Философско-эстетическая проблематика романа "Портет Дориана Грея"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 20:38, реферат

Краткое описание

Роман имеет очень интересную историю создания. Когда-то в мастерской своего друга, художника Бэзила орда писатель увидел натурщика, что поразило его удивительной красотой. Оскар вскрикнул: «Как жаль, что и ему не избежать старости со всей ее отвратительностью!». И Бэзил сказал, что будет рисовать каждый год новый портрет, чтобы природа оставляла свои неумолимые знаки на полотне, а не на внешности «херувима», которого увидел Уайльд. Такова история создания романа, что сделал имя Оскара Уайльда известным.

Вложенные файлы: 1 файл

Дориан Грей.docx

— 26.65 Кб (Скачать файл)

Орден аскетов  у романе не ограниченный членством в нем одного только Бэзила Холлуорда: достойное общество ему составляют И. Алан Кэмпбэлл.

У детективной  части сюжета этот старый приятель Дориана, одна из жертв его влияния  на людей, помимо воли выступает у  роли подручного дьявола! [1, 19].

Алан Кэмпбэлл в свое время закончил с отличием Кэмбриджский университет. Имел свою исследовательскую лабораторию. Он погрузился в изучение биологии - науки про человека, его имя уже дважды появлялось на страницах научных журналов. Но только исследования он проводил какие-то непонятные, таинственные. Он стал аскетом.

Вполне возможно, что антипод гедониста Грея, аскет  Кэмпбэлл, своей одинокой фаустовской жизни отдавал дань не только науке, но и видел в нем средство защиты от таких, как этот его бывший приятель. Возможно, также, что это было искупление греха, которым он, без сомнений, считал свою дружбу с Дорианом. Но спрятаться от Дориана Грея ему не повезло и в своей крепости-лаборатории [1, 19].

Дориан хитростью  заманил его к себе домой (хотя Алан давно зарекся не переступать  его порога), и больше не выпустил его оттуда, пока тот не спас его  - не освободил от трупа, убитого им Бэзила Холлуорда. Не обошлось и без шантажа.

И снова гедонизм одерживает победу.

Но «снова»  не значит «всегда». Ярким доказательством  этому станет финал романа, в котором - развенчание и гедонистических  и эстетических взглядов автора; крах человека, поклоняющегося лишь наслаждению  и вседозволенности

Выводы к  разделу.

Роман «Портрет Дориана Грея» - наиболее известное  и яркое произведение Оскара Уайльда.

В этом разделе, исследуя роман, мы пришли к таким  выводам:

1. Роман «Портрет  Дориана Грея» вмещает в себе  как эстетическое мировоззрение  автора, так и развенчание его  на примере судьбы главного  героя.

2. Остро поставлена  в романе проблема соотношения  искусства и действительности, здесь  писатель идет за провозглашенным  в «Замыслах» тезисом: «Жизнь  подражает искусству».

3. Кроме названных  проблем, особое место занимает  конфликт аскетизма и гедонизма  - один из центральных в романе. Суть его в том, что сначала  мы видим во всем превосходство  гедонизма, но финал романа  кардинально меняет их позиции.  Этим писатель, по сути, отказывается  от принципов гедонизма, 

Период творчества О. Уайльда - это период развития эстетизма  в английской и мировой литературе.

Эстетизм - это течение  в английской эстетической мысли  и искусстве, что зародилось в 1870-е  годы, окончательно сформировалось в 1880-е - 1890-е годы и утратило свои позиции  в начале XX века, слившись с различными формами модернизма. Это художественное направление, возведшее в абсолют  идею чистой Красоты, возвышающейся  над реальной жизнью, являющееся субстанцией  рафинированного, изысканного искусства. Эстетизм оказал огромное на творчество Оскара Уайльда.

Творчество Оскара Уайльда очень многогранно, в  нем раскрываются множество философско-эстетических и моральных проблем.

В своих сказках  писатель затрагивает такие проблемы как:

1. Проблема соотношения  героев и окружающего мира («Молодой  король», «Преданный друг», «День  рождения Инфанты»). Суть этой  проблемы в том, что часто  внутренний мир героев - мир прекрасных  иллюзий не всегда может найти  понимание в окружающем, реальном  мире.

2. Проблема соотношения  красоты внешней и внутренней («Мальчик-звезда», «День рождения  Инфанты», «Счастливый принц»). Эту  проблему очень точно определяет  Т. Кривина. «Центральная идея  сказок О. Уайльда, - говорит она, - является мысль о том, что  жизнь уродлива, но прекрасна  красивая ложь, и стоит только  реальности вторгнутся в мечту, фантазию, сотворенную кем-то красоту, как все это гибнет».

3. Проблема самопожертвования  («Соловей и Роза», «Счастливый  принц», «Преданный друг»). Суть этой  проблемы в том, что чем выше жертва героев, тем ниже и безобразнее внешняя действительность, в которой эта жертва оказывается непринятой.

Философско-эстетическая проблематика романа «Портрет Дориана  Грея» очень многопланова, стоит  также сказать, что роман является воплощением эстетических идей писателя. Важное место и в произведении, и во всем творчестве Оскара Уайльда  занимает проблема соотношения искусства  и действительности. Она реализуется  во многих аспектах, основные из которых  соотношение формы и содержания, вечности и мгновения прекрасного, искусства, отношения творца и его  творения, этическое отношение к  искусству, прекрастному.

В романе «Портрет Дориана  Грея» мы выделили также конфликт гедонизма и аспетизма, суть которого в том, что как принцип жизнеутверждения гедонизм протистоит аскетизму, конечная цель которого - достижение свободы от будничных потребностей, средоточие духа, эктаз. Субъективно и гедонисты, и аскеты стремятся к высшему благу, к достижению истины, к собственному счастью, они наслаждаются жизнью - каждый по-своему. И удовольствие каждого из них - желание гедониста и страдание аскета - выступают единственно возможные меры добра и зла. Это и есть основной парадокс на котором основан конфликт Уайльдовского романа

Информация о работе Философско-эстетическая проблематика романа "Портет Дориана Грея"