Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 13:53, курсовая работа
Цель исследования: проследить трансформацию жанра святочного рассказа в творчестве Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, М.Горького.
Основываясь на цели и объекте исследования, сформулируем следующие задачи:
• Определить истоки жанра святочного рассказа.
• Рассмотреть особенности жанра святочного рассказа.
• Выделить традиции и новаторство жанра святочного рассказа в произведениях Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова, М.Горького.
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................... 3-4
Глава 1 Жанровые особенности святочного рассказа
1.1. Подходы и определение жанра святочного рассказа...........................................5-6
1.2.История развития и становления жанра святочного рассказа в России......... 7-10
Глава 2. Трансформация жанра святочного рассказа на материале творчества
Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, М.Горького.
2.1.Традиции и новаторство в святочном рассказе Ф. М. Достоевского
« Мальчик у Христа на ёлке»………………………………………………….. 11-14
2.2 Видоизменение святочного рассказа в творчестве А.П. Чехова……… 15-19
2.3 Трансформация святочного рассказа в произведении М.Горького
«О мальчике и девочке, которые не замерзли..»…………………………………. 20-22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................... 23-24
БИБЛИОГРАФИЯ............................................................................................. 25-26
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………… 27-31
Чехов создает не традиционный святочный рассказ, а далеко отступающее от жанрового инварианта произведение с идеологической проблематикой.
В «святочном» рассказе «На пути» имеется одно, близкое автору, высказывание Иловайской о праздниках: «Есть праздники, которые имеют свой запах. На Пасху, Троицу и на Рождество в воздухе пахнет чем-то особенным. Даже неверующие любят эти праздники». И Чехов, не раз заявлявший о том, что не верит в бога, любил большие церковные праздники, видя в обрядности своеобразную «эстетику».
В рассказе «На пути» находим яркий рождественский колорит: зимняя ночь с метелью, с «дикой музыкой» сильного ветра, гнавшего снег, празднично убранная трактирная комната с окнами, наполовину занесенными снегом, в которой утром появились мальчишки, облепленные снегом, освещенные большой красной звездой, и хором, беспорядочно пели украинскую колядку.
Этот колорит напоминает
поэтическую обстановку в
В рассказе «На пути» образ лишенного Рождества ребенка возникает на периферии повествования. Иначе в знаменитом рассказе «Ванька», где образ является центральным и дается в ином ракурсе.
Рассказ принадлежит к чеховским текстам о несвершившемся рождественском чуде. Ваньке снится, что свершилось чудо: дедушка забрал его в деревню. Но надпись на конверте, напоминая о реальности, говорит читателю, что письмо никогда не дойдёт.
В центре рассказа – образ лишённого Рождества ребёнка. Одиночество Ваньки, его сиротство больше ранит сердце ребёнка в чужом городе у сапожника Аляхина, чем в прежней жизни с дедом, где всё было родным, согретым воспоминаниями. Особенно одиночество ощущается перед Рождеством, когда Ванька остаётся совсем один (хозяева и подмастерья ушли к заутрене).
Автор вводит в рассказ рождественское поздравление: " Милый дедушка! Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от Господа Бога". Первая его часть – общепринятая формула (ведь Ванька впервые занят взрослым делом). А вторая часть – это наивное детское пожелание, в котором проявляется вера, что всё свершается по воле Бога.
Мир прошлый (мир воспоминаний) и мир сегодняшний резко противопоставлены. Мир воспоминаний более реальный, чем опостылевшая сапожная мастерская в Москве. При описании того мира часто используются глаголы настоящего времени, а город описывается при помощи глаголов прошедшего времени. И праздник Рождества Ванька представляет только в родной деревне, а не в чужом городе: "Милый дедушка, а когда у господ будет ёлка с гостинцами, возьми мне золочёный орех и в зелёный сундучок спрячь". Мыслями он возвращается к милым обычаям: ёлка в господском доме, когда ему доставался "золочёный орех", барышня Ольга Игнатьевна. Он не принимает в душе того положения, в котором очутился, и верит: стоит только написать дедушке, и прежняя жизнь вернётся, потому что в Рождество желания должны исполняться. Но рождественское чудо приобретает трагический оттенок [1].
Е.В. Душечкина связывала «Ваньку» с традицией «Девочки со спичками» Г.Х. Андерсена и «Мальчика у Христа на елке» Ф.М. Достоевского. По ее наблюдениям, Чехов использовал и уже известный в 80-е годы сюжет о мальчике «в людях». В результате проведенных сопоставлений исследовательница заключает: «Являясь одним из первых серьезных календарных текстов Чехова, „Ванька“ показывает, что писатель ищет новые пути святочного жанра в разработке, антирождественских“ мотивов, чтобы показать несоответствие сути праздника безжалостной реальности жизни» [1].
Трансформацию жанра святочного рассказа (точнее, жанровых мотивов) определил особый чеховский взгляд на мир и человека.
2.3 Трансформация
святочного рассказа в
В литературе 19- начала 20 века, по мнению К. A. Ковалевского [10], довольно распространенными были так называемые «святочные рассказы». В них повествовалось о страдающих и униженных, о бедных мальчиках и девочках, которые в дни праздников замерзают под окнами богатых домов. Эти рассказы призваны были умиротворить нечистую совесть мещанина.
Ненавидя всякую форму
мещанского лицемерия, Горький решительно
выступает против подобной
Рассказ начинается небольшим авторским вступлением. «В святочных рассказах, — писал Горький, — издавна принято замораживать ежегодно по нескольку бедных мальчиков и девочек. Мальчик или девочка порядочного святочного рассказа обыкновенно стоят перед окном какого-нибудь большого дома, любуются сквозь стекло елкой, горящей в роскошных комнатах, и затем замерзают...».
Горький высмеивает сочинителей стандартных рождественских писаний: «Я понимаю хорошие намерения авторов святочных рассказов, несмотря на их жестокость по отношению к своим персонажам; я знаю, что они, авторы, замораживают бедных детей для того, чтобы напомнить о их существовании богатым детям, но лично я не решусь заморозить ни одного бедного мальчика или девочку даже и для такой вполне почетной цели... Неловко как-то умерщвлять одно живое существо для того, чтобы напомнить о факте его существования другому живому существу...» .
Вступление, ироническое по своей окраске, имеет значение своеобразного литературного манифеста. Горький восстает против шаблонных сюжетов, слезливого письма, изобличает ничтожество цели подобных произведений. Зачем выдумывать жалостливые и лживые истории, когда сама жизнь в мире наживы, в мире социальной несправедливости ежедневно «замораживает», духовно калечит детей?
Рассказ «О мальчике и девочке, которые не замерзли» — страница самой жизни, правдивая, бытовая история. Мальчик и девочка — голодные зверята, освоили искусство выклянчивать милостыню: сновать у ног прохожих, убегать от городовых. Попрошайничать посылает их тетка, пьяная, злобная. Холод гонит домой, в тепло, но дома их ждет сборище взрослых, которые заставляют детей плясать и угощают их водкой до рвоты. Ребята решили утаить часть выручки и устроили маленький пир в трактире: белый хлеб, колбаса, чай, слойки...
Таков несложный сюжет рассказа. Разрабатывая его, Горький создает яркие образы детей, наивных, но знающих жизнь, ее «тайны». Это знание жизни калечит ребят. Мальчик — большой «реалист», рано усвоивший опыт взрослых. Улица приучила его к ловкости, изворотливости, напитала «житейской мудростью», наложила свой отпечаток на его речь, грубую и вместе с тем детски наивную. Трактир, наполненный сырой, дымчатой мглой, кислым, одуряющим запахом, шумом циничных ругательств и песен — привычен для него. Дворник Сигней, очень солидный человек, пьяница и вор,— предмет подражания... [10].
«Ну, вот и все, —
иронически заканчивает автор
рассказ. — Теперь я спокойно
могу оставить их оканчивать
свой святочный вечер. Они —
поверьте мне — уж не
Эта концовка подчеркивает
полемичность рассказа. Отметим, что
Горький пользуется любым
Имена героев — Мишка Прыщ и Катька Рябая... В конце газетной колонки авторская сноска: «Не желая шокировать благовоспитанную публику, предлагаю переименовать героев моих в Мишеля и Катрин» .
Рисуя «святочный пейзаж» — морозный декабрьский вечер в городе, — автор полемически снижает обычную красивость подобных описаний ироническими сравнениями: «Небо было ясно, и в нем сверкало много звезд. Они сверкали так ярко, что казалось, будто их к этому вечеру кто-то прилежно вычистил щеткой с мылом, чего, конечно, не могло быть» [9] .
Девочке холодно на улице, и она присела на корточки в угол ворот. «Не будь с ней Мишки, она, может быть, и замерзла бы; но этот опытный постреленок твердо решил мешать ей сделать этот обыкновенный святочный поступок» [9].
Таков был первый удар по установившемуся литературному жанру. С тех пор в рождественских и новогодних номерах газет, в которых сотрудничал в 90-е годы А. М. Горький, а впоследствии и в новогодних номерах журналов систематически появляются яркие, преимущественно сатирические рассказы, беспокоящие обывателя.
Развивая идею рассказа «О мальчике и девочке, которые не замерзли», Горький подчеркивает еще более отчетливо и резко, что писатели должны видеть и изображать действительную жизнь с ее общественными противоречиями, а не выдумывать фальшивые, трогательные истории.
Заключение
Подводя итоги, необходимо сказать, что своеобразие святочного рассказа как литературного жанра обусловлено развитием журнального и газетного дела (святочный рассказ публикуется в рождественских номерах журналов и газет), распространением «книг для народа» и произведений для детей. Святочный рассказ органично вписался в жанровую систему литературы второй половины 19 века, когда преобладали малые жанры.
Святочный рассказ был адресован прежде всего демократическому массовому читателю, к которому русские писатели обращались с проповедью христианских нравственных идеалов. В традиционной форме святочного рассказа талантливые писатели находили новые и интересные возможности для воплощения своих замыслов и создавали произведения, ставшие достоянием большой литературы.
Во второй половине XIX века святочный рассказ развивается в рамках реалистической литературы, что определяет некоторые изменения в его содержании и форме. Сохраняя нравственный смысл содержания, русские писатели вводят социальный аспект в вечную тему добра и зла, осложняют содержание рассказов обнажением неблагополучия и несправедливости в общественной жизни (М.Ф. Достоевский «Мальчик у Христа на елке», М.Горький «Мальчик и девочка»). Социальный пафос обусловил возможность введения в святочный рассказ поэтических приемов, не характерных для этого жанра, изменения функций традиционных святочных канонов; распространялось свободное отношение к сложившимся жанровым стереотипам, реалистическое обоснование чудесного в рассказе.
В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Жанр святочного рассказа
в России конца 19 — начала 20 вв.
сохраняет следующие
-календарная приуроченность
-наличие мотива чудесного (в то же время чудо в реальной жизни не
происходит («Мальчик у Христа на ёлки», «Ванька», «Мальчик и девочка, которые не замерзли..»)
-мир детства (но это скорбный, трагический мир детства «На пути», «Ванька», «Мальчик у Христа на елке», «Мальчик и девочка, которые не замерзли..»)
-мотив сна («Мальчик у Христа на ёлке», «Ванька»)
2.Жанр святочного рассказа
трансформируется и
-финал из светлого
и радостного становится
-отсутствует нравственный урок, мораль.
-основной проблемой
-все рассказы объединяет
постоянно звучащий
Таким образом, цель нашего исследования (проследить, как жанр святочного рассказа трансформируется в творчестве Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова и М.Горького) достигнута. Гипотеза (традиции жанра святочного рассказа со временем трансформируются в зависимости от художественного мира писателя) подтверждена.
Список литературы
Горьковское книжное издательство, 1956 г.