Улигеры - жанр бурятского устно-поэтического творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 05:42, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение и анализ улигеров (героико-эпических сказаний).
Для изучения данной темы, использована литература таких авторов, как Жамцаранова Ц.Ж. , Дашиевой Л.Д., Шаракшинова Н. О. и др.
Были поставлены и выполнены задачи:
1. Изучить улигеры (жанр бурятского устно-поэтического творчества);
2. Рассмотреть способы исполнения улигеров и известных их исполнителей;
3.Проанализировать классификацию бурятского героического эпоса.
4.Рассмотреть основные сюжеты улигеров.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…3
1. Улигеры - жанр бурятского устно-поэтического творчества…………...4
2. Способы исполнения улигеров и известные их исполнители.................5
3. Классификация бурятского героического эпоса………………………..10
4. Основные сюжеты улигеров……………………………………………..14
5. Заключение………………………………………………………………..22
Список использованной литературы………..………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

улигеры--.docx

— 44.03 Кб (Скачать файл)

Эти записи показывают, что эпическая традиция у забайкальских бурят была жива почти до конца XX в., несмотря на начавшийся, очевидно, с середины XIX в., процесс ее угасания. Принятие хори-бурятами буддизма, распространение старомонгольской письменности, религиозной литературы Тибета и Китая, канонов и догматов буддийской церкви, послужили, по мнению ученых, толчком к постепенному угасанию эпического творчества, "перерастанию улигеров в сказки" (Уланов. 1957. С. 167), хотя народ продолжал сохранять любовь к эпосу и традиции его передачи.

Особое место в героико-эпическом творчестве бурят принадлежит сказаниям о могучем богатыре Абай Гэсэре - небесном сыне, ниспосланном на землю для защиты простых людей от страданий и гибели. Эпос об этом герое, бытовавший в народе с незапамятных времен, широко известен во всех уголках этнической Бурятии, пользуется всеобщей любовью и считается жемчужиной улигерного творчества бурят. По сравнению с другими улигерами, сказания о Гэсэре отличаются большим объемом (от 7 до 20 и более тысяч стихов), монументальностью сюжетного состава и совершенством художественной формы.

Кроме Бурятии Гэсэриада известна в Монголии, Калмыкии, среди тюрко-язычных народов Южной Сибири, в Тибете (Кхам, Амдо, Ладакх), во Внутренней Монголии, Непале, а также в Пакистане, Индии и Сиккиме. В отличие от тибетской и монгольской версий, имевших письменную традицию, бурятская Гэсэриада передавалась на протяжении многих веков в устной форме, что обусловило возникновение различных локальных традиций его исполнения и обилие различных вариантов. Книжная форма Гэсэриады, близкая к монгольской, бытовала в основном, в Забайкалье у хори-бурят, где были распространены старомонгольская письменность, буддизм и было сильным влияние феодальной культуры Монголии.

Первые шаги по фиксированию бурятской Гэсэриады были предприняты Г.Н. Потаниным, опубликовавшим в 1883 г. довольно схематичный пересказ начальных эпизодов улигера, под названием "Гэсыр-хан", записанный им от аларского бурята Манзанова, владевшего русским языком. Затем, в 1893 г., в книге "Тангутско-Тибетская окраина Китая и Центральная Монголия", наряду с тибетскими версиями, им был помещен в очень подробном пересказе бурятского этнографа М.Н. Хангалова, сводный текст бытовавшего в Приангарье стихотворного эпоса "Абай Гэсэр Богдо хан".

В начале XX в. работа по сбору героико-эпических сказаний была продолжена Ц. Жамцарано. В 1903-1906 гг., по заданию Российской Академии наук, он сделал первые научные записи улигеров, бытовавших в долине р. Куды, Верхоленье, на Ольхоне (ныне Эхирит-Булагатский район Усть-Ордынского Бурятского автономного округа).

Основными сюжетными звеньями варианта М. Имегенова являются: 1) Небесный пролог (оппозиция западных и восточных небожителей); низвержение Гэсэром Атаа Улан-тэнгрия; 2) Спуск на землю и второе рождение; 3) Детские подвиги Гэсэра: уничтожение демонов-оборотней в облике парней-здоровяков; обезвреживание железноклювых воронов с железными когтями, гигантских комаров с костяными хоботами, собравшихся выклевать герою-младенцу глаза, и высосать кровь; 4) Сватовство и женитьба героя на ханской дочери, девице Сан-хан Гохон; 5) Предательство богатыря Агсагалдая, поддавшегося интригам 108-голового Кусающего Желтого мангадхая. Победа Гэсэра над мангадхаем и казнь предателя; 6) Борьба и победа Гэсэра (с помощью небесного брата Дашин Шохора) над могучим, недремлющим чародеем Галхан Нурман ханом (букв.: "Хан Огненной Лавы"). Уничтожение нерожденного сына противника - железнотелого младенца; 7) Рождение сына Ошор Богдо; 8) Борьба и победа Гэсэра над 13-головым Асурайским Желтым мангадхаем; 9) Поход Гэсэра на небо и женитьба на дочери тэнгри, девице Гагурай Ногон; 10) Возвращение с женой на землю; 11) Измена Гагурай Ногон и ее уход к мангадхаю. Превращение Гэсэра в коня; 12) Спасение Гэсэра его первой женой Санхан Гохон; 13) Борьба Гэсэра с многоголовыми и многорогими чудовищами-мангадхаями и Долговязой Рыжей бабой-мангадхайкой; 14) Схватка с бешеными волками, с многоголовыми Даньяльским и Асурайским мангадхаями; 15) Уничтожение могучей мангадхайской старухи-колдуньи; 16) Заточение в глубокое подземелье-преисподнюю (хурхэн тама) Даньяльского и Асурайского мангадхаев; 17) Казнь изменницы Гагурай Ногон и мангадхая Обсоголдоя; 18) Возвращение на родину.

В конце повествования Гэсэр говорит, что истребил всех врагов на земле. И после женитьбы старшего сына, Ошора Богдо, возносится на небо, где

Первая часть унгинской Гэсэриады (Небесный пролог) является по существу серией мифов, облеченных в форму эпического сказания, где получили своеобразную персонификацию силы Добра и Зла, Света и Тьмы. Извечная их борьба выражена в войне небожителей, разделение которых на два противоположных лагеря, основано на древнейшей универсальной бинарной оппозиции (Бурчина. 1997. С. 113-116).

В унгинской Гэсэриаде происходит обобщение, систематизация мифов, призванных объяснить в рамках мифологического мировоззрения появление зла и чудовищ.

Чудовища начинают губить все живое на земле. Начинается засуха и мор. Гибнут люди, погибает скот. Небожители узнают об этом от шаманки, совершившей подношение главе западных (правосторонних) добрых небожителей Хану Хирмосу, состоящее из слез и мокрот больных людей.

Небесный совет отправляет для избавления от зла, возрождения жизни на земле среднего сына Хана Хирмоса — Бухэ Бэлигтэ, который рождается там вторично у бездетной пары изгнанников: хана Сэнгэлэна и Наран Гохон — дочери Наран Дулан тэнгрия.

Данный вариант состоит из следующих основных глав: 1) Небесный пролог. Борьба западных и восточных небожителей. Низвержение Атай Улана и его сыновей на землю. Появление там чудовищ; 2) Мор, засуха на земле, гибель всего живого; 3) Отправка Бухэ Бэлигтэ, среднего сына главы западных небожителей на землю для спасения людей; 4) Чудесное зачатие и второе рождение героя. Детские подвиги героя-соплячка; 5) Сватовство и женитьба на Тумэн Яргалан. Вторая женитьба на Урмай Гохон; 6) Герой обретает свой истинный богатырский облик, становится Абай Гэсэр Богдо ханом. Женитьба на богатырке Алма Мэргэн, дочери владыки морей Лобсона; 7) Поход Гэсэра на Хозяина лесов Орголи-Белого оленя (проглота). Победа над чудовищем; 8) Победа над огромным змеем Абарга; 9) Предательство дяди Гэсэра, чернодушного Хара Сотон-нойо-на, наславшего ему болезнь; 10) Тумэн Яргалан, ради спасения Гэсэра, уходит к Абарга Сэсэн мангадхаю; 11) Поход и победа Гэсэра над Абарга Сэсэн мангадхаем; 12) Жена дает герою дурманную пищу и Гэсэр забывает о доме; 13) Шараблинские ханы захватывают Урмай Гохон; 14) Три небесные сестры-спасительницы (кукушки) возвращают Гэсэру память; 15) Поход Гэсэра на Шараблинских ханов. Превращение в младенца-подкидыша и усыновление его ханами. Победа и освобождение Урмай Гохон; 16) Поход и победа над Гал Дулмэ ханом; 17) Лобсогой Черный мангадхай, обернувшись ламой, превращает Гэсэра в осла; 18) Алма Мэргэн хатан освобождает Гэсэра; 19) Победа Гэсэра над Лобсого-ем, заточение его в яму-подземелье; 20) Битва Гэсэра с дьяволом Шэрэм Мината и победа с помощью чудесного шерстобитного прутика; 21) Гэсэр освобождает подданных китайского Гумэн Сэсэн хана от смерти.

Сказание о Гэсэре является наивысшим развитием унгинского героического эпоса, вобравшим всю традиционную систему эпического творчества бурят.

 

 

 

Заключение

В традиционном фольклоре бурят наиболее древними и глубокими жанрами являются улигеры - сказания о подвигах героев, мифы и шаманские призывания.  
Улигеры являются вершиной бурятской народной поэзии, являются эпическими сказаниями о былых временах. Аналоги улигеров можно встретить и в культурах других народов. Объем улигеров составлял от 5 и более 20 тысяч стихов, в которых мифология тесно сплеталась с историей. Улигеры исполнялись певцами-улигершинами, которые наизусть могли рассказывать их, подыгрывая себе на хууре - старинном щипковом музыкальном инструменте. Улигершины-сказители не просто исполняли известные им сказания, но и дополняли их, привносили что-то новое, изображая подвиги богоподобных богатырей, героические сцены сражений.  
Героический эпос бурят состоит из более чем двухсот оригинальных произведений, среди них такие как "Аламжи мэргэн", "Айбуурай мэргэн", "Буха хара хубуун" и др. Центральным эпическим памятником бурят является эпос "Гэсэр", который по объему, эпичности и историческому значению стоит наравне с такими памятниками народной мысли как карело-финская "Калевала", киргизский "Манас" и другими.   В улигерах воспеваются подвиги древних богатырей в борьбе с многоголовыми, многоногими чудовищами- мангадхаями и чужеплеменными ханами- захватчиками за свободу и процветание родоплеменного коллектива. Защита родного очага, народа (зон), подданных (албата зон), своего  имущества – скота и табунов- от вражеских посягательств, борьба за суженную, является ведущей темой большинства героико- эпических произведений.

Ныне в фондах ЦВРК ИМБТ СОРАМ и архивах Иркутска, Москвы, Санкт- Петербурга хранится более 200 улигеров. В научных двуязычных изданиях опубликовано менее десяти текстов.

Список использованной литературы

1.Алтан Шагай// Шинова Н.О. Улигеры Бурят.- Улан -Удэ:Изд-вБНЦ СО РАМ, 200.-с.9-82.

2. Бурчина Д. А. Эпический образ сэргэ в бурятских улигерах// Мир Центральной Азии: Материалы Международной конференции- Улан- Удэ, 2002.-т. 4., ч. 2.- С. 15-25

3. Владимирцов Б. Я. Монголо-ойратский героический эпос//Работы по литературе монгольских народов / Сост. Г. И. Слесарук, А.Д. Цендина. – М.: Вост. Лит., 2003 с. 332-333

4. Жамцарано Ц.Ж. Образцы народной словесности монгольских племен. Эпические произведения эхирит-булагатов: тексты. Л., 1930. Т. 1,

вып. 1.

5. Дашиева Л.Д. Традиционная музыкальная культура бурят: Учеб.-метод. пособие. Улан-Удэ: Республиканская типография, 2005. 188 с.

6. Дарижапова Д.Д. Аман зохёолой баялигҺаа. Улаан-Удэ: Буряад үнэн, 2007. 112 с.

7. Дугаров Д.С. Напевы бурятских улигеров// Абай Гэсэр Могучий: Бурятский героический эпос. М.: Восточная литература, 1995. С. 505–519.

8. Балданжапов П.Б. Агинские улигеры. Улан-Удэ, 1961. 127 с.

9. Туденов Г.О. Бурятское стихосложение: Ритмическая организация бурятских стихов. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1958. 167 с.

10. Черемисов К.М. Бурятско-русский словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1973. 804 с.

11. Дугаров Д.С., Куницын О.И. Буряты// Музыкальная культура Сибири: В3 т. Новосибирск, 1997. Т. 1, Кн. 1. С. 336−404.

12. Кондратьева Н.М., Новикова О.В. Об итогах музыкально-этнографической экспедиции в Еравнинский район РБ// Народная культура Си-бири: МатериалыXII науч.-практ. семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору. Омск, 2003. С. 85–86.

13. Кузьмина Е. Н. Женские образы в героическом эпосе Бурятского народа.- Из-во «Наук» Сибирское отделение. Новосибирск 1980

14. Намжилова М.Н. Хоринские улигеры. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. 121 с.

15. Уланов А. И. Древний фольклор бурят. – Улан- Удэ, 974.- 175 с.

16. Улигеры хори-бурят/ Отв. ред. Ц.-А. Дугар-Нимаев; вступ. ст., пер. и прим. М.Н. Намжиловой. Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1988. 175 с.

17. Шаракшинова Н. О. Героико- эпическая поэзия бурят. – Иркутск, 1987. -304 с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Улигеры - жанр бурятского устно-поэтического творчества