Феномен коллекционирования как метафора постмодернизма в романе П. Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 22:15, курсовая работа

Краткое описание

В качестве цели исследования определяем следующую – проследить художественную реализацию феномена коллекционирования в романе П. Зюскинда «Парфюмер».
Цель исследования обусловила перечень задач:
• представить постмодернизм как специфический тип сознания, поместив его в историко-культурологический фон эпохи, показать человека в понимании постмодернизма
• определить мотив пустоты в постмодернистском сознании и выявить репрезентативность метафоры пустоты, демонстрируя смысловую насыщенность метафоры пустоты, анализируя мотивы сиротства, отщепенчества, бесплодия, импотенции, присвоения.

Содержание

ГЛАВА 1. ПОСТМОДЕРНИЗМ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ТИП СОЗНАНИЯ
ГЛАВА 2. ПУСТОЙ ЗНАК КАК ТИП РЕПРЕЗЕНТАЦИИ В ПОСТМОДЕРНИСТСКОМ ТЕКСТЕ 22
2.1. Мотив пустоты в постмодернистском сознании 24
2.2. Репрезентативность метафоры пустоты 26
ГЛАВА 3. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Курсовая (Введение).docx

— 62.87 Кб (Скачать файл)

(Другой фундаментальный  принцип П. – отказ от истины. Разные философские направления по-разному понимали истину, но П. вообще отказывается решать и признавать эту проблему – разве только как проблему языковой игры в духе позднего Витгенштейна, дескать, истина - это просто слово, которое означает то, что означает в словаре. Важнее при этом - не значение этого слова, а его смысл, его этимология, то, как оно употреблялось  раньше. "Иными словами, - пишет Пятигорский, - вполне соглашаясь с Витгенштейном, что "истина" - это слово, которое не имеет иного смысла, нежели тот, что это слово означает, и решительно не соглашаясь смарксизмом, утверждающим, что истина исторична, постмодернисты видят ее (истину -  В.Р.) только как слово, как элемент текста, как, в конце концов, сам текст.

Текст вместо истории. История – не что  иное, как история прочтения текста" (здесь в статье Пятигорского столь характерная для П. игра значениями слов "история" как  англ. history "история" и как англ. story "рассказ, повествование, сюжет").

Поколение постмодернистов выросло в атмосфере абсурда нынешнего бытия. За последние десять лет возникло чувство неприкрепленности, отсутствия устойчивых ценностей. Все зыбко... Что будет завтра? Сокрытость перспективы в жизни и творчестве порождает атипичные (субъективные) реакции на мир: игру, клоунаду, карнавализацию искусства, а также безысходность трагических сюжетов у В.Цаголова, садистические интонации у О.Чепелик, гадливость сексуально озабоченных детишек — проект А.Гнилицкого, и многое, что шокирует зрителя

 

П. был первым (и последним) направлением ХХ в.,  которое открыто призналось в том, что текст не отображает реальность, а творит  новую реальность, вернее даже, много реальностей, часто вовсе не зависимых друг  от друга. Ведь любая история, в соответствии с пониманием П., - это история создания и интерпретации текста. Откуда же тогда взяться реальности? Реальности просто нет. Если угодно, есть различные виртуальные реальности – недаром П. расцвел в эпоху персональных компьютеров, массового видео, Интернета, с помощью которого ныне не только переписываются  и  проводят научные конференции, но даже занимаются виртуальной любовью. Поскольку реальности больше нет, П. тем самым разрушил самую главную оппозицию классического модернизма – неомифологическую оппозицию между текстом и реальностью, сделав ненужным поиск, и, как правило, мучительный поиск границ между ними. Теперь поиск прекращен: реальность окончательно не обнаружена, имеется только текст.

По тем же причинам место классического модернистского интертекста в П. занял гипертекст , гораздо более гибкое приспособление, которым можно манипулировать и так и эдак.

В 1976 г. американский писатель Реймон  Федерман опубликовал роман, который можно читать по усмотрению читателя (он так и называется – "На ваше усмотрение") с любого места, тасуя непронумерованные и несброшюрованные страницы. Эта алеаторическая литература вскоре стала компьютерной, ее можно читать только на дисплее: нажмешь кнопку – и переносишься в предысторию героя, нажмешь другую - поменяешь плохой конец на хороший, или наоборот.

Классическая модернистская реминисценция, носившая утонченный характер, которую можно было заметить, а можно было и пройти мимо, сменилась тотальной постмодернистской цитатойколлажем.

В 1979 г. Жак Ривэ выпустил роман-цитату "Барышни из  А.", представляющий собой сборник 750 цитат из 408 авторов. Вспоминается американский студенческий анекдот о том, что студент-филолог впервые прочитал шекспировского "Гамлета" и был разочарован – ничего особенного, собрание расхожих крылатых слов и выражений.

В сущности, постмодернистская филология есть не что иное, как утонченный (когда в большей, когда в меньшей степени) поиск цитат  и интертекстов в том или ином художественном тексте – из лучших образцов подобной филологии и искусствоведения см. книги

Исследователь П. Илья Ильин пишет: "...постмодернистская мысль пришла к заключению, что все, принимаемое за действительность, на самом деле не что иное, как представление о ней, зависящее к тому же от точки зрения, которую выбирает наблюдатель и смена которой ведет к кардинальному изменению самого представления. Таким образом, восприятие человека объявляется обреченным на "мультиперспективизм": на постоянно и калейдоскопически меняющийся  ряд ракурсов действительности, в своем мелькании не дающих возможность познать ее сущность".

Впрочем, кое-кто утверждает, что П. уже закончилось и мы живем в новой культурной эпохе, но в чем состоит ее суть, мы пока сформулировать не можем.

Отличительной особенностю постмодернизма является МЕТАЯЗЫК — 1) в классической философии: понятие, фиксирующее логический инструментарий рефлексии над феноменами семиотического ряда, 2) в философии постмодернизма: термин, выражающий процессуальность вербального продукта рефлексии над процессуальностью языка. Конституируется в процессе формирования постмодернистской концепции критики как стратегии отношения к тексту, характерной для культуры классического типа (см. Kritik) и противопоставлении ей стратегии имманентного анализа текстовой реальности. Постмодернистская трактовка М. восходит к работе Р.Барта «Литература и метаязык» (1957), в рамках которой осуществлено последовательное категориальное разграничение таких феноменов, как «язык-объект» и М. (см. Язык-объект). И если «язык-объект — это сам предмет логического исследования», то под М. понимается «тот неизбежно искусственный язык, на котором это исследование ведется», — собственно, конституирование М. выступает условием возможности того, что «отношения и структура реального языка (языка-объекта)» могут быть сформулированы «на языке символов (метаязыке)» (Р.Барт). Специфика постмодернистского операционального употребления понятия «М.» связана с тем, что он осмыслен как адекватный и достаточный инструмент для аналитики такого феномена, как «литература», что в контексте классической традиции далеко не являлось очевидным: «писатели в течение долгих веков не представляли, чтобы литературу (само это слово появилось недавно) можно было рассматривать как язык, подлежащий, как и всякий язык, подобному логическому разграничению, т.е. его дифференциации, подразумевающей выделение в его рамках соответствующего мета-уровня — М.М.» (Р.Барт). Подобная ситуация была обусловлена традиционным для классической культуры дисциплинарным разграничением «языка» и «литературы» (ср. традиционные школьные конъюнкции: «белорусский язык и литература», «русский язык и литература» и т.п.). Подобное положение дел постмодернизм связывает с отсутствием в классической литературе интенции на собственно рефлексивные формы самоанализа: «литература никогда не размышляла о самой себе (порой она задумывалась о своих формах, но не о своей сути), не разделяла себя на созерцающее и созерцаемое; короче, она говорила, но не о себе» (Р.Барт). Лишь в контексте становления неклассической культуры «литература стала ощущать свою двойственность, видеть в себе одновременно предмет и взгляд на предмет, речь и речь об этой речи, литературу-объект и металитературу». В качестве этапов становления подобного подхода могут быть выделены следующие: 1) предыстория М., т.е. возникновение того, что Р.Барт обозначает как «профессиональное самосознание литературного мастерового, вылившееся в болезненную тщательность, в мучительное стремление к недостижимому совершенству» (типичной фигурой данного этапа выступает для Р.Барта Г.Флобер); 2) формирование неклассической (пред-постмодернистской) установки на синкретизм видения феноменологически понятой литературы, с одной стороны, и ее языковой ткани — с другой, т.е., по Р.Барту, «героическая попытка слить воедино литературу и мысль о литературе в одной и той же субстанции письма» (данный этап вполне репрезентативно может быть иллюстрирован творчеством Малларме); собственно, конституирование письма как феномена сугубо неклассической языковой культуры (см. Письмо) и знаменует собой начало подлинной истории М.; 3) конституирование традиции, позволяющей «устранить тавтологичность литературы, бесконечно откладывая самое литературу «на завтра», заверяя вновь и вновь, что письмо еще впереди, делая литературу из самих этих заверений» (данный этап прекрасно моделируется творчеством М.Пруста); 4) разрушение незыблемой в свое время (в рамках классической культуры) идеи референции, когда «слову-объекту стали намеренно, систематически приписывать множественные смыслы, умножая их до бесконечности и не останавливаясь окончательно ни на одном фиксированном означаемом», что наиболее ярко было продемонстрировано сюрреализмом в рамках модернизма (см. Модернизм, Сюрреализм) и фактически подготовило почву для возникновения постмодернистской концепции «пустого знака» (см. Пустой знак); и, наконец, 5) оформление парадигмы так называемого «белого письма», ставящего своей целью «создать смысловой вакуум, дабы обратить литературный язык в чистое здесь-бытие (etre-la)» (творчество А.Роб-Грийе) и непосредственно предшествующее постмодернистской концепции означивания (см. Означивание). Собственно постмодернистский подход к феномену М. связан с тем, что в «наш век (последние сто лет)» адекватные поиски ответа на то, что есть литература, по оценке Р.Барта, «ведутся не извне, а внутри самой литературы» (см. Kritik). Собственно, постмодернистская критика в своей процессуальности фактически и представляет собой не что иное, как «лишь метаязык» (Р.Барт). Однако М. не может рассматриваться в постмодернистской системе отсчета лишь в качестве своего рода «вторичного языка... который накладывается на язык первичный (язык-объект)» (Р.Барт). Основным требованием, предъявляемым постмодернистской критикой к М., является требование наличия у него интегративного потенциала (потенциала интегративности): М. должен быть способен (в силу таких своих свойств, как «связность», «логичность» и «систематичность») в максимальной степени «интегрировать (в математическом смысле)» («вобрать в себя» или «покрыть собою») язык того или иного анализируемого автора или произведения, выступив по отношению к нему в качестве квази-системы. Вместе с тем, в процессе критики, т.е., по Р.Барту взаимодействия («взаимного «трения») языка-объекта и М., сама литература не может сохранить внерефлексивной автохтонности и разрушается как язык-объект, «сохраняясь лишь в качестве метаязыка». В этом контексте постмодернистские романы (литература) фактически являются трактатами о языке, романами о приключениях языка, наррациями М. о самом себе , — по оценке Фуко, неклассическая литература типа романов де Сада и Батая (см. Сад, Батай) как раз и моделирует ту сферу, где «язык открывает свое бытие» (Фуко). Важнейшими особенностями постмодернистской интерпретации М. являются следующие: во-первых, в контексте постмодернистской концепции симуляции феномен М. осмыслен в качестве симулякра: Бодрийяр утверждает, что в эпоху postmodernity действительность заменяется сетью "симулякров"'-самодостаточных знаковых комплексов, уже не имеющих никаких соответствий в реальном мире. Так, по мнению философа, возникает "гиперреальность симулякров". Экспансия языка оборачивается формированием системы означающих без означаемых. Симулякры управляют поведением людей, их восприятием, в конечном счете, их сознанием, что в свою очередь приводит к "гибели субъективности" «Истина нашей литературы — ...это маска, указывающая на себя пальцем» (Р.Барт); во-вторых. М. понимается не только (и не столько) в качестве наличного логического инструментария анализа языковых феноменов, сколько в качестве процессуальности вербального продукта рефлексии над процессуальностью языка; в-третьих, сама эта процессуальность интерпретируется как трансгрессивная по своей природе (см. Трансгрессия), ибо язык, согласно постмодернистской точке зрения, открывает свое бытие именно и только «в преодолении своих пределов» (Фуко), — таким образом, поиск литературой своей сущности, т.е. мета-анализ собственной языковой природы, может осуществляться лишь «на самой ее грани, в той зоне, где она словно стремится к нулю, разрушаясь как объект-язык и сохраняясь лишь в качестве метаязыка» (Р.Барт). В этом отношении современная литература ведет своего рода перманентную «игру со смертью», и в этом отношении она «подобна расиновской героине (Эрифиле в «Ифигении»), которая умирает, познав себя, а живет поисками своей сущности» (Р.Барт). Но именно ее смерть (в классическом ее смысле) оборачивается условием возможности новой жизни (жизни в новом качестве): литература «переживает свою смерть». Подобная квазирефлексивность литературы выступает, по постмодернистской оценке, именно тем условием, благодаря которому «сами поиски метаязыка становятся новым языком-объектом» (Р.Барт), что открывает новый горизонт возможностей его бытия. (См. также Kritik, Язык-объект.)

Ильин в своём исследовании «Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм» упоминает о двойном кодировании, которое свойственно для постмодернизма: «пародическое сопоставление двух (или более) текстуальных миров", т. е. различных способов семиотического кодирования эстетических систем, под которыми следует понимать художественные стили. Рассматриваемый в таком плане постмодернизм выступает одновременно и как продолжение практики модернизма, и как его преодоление, поскольку он "иронически преодолевает" стилистику своего предшественника. Это специфическое свойство постмодерной пародии получило название "пастиш". Пастиш имеет схожие черты с пародией: обе категории основаны на имитации разнообразных манер и стилей, их ироническом переосмыслении. Однако пастиш предполагает смешение этих манер и стилей, подвергаемых деконструкции, соединяемых как гетерогенные.

В оппозиции «мужское - женское» культуру постмодернизма следует отнести к женскому, поскольку эта категория не предполагает жестоких оппозиций, она несёт в себе смысловую множественность и принцип «удовольствия» предпочитает принципу «производства».

Следует также отметить такую специфическую черту искусства постмодернизма как - авторский комментарий, присущий, прежде всего, философскому постмодернизму. На оформление феномена, лежащего на стыке литературы, критики, философии, лингвистики и культурологи, существенную роль сыграло обращение к философско-этическим представлениям восточного происхождения: в первую очередь дзэн буддизма (чань) и даосизма. Запад не нашёл соответствующей формы для выражения общекультурных процессов, в результате чего он вынужден был обратиться к иной культурной традиции - восточного интуитивизма. Модель «поэтического мышления», сформированная Хайдеггером, предполагает технику «намёка», основывающуюся не на логично аргументированных выводах, а на литературных, художественных средствах, восходящих к платоновским диалогам и диалогам восточной дидактики, где раскрытие смысла понятия идет поэтически-ассоциативным путем. Теоретическая саморефлексия автора предполагает специфику постмодернистского творчества.

 

Отвергнув символистскую метафизику и реалистические попытки интеграции личности с материальным окружением, модернизм за отправную точку принимает индивидуальное сознание. В центре семантической вселенной модернизма находится индивидуальное сознание, стремящееся достигнуть иммунитета по отношению к любым внешним воздействиям для того, чтобы воспринимать мир с абсолютно независимой позиции <...> Индивидуальное сознание находится на вершине модернистской семантической иерархии. Писатель более не является посредником между мирами, как в символизме; его место - в самом центре создаваемого им мира." С этими свойствами модернистского дискурса непосредственно связана мифология авторского "Я", а вернее, творение индивидуального авторского мифа, придающего эпистемологически неопределенной авторской гипотезе черты парадоксального универсализма. Из этого же источника берет начало стратегия жизнестроительства, достигающая наивысшего развития в авангардизме. Парадоксальность модернистского авто-мифологизма определяется знанием трагической ограниченности этого мифа черепной коробкой его творца - смертного и одинокого человека.

Ограниченность человека, его бессилие перед смертью.

Симулякры управляют поведением людей, их восприятием, в конечном счете, их сознанием, что в свою очередь приводит к "гибели субъективности": человеческое "Я" также складывается из совокупности симулякров -человек действительно оказывается "системой фраз", как сказал бы Клим Самгин

"Умберто Эко пишет, что в настоящем постмодернист отчаянно пытается обьясниться, объяснить себя другому – другу, врагу, миру, кому угодно, ибо он умрет в тот момент, когда некому будет объяснять. Но объясняя себя другому, он пытается это и сделать как другой, а не как он сам.

Объясняя этот прием постмодернистского объяснения, Эко говорит: ну представьте себе, что вы, культурный и образованный человек, хотите объясниться в любви женщине, которую вы считаете не только культурной и образованной, но еще и умной. Конечно, вы могли бы просто сказать: "я безумно люблю вас", но вы не можете этого сделать, потому что она прекрасно знает, что эти слова уже были точно так  же  сказаны  Анне Австрийской в романе Александра Дюма "Три мушкетера". Поэтому, чтобы себя обезопасить, вы говорите: "Я безумно люблю вас, как сказал Дюма в "Трех мушкетерах". Да, разумеется, женщина, если она умная, поймет, что вы хотите сказать и почему вы говорите именно таким образом. Но совсем другое дело, если она в самом деле такая умная, захочет ли она ответить "да" на такое признание  в любви?"

 

 
ГЛАВА 2. ПУСТОЙ ЗНАК КАК ТИП РЕПРЕЗЕНТАЦИИ В ПОСТМОДЕРНИСТСКОМ ТЕКСТЕ

 

 
2.1. Мотив пустоты в постмодернистском сознании

 

 
2.2. Репрезентативность метафоры пустоты

 

 
ГЛАВА 3.

 

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Зюскинд П. Парфюмер. История  одного убийцы/ Пер. с нем. Э. В. Венгеровой  – СПб.: Азбука – классика, 2004. – 320 с.

2. Фаулз Дж. Коллекционер: роман/ Пер. с англ. Л. А. Игоревского. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 333 с.

3. Александрова, И. Б. Поэзия постмодернизма: штрихи к портрету / И.Б. Александрова // Русская словесность.-2005 .- № 7 .- C.36-43

4. Арт-терапия в эпоху постмодерна /  науч. ред. и пер. А.И. Копытина. - СПб. : Речь : Семантика-С, 2002. - 221 с.

5. Барт, Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. / Р. Барт Петроград, 1989 – 615 с.

6. Бартов, А. А. Философия современного искусства - создание гиперреальности и деконструкция культуры. Заметки о коммунистическом и постмодернистском проектах ХХ века / А.А. Бартов // Нева.-2004 .- № 11 .- C.227-231

7. Бауман, З. Идеология в мире постмодерна / З. Бауман // Политическая наука (Аналитическая информация).-2003 .- № 4 .- C.86-91

8. Бузгалин, А. В. Постмодернизм устарел... (Закат неолиберализма чреват угрозой "протоимперии") / А.В. Бузгалин // Вопросы философии.-2004 .- № 2 .- C.3-15

9. Бистршицки, И. Культура постмодернизма / И. Бистршицки // Вестник МГУ Сер.7 Философия.-2003 .- № 3 .- C.65-68

10. Голубков, М. Русский постмодернизм: начала и концы (Вен.Ерофеев, В.Сорокин, В.Пелевин, Т.Толстая) / М. Голубков // Литературная учеба.-2003 .- № 6 .- C.71-92

11. Дмитриев, Г. Д. Модернистский и постмодернистский дискурсы в дидактике США / Г.Д. Дмитриев // Школьные технологии.-2007 .- № 1 .- C.16-22

12. Голубков, М. Литературные ретроспекции: вторая половина века. Рубеж 1980-90-х годов: в в предверии постмодерна / М. Голубков // Литературная учеба.-2005 .- № 1 .- C.160-169

13. Иванов, В, Топаров, В. Монография и статьи. Славянские языковые моделирующие семиотические системы / В. Иванов, В. Топаров // Литературный энциклопедический словарь / Под. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. – М. : Советская энциклопедия, 1987. – С. 345-346.

14. Ишимбаева , Г. Г. Смыслостановление романа П.Зюскинда " Парфюмер. История одного убийцы " / Г.Г. Ишимбаева // Вопросы филологии.-2005 .- № 3 .- C.66-70

15. Кнэхт, Н. П. Идеология и практика леворадикального движения как проекция постмодернизма / Н.П. Кнэхт // Политическая наука (Аналитическая информация).-2003 .- № 4 .- C.92-108

16. Легеза, С. В. Сексуальность и гендер: от традиции к постмодерности (меняющиеся образы и формы презентации) / С.В. Легеза, Е.В. Ходус // Логос.-2005 .- № 2 .- C.49-62

17. Лейдерман, Наум Лазаревич Постмодернистский квазиисторизм ( В.Пьецух, Вик.Ерофеев, В.Шаров ) / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий// Н.Л. Лейдерман Современная русская литература: 1950-1990-е годы: В 2 т. Т.2: 1968-1990 : учеб. пособие / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. - М. : Издат. центр "Академия", 2003.- C.478-487

18. Литературный энциклопедический словарь / Под. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. – М. : Советская энциклопедия, 1987. – 1004 с.

19. Лобкова, Н. Категории " своего" и " чужого " ( к вопросу о точке зрения в литературе постмодернизма ) // Свое и чужое в европейской культурной традиции. Литература. Язык.Музыка.- Нижний Новгород,2000.- С.250-253 / Н. Лобкова // Электронные копии статей из базы данных ИНИОН.-2006 .- № 16 .- C.4

20. Мартьянов, В. С. Постмодерн - реванш "проклятой стороны Модерна" / В.С. Мартьянов // Полис.-2005 .- № 2 .- C.147-157

21. Месянжинова, А. В. Архетипическая основа постмодернистских культурных моделей (Милорад Павич и Джулиан Барнс) / А.В. Месянжинова // Вестник МГУ. Сер.19. Лингвистика и межкультурные коммуникации.-2005 .- № 2 .- C.82-91

22. Молодоженова, Г. А. "Флейта и прозаизмы" В.Сосноры: к вопросу о взаимодействии модернистского и постмодернистского дискурсов / Г.А. Молодоженова // Известия Гомельского государственного университета имени Ф.Скорины.-2004 .- № 5 .- C.87-91

Информация о работе Феномен коллекционирования как метафора постмодернизма в романе П. Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы»