Фантастика и реальность в книге Булгакова "Собачье сердце"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 13:30, реферат

Краткое описание

Весной 1891 года в Киеве на Госпитальной улице, в доме №14 у Магистра Киевской духовной академии доцента по кафедре древней гражданской истории Афанасия Ивановича и простой домохозяйки Варвары Ивановны родился первенец, которого назвали Миша. После него семья пополнилась ещё двумя сыновьями и четырьмядочерями. Миша был очень талантлив, и, как, пишет Павел Сергеевич Попов (биограф): «Михаил Афанасьевич с младенческих лет отдавался чтению и сочинительству.

Содержание

I. Введение……………………………………………………………
2
II. Реальность и фантастика в повести
1. Восприятие революции……………………………………
5
2. Эксперимент в повести «Собачье сердце»……………… 8
3. Что такое шариковщина………………………………….. 10
III. Заключение………………………………………………………... 12

Вложенные файлы: 1 файл

Весной 1891 года в Киеве на Госпитальной улице.docx

— 43.74 Кб (Скачать файл)

План:

I.

Введение…………………………………………………………

2

II.

Реальность и фантастика в повести

 
 
  1. Восприятие революции……………………………………

5

 
  1. Эксперимент в повести «Собачье сердце»………………

8

 
  1. Что такое шариковщина…………………………………..

10

III.

Заключение………………………………………………………...

12


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Весной 1891 года в Киеве  на Госпитальной улице, в доме №14 у  Магистра Киевской духовной академии доцента по кафедре древней гражданской истории Афанасия Ивановича и простой домохозяйки Варвары Ивановны родился первенец, которого назвали Миша. После него семья пополнилась ещё двумя сыновьями и четырьмядочерями. Миша был очень талантлив, и, как, пишет Павел Сергеевич Попов (биограф): «Михаил Афанасьевич с младенческих лет отдавался чтению и сочинительству. Первый рассказ « Похождения Светлана» был им написан, когда автору исполнилось всего 7 лет». Конечно, этот рассказ не был таким уж талантливым но, тем не менее, это показывает нам, что любовь к написанию пришла к Михаилу за долго до его приезда в Москву. Маленький Миша рос в довольно тёплой атмосфере. Как пишет Н.А. Булгакова-Земская «... основным методом воспитания детей в семье Булгаковых были шутка, ласка и доброжелательность...». Но в 1907 году от болезни почек умирает отец. «Смерть отца для всей семьи была неожиданным и очень страшным ударом», вспоминает одна из сестёр Михаила. И Варваре Ивановне пришлось одной воспитывать семерых детей. Это была очень умная и дальновидная женщина, и всем своим детям она говорила так: « Я хочу вам всем дать настоящее образование. Я не могу вам дать приданное или капитал. Но я могу вам дать единственный капитал, который у вас будет,- это образование». И действительно, дети в семье Варвары Ивановны были очень умные: они рисовали, играли на пианино, много читали как русских классиков, так и зарубежных авторов. Вели постоянные споры о Чарльзе Дарвине и о его теории происхождения жизни на земле. Так прошло детство Михаила Афанасьевича.

В1909 году Михаил оканчивает Киевскую гимназию. И поступает в  Киевский университет на медицинский факультет. Выбор профессии не случаен, потому что его дядя и отчим были врачами и оказали немалое давление на Булгакова. Именно в институте начинают проявляться качества будущего талантливейшего автора. Как вспоминает один из его сокурсников: « Он рассказывал нам необыкновенные истории. В них действительность так тесно переплеталась с выдумкой, что граница между ними начисто исчезала». Кто бы мог подумать в те далёкие годы, что именно за это качество Михаил приобретёт невероятную популярность. Но получив в 1916 году аттестат в степени лекаря с отличием, Михаил Афанасьевич заканчивает университет. После Университета Булгаков всего лишь один год с 1916-1917 г. работал врачом в Смоленской губернии.

Но, не сумев себя пересилить, Булгаков бросает занятие медициной.

И в 1921 году переезжает в  Москву. В то время в Москве полные обороты набирает НЭП и как пишет сам автор: « Идёт бешеная борьба за существование и приспособление к новым условиям жизни ...». И тут он со свойственной ему энергичностью приступает к работе. Он брался за любую газетную работу. Будущему автору «Собачьего сердца», «Мастера и Маргариты» приходилось даже выступать конферансье в маленьком частном театре. Днём Булгаков писал для газет, а ночью писал для души. Вот именно тогда и начала зреть настоящая булгаковская проза. Это закалило его и в будущем он пишет: «Настоящие вещи пишутся на краешке кухонного стола, а не в роскошно обставленном кабинете». Зимой 1925 года Булгаков начинает писать «Собачье сердце» и весной этого же года он её заканчивает. После «Собачьего сердца» он активно сотрудничает с МХАТом, камерным театром и театром имени Вахтангова, в которых идут его пьесы «Дни Турбиных», «Зойкина квартира» и «Багровый остров».

Эти спектакли, а в особенности  «Дни Турбиных» во МХАТе, принесли Булгакову  не лёгкую славу. Как на автора, так  и на МХАТ обрушилась критика «... чуть ли не каждый день то в одной, то в другой газете появлялись не годующие статьи. Небезызвестный в то время газетный работник Грандов так и сказал с трибуны: « МХАТ – это змея, которую советская власть понапрасну пригрела на своей широкой груди!». Но более всего неистовал видный в Москве журналист Олинский. Он на страницах газет и журналов призывал к походу против булгаковских «Турбиных» В Москве в те времена развернулись широкие диспуты по поводу пьес. 7 мая 1926 года у Булгакова произведён обыск и изъята рукопись «Собачьего сердца». И уже в следующем 1927 году начинаются массовые гонения на Булгакова. Медленно, но верно театры начинают убирать из своего репертуара пьесы Булгакова.

После этого он пишет письмо Сталину, в котором просит выпустить  его за границу, « Я обращаюсь к гуманности советской власти и прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя в отечестве, великодушно отпустить на свободу» или «... назначить меня лаборант-режиссёром в первый Художественный Театр. Если меня не назначат режиссёром, я прошусь на штатскую должность статиста. Если и статистом нельзя – я прошусь на должность рабочего сцены». И в этом же письме он говорит о своём катастрофическом положении. «Если же и это не возможно, я прошу советское правительство поступить со мной, как оно найдёт нужным, потому что у меня, драматурга, написавшего пять пьес, известного как в СССР, так и за границей, на лицо в данный момент - нищета, улица, гибель».

После того как он написал  это письмо неожиданно спустя 20 дней позвонил сам Сталин. И сказал: «Мы получили с товарищами ваше письмо, и вы будете иметь по нему самый благоприятный результат». И, помолчав секунду, добавил: « Что, может быть, вас, правда, отпустить за границу, мы вам очень надоели?» И вот когда должна была вроде бы решиться судьба Булгакова, он почему-то даёт слабину, отвечая: «Я очень много думал над этим, и я понял, что русский писатель вне родины существовать не может». Что это? Почему Булгаков не ответил, что хочет? Я думаю, что он всё же струсил, ведь с ним говорил сам Сталин. Подумав немного, Сталин ответил: «Я тоже так думаю. Ну что, тогда в театр?» - «Да, я хотел бы» - «В какой же?» - «В художественный. Но меня не принимают там». Сталин сказал: «Вы ещё раз подайте заявление, я думаю: вас примут».

И действительно, через полчаса  раздался звонок из МХАТа и пригласили Булгакова на работу в должности режиссёра-асисстента. Мечта автора сбылась: он ещё долго работал во МХАТе и поставил много замечательных пьес.

Булгаков заслуженно занял  своё место в советской литературе. Жизнь этого человека была очень  сложна. Но даже у смертного одра он продолжал писать.

Как писал А.С. Пушкин «  Я памятник воздвиг нерукотворный», так и Булгаков воздвиг вечный памятник самому себе в своём творчестве.

Одним из гениальных творений автора я считаю его повесть «Собачье сердце» со свойственным для него стилем – переплетении реальности и фантастики.

Цель: Раскрыть роль переплетения реальности и фантастики в повести Булгакова «Собачье сердце»

Задачи: Изучить биографию, для выяснения отношения А. Булкакова к проблеме революции, выявить реальное и фантастическое в произведении, рассмотреть отношение автора к экспериментам, к насильственным изменениям, выяснить значение определения «шариковщина»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II Реальность и фантастика в повести

  1. Восприятие революции

Москва в произведении описывается глазами бродячего пса – Шарика. Этот грязный, голодный пёс днём и ночью бегает по Москве времён НЭПа в поисках пропитания. Он очень не глуп и по-своему оценивает город тех далёких времён. С развитой в то время мелкой частной торговлей: «... по всей Москве развесили зелёно-голубые вывески с надписью МСПО – мясная торговля». Со всей той грязью и на улицах «опилки на полу и гнуснейший дурно пахнущий бакштей». И грязью в головах: «Здесь порой винтом закипали драки, людей били кулаком по морде». Тут же Шарик учится читать: « «А» он выучил в «Главрыбе» на углу Моховой, а потом и «Б» - подбегать ему было удобнее с хвоста слова «рыба», потому что при начале слова стоял милиционер». Это умение он повсеместно применяет в своей жизни, читая таблички с надписью «Сыр» или «неприличными словами не выражаться и на чай не давать». Шарик, которому только что обварили бок, довольно интересно оценивает людей: «Дворник из всех пролетариев самая гнусная мразь», «Повар попадается разный. Например,- покойный Влас с Пречистенки, скольким жизнь спас».

Шарик сочувствует бедной машинистке, «бегущей в подворотню в любовных фельдперсовых чулках», «ей и на кинематограф не хватает, на службе с неё вычли, тухлятиной накормили, да половину её столовских сорока копеек завхоз украл. У неё и верхушка правого лёгкого не в порядке, и женская болезнь на французской почве». Вводя образ машинистки в повесть, Булгаков даёт нам понять, что основное большинство людей того времени ведут вот такой жалкий образ жизни.

И тут Шарик представляет себе её любовника. «Надоела мне моя Матрёна, намучился я с фланелевыми штанами, теперь пришло моё времечко. Я теперь председатель и сколько ни накраду, всё на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо. Потому что наголодался я в молодости, достаточно будет с меня, а загробной жизни не существует».

На мой взгляд, именно в этом монологе и раскрывается суть всех тех людей, которые пришли к власти, в частности Швондера. Люди, которые в молодости натерпелись страданий, встав у «руля» власти, не пытаются помочь стране выйти и кризиса, а заботятся только о себе. И в этом же монологе мы видим, что автор упрекает советскую власть в искусственной поддержке этих людей. Разрушив церкви и пропагандируя атеизм, советская власть «конвоиром» создавала людей, которые стремились получить всё именно на земле, которым не чужды никакие методы для достижения своей цели. И вот этот любовник, говоря «...а загробной жизни не существует», стремится удовлетворить лишь свои физиологические потребности: «...женское тело на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо», нисколько не заботясь о своих духовных потребностях. Хотя есть ли они у него? Наверное, всё же нет.

Но вернёмся к Шарику. Он, конечно, и жалеет бедную девушку. «А самого себя мне ещё больше жаль. Не из эгоизма говорю, о нет, а потому, что мы действительно не в равных условиях. Ей-то хоть дома тепло, ну а мне, а мне ... Куда пойду?» - думает пёс под свист метели. Он отчётливо видит свою дальнейшую судьбу: «Я очень легко могу получить воспаление лёгких, а получив его, я, граждане, подохну с голоду».

И тут в «столбе метели появляется некий господин. Шарик  сразу понимает, что этот гражданин - «умственного труда человек». И вот этот незнакомец приводит Шарика в свою квартиру. Тут звучит одна из ведущих сквозных тем в творчестве Булгакова - это тема дома как сосредоточения человеческой жизни. На фоне бурной жизни в Москве квартира выглядит неким «островом спокойствия». Шарика в первую очередь поражает убранство квартиры «Великое множество предметов загромождало богатую передню. Тут же запомнилось зеркало до самого пола, оленьи рога в высоте, бесчисленные шубы и калоши и опаловый тюльпан с электричеством».

На мой взгляд, в образе квартиры Булгаков хочет показать читателю всё то, что теряет Россия после  революции. А теряет она старый мир  с его устоями и нравами отнюдь не зверскими и жестокими. Хозяином этой квартиры является профессор Преображенский. Он - светило мировой науки и занимается вопросами омоложения. Он полностью отдаётся работе: днём принимает пациентов, вечером, а иногда и ночью, изучает медицинскую литературу. Не чужд Филипп Филиппович и земных радостей, любит ходить в театр, хорошо поесть, со вкусом одеться. Политикой он не занимается, новая власть раздражает его бескультурьем и хамством. Фамилия у Преображенского говорящая, преобразить профессор собрался нашего Шарика. В образе Преображенского Булгаков показывает нам старую интеллигенцию. И, действительно, автор симпатизирует Филипп Филипповичу. У Преображенского есть жизненные ценности: «Успевает всюду тот, кто никуда не торопится». «Я сторонник разделения труда. В большом театре пусть поют, я буду оперировать. И никаких разрух...», «Никого драть нельзя, на человека и на животное можно действовать только внушением». Все эти реплики помогают нам представить лучше хозяина квартиры. Мы понимаем, что перед нами человек образованный, умный.

Помощник Преображенского - доктор Борменталь. Он восхищается своим учителем, его талантом, мастерством. Но в самом Борментале мы не видим такого гуманизма как, у его учителя. Борменталь способен разгневаться и даже применить силу, если нужно.

Этим двум образованнейшим  людям в повести Булгаков противопоставляет Швондера. Истории жизненного пути Швондера в повести нет, но мы можем с лёгкостью догадаться, где он учился, какое образование получил. Швондер в сопровождении товарищей является к профессору, что бы отобрать у него лишнюю площадь, то есть отобрать две комнаты. Рисуя образ Швондера, автор указывает нам на наличие в нём таких качеств как агрессивность, уверенность в своей вседозволенности. Образ Швондера и его свиты высмеивается тонкой булгаковской сатирой. «Во-первых,- перебил и его Филипп Филиппович,- вы мужчина или женщина?». Спрашивает Преображенский у одного из пришедших. Автор даёт нам понять, что у власти в стране стоят именно такие люди как Швондер. Конфликт между Швондером и Преображенским это конфликт между аристократией и пролетариатом. «Вы ненавистник пролетариата!- гордо сказала женщина. «Да я не люблю пролетариата, печально согласился Филипп Филиппович», делая Преображенского победителем в этом конфликте, Булгаков даёт нам понять, что он симпатизирует именно аристократии. С её устоями и сильными качествами, такими как независимость, образованность, гуманность, культурность и верность родине.

Информация о работе Фантастика и реальность в книге Булгакова "Собачье сердце"