не видел.

В отношениях Анны с Вронским открывается трещина, разводящая их все дальше и дальше. Анна настаивает на посещении итальянской оперы, где в тот вечер собирается весь большой свет Петербурга. Вся публика в театре буквально тычет в Анну пальцами, а женщина из соседней ложи бросает Анне в лицо оскорбления. Понимая, что и в Петербурге делать им нечего, они переезжают подальше от пошлого света в имение, которое Вронский превратил в уединённый рай для них двоих и дочки Ани. Вронский пытается сделать имение доходным, внедряет различные новые приемы ведения сельского хозяйства и занимается благотворительностью — строит в имении новую больницу. Анна во всем старается помочь ему.

Параллельно с историей Анны разворачивается история Константина Левина, Толстой наделяет его лучшими человеческими качествами и сомнениями, доверяет ему свои сокровенные мысли. Левин — довольно богатый человек, у него тоже есть обширное имение, все дела в котором он ведёт сам. То, что для Вронского забава и способ убить время, для Левина — смысл существования и его самого и всех его предков. Левин в начале романа сватается к Кити Щербацкой. За Кити на тот момент забавы ради ухаживал Вронский. Кити, однако, всерьез увлеклась Вронским и отказала Левину. После того, как Вронский следом за Анной умчался в Петербург, Кити даже заболела от горя и унижения, но после поездки за границу оправилась и согласилась выйти замуж за Левина. Сцены сватовства, свадьбы, семейной жизни Левиных, пронизаны светлым чувством, автор ясно даёт понять, что именно вот так и должна строиться жизнь семейная.

Тем временем, в имении обстановка накаляется. Вронский ездит на деловые встречи и светские рауты, на которых Анна не может его сопровождать, а его влечёт к прежней, свободной жизни. Анна чувствует это, но ошибочно предполагает, что Вронского тянет к другим женщинам. Она постоянно устраивает Вронскому сцены ревности, которые всё больше испытывают его терпение. Чтобы разрешить ситуацию с бракоразводным процессом, они переезжают в Москву. Но, несмотря на уговоры Стивы Облонского, Каренин отменяет своё решение и оставляет себе сына, которого уже не любит, потому что с ним связано его отвращение к Анне, как к «презренной оступившийся жене». Шестимесячное ожидание этого решения в Москве превратило нервы Анны в натянутые струны. Она постоянно срывалась и ссорилась с Вронским, который всё больше времени проводил вне дома. В Москве происходит встреча Анны с Левиным, который сознает, что эту женщину иначе, как потерянною, назвать уже нельзя.

В мае месяце Анна настаивает на скором отъезде в деревню, но Вронский говорит, что приглашён к матери для важных деловых вопросов. Анне же приходит в голову мысль, что мать Вронского задумала женить Вронского на княжне Сорокиной. Вронскому не удаётся доказать Анне абсурдность этой идеи и он, не в силах уже постоянно ссориться с Анной, едет в имение к матери. Анна же, в один миг осознав, как тяжела, беспросветна и бессмысленна её жизнь, желая примирения, бросается следом за Вронским на вокзал. Перрон, дым, гудки, стук и люди, всё слилось в жутком кошмаре сумбура ассоциаций: Анна вспоминает свою первую встречу с Вронским, и как в тот далекий день какой-то обходчик попал под поезд и был раздавлен насмерть. Анне приходит в голову мысль, что из её ситуации есть очень простой выход, который поможет ей смыть с себя позор и развяжет всем руки. И заодно это будет отличный способ отомстить Вронскому. Анна бросается под поезд. Анна выбрала смерть как избавление, это был единственный выход, который она, измученная собой и измучившая всех, нашла.

Прошло два месяца. Жизнь не та, что прежде, но она продолжается. Опять вокзал. Стива встречает обречённого Вронского на перроне, и поезд отправляется на фронт. Убитый горем Вронский уехал добровольцем на войну, чтобы там сложить голову. Каренин забрал дочь Анны к себе и воспитывал её как свою, вместе с сыном. У Левина и Кити рождается первенец. Левин обретает спокойствие и смысл жизни в доброте и чистоте мыслей. На этом и заканчивается роман.

 

 

 

Анна Каренина. Центральная фигура произведения.

 

После «Войны и мира» Толстой пишет «Анну Каренину» — роман о семье, о любви, о долге, о совести... Здесь он предстает перед нами величайшим писателем-психологом, который художественно воссоздает необыкновенной глубины и страстности любовное чувство главной героини, его зарождение, развитие и трагический исход. Все, о чем повествует Толстой в своем романе, осмысливается как событие душевной жизни. Поэтому мы судим об «Анне Карениной» как о романе психологическом.

В том, как Толстым осмысливается любовь, семейный очаг и их хранительные силы, угадывается и гофмановский «Повелитель блох», и гоголевские «Старосветские помещики». Еще до Толстого в литературе утверждалась мысль о том, что не только «небесной Прометеевой искрой» возжигаются человеческие сердца и поддерживается огонь в семейном очаге.

По Гофману, любовь и семья во многом обязаны обыкновенной «доброй домашней свече, при ярком свете которой хорошо читать, писать, шить, вязать чулок» и вкруг которой непременно усаживается, с перепачканными вишневым сиропом мордочками, «веселое потомство»: «все это у нас на земле в порядке вещей». Рассказывая историю старосветских помещиков, Гоголь также утверждает, что не только страстью, но и многолетней привычкой находиться рядом люди могут быть привязаны друг к другу на всю жизнь.

Конечно, у Толстого все значительно сложнее и глобальнее. Но мысль остается та же. Страсть в любви разрушительна. Люди оказываются счастливыми в семье, если они умеют терпеть, доверять и быть преданными.

Толстой не простил свою героиню, не совладавшую с собой, со своей греховной любовью и забывшую долг, преступившую совесть. В романе для писателя это событие является главным и уже после — проблема женщины в светском обществе.

Семья также мыслилась писателем, как воплощение некоего идеального мироустройства, хранительница истинных ценностей. Она давала силы человеку, была для него духовной опорой. Однако то, что происходило с семьей в современности, рассказали и Салтыков-Щедрин в «Господах Головлевых», и Достоевский в «Братьях Карамазовых». Вывод представлялся неутешительный: в современном мире семья разрушалась.

Толстой изобразил три семейства: Облонских, Карениных, Левиных. Судьба первого обусловлена образом жизни главы семьи — Стивы, ведущего рассеянную жизнь светского человека. Девиз, которым руководствуется глава семейства, недвусмыслен: «изо всего сделать наслаждение». Поэтому он, сосредоточенный исключительно на любимой газете, обеде, сигаре, любовнице из балета, как бы походя, глубоко не задумываясь, разоряет семью, делая искренне любимых им детей нищими.

Судьба второго проистекает из странного союза — эмоциональной, подверженной разрушительным страстям Анны и Каренина, абсолютно лишенного эмоциональности человека, олицетворяющего бюрократическую машину во всем — в словах, мыслях, делах. Ему не свойственно думать. Он «говорит», а точнее, вещает.

Толстому важно подчеркнуть, что в дом Карениных уже давно вошла ложь. Несомненно, что изначально она связана с фальшью супружеских отношений, но постепенно ложь распространяется и на материнское чувство Анны. Тем самым углубляется драматизм судьбы этого семейства и самой героини.

Информация о работе Тема жизни и смерти в произведении «Анна Каренина» Л.Н. Толстого