Человек «потерянного поколения» в романе Э.-М. Ремарка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 12:14, реферат

Краткое описание

Война! Великое орудие разрушения и трагедии… Война сметает с лица Земли народы и континенты. Она повинуется капризу Фортуны и разуму полководца, длится тысячи лет, мгновением обрывая тысячи жизней. Война – железо, кровь, огонь, стихия разрушения. Спутники её – горе и слава. Неотвратимым бедствием врывается она в мир, затягивает в кровавый водоворот людей и “пляшет” на обломках их судеб.

Содержание

Введение……………………….…………………………………..…………….......3
Человек «потерянного поколения»………………………………………………...5
Заключение………………………………………………………………………….10
Список использованной литературы…………………..…………………………...12

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 39.43 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Негосударственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования «Институт международных связей»

Факультет международных  экономических отношений

Кафедра связей с  общественностью

 

 

 

 

 

 

 

 

Человек «потерянного поколения» в романе Э.-М. Ремарка

«На Западном фронте без перемен»

 

 

 

Реферат

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Юдина Вероника Андреевна,

студент 112 группы

заочного отделения

 «___»____________ 2013 г.

Подпись_________________

 

Научный руководитель:

Кузнецова Е.В.

оценка: ____  (___________) 

«___»____________ 2013 г.

Подпись_________________


 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013 г.

 

Оглавление

 

с.

Введение……………………….…………………………………..…………….......

3

Человек «потерянного поколения»………………………………………………...

5

Заключение………………………………………………………………………….

10

Список использованной литературы…………………..…………………………...

12


 

 

 

Введение

Первая мировая война  стала для ее современников и  для всего человечества больше, чем  глобальной войной. Она обернулась грандиозной катастрофой.

Война! Великое орудие разрушения и трагедии… Война сметает  с лица Земли народы и континенты. Она повинуется капризу Фортуны  и разуму полководца, длится тысячи лет, мгновением обрывая тысячи жизней. Война – железо, кровь, огонь, стихия разрушения. Спутники её – горе и  слава. Неотвратимым бедствием врывается  она в мир, затягивает в кровавый водоворот людей и “пляшет” на обломках их судеб. Ужас её – безумие  и бессмысленность, ожесточение  и деградация человека, поставленного  перед необходимостью убивать себе подобного. По воле кучки тиранов  жертвами их жадности, тщеславия или  прихоти становятся нации. Война  противоестественна, изначально чужда  человеческой природе.

Объявление войны в  августе 1914 года ещё сопровождалось всеобщим энтузиазмом, приветствовалось торжественными стихами и статьями, провозглашавшими: “мы едины в  своей ненависти к врагу”; “мы  рвёмся в бой”; “мы готовы принести себя в жертву”; “павшие солдаты  не будут забыты”; “солдат и поэт теперь одно, и героизм — больше, чем просто слово”. Многие верили тогда, что с началом боёв наступил новый, героический период истории, что  сами они и их товарищи призваны стать борцами за правое дело, спасителями  свободы. Война воспринималась как  весть о грядущей великой эпохе, требующая обновления общества, перерождения человека.

Но чем дольше продолжалась война, тем меньше оставалось поводов  для героических порывов в  стихах и прозе. Применение особо  эффективных средств поражения (дальнобойной артиллерии, авиации, танков, отравляющих  газов), затяжной характер боёв (многомесячное  сидение в окопах, сменяющееся  многомесячными кровопролитными наступлениями  и отступлениями), невероятная массовость сражений и тяжесть потерь — всё  это подрывало самые основания  военно-патриотической литературы и  вело к дегероизации войны.

Поколение молодых, в семнадцать – девятнадцать лет ушедших на фронт и возвратившихся на руины, где не осталось прежних идеалов, расшатаны моральные понятия, разрушена  промышленность, после войны оказалось  ненужным политикам своих стран.

В романе прочитывается осознание  того, что война разрубает жизнь  людей на до и после, «смывает» ее участников. Конечно, любая война заставляет изменить что-то во взгляде на жизнь. На войне, например, не является преступлением убить врага, а любой солдат готов и сам умереть, если знает, во имя чего приносит в жертву свою жизнь. Однако, когда войны кончаются, жизнь, как свидетельствует история, не возвращается в прежнее русло. Особенно после таких кровавых боен, как Первая мировая война. Четыре года солдаты вели боевые действия, не видя в этом смысла.

Герои Ремарка, охваченные воинственным воодушевлением, поначалу думали, что  воюют за родину. Не сразу приходит к ним прозрение, а когда приходит, воевать им становится во сто крат труднее; потерян смысл войны, а  противник, казавшийся врагом, перестает  таковым казаться. Да, они защищали свое отечество, хотя от кого и от чего, было понятно немногим. Как известно, эта война не только внесла коренные изменения в мировую политику, в распределение сил и ролей между мировыми державами, но и стала катализатором революции и распада империй. Все эти изменения не могли не отразиться на жизни каждого человека. Именно об этом и писал Эрих Мария Ремарк: о страданиях, войне, жалости, любви и дружбе.

 

Человек «потерянного поколения»

Основной удар война нанесла  по молодым людям, еще не имеющим  «корней». Они ощутили себя ненужными даже самим себе.

Пауль Боймер и его товарищи Мюллер, Кропп, Леер, Кеммерих попадают на фронт прямо со школьной скамьи. Они еще не знали жизни и верили мудрости своих учителей. Потому, когда им сказали, что это — «война за родину», за «счастье народа», они, не колеблясь, записались добровольцами; они были восторженными, увлекающимися и наивными юношами.

Образы героев Ремарка  дают нам понять, какими были герои  бессмысленной, ужасной войны —  люди, хотевшие мира и защищавшие свое отечество. Героизм в этой войне  измерялся не количеством успешных боев и одержанных побед, а тем, насколько  солдат смог остаться человеком.

Всё сделано Ремарком, чтобы  заразить читателей ужасом Смерти. Сухим языком хирурга или патологоанатома  он классифицирует виды ранений, случаи смертей и формы останков. Приём остранения должен усилить впечатление. Ужасы войны показаны в восприятии Пауля Боймера — как нечто странное, непостижимое: “Рядом со мной одному ефрейтору оторвало голову. Он пробегает ещё несколько шагов, а кровь из его шеи хлещет фонтаном”; “Двоих буквально разнесло на клочки; Тьяден говорит, что теперь их можно было бы соскрести ложкой со стенки окопа и похоронить в котелке. Третьему оторвало ноги вместе с нижней частью туловища. Верхний обрубок стоит, прислонившись к стенке траншеи, лицо у убитого лимонно-жёлтого цвета, а в бороде ещё тлеет сигарета. Добравшись до губ, огонёк с шипением гаснет”.

Война представляется этим молодым солдатам совершенно бессмысленной, ведь никто не может объяснить, почему она идет, каковы ее причины. Зачем  же солдаты находятся на фронте? Они защищают отечество, и их враги  защищают отечество, однако все понимают, что в этой войне нет правых, и не может быть. Так зачем же все-таки сидеть в грязном окопе  и подвергать свою жизнь опасности? Герои Ремарка изо всех сил  пытаются остаться людьми, однако во время  боя солдаты становятся «автоматами», «дикими зверями», что позволяет  им сохранять себя и свои жизни.

Смерть на войне воспринимается как данность. На Западном фронте всё остается “без перемен”: Жизнь вновь и вновь терпит поражение. Весёлые приключения друзей и забавные эпизоды боевой жизни нарочно ведут читателя по ложному следу — внушают ему надежду на благополучный исход, хотя бы для Пауля и его товарищей. Тем труднее мириться с каждой новой смертью: один за другим — перебита вся рота, погибает даже самый живучий из всех — умница и проныра Катчинский… Автор не щадит читателя, воздействует на него шоком внезапной развязки: в последнем абзаце сообщается о смерти самого Пауля Боймера. Так роман превращается в повествование от имени мертвеца, в свидетельство с того света. Смерть становится для героев романа привычной. И это один из самых ужасных итогов мировой войны. Человек, постоянно видящий изуродованные трупы, видящий, как погибают близкие люди, вряд ли сможет после окончания войны жить спокойно.

А если бы Пауль остался  жив? Эпиграф подсказывает: он всё  равно стал бы жертвой войны. Он и  его товарищи не могут вернуться  с войны, даже если их миновали пуля и снаряд. Для них война продолжается — “без перемен”: “Нам уже не возродиться”. Роман Ремарка есть реквием по “потерянному поколению”, обращённый к современникам и потомкам, —  чтобы это не повторилось.

Антивоенный роман повествует о пережитом и увиденном на фронте молодым солдатом Паулем Боймером и его фронтовыми товарищами в Первой мировой войне. Как и Эрнест Хемингуэй, Ремарк использовал понятие «потерянное поколение», чтобы описать молодых людей, которые из-за полученных ими на войне духовных травм, не в состоянии были устроиться в гражданской жизни. В эпиграфе романа говорится: «Эта  книга не является  ни обвинением, ни исповедью. Это только попытка рассказать о поколении,  которое погубила война, о тех, кто стал ее жертвой, даже если спасся от снарядов». Произведение Ремарка, таким образом, стояло в остром противоречии к правоконсервативной военной литературе, превалировавшей в эпоху Веймарской республики и которая, как правило, старалась оправдать проигранную Германией войну и героизировать её солдат.

Беден личный опыт героев романа. Юноши, со школьной скамьи, попавшие в  окопы, что знали они о жизни? У них за спиной – годы обучения гимназической премудрости, мечты, неопределенные и наивные, о будущем, в котором не было места для  войны. Пауль говорит в начале книги: «Люди  постарше крепко связаны  с прошлым,  у  них есть почва  под ногами, есть жены, дети, профессии  и интересы; эти узы уже настолько  прочны, что война не может их разорвать. У нас же, двадцатилетних, есть только наши родители, да у  некоторых  – девушка.  Это  не так уж  много, – ведь  в  нашем возрасте привязанность  к  родителям особенно  ослабевает, а девушки  еще не стоят на первом плане.  А помимо этого, мы  почти  ничего не знали:  у нас были  свои мечтания, кое-какие  увлечения да  школа; больше мы  еще ничего  не  успели пережить. И от этого ничего не осталось», - вот почему представителями «потерянного поколения» стали люди совсем юные. Кат, Детеринг, Хайе и, тем более, Химмельштос смогли бы адоптироваться в послевоенном мире, восстановить свою прежнюю жизнь. Для одноклассников Бойля это же почти не возможно. Вот что говорит Альберт: «И Кат,  и Детеринг, и Хайе снова вернутся  к своей профессии, потому что у них она уже была раньше. И Химмельштос – тоже. А вот у нас ее не  было. Как же  нам привыкнуть какому-нибудь делу после всего этого? – Он кивает головой в сторону фронта». Завершая диалог, Альберт высказывает мысль вслух: «Война сделала нас никчемными людьми».  Пауль добавляет: «Он прав. Мы больше не молодежь. Мы уже не собираемся брать жизнь с бою. Мы беглецы. Мы бежим от  самих себя. От своей жизни. Нам было восемнадцать лет, и мы только еще начинали любить мир и жизнь;  нам пришлось  стрелять по ним.  Первый  же разорвавшийся снаряд  попал в наше сердце. Мы отрезаны от разумной деятельности, от  человеческих стремлений, от прогресса. Мы больше не верим в них. Мы верим в войну».

Их умы обрабатывали лживые наставники вроде школьного учителя  Канторека, внушавшего им преклонение перед авторитетом власти, растлевавшего их сердца болтовней о «великой Германии», готовившего из них верноподданных, националистов, пушечное мясо. Но, несмотря на все это, некоторые персонажи не перестают надеяться на лучшее, на то, что в будущем они вернуться к нормальной жизни. Например, Мюллер «до сих пор таскает с собой учебники и мечтает сдать льготные  экзамены;  под ураганным огнем зубрит он законы  физики».

После школы — казарма. Здесь обработанные своими духовными  наставниками юнцы на практике знакомились  с прелестями военной муштры. Учителя  Канторека сменил фельдфебель Химмельштосс — образцовое порождение армейщины, воплощение духа пруссачества. Преисполненный чувства собственного достоинства, подкрепленного авторитетом мундира, этот пустоголовый солдафон — винтик в сложной системе милитаристского государственного аппарата — начинает выбивать из новобранцев остатки вольномыслия, стремясь превратить их в безвольные автоматы, в слепую машину для убийства. Герои романа сознают, что вся эта муштра необходима для того, чтобы «затуманить голову».

После казармы — фронт. Суровая безжалостная школа ежеминутная  возможность погибнуть, полная беспомощность  и неспособность разобраться  в происшедшем. Как стадо, сбиваются  герои романа в кучу, не умея понять, во имя чего, во славу какой идеи должны они умирать и убивать. «Мы стали солдатами по доброй воле, из энтузиазма; но здесь делалось все, чтобы выбить из нас это чувство...» — говорит главный герой романа — Пауль Боймер.

Война сломила героев Ремарка. Она положила на их души неизгладимое клеймо, и даже находясь в кругу фронтовых друзей, они носят в себе угрюмую тоску  и чувство одиночества. Одинокие люди, на плечах которых лежит неслыханное  бремя социальной несправедливости, они своими жизнями расплачиваются за неразумие собственнического  общества, для которого война является неизбежным спутником. Они ненавидят  войну — они слишком хорошо ее знают, ибо им не дано знать ничего другого.

Один за другим гибнут товарищи Боймера; поездка в отпуск только подчеркивает отчужденность героя, углубляет пропасть между ним и семьей, между сегодняшним «взрослым» отчаянием и безмятежной юностью.

Война проложила роковую  черту между теми, кто оказался на фронте, кто хлебнул фронтовой  похлебки из солдатского котелка, и  теми, кто остался в тылу.

Попав на короткое время  в тыл домой, Пауль Боймер понимает, что Германия проигрывала войну не только на фронтах, где в тяжелых боях погибали юнцы из пополнения, где чувствовался неуклонный нажим со стороны войск союзников, но война проигрывалась и в тылу. Германский империализм явно не рассчитал своих сил, и Ремарк, справедливо отмечал слабость немецкого тыла в первую мировую войну, выступает тем самым против националистической легенды о революции, как причине поражения Германии. Кайзеровская империя была обречена на проигрыш войны, и герои романа понимают это.

Информация о работе Человек «потерянного поколения» в романе Э.-М. Ремарка