Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 18:56, реферат
Наша речь в официальной обстановке (выступление на научной конференции, на деловом совещании, на встрече парламентеров, чтение лекции, урок в школе) отличается от той, которая используется в неофициальной обстановке (разговор за праздничным столом, дружеская беседа, диалог за обедом, ужином дома).
В зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются в процессе общения, происходит отбор различных языковых средств. В результате создаются разновидности единого литературного языка, называемые функциональными стилями.
Термин функциональный стиль подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции(роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае.
1. Введение………………………………………………………………………. 3
2. Художественный стиль речи…………………………………………….........5
3. Основные черты художественного стиля..........................................................8
5. Стилистические фигуры и тропы......................................................................9
4. Что такое фигура речи? ....................................................................................16
6. Жанры художественного стиля........................................................................18
7. Заключение.........................................................................................................19
8. Список использованной литературы ...............................................................20
Катахреза – семантически
неоправданное сочетание слов, ошибочное
или намеренное, («каленой метлой» как
объединение двух выражений: «каленым
железом» и «новая метла»).
Многосоюзие – (полисиндетон)
Такое построение предложения, когда все
(или почти все) однородные члены связаны
между собой одним и тем же союзом («и пращ,
и стрела, и лукавый кинжал»).
Оксюморон – (оксиморон)
Сочетание противоположных по значению
слов («живой труп», «жар холодных числ»).
Параллелизм – тождественное
или сходное расположение элементов речи
в смежных частях текста, которые, соотносясь,
создают единый поэтический образ. («В
синем море волны плещут. В синем небе
звезды блещут»).
Парономазия – (парономасия)
стилистическая фигура, основанная на
употреблении паронимов («Леса — лысы,
Леса обезлосели, Леса обезлисели», «он
не глух, а глуп»).
Парцелляция – синтаксический
прием письменного литературного языка:
предложение интонационно делится на
самостоятельные отрезки, графически
выделенные как самостоятельные предложения
(«И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь»).
Плеоназм – стилистический
прием, усиливающий смысл сказанного («грусть-тоска»,
«горе горькое», «Но без страха, без боязни
вышел Шингебис на битву»
Симплока – фигура
повторения: начальных и конечных слов
в смежных стихах или фразах при разной
середине или середины при разных начале
и конце («Во поле березонька стояла, Во
поле кудрявая стояла», «И я сижу, печали
полный, Один сижу на берегу»).
Солецизм – неправильный
языковой оборот, не нарушающий смысла
высказывания («Сколько время?»).
Хиазм – вид
параллелизма: расположение частей двух
параллельных членов в обратном порядке
(«Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы
есть»).
Эклектизм – механическое
соединение разнородных, часто противоположных
стилевых элементов («Хорошо сказано,
добавить нечего»).
Эллипс – пропуск
структурно-необходимого элемента высказывания,
обычно легко восстанавливаемого в данном
контексте или ситуации («Не тут-то [было].
Море не горит»).
Эпифора – противоположна
анафоре: повторение конечных частей смежных
отрезков речи. Вид эпифоры — рифма («Милый
друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет
меня. Не найти мне места в тихом доме Возле
мирного огня!»).
Риторические вопросы и
Таким образом, по разнообразию, богатству и выразительным возможностям языковых средств художественный стиль стоит выше других стилей, является наиболее полным выражением литературного языка.
Слово «фигура» в переводе с
латыни «очертание, внешний вид, образ».
Это слово многозначно. Что означает этот
термин, когда мы говорим о художественной
речи? К фигурам относят синтаксические
средства выразительности речи: риторические
вопросы, восклицания, обращения.
Художественная речь отличается
от обычной тем, что в ней используются
особые обороты слов, которые украшают
речь, делают ее выразительнее, красивее.
Особое место в изучении дисциплины занимают
стили художественной литературы, в разных
стилях речи применяются выразительные
средства. Главное в понятии «выразительность»
для художественной речи – это способность
художественного произведения (текста)
оказывать на читателя эмоциональное,
эстетическое воздействие, создать яркие
образы и поэтические картины.
Мы живем в мире звуков. Одни звуки вызывают положительные эмоции, другие – настораживают, волнуют, вызывают чувство тревоги или успокаивают и навевают сон. Звуки вызывают образы. При помощи комбинации звуков можно оказывать эмоциональное воздействие на человека, что мы особенно воспринимаем, читая художественные литературные произведения и произведения русского народного творчества.
К.Д.Бальмонт дал образную
характеристику звукам речи: звук есть
«малый колдующий гном», волшебство. М.В.Ломоносов
писал: «В российском языке, как кажется,
частое повторение письмени «А» способствовать
может к изображению великолепия великого
пространства, глубины и вышины, также
и внезапного («вспомните песню «Широка
страна моя родная, много в ней полей, лесов
и рек…»); учащение письмен «Е», «И», «Ю»
- к изображению нежности, ласкательства,
плачевных или малых вещей (вслушайтесь
в музыку есенинского стиха: «Не жалею,
не зову, не плачу, все пройдет, как с белых
яблонь дым…»). Через «Я» показывать можно
приятность, увеселение, нежность; через
«О», «У», «Ы» - страшные и сильные вещи:
гнев, зависть, печаль».
ЗВУКОПИСЬ: АССОНАНС,
АЛЛИТЕРАЦИЯ, ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ
Использование
определенных звуков в определенном порядке
как художественный прием выразительности
речи для создания образа называется звукописью.
Звукопись
– это художественный прием, заключающийся
в подборе таких слов, которые имитируют
в тексте звуки реального мира.
Ассонанс
– французское слово, означающее созвучие.
Это повторение в тексте одинаковых или
похожих гласных звуков для создания звукового
образа. Ассонанс способствует выразительности
речи. Ассонанс используют поэты в рифме,
в ритмике стихотворений.
Аллитерация
– слово греческого происхождения от
существительного буква. Повторение в
художественном тексте согласных для
создания звукового образа, усиления выразительности
поэтической речи.
Звукоподражание
– передача слуховых впечатлений словами,
напоминающими звучание явлений окружающего
нас мира.
Жанры художественного стиля
Художественный
стиль находит своё выражение
в жанрах художественной
Заключение
Художественный стиль отличается от других функциональных стилей тем, что в нем используются языковые средства всех других стилей, однако эти средства (что очень важно) выступают здесь в измененной функции – в эстетической. Кроме того, в художественной речи могут использоваться не только строго литературные, но и внелитературные средства языка – просторечные, жаргонные, диалектные и т.д., которые также используются не в их первичной функции, а подчиняются эстетическому заданию.
Можно сказать, что в художественном стиле все языковые средства, в том числе и нейтральные, используются для выражения поэтической мысли автора, для создания системы образов художественного произведения.
В целом художественный стиль обычно характеризуется образностью, выразительностью, эмоциональностью, авторской индивидуальностью, конкретностью изложения, специфичностью использования всех языковых средств, например лексики с предметным значением, имен существительных и т.д.
Литература
1. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. М.: Флинта-Наука, 2003.
2. Блинова О.И. Образность как категория лексикологии // Экспрессивность лексики и фразеологии. Новосибирск, 1983.
3. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. М., 1981.
4. Грузберг Л.А. Лексическая образность – что это? // Филологические заметки. Пермь, 2002.
5. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983.
6. Лосев А.Ф. Проблемы художественного стиля. Киев, 1994.
7. Лукьянова Н.А. О семантике и типах экспрессивных лексических единиц. // Актуальные проблемы лексикологии и словообразования. Новосибирск, 1979. Вып. VIII.
8. Мезенин С.М. Образность как лингвистическая категория // Вопросы языкознания, 1983. - № 6.
9. Тазьмина И.Б. Образность как коммуникативное качество речи // Вестник. – Абакан: ХГУ, 1998.
10. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика: Курс лекций и Словарь риторических фигур. – Ростов-на-Дону: Изд-во РУ, 1994.